Главное — не брать на себя невыполнимые обязательства, а ощутить радость псалмопения

Главное — не брать на себя невыполнимые обязательства, а ощутить радость псалмопения

Про­то­и­е­рей Миха­ил Вла­ди­ми­ров, насто­я­тель хра­ма Казан­ской Божи­ей Мате­ри в Сан-Франциско

Регу­ляр­ное чте­ние Псал­ти­ри, на мой взгляд, явля­ет­ся осно­вой постро­е­ния духов­ной жиз­ни веру­ю­ще­го чело­ве­ка. Точ­но так же, как Псал­тирь про­ни­зы­ва­ет все пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние, она долж­на про­ни­зы­вать и жизнь чело­ве­ка. Псал­тирь упо­ря­до­чи­ва­ет состо­я­ние наше­го духа, при­во­дя его в состо­я­ние мира, люб­ви и сво­бо­ды. Зна­ние наизусть отдель­ных псал­мов или хотя бы неко­то­рых строк для обра­ще­ния к ним в кри­ти­че­ских ситу­а­ци­ях помо­га­ет най­ти и при­нять един­ствен­но пра­виль­но реше­ние. Я не побо­юсь ска­зать, что совре­мен­ный чело­век, кото­рый хочет жить духов­ной жиз­нью, дол­жен бук­валь­но дышать Псал­ти­рью. Необ­хо­ди­мость еже­днев­но­го чте­ния Псал­ти­ри не может под­вер­гать­ся ника­ко­му сомнению.

Дру­гой вопрос заклю­ча­ет­ся в том, как читать Псал­тирь. В тече­ние двух тыся­че­ле­тий в Церк­ви сло­жи­лись фор­мы домаш­не­го чте­ния Псал­ти­ри. Во-пер­вых, суще­ству­ет поря­док келей­но­го чте­ния Псал­ти­ри, когда каж­дая кафиз­ма начи­на­ет­ся и закан­чи­ва­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми молит­ва­ми и раз­де­ле­на на 3 части. Я не думаю, что здесь нуж­но подроб­но гово­рить об этом, тем более, что это пра­ви­ло изло­же­но на «Азбу­ке». Точ­но так же суще­ству­ет поря­док чте­ния Псал­ти­ри по усопшим.

Часто мы забы­ва­ем, что чте­ние Псал­ти­ри вклю­че­но в Вечер­ню и Утре­ню, кото­рые по Часо­сло­ву каж­дый чело­век может слу­жить у себя дома мирян­ским чином. При­чем, в этом слу­чае вся Псал­тирь миря­ни­ном будет про­чи­ты­вать­ся не за 20 дней, а за неделю.

Кро­ме это­го, на мой взгляд, каж­дый чело­век может сам опре­де­лить для себя объ­ем чте­ния Псал­ти­ри в зави­си­мо­сти от сво­е­го духов­но­го состо­я­ния, вре­мен­ных воз­мож­но­стей, под­го­тов­лен­но­сти. Каж­дый, читав­ший Псал­тирь, зна­ет, что ино­гда в одном псал­ме нахо­дишь ответ на муча­щий вопрос, и тогда пере­чи­ты­ва­ешь его мно­го раз и обре­та­ешь покой. А ино­гда невоз­мож­но оста­но­вить­ся, и чита­ешь одну кафиз­му за дру­гой. В этом и есть радость домаш­ней молитвы.

С нача­ла 20 века появи­лась прак­ти­ка т. н. «молит­вы по согла­ше­нию», когда несколь­ко чело­век в одно и то же вре­мя чита­ют спе­ци­аль­ную молит­ву, поми­ная людей, нуж­да­ю­щих­ся в помо­щи. Наи­бо­лее извест­ная молит­ва по согла­ше­нию была состав­ле­на, насколь­ко я знаю, о. Вален­ти­ном Амфи­те­ат­ро­вым. На мой взгляд, то, что роди­лось сей­час — это некое пре­об­ра­зо­ва­ние молит­вы по согла­ше­нию в чте­ние Псал­ти­ри по соглашению.

С прак­ти­кой чте­ния Псал­ти­ри по согла­ше­нию я столк­нул­ся лет 15 назад, когда при­хо­жане наше­го хра­ма ста­ли созда­вать такую группу.

Я до сих пор для себя не могу сфор­му­ли­ро­вать цели созда­ния подоб­ных групп из мирян. При этом при­чи­на, поче­му мно­гие ищут подоб­ную фор­му, мне кажет­ся оче­вид­ной. Каж­дый чело­век, при­хо­дя в Цер­ковь, хочет при­ни­мать уча­стие в бого­слу­же­нии. Он не хочет быть про­сто зри­те­лем или слу­ша­те­лем. Он хочет дей­ствен­но молить­ся, вслух обра­ща­ясь к Богу, вос­пе­вая и бла­го­да­ря Его, про­из­но­ся име­на сво­их близ­ких, име­на дру­гих людей, кото­рым нуж­на помощь. Имен­но это­го совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная тра­ди­ция прак­ти­че­ски не преду­смат­ри­ва­ет. В боль­шин­стве хра­мов, кро­ме «Верую» и «Отче наш», при­хо­жа­нин ниче­го не име­ет воз­мож­но­сти про­из­не­сти. Даже под­пе­вая хору «Гос­по­ди, поми­луй», он рис­ку­ет вызвать гнев реген­та. А если к это­му доба­вить, что все-таки боль­шин­ство при­хо­жан не в состо­я­нии понять не толь­ко под­лин­ную глу­би­ну бого­слу­жеб­ных тек­стов (осо­бен­но кано­нов на Утре­ни), но даже при­бли­зи­тель­но уло­вить тек­сты пес­но­пе­ний, то ста­но­вит­ся понят­но, поче­му наши хра­мы пусты на Все­нощ­ных бде­ни­ях. Меж­ду кли­ром и рядо­вы­ми при­хо­жа­на­ми все боль­ше углуб­ля­ет­ся раз­де­ле­ние, даже визу­аль­но замет­ное в том, что вой­дя в храм, при­хо­жа­нин вме­сто того, что­бы подой­ти как мож­но бли­же к амво­ну, отсту­па­ет к зад­ней стене, боясь поме­шать кли­ру совер­шать бого­слу­же­ние. Если взгля­нуть на бого­слу­же­ние с точ­ки зре­ния вовле­чен­но­сти при­хо­жан, то ста­нет понят­но, поче­му мно­гие при­хо­дят не к нача­лу Литур­гии, а к сере­дине или к кон­цу служ­бы, что­бы после служ­бы зака­зать моле­бен, пани­хи­ду или про­петь ака­фист. При­хо­жане хотят, стоя рядом с батюш­кой, под­пе­вать ему, слы­шать на молебне име­на тех, о ком они молят­ся, а не про­сто пода­вать запис­ку в заи­ко­но­стас­ное без­мол­вие, где ее то ли алтар­ни­ки про­чи­та­ют, то ли нет. Доста­точ­но уви­деть счаст­ли­вые гла­за людей, пою­щих ака­фи­сты без реген­та и хори­стов, что­бы понять, насколь­ко при­хо­жане хотят груп­по­вой вовле­чен­но­сти в бого­слу­же­ние и насколь­ко это­го им не хватает.

Имен­но эта неудо­вле­тво­рен­ная жаж­да дей­ствен­но­го бого­слу­же­ния ста­ла при­чи­ной появ­ле­ния новой фор­мы чте­ния Псал­ти­ри по согла­ше­нию в двадцатках.

Мой лич­ный опыт обще­ния с при­хо­жа­на­ми, кото­рые начи­на­ют участ­во­вать в подоб­ной прак­ти­ке, сви­де­тель­ству­ет о сле­ду­ю­щих воз­мож­ных иску­ше­ни­ях, о кото­рых хоте­лось бы пре­ду­пре­дить молящихся.

Во-пер­вых, в при­хо­де рано или позд­но все узна­ют о том, что в хра­ме есть неко­то­рые осо­бые молит­вен­ни­ки, к кото­рым нуж­но обра­щать­ся с прось­бой о молит­ве, так как их груп­по­вая молит­ва «силь­нее».

Во-вто­рых, эти осо­бые молит­вен­ни­ки не у всех при­ни­ма­ют прось­бы о молит­вах и спис­ки с име­на­ми, а устра­и­ва­ют людям бук­валь­но допро­сы по каж­до­му име­ни и при­чине прось­бы о молитве.

В‑третьих, они посто­ян­но с важ­но­стью всем напо­ми­на­ют, что­бы с тако­го по такое-то вре­мя им никто не зво­нил и не бес­по­ко­ил, т. к. они чита­ют Неусы­па­е­мую Псал­тирь. В резуль­та­те в при­хо­де на ров­ном месте обра­зу­ет­ся нечто вро­де сек­ты осо­бо про­дви­ну­тых христиан.

В‑четвертых, у неко­то­рых после пер­вой эйфо­рии от осо­зна­ния важ­но­сти сво­ей мис­сии (пре­ле­сти) насту­па­ет отя­го­ще­ние взя­ты­ми на себя обя­за­тель­ства­ми с одно­вре­мен­ной невоз­мож­но­стью от них отка­зать­ся, ведь в при­хо­де все уже зна­ют, что он осо­бый молит­вен­ник. В резуль­та­те чело­ве­ка охва­ты­ва­ет уныние.

Если чело­век хочет читать Псал­тирь, то луч­ше все­го взять в руки «Псал­тирь учеб­ную» с дву­мя парал­лель­ны­ми тек­ста­ми (на цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ке и пере­во­дом Биру­ко­вых), ее мож­но лег­ко най­ти на «Азбу­ке». В этом изда­нии даны пра­ви­ла как келей­но­го чте­ния, так и чте­ния по усоп­шим. Для людей, не зна­ю­щих цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ка, чте­ние мож­но начать с совре­мен­но­го пере­во­да, а потом обя­за­тель­но перей­ти на цер­ков­но­сла­вян­ский текст. Для людей, зна­ю­щих цер­ков­но­сла­вян­ский язык, пере­вод будет хоро­шим под­спо­рьем для пони­ма­ния нюан­сов тек­ста и заод­но про­вер­кой сво­е­го зна­ния язы­ка. Чте­ние я реко­мен­дую начи­нать с 2–3 псал­мов в день, посте­пен­но уве­ли­чи­вая по силам. Глав­ное — это не брать на себя невы­пол­ни­мые обя­за­тель­ства, а ощу­тить радость псалмопения.

Думаю, что воз­ник­шее обсуж­де­ние вопро­са о чте­нии Псал­ти­ри и домаш­нем бого­слу­же­нии весь­ма свое­вре­мен­но. В ходе это­го обсуж­де­ния хоте­лось бы поста­вить вопрос о созда­нии стра­ни­цы, на кото­рой еже­днев­но выкла­ды­ва­лись бы бого­слу­жеб­ные тек­сты наря­ду Утре­ни и Вечер­ни мирян­ским чином. Осо­бен­но это акту­аль­но сей­час, во вре­мя пандемии.

Под­го­то­ви­ла Алек­сандра Грипас

Комментировать

*

2 комментария

  • ndpargachewskayayandex-ru, 20.10.2022

    “В‑четвертых, у неко­то­рых после пер­вой эйфо­рии от осо­зна­ния важ­но­сти сво­ей мис­сии (пре­ле­сти) насту­па­ет отя­го­ще­ние взя­ты­ми на себя обя­за­тель­ства­ми с одно­вре­мен­ной невоз­мож­но­стью от них отка­зать­ся, ведь в при­хо­де все уже зна­ют, что он осо­бый молит­вен­ник. В резуль­та­те чело­ве­ка охва­ты­ва­ет уныние.”

    Спа­си­бо отцу Миха­и­лу. Уви­де­ла себя. Пред­ло­жи­ла близ­ко­му чело­ве­ку сов­мест­но помо­лить­ся, а сама теперь — то не успе­ваю, то забы­ваю. Полу­ча­ет­ся, что взя­ла на себя обя­за­тель­ства невы­пол­ни­мые. И еще, нало­жи­ла бре­ме­на неудо­бо­но­си­мые на это­го чело­ве­ка. И ника­кой радо­сти. Спа­си­бо, батюшка!

    Ответить »
  • Вадим, 16.12.2021

    Веро­ят­но о. Миха­ил не вос­при­ни­ма­ет чте­ние Псал­ти­ри как сов­мест­ной молит­вы : «Я до сих пор для себя не могу сфор­му­ли­ро­вать цели созда­ния подоб­ных групп из мирян». И начи­на­ет доду­мы­вать, увы, так и не пони­мая сути.

    Ему поче­му-то сра­зу ста­ло «оче­вид­но» что к сов­мест­ной молит­ве мирян подви­га­ет невоз­мож­ность в церк­ви «дей­ствен­но молить­ся, вслух обра­ща­ясь к Богу, вос­пе­вая и бла­го­да­ря Его, про­из­но­ся име­на сво­их близ­ких, име­на дру­гих людей, кото­рым нуж­на помощь.» Пола­гаю это дей­стви­тель­но про­ис­хо­дит в его хра­ме, где «кро­ме Верую и Отче наш, при­хо­жа­нин ниче­го не име­ет воз­мож­но­сти про­из­не­сти. Даже под­пе­вая хору «Гос­по­ди, поми­луй», он рис­ку­ет вызвать гнев регента.».
    Отец Миха­ил не надо ссы­лать­ся на неко­то­рое боль­шин­ство хра­мов, в боль­шин­стве хра­мов Рос­сии при­хо­жане актив­но участ­ву­ют в бого­слу­же­нии, поют вме­сте с хором, повто­ря­ют сло­ва молитв, добав­ляя при необ­хо­ди­мо­сти име­на близ­ких. Если Вы с Вашим реген­том бого­слу­же­ние пре­вра­ти­ли в некий спек­такль двух акте­ров, то это беда Ваша и ваших прихожан.

    Сле­ду­ю­щей клю­че­вой ошиб­кой о. Миха­и­ла явля­ет­ся тезис «что в хра­ме есть неко­то­рые осо­бые молит­вен­ни­ки, к кото­рым нуж­но обра­щать­ся с прось­бой о молит­ве». То есть Вы види­те в людях чита­ю­щих Псал­тирь сво­их кон­ку­рен­тов? Будут за молит­вой обра­щать­ся к ним, а не к Вам? Поми­луй­те, батюш­ка, это нико­му и в голо­ву не при­дет, по той про­стой при­чине что во-пер­вых, в спи­сок для сов­мест­ной молит­вы участ­ни­ки вно­сят толь­ко сво­их род­ных и близ­ких, при­чем огра­ни­чен­ное коли­че­ство, а во-вто­рых, кто меша­ет страж­ду­щим при­со­еди­нить­ся к сов­менст­ной молитве?

    Хоте­лось бы поже­лать о. Миха­и­лу само­му орга­ни­зо­вать и воз­гла­вить сов­мест­ное чте­ние Псал­ти­ри в два­дцат­ках у себя в хра­ме, как это дела­ют мно­гие свя­щен­ни­ки во хра­мах Рос­сии, что поз­во­лит ему быть бли­же к сво­им при­хо­жа­нам, ощу­тить силу кол­лек­тив­ной молит­вы, и изба­вить свой при­ход от тех иску­ше­ний, от кото­рых он предостерегает.

    Не нуж­но при­ду­мы­вать каких-то скры­тых целей при орга­ни­за­ции чте­ния Псал­ти­ри в два­дцат­ках. Она очень про­стая: молить­ся о сво­их ближ­них (живых и усоп­ших), умно­жая эту молит­ву мно­го­крат­но « «ибо где двое или трое собра­лись во имя Мое, там есмь Аз.». Псал­тирь – мно­го­ве­ко­вая молит­вен­ная прак­ти­ка при чте­нии в два­дцат­ке вос­при­ни­ма­ет­ся как еди­ная молит­ва, про­чи­тан­ная в тече­нии дня.

    Что каса­ет­ся чте­ния Учеб­ной или Тол­ко­вой Псал­ти­ри – это не аль­тер­на­ти­ва молит­вен­но­му чте­нию, а помощь. Я бы реко­мен­до­вал, участ­ни­кам в самом нача­ле чте­ния воору­жить­ся тол­ко­ва­ни­я­ми свя­тых отцов, воз­мож­но взять так­же пере­вод Псал­ти­ри на рус­ский язык, и пер­вый раз читать каж­дую кафиз­му све­ряя своё пони­ма­ние, с тол­ко­ва­ни­я­ми, при этом потра­тив не 25–30 минут, как обыч­но, а око­ло часа. Оче­вид­но, что нет необ­хо­ди­мо­сти делать это посто­ян­но на про­тя­же­нии несколь­ких лет, хотя пери­о­ди­че­ски может воз­ни­кать потреб­ность уточ­нить своё пони­ма­ние того или ино­го псалма.

    В заклю­че­нии о. Миха­ил пред­ла­га­ет, «хоте­лось бы поста­вить вопрос о созда­нии стра­ни­цы, на кото­рой еже­днев­но выкла­ды­ва­лись бы бого­слу­жеб­ные тек­сты наря­ду Утре­ни и Вечер­ни мирян­ским чином.» Такой ресурс уже есть – это домаш­ний Часо­слов раз­ра­бо­тан­ный отцом Вади­мом Кор­жев­ским. Мило­сти просим!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки