Пост с точки зрения врача-аллерголога

Анто­нина Вла­ди­ми­ровна Оси­пова,
врач-аллер­го­лог

В Еван­ге­лии от апо­стола Марка рас­ска­зано об отно­ше­нии Гос­пода Иисуса Христа к посту. «Могут ли поститься сыны чер­тога брач­ного, когда с ними жених? – гово­рил Спа­си­тель уче­ни­кам Иоан­но­вым и фари­сей­ским. – Доколе с ними жених, не могут поститься. Но придут дни, когда отни­мется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» (Мк. 2:19–20).

Для пони­ма­ния этих ино­ска­за­тель­ных слов Иисуса Христа необ­хо­димо вспом­нить о поня­тии хри­сти­ан­ского аске­тизма, – то есть, в пере­воде с гре­че­ского, упраж­не­ния, под­го­тов­ле­ния к борьбе. С раз­ви­тием хри­сти­ан­ства аске­тизм пони­ма­ется как упраж­не­ние духа и тела на пути к спа­се­нию, навык управ­ле­ния волей и помыс­лами, рели­ги­оз­ная и цер­ков­ная само­дис­ци­плина. Мера аске­тич­но­сти жизни чело­века всегда опре­де­ля­лась сло­вами Христа Спа­си­теля: «Кто может вме­стить, да вме­стит» (Мф. 19:12). Так, перед совер­ше­нием важных дел, нака­нуне пред­сто­я­щих испы­та­ний и Сам Иисус Хри­стос, и его уче­ники, и все пра­во­слав­ные хри­сти­ане пости­лись, гото­вясь к пред­сто­я­щим подви­гам.

Посты телес­ные, в том числе преду­смат­ри­ва­ю­щие огра­ни­че­ния в потреб­ле­нии опре­де­лен­ных видов пищи, рас­смат­ри­ва­ются как один из видов аске­тизма.

В ате­и­сти­че­ской лите­ра­туре и в созна­нии многих людей пост зача­стую трак­ту­ется всего лишь как выпол­не­ние вре­мен­ных запре­тов Пра­во­слав­ной Церкви, нала­га­е­мых на упо­треб­ле­ние неко­то­рых видов про­дук­тов; то есть, суть поста сво­дится к поня­тию баналь­ного «голо­да­ния». Это воз­зре­ние про­ти­во­ре­чит как тер­ми­но­ло­ги­че­ской, так и глу­бин­ной, мета­фи­зи­че­ской сути хри­сти­ан­ского поста.

Огра­ни­че­ние в пита­нии – это только одна, хотя и очень важная, сто­рона поста, формы воз­дей­ствия кото­рого на орга­низм чело­века мно­го­об­разны. Напом­ним, что пост преду­смат­ри­вает все­сто­рон­нее воз­дер­жа­ние: от житей­ских раз­вле­че­ний и уве­се­ле­ний, супру­же­ских отно­ше­ний, упо­треб­ле­ния спирт­ного, бур­ного про­яв­ле­ния стра­стей и отри­ца­тель­ных эмоций. В тече­ние постов и пост­ных дней в Церкви не совер­ша­ется таин­ство Бра­ко­вен­ча­ния, а зача­тие ребенка в пост­ное время счи­та­лось вели­ким грехом, послед­ствия кото­рого накла­ды­вали тяжкий отпе­ча­ток на буду­щее ребенка. В про­шлом во время поста не рабо­тали театры, не пода­вали спирт­ное в трак­ти­рах, не давали балов и при­е­мов.

Поучи­тельны мысли свя­ти­теля Иоанна Зла­то­устого о сущ­но­сти поста: «Оши­ба­ется тот, кто счи­тает, что пост – лишь в воз­дер­жа­нии от пищи. Истин­ный пост есть уда­ле­ние от зла, обуз­да­ние языка, отло­же­ние гнева, укро­ще­ние похо­тей, пре­кра­ще­ние кле­веты, лжи и клят­во­пре­ступ­ле­ния… Пре­кра­сен пост, потому что грехи наши он подав­ляет, как сорную траву, а правду, как цвет, под­ни­мает и растит. Если ты при­сту­пил к посту по жела­нию, то не будь мрачен, но радуйся: он очи­щает твою душу от яда… Молитвы совер­ша­ются со вни­ма­нием осо­бенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отя­го­ща­ется и не подав­ля­ется гибель­ным бре­ме­нем удо­воль­ствия. Ты постишься? Напи­тай голод­ных, напои жаж­ду­щих, посети боль­ных, не забудь заклю­чен­ных в тем­нице, пожа­лей изму­чен­ных, утешь скор­бя­щих и пла­чу­щих, будь мило­сер­ден, кроток, добр, тих, дол­го­тер­пе­лив, состра­да­те­лен, незло­па­мя­тен, бла­го­го­веен, исти­нен, бла­го­че­стив, чтобы Бог принял и пост твой и в изоби­лии даро­вал плоды пока­я­ния».

В этих мыслях Зла­то­устого отца Церкви откры­ва­ется высо­кая духов­ная зна­чи­мость поста. Не углуб­ля­ясь в бого­слов­ский аспект рас­смат­ри­ва­е­мого поня­тия, попро­буем про­ана­ли­зи­ро­вать меди­цин­ское зна­че­ние поста как аске­ти­че­ского упраж­не­ния с точки зрения его цели­тель­ного воз­дей­ствия на орга­низм чело­века. При этом ни на мгно­ве­ние не забу­дем, что оздо­ро­ви­тель­ный эффект поста есть не само­цель гове­ю­щего, но свое­об­раз­ное очи­ще­ние само­ис­це­ля­ю­ще­гося орга­низма дей­ствием бла­го­дати Божией, по вере самого пост­ника.

Пра­вильно соблю­да­е­мый пост явля­ется пси­хо­ло­ги­че­ским сред­ством для созда­ния осо­бого состо­я­ния физи­че­ской при­роды чело­века в первую оче­редь ради его духов­ного обнов­ле­ния. Одно­вре­менно пост ста­но­вится испы­та­нием для веру­ю­щих в стой­ко­сти при напа­де­нии иску­ше­ний и соблаз­нов, в тер­пе­нии и в сми­ре­нии.

В «Осно­вах Пра­во­сла­вия» под­черк­нуто, что хри­сти­ане постятся не потому, что Богу при­ятно, когда Его рабы не едят. Цель поста – овла­де­ние собой и победа над стра­стями плоти, осво­бож­де­ние себя от зави­сти миру сему, укреп­ле­ние души против иску­ше­ния и греха.

Хотя деле­ние живот­ных и про­дук­тов, годных к упо­треб­ле­нию в пищу, на «чистое» и «нечи­стое» суще­ство­вало еще на заре Свя­щен­ной Биб­лей­ской исто­рии (живот­ные, взятые Ноем в ковчег; пункты Синай­ского зако­но­да­тель­ства и т.д.), Иисус Хри­стос пере­нес основ­ной смысл подоб­ного деле­ния на новый уро­вень чело­ве­че­ской ответ­ствен­но­сти: «Слу­шайте и разу­мейте! Не то, что входит в уста, осквер­няет чело­века; но то, что выхо­дит из уст, осквер­няет чело­века… Еще ли не пони­ма­ете, что все, вхо­дя­щее в уста, про­хо­дит в чрево и извер­га­ется вон? А исхо­дя­щее из уст – из сердца исхо­дит; сие осквер­няет чело­века. Ибо из сердца исхо­дят злые помыслы, убий­ства, пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния, кражи, лже­сви­де­тель­ства, хуле­ния. Это осквер­няет чело­века» (Мф. 15:10–11, 17–19).

Апо­стол Петр в виде­нии услы­шал пред­пи­са­ние Гос­подне, кото­рое имело как образ­ный, про­об­ра­зо­ва­тель­ный, так и вполне кон­крет­ный, бук­валь­ный смысл. На слова апо­стола: «Нет, Гос­поди, я нико­гда не ел ничего сквер­ного и нечи­стого», – Гос­подь отве­тил: «Что Бог очи­стил, того ты не почи­тай нечи­стым» (Деян. 10:10–23). В этом пред­пи­са­нии состоит ответ на вопрос, почему в хри­сти­ан­стве нет абсо­лют­ных и посто­ян­ных запре­тов на какие-либо отдель­ные пище­вые про­дукты, кроме един­ствен­ного усло­вия: «Угодно Свя­тому Духу и нам не воз­ла­гать на вас ника­кого бре­мени более, кроме сего необ­хо­ди­мого: воз­дер­жи­ваться от идо­ло­жерт­вен­ного и крови, и удав­ле­нины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблю­дая сие, хорошо сде­ла­ете. Будьте здравы» (Деян. 15:28–29). О запрете упо­треб­ле­ния в пищу крови гово­рится мно­го­кратно в Боже­ствен­ном законе, данном Моисею на горе Синай: «Строго наблю­дай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом» (Втор. 12:16; 23; 15:23; Лев. 3:17; 7: 26; 17:14).

В под­ходе Пра­во­слав­ной Церкви к пита­нию про­сле­жи­ва­ется прин­цип разум­ной уме­рен­но­сти с отка­зом от край­но­стей: чре­во­уго­дия и небре­же­ния о насы­ще­нии плоти (Кол. 2:23).

Древ­ние источ­ники донесли до нас бла­го­сло­ве­ния опыт­ных духов­ни­ков, цер­ков­ных писа­те­лей и про­по­вед­ни­ков: «…потреб­лять пищу и питие, не при­чи­ня­ю­щие мятежа телес­ного и духов­ного»; «вина горя­чего не дер­жати и не пити»; «обжор­ство с пиян­ством – наи­па­чий грех». Святой Максим Испо­вед­ник под­чер­ки­вает: «Не пища зло, а чре­во­уго­дие». Эти про­стые слова найдут полное согла­сие любого здра­во­мыс­ля­щего про­фес­си­о­наль­ного врача-дие­то­лога, гастро­эн­те­ро­лога, аллер­го­лога.

В даль­ней­ших раз­мыш­ле­ниях нам необ­хо­димо строго раз­гра­ни­чи­вать такие поня­тия, как «пост» и «пита­ние во время поста».

По пище­вым пред­пи­са­ниям пра­во­слав­ные посты можно раз­де­лить на 5 кате­го­рий:

  • Стро­жай­ший пост: запре­щена любая пища, допу­стима только вода (в аллер­го­ло­гии и меди­цине это соот­вет­ствует поня­тию о полном голо­да­нии).
  • Пост с «сухо­яде­нием»: раз­ре­шена нева­ре­ная рас­ти­тель­ная пища без упо­треб­ле­ния пост­ного масла (в меди­цине это близко поня­тию о строго веге­та­ри­ан­ском пита­нии в форме сыро­яде­ния, но не рав­но­значно послед­нему, так как в дни такого поста вку­шают хлеб).
  • Пост «с яде­нием сва­ре­ния»: раз­ре­шено упо­треб­ле­ние рас­ти­тель­ной пищи, под­верг­ну­той теп­ло­вой кули­нар­ной обра­ботке, но без пост­ного масла (этот тип пита­ния в меди­цине почти пол­но­стью соот­вет­ствует стро­гому веге­та­ри­ан­ству).
  • Пост «с яде­нием сва­ре­ния с елеем» соот­вет­ствует преды­ду­щему, но допус­ка­ется исполь­зо­ва­ние пост­ного масла в нату­раль­ном виде и для при­го­тов­ле­ния пищи из рас­ти­тель­ных про­дук­тов.
  • Пост «с яде­нием рыбы», когда рас­ти­тель­ная пища в любой кули­нар­ной обра­ботке допол­ня­ется рыбой и рыб­ными про­дук­тами, а также пост­ным маслом.
  • Кроме ука­зан­ных пред­пи­са­ний, в цер­ков­ном уставе о постах ого­во­рены дни одно­крат­ного при­ня­тия пищи

Рас­смот­рен­ные пище­вые пред­пи­са­ния поз­во­ляют очер­тить круг про­дук­тов, состав­ля­ю­щих пост­ную пищу. Это зер­но­вые (хлеб, крупы), бобо­вые, овощи, фрукты, ягоды, грибы, съе­доб­ные дико­рас­ту­щие рас­те­ния, орехи, пря­но­сти, мед, рас­ти­тель­ные масла, рыба и рыбные про­дукты. К поня­тию «ско­ром­ная пища» отно­сится мясо и мясные про­дукты, молоко и молоч­ные про­дукты, живот­ные жиры, яйца, а также содер­жа­щие их про­дукты (кон­ди­тер­ские изде­лия с добав­ле­нием молока или яиц.

Раз­гра­ни­че­ние пост­ного и ско­ром­ного стола, изо­ли­ро­ва­ние одних про­дук­тов от других и недо­пу­ще­ние их сме­ши­ва­ния в дни поста в итоге при­во­дит к упро­ще­нию всего раци­она пита­ния (что весьма близко к меди­цин­ским прин­ци­пам раз­дель­ного пита­ния).

В пра­во­слав­ном кален­даре около двух­сот дней в тече­ние года – пост­ные; причем, в про­шлом боль­шин­ство насе­ле­ния соблю­дало пище­вые пред­пи­са­ния в период поста. Отсюда – обилие в ста­рин­ной кухне гриб­ных и рыбных блюд, склон­ность к исполь­зо­ва­нию раз­лич­ного рас­ти­тель­ного сырья: зерна (каша), бобо­вых, овощей (капу­ста, репа, редька, огурцы и др.), трав (кра­пива, сныть, лебеда и др.), лесных ягод. Мно­же­ство забы­тых ныне блюд делали, напри­мер, из гороха: горох, битый, тертый, горо­хо­вый сыр (твердо сбитый мелкий горох с рас­ти­тель­ным маслом), лапша из горо­хо­вой муки, пироги с горо­хом и многое другое.

В каче­стве пост­ных масел исполь­зо­вали коноп­ля­ное, оре­хо­вое, мако­вое, олив­ко­вое, только в сере­дине XIX века появи­лось под­сол­неч­ное. Вку­со­вое раз­но­об­ра­зие пост­ной пищи дости­га­лось упо­треб­ле­нием пряных овощей, пря­но­стей, уксуса. В боль­шом коли­че­стве ели лук, чеснок, хрен, укроп, пет­рушку. Уже с XXI веков на Руси при­ме­няли анис, лав­ро­вый лист, черный перец, гвоз­дику, а с XVI века их допол­нили имбирь, шафран, кар­да­мон и другие пря­но­сти.

Иллю­стра­цией испол­не­ния пище­вых пред­пи­са­ний для разных кате­го­рий поста может слу­жить «Сто­ло­вая книга Пат­ри­арха Фила­рета Ники­тича» (Рома­нова), напи­сан­ная в 1632 году по ходу Вели­кого поста.

В поне­дель­ник «у Вели­кого Госу­даря, Свя­тей­шего Фила­рета, Пат­ри­арха Мос­ков­ского и всея Руси куша­нья не было вовсе и яствы не дер­жано», – стро­жай­ший пост. Во втор­ник Пат­ри­арху пода­вали «в сто­ло­вое куша­нье капустку кро­ше­ную сту­де­ную», – пост с сухо­яде­нием. В среду на пат­ри­ар­шем столе были: взвар с пшеном соро­чин­ским (рисом), шафра­ном и перцем, капу­ста, горох зоба­нец (очи­щен­ный горох), ядра мин­даль­ные, орехи грец­кие, ягоды винные (инжир), хрен, гренки, «гор­шо­чек каши» с имби­рем. В чет­верг, как и в поне­дель­ник, «куша­нья не было вовсе и яствы не дер­жано». В пят­ницу Пат­ри­арху пода­вали щи из ква­ше­ной капу­сты с луком и перцем, грибы, горох зоба­нец, лапшу горо­хо­вую, ядра мин­даль­ные, орехи грец­кие, взвар медо­вый квас­ной с пшеном соро­чин­ским, изюмом, шафра­ном и перцем, гор­шо­чек каши с имби­рем, наре­зан­ную лом­ти­ками паре­ную репу с уксу­сом и хреном, ягоды винные, яблоки, – пост с упо­треб­ле­нием варе­ной пищи, но без рас­ти­тель­ного масла. В суб­боту и вос­кре­се­нье у Пат­ри­арха было 2 приема пищи. В празд­ник Бла­го­ве­ще­ния, когда еди­но­жды в тече­ние Вели­кого поста раз­ре­шено вку­ше­ние рыбы, на обед пода­ва­лась икра паюс­ная, белуга и осетр сухие и прес­но­соль­ные, кашку из стер­ляди, уху из кара­сей, пироги с рыбой и другую рыбную пищу, капу­сту, редьку, хрен, грибы, лапшу горо­хо­вую, горо­шек, орехи. Сход­ным был и ужин.

Таким обра­зом, мы видим соче­та­ние в тече­ние сед­мицы Вели­кого поста всех видов пост­ного пита­ния.

Но и в потреб­ле­нии пост­ной пищи должно соблю­дать уме­рен­ность. Смяг­че­ние пище­вых пред­пи­са­ний допус­ка­ется для боля­щих, для заня­тых тяже­лым физи­че­ским трудом и для тех, кто нахо­дится в пути. Пост также не рас­про­стра­ня­ется на груд­ных детей. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст учит: «Кто при­ни­мает пищу и не может поститься, да подает обиль­ную мило­стыню, да пока­жет непре­стан­ную молитву, да имеет боль­шую готов­ность к слу­же­нию Слову Божьему. В этом не может ему пре­пят­ство­вать немощь тела. Да при­ми­рится с вра­гами своими; всякое зло­па­мят­ство да отго­нит от души своей».

В недав­нем про­шлом в совет­ской ате­и­сти­че­ский и меди­цин­ской лите­ра­туре пост кри­ти­ко­вали как про­яв­ле­ние опас­ного для здо­ро­вья рели­ги­оз­ного фана­тизма. В насто­я­щее время именем хри­сти­ан­ского поста пыта­ются назы­вать раз­лич­ные искус­ствен­ные методы пита­ния, голо­да­ние, раз­гру­зоч­ные диеты, веге­та­ри­ан­ство и тому подоб­ное. Бытует мнение, что пра­во­слав­ные посты имеют не только рели­ги­озно-обря­до­вое, но и дие­ти­че­ское зна­че­ние. Это совер­шенно не верно! Праг­ма­тич­ная дието-про­фи­лак­ти­че­ская идея искус­ственно увя­зы­ва­ется с духов­ной идеей поста как явле­ния из обла­сти аске­тики.

Так, сто­рон­ник нетра­ди­ци­он­ного пита­ния Г. Шата­лова в своей книге «Фор­мула здо­ро­вья и дол­го­ле­тия» (1992) реко­мен­дует стро­гое соблю­де­ние постов как раз­гру­зоч­ных дней, рас­смат­ри­вая пост как состав­ную часть так назы­ва­е­мого видо­вого пита­ния (веге­та­ри­ан­ства с эле­мен­тами сыро­яде­ния и раз­гру­зоч­ного пита­ния. А врач Е. Рудова (1994) пишет: «В про­фи­лак­тике пост зани­мает цен­траль­ное место, далеко опе­ре­жая другие методы обще­ствен­ного оздо­ров­ле­ния. Тот, кто постится, выиг­ры­вает дважды: сохра­няет здо­ро­вье и эко­но­мит сред­ства». Такой потре­би­тель­ский подход к посту просто игно­ри­рует его основ­ную суть и духов­ный смысл.

В 1992 году вышла книга Г. Мала­хова «Цели­тель­ные силы», где он пишет: «Под постами под­ра­зу­ме­ва­ется отказ от при­ня­тия любой пищи на опре­де­лен­ный период вре­мени. Упо­треб­ле­ние пост­ной пищи во время поста есть нару­ше­ние этого поня­тия». Далее автор и вовсе начи­нает увя­зы­вать даты Вели­кого поста с аст­ро­ло­гией и «огнен­ными зна­ками зоди­ака». Подоб­ная меша­нина из псев­до­на­уч­ных рас­суж­де­ний и грубых извра­ще­ний сущ­но­сти поста встре­ча­ется, к сожа­ле­нию, во многих книгах и ста­тьях.

Как уже гово­ри­лось выше, коли­че­ство пост­ных дней в тече­ние года пре­вы­шает число дней ско­ром­ных. А поскольку боль­шая часть пост­ных дней допус­кает к упо­треб­ле­нию только рас­ти­тель­ную пищу, то ста­но­вится понятно, почему в ста­рину рус­ские, бело­русы и укра­инцы не счи­тали мясо осно­вой своего раци­она, в отли­чие от наших совре­мен­ни­ков, оце­ни­ва­ю­щих каче­ство пита­ния по мере доступ­но­сти и ассор­ти­мента мясных и кол­бас­ных про­дук­тов с их пище­выми добав­ками, кон­сер­ван­тами, кра­си­те­лями и тому подоб­ной химией.

В целом для здо­ро­вых тру­до­спо­соб­ных людей опти­маль­ным явля­ется именно сме­шан­ное пита­ние с широ­ким исполь­зо­ва­нием свежих овощей, плодов и раз­лич­ных веге­та­ри­ан­ских блюд, а также с весьма уме­рен­ным потреб­ле­нием мясо­мо­лоч­ных про­дук­тов. Стро­гое соблю­де­ние постов никоим обра­зом не может повре­дить здо­ро­вью чело­века, и это под­твер­жда­ется мно­го­ве­ко­вым опытом мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных хри­стиан.

Перей­дем к медико-био­ло­ги­че­ской оценке системы пост­ного пита­ния с пози­ций аллер­го­ло­гии.

В пра­во­слав­ном кален­даре дни стро­жай­шего поста, когда не вку­ша­ется ника­кая пища, кроме воды, редки. Но их медико-био­ло­ги­че­ское зна­че­ние для орга­низма чело­века весьма бла­го­при­ятно. По послед­ним данным, именно одно- двух­днев­ное воз­дер­жа­ние от пищи ста­но­вится свое­об­раз­ным поло­жи­тель­ным стрес­сом, вслед­ствие кото­рого моби­ли­зу­ются защит­ные силы орга­низма, вклю­ча­ются его адап­та­ци­он­ные и ком­пен­са­тор­ные резервы. В резуль­тате акти­ви­ру­ются иммун­ная и эндо­крин­ная система, осо­бенно дея­тель­ность над­по­чеч­ни­ков; выра­ба­ты­ва­ются соб­ствен­ные глю­ко­кор­ти­ко­сте­ро­ид­ные гор­моны, подав­ля­ется аллер­ги­че­ское вос­па­ле­ние, уси­ли­ва­ется реге­не­ра­ция тканей. Таким обра­зом, при раз­гру­зочно-дие­ти­че­ская тера­пия имеет место не «отдых» или «очи­ще­ние» орга­низма, а, скорее, его «встряска». В аллер­го­ло­гии крат­ко­вре­мен­ное воз­дер­жа­ние от пищи при­ме­няют при всех видах аллер­ги­че­ских забо­ле­ва­ний.

При этом пра­во­слав­ный стро­жай­ший пост не имеет ника­кого отно­ше­ния к системе голо­да­ния по П. Брэггу, Г. Шел­тону или йоге. Всякое сов­па­де­ние здесь может обна­ру­житься исклю­чи­тельно на тер­ми­но­ло­ги­че­ском уровне, потому что ни моти­ва­ция, ни цели, ни при­о­ри­теты соблю­де­ния поста и «чуда голо­да­ния» не имеют ничего общего. Каких только мето­дик так назы­ва­е­мых «входа в голод и выхода из голода» сейчас не пред­ла­га­ется! Но веру­ю­щие люди про­во­дят дни стро­жай­шего поста без каких-либо под­го­то­ви­тель­ных при­е­мов, а по их завер­ше­нии так же просто пере­хо­дят к обык­но­вен­ной пище. При мно­го­днев­ных постах, вклю­ча­ю­щих дни стро­жай­шего поста, за такими днями обычно сле­дует день поста с сыро­яде­нием (напри­мер, первая, Кре­сто­по­клон­ная и Страст­ная сед­мицы Вели­кого поста).

Для боль­шин­ства пост­ных дней, уста­нов­лен­ных Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, харак­те­рен «с яде­нием сва­ре­ния с елеем» и пост «с яде­нием сва­ре­ния», то есть веге­та­ри­ан­ское и строго веге­та­ри­ан­ское пита­ние. Однако, во-первых, вне пост­ных дней не запре­щено есть мясо-молоч­ные и иные про­дук­тов живот­ного про­ис­хож­де­ния. Кроме того, в тече­ние постов суще­ствует немало дней, когда раз­ре­ша­ется вку­ше­ние рыбы и рыбных про­дук­тов. Таким обра­зом, веге­та­ри­ан­ское пита­ние в прак­тике пра­во­слав­ного поста не явля­ется посто­ян­ным, а только вре­мен­ным и пре­ры­ви­стым, что в свою оче­редь ста­но­вится про­об­ра­зом сба­лан­си­ро­ван­ного и гипо­ал­лер­ген­ного пита­ния.

Пра­во­слав­ное насе­ле­ние сла­вяно-рус­ских рес­пуб­лик редко стра­дало желе­зо­де­фи­цит­ной ане­мией, остео­по­ро­зом и дру­гими забо­ле­ва­ни­ями, кото­рые могут раз­виться у тех, кто совер­шенно исклю­чает из раци­она своего пита­ния мясо и мясо­про­дукты. Для пище­вых раци­о­нов стро­гих веге­та­ри­ан­цев харак­те­рен недо­ста­ток пол­но­цен­ных белков и соот­вет­ственно неза­ме­ни­мых ами­но­кис­лот, вита­ми­нов B2, B12 и D, хотя содер­жа­ние Ca, Fe, Cu, Zn коли­че­ственно может быть доста­точ­ным, но усво­я­е­мость этих веществ из рас­ти­тель­ной пищи низкая. Однако эти же веще­ства пре­красно усва­и­ва­ются с рыбой.

Рыба обла­дает высо­кой пище­вой цен­но­стью и по ряду пока­за­те­лей пре­вос­хо­дит мясо живот­ных. Это важный источ­ник пол­но­цен­ного белка со сба­лан­си­ро­ван­ным соста­вом неза­ме­ни­мых ами­но­кис­лот. Мети­о­нина – ами­но­кис­лоты, игра­ю­щей боль­шую роль в регу­ля­ции жиро­вого обмена в печени, в рыбе больше, чем в тво­роге, – при­знан­ном источ­нике мети­о­нина. Срав­ни­тельно с мясом живот­ных в рыбе почти в 5 раз меньше соеди­ни­тель­ной ткани. В этом при­чина того, что рыба быст­рее, чем мясо, варится, жарится и легче пере­ва­ри­ва­ется в пище­ва­ри­тель­ном тракте. Белок рыбы усва­и­ва­ется лучше, чем мясной: в сред­нем на 95 % против 88 %. Содер­жа­ние вита­миов группы В в рыбе такое же или несколько меньше, чем в мясе живот­ных, а вита­ми­нов А и D больше, осо­бенно в печени рыб. В рыбе содер­жатся раз­но­об­раз­ные мине­раль­ные веще­ства. Осо­бенно богата рыба йодом, F1, Zn и дру­гими мик­ро­эле­мен­тами. Осо­бого вни­ма­ния заслу­жи­вают рыбные жиры, кото­рые в отли­чие от жиров живот­ных легче пере­ва­ри­ва­ются и обла­дают особой био­ло­ги­че­ской цен­но­стью, так как содер­жат спе­ци­фи­че­ские поли­не­на­сы­щен­ные жирные кис­лоты (ПНЖК), кото­рым при­дают боль­шое зна­че­ние в дие­то­ло­гии, аллер­го­ло­гии, дие­то­про­фи­лак­тике ате­ро­скле­роза и ише­ми­че­ской болезни сердца.

В жирах рыб содер­жатся такие ПНЖК, кото­рых нет в под­сол­неч­ном, куку­руз­ном и других широко упо­треб­ля­е­мых рас­ти­тель­ных маслах. ПНЖК рыб нор­ма­ли­зуют неко­то­рые сто­роны жиро­вого обмена при ате­ро­скле­розе; поло­жи­тельно влияют на свер­ты­ва­ю­щую и про­ти­во­свер­ты­ва­ю­щую системы крови, что важно в дие­то­те­ра­пии ише­ми­че­ской болезни сердца и ате­ро­скле­роза сосу­дов голов­ного мозга; спо­соб­ствуют сни­же­нию ато­пи­че­ского дер­ма­тита при гипер­то­ни­че­ской болезни, нор­ма­ли­зуют гор­мо­наль­ных фон. Био­ло­ги­че­ски актив­ными ПНЖК богаты сельдь, скум­брия, ста­врида, сар­дина, ното­те­ния, мойва, тунец, лосось, печень трес­ко­вых.

По пище­вым пред­пи­са­ниям Церкви рыба и рас­ти­тель­ные масла отно­сятся к пост­ной пище. В меди­ко­био­ло­ги­че­ском аспекте такое соче­та­ние про­дук­тов спо­соб­ствует сба­лан­си­ро­ван­но­сти разных ПНЖК в пище. Учение о сба­лан­си­ро­ван­ном пита­нии сохра­няет свое зна­че­ние и в насто­я­щее время., но неко­то­рые его поло­же­ния в послед­ние годы под­верг­нуты пере­смотру и уточ­не­нию. Это отно­сится прежде всего к выте­ка­ю­щему из теории сба­лан­си­ро­ван­ного пита­ния пред­став­ле­нию об «иде­аль­ной пище», кото­рая наи­бо­лее полно воз­ме­щает исполь­зу­е­мые орга­низ­мом пище­вые веще­ства и расход энер­гии. При­знано, что посто­ян­ное пита­ние «иде­аль­ной пищей» спо­соб­ствует мета­бо­ли­че­ской гипо­ди­на­мии – свое­об­раз­ному сни­же­нию актив­но­сти систем, обес­пе­чи­ва­ю­щих обмен веществ. Это явле­ние можно условно срав­нить с мышеч­ной гипо­ди­на­мией, свя­зан­ной с низкой физи­че­ской актив­но­стью и веду­щей к дет­ре­ни­ро­ван­но­сти мышц.

По мнению ака­де­мика А.М. Уго­лева (1991), иде­ально сба­лан­си­ро­ван­ное пита­ние создает такие ком­форт­ные усло­вия для обмена веществ, кото­рые не явля­ются эво­лю­ци­онно под­го­тов­лен­ной осно­вой для опти­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти чело­века. В пре­де­лах корот­ких пери­о­дов вре­мени (недель) отступ­ле­ния от сба­лан­си­ро­ван­ного «иде­аль­ного пита­ния» могут быть не только физио­ло­гичны, но и необ­хо­димы для под­дер­жа­ния высо­кого уровня актив­но­сти орга­нов и систем, обес­пе­чи­ва­ю­щих усво­е­ние пищи. При этом пра­вило равен­ства рас­хода и поступ­ле­ния пище­вых веществ сохра­няют свое зна­че­ние для дли­тель­ных пери­о­дов вре­мени, что пре­ду­пре­ждает воз­ник­но­ве­ние болез­ней недо­ста­точ­ного и избы­точ­ного пита­ния. Таким обра­зом, с одной сто­роны, соблю­де­ние пище­вых пред­пи­са­ний постов вызы­вает откло­не­ние от сба­лан­си­ро­ван­ного пита­ния, а с другой, – для многих людей (напри­мер, боль­ных кра­пив­ни­цей) эти откло­не­ния не только не нано­сят ущерба здо­ро­вью, но явля­ются целе­со­об­раз­ными с учетом совре­мен­ных взгля­дов на зна­че­ние пери­о­ди­че­ской раз­ба­лан­си­ровки пита­ния.

Науч­ный сотруд­ник Инсти­тута пита­ния РАМН М.М. Гуре­вич (1990) пишет, что «посты гра­мотно гото­вили весь орга­низм к смене вре­мени года: Вели­кий пост гото­вил его к лету, к пере­ходу на новые про­дукты. Успен­ский пост – пере­ход к осени, Рож­де­ствен­ский – к зиме».

Согласно послед­ним иссле­до­ва­ниям Наци­о­наль­ной ака­де­мии пита­ния США и, в част­но­сти, Ари­зон­ского центра пита­ния и пище­вой аллер­гии под руко­вод­ством про­фес­сора Уильяма Джон­сона, един­ствен­ной раци­о­наль­ной систе­мой пита­ния на сего­дняш­ний день при­знано именно система пере­ме­жа­ю­ще­гося приема мясной и веге­та­ри­ан­ской пищи, поскольку таким обра­зом и пище­ва­ри­тель­ная, и иммун­ная системы чело­ве­че­ского орга­низма полу­чают есте­ствен­ную тре­ни­ровку и ком­плекс­ное оздо­ро­ви­тель­ное воз­дей­ствие. Но, в таком случае, можем ли мы назвать какую-нибудь иную более совер­шен­ную систему такого пита­ния, чем посто­вые пред­пи­са­ния Пра­во­слав­ной Церкви, выра­ба­ты­вав­ши­еся в тече­ние тыся­че­ле­тий по Боже­ствен­ному откро­ве­нию и апро­би­ро­ван­ные мил­ли­о­нами хри­стиан во все вре­мена по всей земле? Воис­тину зна­ме­на­тельны слова Бого­видца Моисея, запе­чат­лен­ные в книге Вто­ро­за­ко­ние: «запо­ведь сия, кото­рую я запо­ве­дую тебе сего­дня, не недо­ступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было гово­рить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услы­шать ее, и мы испол­нили бы ее?». и не за морем она, чтобы можно было гово­рить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услы­шать ее, и мы испол­нили бы ее?» но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы испол­нять его» (Втор. 30:11–14).

Пище­вые пред­пи­са­ния во время поста напо­ми­нают гипо­ал­лер­ген­ную диету. Учи­ты­вая, что боль­шин­ство дней в году – пост­ные, то и система пра­во­слав­ного пост­ного пита­ния в целом носит гипо­ал­лер­ген­ный харак­тер. По ста­ти­стике аллер­ги­че­ская забо­ле­ва­е­мость была в России крайне низкой. Согласно данным пер­вого рус­ского аллер­го­лога В.П. Силича (1868 год) забо­ле­ва­ние реци­ди­ви­ру­ю­щей кра­пив­ни­цей и ато­пи­че­ским дер­ма­ти­том – казу­и­стика; брон­хи­аль­ная астма – 2–3 случая на 100 000 насе­ле­ния; поли­ноз – 2–4 случая на 100 000 насе­ле­ния, экс­су­да­тивно-ката­раль­ный диатез – казу­и­стика у детей. В насто­я­щее время только лишь в Минске насчи­ты­ва­ется около 50 000 слу­чаев брон­хи­аль­ной астмы.

По наблю­де­ниям, из 200 моих паци­ен­тов, стра­да­ю­щих брон­хи­аль­ной астмой всех форм, только 15 явля­ются пра­во­слав­ными хри­сти­а­нами. И у всех них во время постов наблю­да­ется умень­ше­ние коли­че­ства при­сту­пов, нет четко очер­чен­ных при­сту­пов. При­веду очень зна­ме­на­тель­ный пример: прак­ти­че­ски все спе­ци­а­ли­сты-аллер­го­логи еди­но­душно опа­са­лись ухуд­ша­ю­щего вли­я­ния дыма, воз­ни­ка­ю­щего от сго­ра­ния ладана во время каж­де­ния в церкви, на боль­ных брон­хи­аль­ной астмой. Но тща­тель­ней­шие наблю­де­ния пока­зали, что при­сту­пов удушья в этих слу­чаях не бывало нико­гда! Более того: для боль­ных всегда насту­пало облег­че­ние их состо­я­ния. Также и среди пра­во­слав­ных под­рост­ков, стра­да­ю­щих ато­пи­че­ским дер­ма­ти­том, ухуд­ше­ние состо­я­ния в дни поста не наблю­да­ется.

Как Пра­во­сла­вие наи­бо­лее полно и отра­жает пер­во­здан­ную пол­ноту хри­сти­ан­ства, так и пра­во­слав­ные пище­вые пред­пи­са­ния на время поста содер­жат все пози­тив­ные эле­менты раз­но­об­раз­ных совре­мен­ных мето­дик очи­ще­ния, лече­ния и оздо­ров­ле­ния орга­низма в меди­цине и, в част­но­сти, в аллер­го­ло­гии. Любая попытка выде­лить из пра­во­слав­ного поста некую медико-био­ло­ги­че­скую осо­бен­ность и про­воз­гла­сить на ее осно­ва­нии новую «систему» или «мето­дику» будет вто­рична и без­ду­ховна. Потому что стро­гое соблю­де­ние хри­сти­а­нами постов и пост­ных дней – это нечто гораздо боль­шее, чем пра­вила приема пищи.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки