Крещение необходимо для спасения!
1. Сам Христос свидетельствовал об этом (Мк.16:16, Ин.3:5).
2. Те, кто вне Церкви – это соответственно неочищенные, не народ, не помилованные (1Петр.2:10), люди, сидящие во тьме и в темнице (Ис.42:7), находящиеся под властью сатаны (Деян.26:18). А единственный выход из этого страшного состояния – вера во Христа и Крещение. И как могут спастись те, кто не вышел из-под власти сатаны и не помилован Богом?
3. Церковные каноны свидетельствуют о необходимости крещения (124 и 127 Правила Карфагенского Собора)
См. подробнее: Спасутся
ли некрещеные?
Святитель Григорий Богослов: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».
1. Церковь это богочеловеческий организм. У нас нет оснований оставлять ребенка вне этого организма, лишать духовного рождения.
2. Крещение детей совершалось в Священном Писании всю историю Церкви.
3. Ребенка крестят по вере родителей и восприемников. Душа человеческая по природе своей христианка. Богом заложено в человека стремиться ко Христу, а не противиться ему.
См. подробнее: О Крещении детей
Крещение совершается единожды.
1. Символ
веры: «Верую во единое (единственное) крещение во оставление грехов».
2. Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно.
См. подробнее: О
невозможности повторного Крещения
Каноничным способом крещения является полное погружение.
1. Крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа
2. В греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание».
3. О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды.
4. В 2000‑м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения.
См. подробнее: О
недопустимости крещения окроплением
Каноничным способом крещения является полное погружение.
1. Крещение совершается погружением в воду, по примеру Господа нашего Иисуса Христа
2. В греческом языке слово «баптизантес» (крещение) буквально означает «погружение, окунание», а не «обливание».
3. О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды.
4. В 2000‑м году патриарх Алексий II в своём обращении к клирикам РПЦ писал о недопустимости обливательного крещения и призвал всех вернуться к исконно-православному способу крещения, совершаемого в три погружения.
См. подробнее: О недопустимости крещения окроплением
Крещение – духовное рождение.
1. Крещение – основополагающее Таинство Церкви; с принятием Крещения начинается христианская жизнь.
2. Только будучи крещенным можно приступать к остальным Таинствам.
3. Мысль о том, что Крещение есть новое — духовное — рождение, представлена в Евангелии, в сюжете о беседе Христа с Никодимом (Ин.3:1-21), и раскрыта в святоотеческой литературе.
4. В Таинстве Крещения человек омывается от скверны первородного и личных грехов, усыновляется Богу, вводится в Церковь, рождается новым, духовным рождением для новой, духовной жизни.
См. подробнее: Таинство
Крещения.
С Крещением человек благодатно рождается в жизнь новую, духовную, святую и умирает для жизни плотской, греховной.
1. В Крещении человек очищается от первородного греха, передаваемого от прародителей наследственным путем.
2. Крещеный становится членом Церкви, но не перестает быть членом общества.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Условие принятия Таинства Крещения взрослым человеком: твердая вера и раскаяние в совершенных грехах.
1. Принимая Крещение, взрослый человек, как минимум, должен осознавать, почему и ради чего он крестится, а для этого необходимо знание основ христианского веро- и нравоучения. Понятно, что без твердой веры в Бога, грешник не будет иметь уверенности в том, что, идя именно христианским путем, он сможет достигнуть своего высшего призвания и предназначения. Крайней формой отношения человека к Крещению является восприятие этого Таинства как магического обряда.
2. К Крещению следует приступать, предварительно раскаявшись в своих грехах, имея намерение жить христианской жизнью.
3. О необходимости покаяния перед Крещением говорится в Новом Завете: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).
4. О необходимости покаяния перед Крещением говорили святые, например, свт. Григорий Нисский: «Если… душа не свергла с себя страстных нечистот, и жизнь после крещения сходна с жизнью до крещения, то… для таковых вода останется водою».
См. подробнее: Таинство Крещения.
Плодом Крещения человека должно быть то, что он начинает жить жизнью во Христе, по Христу, со Христом. Такая жизнь отличается от жизни грешника (иноверца ли, атеиста ли), руководствующегося эгоистическими соображениями. Две важнейшие христианские заповеди: о любви к Богу и о любви к ближнему.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Таинство Крещения было установлено Иисусом Христом.
1. Господь дал заповедь апостолам сначала научать людей вере, а потом крестить их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Святой Троицы).
2. Подтверждение того, что Крещение было установлено именно Иисусом Христом, содержится в Евангелии: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20).
3. Некоторые ошибочно понимают евангельские слова: «…хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его» (Ин.4:2). Речь в данном случае идет не о Таинстве Крещения, а о приготовительном крещении (в некоторой мере аналогичном Иоаннову крещению).
См. подробнее: Таинство Крещения.
Русская Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византийской Церкви.
1. Чинопоследование Таинства Крещения было принято Русской Церковью в том виде, в котором оно существовало в Византии, к концу X века.
2. На Руси это Таинство, как и в древние века, претерпевало некоторые изменения в своем строе, но они не носили принципиального характера.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Таинство Крещения не может совершить язычник.
1. Язычник, как человек некрещеный, не может совершать Таинство Крещения.
2. В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви.
3. Следует знать, Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, мирянин или мирянка. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка).
См. подробнее: Таинство Крещения.
Если не известно, был ли человек крещен, и нет возможности это узнать, то он может креститься.
1. Таинство Крещения не повторяемо, при этом если у человека нет уверенности в том, что он был крещен (например, многих младенцев крестили в советское время тайно), над таким человеком Церковью будет совершаться Крещение.
2. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова: «аще не крещен есть».
3. Если человек уже был крещен (но не знает об этом), то второе «Крещение» не будет иметь силы Таинства Крещения (совершаемого лишь однажды), и его совершение не вменится в вину ни тому, кто его совершал, ни тому, кто «крестился».
См. подробнее: Таинство Крещения.
Крестные родители крещаемого называются восприемниками.
1. Восприемник – крестный, человек, взявший на себя обязанность (с благословения пастыря) наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям.
2. На восприемника может ложиться и часть ответственности за поступки его крестника.
См. подробнее: Таинство Крещения.
В соответствующий момент крещения младенца, крестный читает Символ веры.
1. Символ веры содержит в сокращенном виде основы православного вероучения.
2. Знание Символа веры являлось необходимым условием для того, чтобы прийти ко Крещению, начиная с древнейших времен.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Если потенциальный крестный не знаком с основами вероучения, не понимает значения Крещения, а ему отказали в возможности получить соответствующие наставления в рамках беседы (бесед) со священником или катехизатором, лучше крестить человека в другом храме.
1. Описанная в вопросе ситуация достаточно распространена в современных реалиях, однако она не является нормой.
2. Крестный, родители крещаемого младенца и взрослый человек, желающий креститься, должны иметь представление о важнейших составляющих Православной веры – для этого во многих храмах и предусмотрены огласительные беседы.
3. Практика предварительного оглашения готовящихся принять Крещение существовала уже в раннехристианские времена.
В качестве крестного следует выбирать воцерковленного человека.
1. Выбирая крестных для своих детей, родители должны быть уверены, что будущие крестные, сами являясь верными чадами Православной Церкви, смогут выполнить обязанности, которые налагает на них институт восприемничества.
2. Выбирая крестных для своих детей, родителям не следует придавать особого значения высокому социальному и имущественному статусу крестных.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Монах или монахиня, отец или мать крещаемого, ребенок и атеист не могут становиться крестными.
1. Монахи и монахини, отрекшись в чине пострижения от суеты мира, не должны становиться крестными в силу необходимости исполнения монашеских обязанностей (при этом белые священники могут становиться крестными).
2. Запрет родителям быть восприемниками своих детей связан с церковным учением о духовном родстве, возникающим между крестным и крестником. Идея о родственном (духовно) отношении крестных к крестнику была, в частности, зафиксирована на Трулльском соборе в особом правиле (53). Если бы родители стали восприемниками своего кровного ребенка, это привело бы к тому, что их брачный союз стал бы союзом между близкими родственниками. Поэтому императорами Львом IV и Константином VI был издан закон, запрещающий родителям становиться восприемниками собственных детей.
3. Лица, состоящие между собой в браке (либо жених и невеста), не могут крестить одного младенца, ибо при близком духовном родстве супружеская жизнь недопустима. При этом супругам разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей.
4. Атеисты не имеют веры в Бога, соответственно, и не участвуют в Таинствах.
5. Некрещеному человеку, не заботящемуся о своей духовной жизни, нельзя доверить и духовную жизнь другого человека.
6. Ребенок не может быть крестным, потому что не имея духовного опыта он не сможет оказывать помощь в христианском воспитании крещаемого.
См. подробнее: Таинство Крещения.
У крещаемого может быть один или два крестных или ни одного приглашенного.
1. В Русской Православной Церкви чаще всего приглашают двух крестных, что не является обязательным правилом.
2. В крайнем случае Допускается Крещение и без приглашенных крестных, тогда сам священник считается крестным отцом.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Освящение воды входит в последование Святого Крещения.
Вода, в которую погружают крещаемого, освящается во время совершения Таинства Крещения.
1. Чин освящение воды, в которую погружают крещаемого, входит в последование Святого Крещения.
2. Наполнение купели водой делается заблаговременно и т. о. предшествует Таинству Крещения.
См. подробнее: Таинство Крещения.
Спасение без Крещения возможно только для крещеных и «крестившихся кровью».
1. Без Крещения нет прощения грехов, нет встречи и соединения с Господом, а значит, нет и Спасения.
2. Необходимость и спасительность Крещения указана Самим Господом: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк.16:16); «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
3. Иногда указывают на то, что некоторые верующие приняли мученическую кончину за Христа, не будучи крещеными. Святые говорят о том, что Крещение водой может быть заменено или повторено в Крещении кровью. Так, свт. Амфилохий Иконийский указывает: «Крещение является двойным: одно кровью, другое водою. Посему Господь, будучи раненым, испустил кровь и воду. Воду, чтобы, крестивши грешников, освободить их, а кровь, чтобы, оправдав мучеников, увенчать их…» И далее святитель говорит и о том, что крещение «собственной кровью» стало подлинной крещальной купелью, т.е. заменило крещение. Стала «кровь как вода».
См.
подробнее: Спасутся
ли некрещеные?
Вы успешно прошли квиз.
Преподобный Исаак Сирин: «Нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно нескончаемо. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».
Комментировать