Пустословие

Пустосло́вие — 1) то же, что пусто­звон­ство; пустая, бес­со­дер­жа­тель­ная бол­товня; раз­го­вор на ничтож­ные, пустя­ко­вые, ничего не зна­ча­щие темы; 2) бес­по­лез­ная бол­товня; раз­го­вор, зате­ян­ный и про­дол­жа­ю­щийся исклю­чи­тельно ради про­жи­га­ния вре­мени; 3) бро­са­ние слов на ветер; обе­ща­ния, не под­ра­зу­ме­ва­ю­щие их обя­за­тель­ного испол­не­ния; 4) речь о чём-либо, ком-либо, не осно­ван­ная на досто­вер­ных фактах.

***

Чем пустословие отличается от празднословия?

В неко­то­рых вари­ан­тах упо­треб­ле­ния слово «пусто­сло­вие» высту­пает сино­ни­мом «празд­но­сло­вия». Однако по стро­гому счёту между двумя этими тер­ми­нами суще­ствует раз­ли­чие.

В отли­чие от поня­тия «пусто­сло­вие» поня­тие «празд­но­сло­вие» глав­ным обра­зом свя­зано не с поня­тием «пустота» (внут­рен­няя бес­смыс­лица, бес­со­дер­жа­тель­ность), а с поня­тием «празд­ность», озна­ча­ю­щим бес­цель­ное, бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние.

Конечно, бес­цель­ный и бес­по­лез­ный раз­го­вор, каким явля­ется пусто­сло­вие, вполне может быть обо­зна­чен как бес­цель­ное и бес­по­лез­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние. В этом отно­ше­нии пусто­сло­вие сбли­жа­ется с празд­но­сло­вием.

Между тем, зна­че­ние пер­вого поня­тия не пере­кры­ва­ется пол­но­стью зна­че­нием вто­рого, и наобо­рот.

Тогда как поня­тие «празд­но­сло­вие» с боль­шей выра­зи­тель­но­стью отоб­ра­жает идею бес­смыс­лен­но­сти, бес­по­лез­но­сти (опре­де­ля­е­мого этим име­но­ва­нием) раз­го­вора как формы дея­тель­но­сти или заня­тия, поня­тием «пусто­сло­вие» акцент выстав­ля­ется на ничтож­но­сти или вред­но­сти внут­рен­него содер­жа­ния речи. В данном отно­ше­нии пусто­сло­вие про­ти­во­по­став­ля­ется словам муд­рого (Притч.12:18).

Речь может быть названа празд­ной даже тогда, когда её содер­жа­ние каса­ется важных, в том числе рели­ги­озно-нрав­ствен­ных тем, если при этом она про­из­но­сится не ко вре­мени.

Напри­мер, если вместо того, чтобы испол­нять мона­стыр­ское послу­ша­ние, инок пре­дастся про­дол­жи­тель­ной беседе, — его беседа может быть спра­вед­ливо рас­це­нена мона­стыр­ским началь­ством как празд­но­сло­вие, несмотря на важ­ность затро­ну­той в этой беседе про­бле­ма­тики.

То же можно ска­зать о затяж­ных раз­го­во­рах по слу­жеб­ному теле­фону в рабо­чее время, фор­мально глу­бо­ких и инте­рес­ных, однако неумест­ных по при­чине нару­ше­ния тру­до­вой дис­ци­плины, пре­ры­ва­ния рабо­чего про­цесса.

С другой сто­роны, если и тема, и время, и место для раз­го­вора выбраны пра­вильно, напри­мер, с целью про­по­веди в храме или в духов­ной школе, однако доклад­чик ока­зы­ва­ется не под­го­тов­лен­ным, не ком­пе­тент­ным, иска­жа­ю­щим фун­да­мен­таль­ные истины, при­зы­ва­ю­щим не к тому, к чему Бог при­зы­вал, то его про­по­ведь можно назвать бес­смыс­лен­ным сотря­са­нием воз­духа или пусто­сло­вием.

Нако­нец, пусто­сло­вием может обо­зна­чаться и прямой обман, спо­соб­ству­ю­щий совра­ще­нию с истин­ного пути (ср.: «про­из­нося наду­тое пусто­сло­вие, они улов­ляют в плот­ские похоти и раз­врат тех, кото­рые едва отстали от нахо­дя­щихся в заблуж­де­нии» (2Пет.2:18)).

Итак, празд­но­сло­вие, в боль­шей сте­пени, ука­зы­вает на невни­ма­ние к исполь­зо­ва­нию вре­мени, а пусто­сло­вие — на невни­ма­ние к словам.

***

См. ПРАЗДНОСЛОВИЕ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки