Чтение Псалтири – не только труд, но и радость

Чтение Псалтири – не только труд, но и радость

Келей­ное чте­ние Псал­ти­ри – конеч­но, хоро­шее дело, стрем­ле­ние. Общая молит­ва сбли­жа­ет людей. Чте­ние Псал­ти­ри – важ­ная часть духов­ной жиз­ни хри­сти­а­ни­на, это не толь­ко труд, но и радость.

Сре­ди книг Свя­щен­но­го Писа­ния кни­га Псал­тирь зани­ма­ет осо­бое место.

Свя­ти­тель Афа­на­сий Вели­кий, цити­руя 2‑е Посла­ние к Тимо­фею: «Все Писа­ние бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти» (2Тим.3:16), тем не менее отме­ча­ет, что Псал­тирь «для вни­ма­тель­ных заклю­ча­ет в себе нечто достой­ное осо­бен­но­го почи­та­ния», ибо она, «подоб­но саду, заклю­ча­ет в себе насаж­де­ния всех дру­гих книг Свя­щен­но­го Писа­ния».

На Руси Псал­тирь была широ­ко рас­про­стра­не­на и име­ла важ­ное зна­че­ние в жиз­ни рус­ских людей. Псал­тирь в жиз­ни людей была и как кни­га бого­слу­жеб­ная, и как нази­да­тель­ная для домаш­не­го чте­ния, а так­же была основ­ной учеб­ной кни­гой. Детей учи­ли читать, учи­ли зна­ни­ям по Псалтири.

Гово­ря о духов­ной поль­зе чте­ния Псал­ти­ри, умест­но при­ве­сти сло­ва мона­ха Евфи­мия Зига­бе­на, кото­рый назы­ва­ет Кни­гу Псал­мов «…обще­до­ступ­ной лечеб­ни­цей, где изле­чи­ва­ет­ся вся­кая болезнь. При­чем уди­ви­тель­но то, что ее сло­ва при­ли­че­ству­ют всем людям – осо­бен­ность, свой­ствен­ная одной этой кни­ге, кото­рая пред­став­ля­ет собой изоби­лие вся­ко­го созер­ца­ния и пра­вил жиз­ни, обще­ствен­ную сокро­вищ­ни­цу настав­ле­ний, содер­жа­щую в себе при этом толь­ко то, что полез­но… Пса­лом для чело­ве­ка – это совер­шен­но то же, что вея­ние воз­ду­ха, или раз­ли­тие све­та, или упо­треб­ле­ние огня и воды, или вооб­ще что-нибудь такое, что всем и необ­хо­ди­мо и полез­но. В выс­шей сте­пе­ни уди­ви­тель­но то, что рабо­та­ю­щие, не отвле­ка­ясь пени­ем псал­мов от сво­ей рабо­ты, облег­ча­ют этим ее труд­ность».

Часто веру­ю­щие про­сят в мона­сты­рях молить­ся за усоп­ших род­ствен­ни­ков, за здра­вие близ­ких, про­сят читать Псал­тирь за сво­их срод­ни­ков. Это хоро­шее дело, но, тем не менее, если мы сами потру­дим­ся, сами возь­мём Псал­тирь и будем читать, вни­кать, то как гово­рил свя­ти­тель Афа­на­сий Саха­ров: «Подвиг чте­ния Псал­ти­ри будет жерт­вой Богу не толь­ко за поми­на­е­мых, но и за самих, при­но­ся­щих ее, тру­дя­щих­ся в чте­нии. Чита­ю­щие Псал­тирь полу­ча­ют от сло­ва Божия и вели­кое уте­ше­ние, и вели­кое нази­да­ние, чего они лиша­ют­ся, пору­чая дру­гим это доб­рое дело, и сами чаще все­го не при­сут­ствуя даже при нем».

Про­то­и­е­рей Миха­ил Легеев

Запи­са­ла Алек­сандра Грипас

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки