О недопустимости крещения окроплением

Оглав­ле­ние


Виньетка


^ Погру­же­ние или окроп­ле­ние?

Мне давно не дает покоя вопрос, почему в Пра­во­сла­вии кре­стят не полным погру­же­нием в воду, ведь кре­ще­ние в пере­воде с гре­че­ского озна­чает полное погру­же­ние? Именно этим многие секты опе­ри­руют, при­вле­кая людей.

Отве­чает свя­щен­ник Алек­сандр Ионов,
клирик храма во имя св. Димит­рия Солун­ского

При­чины, по кото­рым у нас в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви мало рас­про­стра­нено Кре­ще­ние полным погру­же­нием, просты и оче­видны для вся­кого мало-маль­ски зна­ко­мого с цер­ков­ной прак­ти­кой чело­века. Пред­ла­гаю рас­по­ло­жить их по сте­пени зна­чи­мо­сти в сле­ду­ю­щем порядке:

1. Отсут­ствие мате­ри­аль­ной базы в виде спе­ци­аль­ных кре­щаль­ных поме­ще­ний-бап­ти­сте­риев. Дело не так просто, как пред­став­ля­ется тем, кто счи­тает, что храмы «деньги гребут лопа­той». Ведь для постройки отдель­ного домика (где может дости­гаться уро­вень влаж­но­сти боль­ший, чем допу­стим в здании церкви), для уста­нов­ле­ния боль­шой ванны-купели, для про­ве­де­ния водо­про­вода и слива воды тре­бу­ется обычно намного больше средств, чем есть в рас­по­ря­же­нии у при­хода. Причем, даже если добрые люди готовы предо­ста­вить строй­ма­те­ри­алы (что не так уж часто бывает), то у дере­вен­ских храмов, как пра­вило, недо­стает финан­со­вых средств, в круп­ных горо­дах про­блемы с тер­ри­то­рией и раз­ре­ше­нием на застройку, а в сред­них все зави­сит от кон­такта с пред­ста­ви­те­лями власти.

2. Невос­тре­бо­ван­ность погру­жа­тель­ного Кре­ще­ния со сто­роны боль­шин­ства при­хо­дя­щих за «испол­не­нием требы». До рево­лю­ции прак­ти­че­ски все пра­во­слав­ные были кре­щены через погру­же­ние во мла­ден­че­стве; если же кре­сти­лись взрос­лые (чаще всего, ино­родцы), то здесь либо была под­го­товка к тор­же­ствен­ному кре­ще­нию летом в водо­еме, либо в виду экс­тре­маль­ных обсто­я­тельств кре­сти­лись обли­ва­нием. Весь совет­ский период исто­рии явля­ется для Церкви одним таким боль­шим обсто­я­тель­ством, поэтому выра­бо­та­лась при­вычка: успо­ка­и­вая невнят­ный зов сове­сти, побыст­рее и попроще «испол­нить культ» рели­ги­озно-наци­о­наль­ной ини­ци­а­ции. Наши сооте­че­ствен­ники в массе осо­знанно соот­но­сят себя и свою семью с пра­во­слав­ной тра­ди­цией – это плюс, но при этом опа­са­ются углуб­ле­ния в хри­сти­ан­ство (что, по сути, и есть отли­чи­тель­ная черта Пра­во­сла­вия) – это минус нашего обще­ства. Частич­ным оправ­да­нием тут может слу­жить пони­ма­ние, что вера – это Крест, а не апло­дис­менты.

3. Нера­де­ние духо­вен­ства (и без того загру­жен­ного послу­ша­ни­ями и забо­тами). Кстати, свя­щен­нику часто при­хо­дится слы­шать ропот: зачем, мол, так долго и тща­тельно ста­ра­е­тесь испол­нять внеш­ние обряды, но только в ред­чай­ших слу­чаях выка­зы­вают ему недо­воль­ство поспеш­но­стью или небреж­но­стью Кре­ще­ния. А что стоит иной раз сопро­тив­ле­ние роди­те­лей-мамок-нянек пред­ло­же­нию раз­деть мла­денца и, страшно вымол­вить, оку­нуть его с голо­вой в святую воду? «Как вы смеете, до вас тут был батюшка – нико­гда так не кре­стил!». Свя­щен­ник – тоже чело­век, и при том, что он несет бла­го­дат­ные дары Свя­того Духа, он может не знать всех тон­ко­стей той тра­ди­ции, кото­рую сам пред­став­ляет. Сек­тан­там здесь проще – нашли какую-нибудь «фишку» (в смысле цен­ност­ный знак) и давай раз­ма­хи­вать ею направо и налево. В общем, конечно, обли­ва­тель­ное Кре­ще­ние оста­ется на нашей сове­сти…

Между прочим, есть кано­ни­че­ское пра­вило (ныне изрядно уста­рев­шее), по кото­рому муж­чины, кре­щен­ные не погру­же­нием, не могут при­ни­мать свя­щен­ный сан. Оно свя­зано с тем, что в древ­но­сти так кре­сти­лись нетвер­дые в вере люди, кото­рых лишь обсто­я­тель­ства жизни выну­дили совер­шать Таин­ство, и то вто­ро­пях. Сейчас очень актуа­лен вопрос об огла­ше­нии (науче­нии исти­нам веры перед вступ­ле­нием в Цер­ковь) – как его осу­ществ­лять среди мил­ли­о­нов уже ново­кре­щен­ных за послед­ние пол­тора деся­ти­ле­тия – все это несколько необыч­ная ситу­а­ция для исто­рии.

^ Кре­ще­ние должно совер­шаться полным погру­же­нием

про­то­и­е­рей Олег Сте­няев

По словам извест­ного мис­си­о­нера, только такое совер­ше­ние Таин­ства учи­ты­вает биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские и исто­ри­че­ские реалии …

Обряд, кото­рый совер­шал на берегу Иор­дана Иоанн Кре­сти­тель, у иудеев назы­вался «микве», бук­вально это слово можно пере­ве­сти как «скоп­ле­ние воды» (ср. Быт.1:10). Также этим словом назы­ва­ется водный резер­вуар для омо­ве­ния (на иврите «твила») с целью очи­ще­ния от риту­аль­ной нечи­стоты. Библия тре­бует омыть тело водою (Лев.14:9, 15:5, 7, 16:4, 24; Чис.19:7–8 и др.) в слу­чаях нару­ше­ния риту­аль­ной чистоты, как в резуль­тате при­кос­но­ве­ния к мерт­вому телу (Чис.19:11–13) или какому-либо иному нечи­стому объ­екту (Лев.5:2–3, 11:24–35), так и вслед­ствие нечи­стых телес­ных выде­ле­ний (Лев.15), в част­но­сти, мен­стру­аль­ных. Омо­ве­ние в микве пред­пи­сы­ва­ется после родов, а также при пере­ходе в иуда­изм или при воз­вра­ще­нии из язы­че­ской страны.

Пара­докс заклю­ча­ется в том, что Иоанн Кре­сти­тель совер­шал обряд микве-кре­ще­ние над всеми при­хо­дя­щими к нему из Иеру­са­лима иудями. Таким обра­зом, он всех их объ­яв­лял нечи­стыми, осквер­нен­ными и как бы при­зы­вал к все­це­лому обнов­ле­нию веры. Кстати, микве при­зна­ва­лось совер­шен­ной только при полном погру­же­нии в воду. Раби Моше бен Маймон в своём мону­мен­таль­ном труде «Мишне Тора» раздел 1 «Книга знаний» писал: «Закон о том, что очи­ще­ние от всех видов риту­аль­ной нечи­стоты про­из­во­дится в водах микве, как ска­зано – «и окунет в воду всё тело своё», выучено из этого по тра­ди­ции, что оку­на­ние должно быть таким обра­зом, чтобы в воду погру­зи­лось пол­но­стью сразу всё тело».

Таким обра­зом, устра­ня­ется вопрос о форме совер­ше­ния кре­ще­ния-микве святым Иоан­ном Кре­сти­те­лем. Сле­до­ва­тельно, Кре­ще­ние Гос­подне, кото­рое научает нас испол­нить всякую правду, кото­рое совер­ша­лось при боль­шом сте­че­нии воды, пол­но­стью в соот­вет­ствии с Зако­ном Моисея, через полное погру­же­ние, может являться един­ствен­ным при­ме­ром для хри­стиан, как пра­вильно совер­шать форму этого обряда. В хри­сти­ан­ском таин­стве Кре­ще­ния полное погру­же­ние в воду сим­во­ли­зи­рует погре­бе­ние для гре­хов­ной жизни и изве­де­ние из воды сим­во­ли­зи­рует воз­рож­де­ние к новой жизни. С древ­ней­ших времен Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зна­вала только полное кре­ще­ние. Так назы­ва­е­мое окро­пи­тель­ное кре­ще­ние допус­ка­лось Цер­ко­вью только в экс­тре­маль­ных слу­чаях, как то: угроза жизни боль­ного и отсут­ствие рядом источ­ника с водою или соот­вет­ству­ю­щей купели для пол­ного погру­же­ния. Или где-нибудь в пути, где опять же не было осно­ва­ний пред­по­ла­гать, что чело­век сможет добраться до водо­ема, кре­ще­ние совер­ша­лось окроп­ле­нием, иногда даже песком.

Святой Кирилл Иеру­са­лим­ский во втором Тай­но­вод­ствен­ном слове так рас­тол­ко­вал бла­го­дат­ную силу дей­ствий, совер­ша­е­мых при кре­ще­нии (Рим.6:4): «В погру­же­нии, как в нощи, ничего не видно, а при изник­но­ве­нии из воды снова как бы стали пре­бы­вать во дни». Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст (Беседа 25 на Еван­ге­лие от Иоанна): «Когда мы погру­жаем свои головы в воде, как бы во гробе, вместе с тем погре­ба­ется ветхий чело­век… потом, когда мы вос­кло­ня­емся, выхо­дит новый чело­век». Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский (Слово на Кре­ще­ние Гос­подне): «Как Спа­си­тель был сокрыт в земле, так и мы скры­ва­емся в воде… трое­крат­ным погру­же­нием в оную».

Но исклю­че­ния под­чер­ки­вают пра­вило. Гри­го­рий Бого­слов в 39 Слове пишет: «Всякий, посту­па­ю­щий неспра­вед­ливо, готов оправ­ды­ваться. – Но что редко, то не закон для Церкви, так как одна ласточка не пока­зы­вает весны, или одна черта не делает гео­мет­ром, или одно крат­кое пла­ва­ние – море­ход­цем». Не слу­чайно, что покой­ный Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II на епар­хи­аль­ных собра­ниях неод­но­кратно тре­бо­вал от свя­щен­но­слу­жи­те­лей города Москвы совер­шать кре­ще­ние полным погру­же­нием, и если таких усло­вий в храме нет, дей­стви­тельно направ­лять в тот храм, где есть бап­ти­сте­рий, в кото­ром погру­же­ние можно совер­шить цели­ком. То, что во многих храмах бап­ти­сте­рий отсут­ствует, – это свя­зано с тем, что в доре­во­лю­ци­он­ной России кре­стили в основ­ном мла­ден­цев, т.к. обра­ще­ние взрос­лых было завер­шено в первые века воз­ник­но­ве­ния Хри­сти­ан­ства на нашей тер­ри­то­рии. Но в мис­си­о­нер­ских храмах всегда суще­ство­вали бап­ти­сте­рии. В случае обра­ще­ния в пра­во­слав­ную веру маго­ме­тан или иудеев кре­ще­ние совер­ша­лось в таких бап­ти­сте­риях или на водо­е­мах, где есть воз­мож­ность пол­но­стью погру­зить тело в воду. Поэтому, учи­ты­вая биб­лей­ские, свя­то­оте­че­ские, исто­ри­че­ские реалии мы можем ска­зать, что согла­сие отцов пред­по­ла­гает, что Кре­ще­ние должно совер­шаться именно полным погру­же­нием. Исклю­че­ния допус­ка­ются только в выше­пе­ре­чис­лен­ных слу­чаях.

Так как в нашей стране суще­ствует огром­ное коли­че­ство людей, кото­рые были кре­щены именно обли­ва­тель­ным кре­ще­нием, не может стоять вопрос об их пере­кре­щи­ва­нии, в связи с тем, что в совет­ские вре­мена не раз­ре­ша­лось совер­шать кре­ще­ние на откры­тых водо­е­мах и вообще вне хра­мо­вых поме­ще­ний, где по выше­из­ло­жен­ным при­чи­нам бап­ти­сте­рии, как пра­вило, отсут­ство­вали. Здесь дей­ствует извест­ный закон, что ради нужды бывает при­ме­не­ние закона, но к насто­я­щим вре­ме­нам подоб­ное отно­ситься не может.

^ Погру­жа­тель­ное Кре­ще­ние

иерей Даниил Сысоев

Одним из самых болез­нен­ных и грубых нару­ше­ний при совер­ше­нии Таин­ства Кре­ще­ния явля­ется совер­ше­ние его через обли­ва­ние, или даже окроп­ле­ние, без всякой види­мой при­чины. Из-за этого иска­же­ния многие сотни хри­стиан пре­бы­вают в сму­ще­нии отно­си­тельно дей­стви­тель­но­сти своего духов­ного рож­де­ния. Многие из-за этого при­ча­ща­ются в суд и осуж­де­ние. Десятки рас­ко­лов спе­ку­ли­руют на этом иска­же­нии, утвер­ждая, что многие хри­сти­ане, в том числе и епи­скопы, на самом деле некре­ще­ные. Пре­ступ­ная лень и без­раз­ли­чие свя­щен­ни­ков вызы­вает кон­фликт между Помест­ными Церк­вами. Эллад­ская и Синай­ская Церкви и святая Гора Афон сомне­ва­ются в дей­стви­тель­но­сти обли­ва­тель­ного (а тем более окро­пи­тель­ного) Кре­ще­ния, а наши тре­бо­ис­пол­ни­тели не желают поста­вить в храмах про­стую бочку! И это несмотря на то, что Свя­тей­ший Пат­ри­арх (а вместе с ним и многие архи­ереи) уже больше пят­на­дцати лет еже­годно (!) тре­буют кре­стить исклю­чи­тельно погру­же­нием! Но «обли­ва­тели» дерзко утвер­ждают, что ника­кой раз­ницы, как кре­стить, нет, это якобы «обря­до­ве­рие», совер­шенно без­раз­лич­ное для сущ­но­сти Таин­ства. Им без­раз­лично мнение и слова Божьи, и Пре­да­ние Церкви, и поста­нов­ле­ния соб­ствен­ного свя­щен­но­на­ча­лия. Пожа­луй, только при­ме­не­ние кано­ни­че­ских санк­ций за наглое нару­ше­ние воли пра­вя­щего архи­пас­тыря спо­собно изме­нить это поло­же­ние. Что же каса­ется дей­стви­тель­но­сти обли­ва­тель­ного Кре­ще­ния, то те, кого мучает этот вопрос, должны решить его у пра­вя­щего архи­ерея в кон­крет­ном своем случае. Ведь именно епи­скопу при­над­ле­жит судеб­ная власть в своей епар­хии.

Пять огла­си­тель­ных бесед перед Кре­ще­нием

***

^ Учение восточ­ной пра­во­слав­ной Церкви о кре­ще­нии, вто­ро­кре­щен­стве, пере­кре­щи­ва­нии и обли­ван­стве

В. Смир­нов

В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в своём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­ного кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуться к исконно-пра­во­слав­ному спо­собу кре­ще­ния, совер­ша­е­мого в три погру­же­ния. Что же побу­дило нашего пат­ри­арха под­нять этот давно набо­лев­ший вопрос и почему обли­ва­ние малым коли­че­ством воды при кре­ще­нии явля­ется недо­пу­сти­мым?! Обра­тимся к исто­рии Церкви и озна­ко­мимся с её пра­ви­лами и кано­нами для того, чтобы разо­браться в этом вопросе. Итак, что нам гово­рят св. отцы по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния и так ли уж оно без­обидно, как это может пока­заться на первый взгляд?

Смерть Иисуса Христа, – объ­яс­ня­ется в гре­че­ской Корм­чей, – была един­ствен­ным необ­хо­ди­мым сред­ством спа­се­ния рода чело­ве­че­ского: это непре­ре­ка­е­мый догмат пра­во­слав­ной веры. Без неё не было воз­мож­но­сти при­ми­риться чело­веку с Богом, почему и апо­стол гово­рит: «Врази бывше, при­ми­ри­хомся Богу смер­тию Сына Его». Образ смерти Христа выра­жа­ется в каждом цер­ков­ном свя­щен­но­дей­ствии, но по пре­иму­ще­ству он дей­ству­ется в таин­стве кре­ще­ния чрез совер­ша­е­мые в нём три погру­же­ния, потому что во всех других образ Гос­под­ней смерти бывает вне чело­века, а в кре­ще­нии сам чело­век на себе изоб­ра­жает её, то есть сам кре­ща­ю­щийся образно уми­рает и спо­гре­ба­ется Христу в водах кре­ще­ния.

«Елицы во Христа кре­сти­хомся, – гово­рит апо­стол, – в смерть Его кре­сти­хомся». Сле­до­ва­тельно, для того, чтобы было в нас подо­бие смерти и трех­днев­ного погре­бе­ния Христа, необ­хо­димо должно быть в кре­ще­нии три погру­же­ния. Этот догмат никоим обра­зом нельзя выра­зить в обли­ва­тель­ном кре­ще­нии. В нем можно изоб­ра­зить тро­ич­ность, но погре­бе­ние и вос­кре­се­ние Христа не мыс­лится в обли­ва­нии. Навер­няка най­дутся люди, кото­рые скажут, что всё это обря­до­вые мелочи и не стоит заост­рять на этом свое вни­ма­ние, глав­ное, чтобы кре­ща­е­мый испра­вил жизнь свою по запо­ве­дям Хри­сто­вым, а все осталь­ное неважно. Эта мысль, на первый взгляд, может пока­заться настолько свет­лой и пра­виль­ной, что не сразу можно будет обна­ру­жить в ней тёмные пятна. Для того чтобы понять, насколько важно именно погру­же­ние при кре­ще­нии, обра­тимся к учи­телю Церкви Хри­сто­вой свя­ти­телю Кириллу Иеру­са­лим­скому. В своём тай­но­вод­ствен­ном поуче­нии он пишет: «Освя­тил кре­ще­ние Исус, кре­стив­шись Сам. Ежели Сын Божий кре­стился, то какой бла­го­че­сти­вый чело­век может пре­зи­рать кре­ще­ние? Кре­стился же Он не для того, чтобы полу­чить про­ще­ние грехов, (ибо Он был без­гре­шен), но будучи без­греш­ным кре­стился для того, дабы кре­ща­ю­щимся даро­вать Боже­ствен­ную бла­го­дать и славу. Ибо как по при­меру детей, име­ю­щих плоть и кровь, и Сам Он принял то же, дабы мы, сде­лав­шись участ­ни­ками с Ним в вопло­щен­ном Его явле­нии, вместе сде­ла­лись участ­ни­ками и в Боже­ствен­ной Его бла­го­дати: так и кре­стился Исус для того, дабы мы чрез сие опять сде­лав­шись с Ним общ­ни­ками, могли полу­чить славу вместе со спа­се­нием. С гре­хами ты нис­хо­дишь на воду: но Бла­го­дат­ное при­зы­ва­ние, запе­чат­лев­шее душу твою, уже не попу­стит быть тебе погло­щену страш­ным дра­ко­ном. Нис­шедши мерт­вым гре­хами, вос­хо­дишь ожи­во­тво­рен­ным прав­дою. Ибо, ежели ты сде­лался сооб­раз­ным подо­бию смерти (Рим. 6:5) Спа­си­теля, то удо­сто­ишься и вос­кре­се­ния. Поелику, как Исус, вос­прияв на Себя грехи все­лен­ной, умер, дабы умерт­вивши грех, вос­кре­сить тебя прав­дою: так и ты нис­шедши на воду, и неко­то­рым обра­зом погреб­шись в оной, подобно как Он во гробе камен­ном, вос­ста­ешь паки, дабы ходить во обнов­ле­нии жизни (Рим.6:4). Потом когда удо­сто­ишься ты бла­го­дати, тогда Он подаст тебе кре­пость сра­жаться с вра­жи­ими силами… Исус Хри­стос был (и есть – прим. авт.) Сын Божий. Но не прежде кре­ще­ния Он начал про­по­ве­ды­вать Еван­ге­лие. Ежели Сам Вла­дыка наблю­дал поря­док вре­мени; то мы ли, рабы, при­сту­пим к чему-либо без соблю­де­ния порядка? (…) При­ступи к кре­ще­нию не так, как к воде про­стой, но как к духов­ной бла­го­дати, с водою дару­е­мой. Ибо как при­но­си­мое в жертву, про­стое по при­роде, осквер­ня­ется через при­зы­ва­ние идолов: так напро­тив про­стая вода, полу­чив силу от при­зы­ва­ния Свя­таго Духа и Христа и Отца, дела­ется святою. Так как чело­век состоит из двух частей, из души и тела, то и очи­ще­ние дво­я­кое: без­те­лес­ное для без­те­лес­ного, а телес­ное для тела. Вода очи­щает тело, а Дух душу запе­чат­ле­вает, чтобы нам при­сту­пить к Богу с серд­цем окроп­лен­ным и телом омытым водою чистою. Итак, когда сой­дешь ты на воду; то не про­стую воду пред­став­ляй себе, но от дей­ствия Свя­таго Духа ожидай спа­се­ния. Ибо без того и дру­гого невоз­можно тебе достиг­нуть совер­шен­ства. Не я говорю сие, но Гос­подь Исус Хри­стос, име­ю­щий в сем деле власть; Он гово­рит: аще кто не родится свыше и при­со­во­куп­ляет слова: водою и Духом, не может внити в Цар­ствие Божие (Ин. 3:3–5). Ни тот, кто кре­ща­ется водою, но не удо­стоен Духа, не имеет совер­шен­ной бла­го­дати; ни тот, кто хотя бы добр был по делам, но не полу­чил запе­чат­ле­ния водою, не войдет в Цар­ствие Небес­ное. Слово дерз­но­венно, но не мое; ибо так опре­де­лил Исус. И вот дока­за­тель­ство в Боже­ствен­ном Писа­нии: Кор­ни­лий был муж пра­вед­ный, удо­сто­ив­шийся виде­ния Ангель­скаго; молитвы его и мило­стыни пред­став­ляли на небе пред Богом пре­крас­ный столп. Пришел Петр, и Дух излился на веру­ю­щих, и начали гово­рить на других языках и про­ро­че­ство­вать; впро­чем, Писа­ние гово­рит, что и после сей духов­ной бла­го­дати Петр пове­лел им кре­ститься во имя Исуса Христа, дабы по воз­рож­де­нии души верою, посред­ством воды прияло бла­го­дать и тело. Ежели же кто желает знать, почему чрез воду, а не чрез другую стихию дает бла­го­дать: тот найдет раз­ре­ше­ние сего в Боже­ствен­ном Писа­нии. Вода есть нечто осо­бен­ное и наи­луч­шее из четы­рех види­мых стихий мира. Небо есть жилище Анге­лов, но небеса из воды. Земля есть оби­та­лище чело­ве­ков, но земля из воды. И прежде всего шести­днев­наго устро­е­ния тварей, Дух Божий носился над водою. Начало мира – вода; и начало Еван­ге­лия – Иордан. Осво­бож­де­ние Изра­иля от фара­она совер­ши­лось посред­ством моря, и осво­бож­де­ние мира от грехов совер­ша­ется чрез омо­ве­ние водою при дей­ствии Слова Божия. Где Бог всту­пает в завет с кем-нибудь, там и вода. С Ноем заклю­чен был завет после потопа; заклю­чен завет с Изра­и­лем при горе Синай­ской; но и он заклю­чен при посред­стве воды, черв­лен­ной волны и иссопа. Илия воз­но­сится, но и здесь не без воды. Ибо сперва про­хо­дит чрез Иордан, потом вос­хи­ща­ется на небо. Пер­во­свя­щен­ник сперва омы­ва­ется, потом воз­жи­гает куре­ния. Аарон прежде омылся, потом сделан был Пер­во­свя­щен­ни­ком. Ибо как бы он при­сту­пил к молитве за других, не быв еще сам очищен водою? И зна­ме­нием кре­ще­ния была умы­валь­ница, нахо­див­ша­яся в скинии… Кто не примет кре­ще­ния, тот спа­се­ния не имеет, кроме только муче­ни­ков, кото­рые и без воды полу­чают Цар­ство Небес­ное. Ибо Спа­си­тель, искуп­ляя все­лен­ную Кре­стом, и быв прон­зен в ребро, извел из него кровь и воду, дабы одни во вре­мена мира кре­сти­лись водою, другие во время гоне­ний кре­сти­лись соб­ствен­ною кровию. Да и муче­ни­че­ство Спа­си­тель назвал кре­ще­нием, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и кре­ще­нием, имже Аз кре­ща­юся, кре­сти­тися (Мк. 10:38)? И муче­ники сознают сие, соде­лы­ва­ясь зре­ли­щем для мира, и Анге­лов, и чело­ве­ков; и ты со вре­ме­нем дозна­ешь: но теперь еще не время тебе слы­шать сие».

Вот какие бого­слов­ские глу­бины откры­вает нам святой отец и учи­тель Церкви IV-го века в вопросе о таин­стве кре­ще­ния. При­чина, по кото­рой многие сего­дня недо­оце­ни­вают важ­ность трое­крат­ного погру­же­ния в воду при кре­ще­нии, понятна. Прежде всего, это поверх­ност­ное знание своей веры и преж­де­вре­мен­ное жела­ние рас­суж­дать и бого­слов­ство­вать от ума своего, нахо­дя­ще­гося в плену у стра­стей. Свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) писал в своих трудах об оску­де­нии веры на земле и в Церкви. Он пре­ду­пре­ждал нас, что на пре­сто­лах свя­ти­тель­ских не будет достой­ных пас­ты­рей, и что мы по этой при­чине вынуж­дены будем искать ответы на вол­ну­ю­щие нас вопросы в тво­ре­ниях св. отцов восточ­ной пра­во­слав­ной Церкви. После­дуем же совету духо­нос­ного старца и посмот­рим, что же ещё гово­рят нам святые отцы по поводу таин­ства кре­ще­ния.

В извест­ном «Иссле­до­ва­нии о гре­че­ском пра­во­сла­вии» инока Вар­навы изло­жена его беседа с Алек­сан­дрий­ским пат­ри­ар­хом Ника­но­ром и с Пилус­сий­ским мит­ро­по­ли­том Амфи­ло­хием о раз­ли­чии греков и латин. Вар­нава спро­сил пат­ри­арха: «Какая раз­ница между нами и запад­ными, т.е. рим­ля­нами?» Пат­ри­арх отве­чал: «Как же, боль­шая раз­ница: они – ере­тики». И начал пере­чис­лять их ереси и погреш­но­сти. Вот они в кре­ще­нии не погру­жают, а обли­вают (далее про­дол­жал гово­рить об опрес­но­ках, об изме­не­нии кален­даря, об исхож­де­нии Духа Свя­таго от Отца и Сына и неле­пой власти пап­ской и т.д.). Далее инок Вар­нава спра­ши­вает у пат­ри­арха: «А вы разве не поли­ва­ете» (в кре­ще­нии)? Пат­ри­арх: «Как можно поли­вать, у нас первый довод на римлян, что они обли­вают, а не погру­жают». «Вода, – гово­рит свт. Васи­лий Вели­кий, – пред­став­ляет зна­ме­ние смерти, при­ни­мая тело как бы во гроб». Тела кре­ща­е­мых в воде неко­то­рым обра­зом погре­ба­ются, сле­до­ва­тельно, кре­ще­ние таин­ственно изоб­ра­жает отло­же­ние плот­ских тел, по слову апо­стола: В Нем вы и обре­заны обре­за­нием неру­ко­тво­рен­ным, совле­че­нием гре­хов­ного тела плоти, обре­за­нием Хри­сто­вым; бывши погре­бены с Ним в кре­ще­нии (Кол. 2:11–12). В своём посла­нии архи­епи­скоп Сло­вен­ский и Хер­сон­ский пишет: «Цер­ковь пра­во­слав­ная везде кре­щает чрез трое­крат­ное погру­же­ние в воду и воз­ве­де­ние от воды. Так кре­щает Цер­ковь гре­че­ская, гри­го­ри­ан­ская, араб­ская, бол­гар­ская, серб­ская, волош­ская, дал­мат­ская; так кре­стит и Цер­ковь рус­ская во всей Вели­ко­рос­сии. Каждая из этих Церк­вей имеет сосуд, в кото­рый трижды погру­жают кре­ща­е­мых мла­ден­цев нагих с при­зы­ва­нием имен Пре­свя­той Троицы, так ука­зано в 49‑м Апо­столь­ском пра­виле: «Если кто, епи­скоп или пре­сви­тер, кре­стит не по Гос­подню учре­жде­нию (в три погру­же­ния), во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа … да будет извер­жен». А что и во всей Мало­рос­сии прежде таким же обра­зом кре­стили мла­ден­цев, в том нет ника­кого сомне­ния. Св. Вла­ди­мир принял веру и все обряды цер­ков­ные заим­ство­вал у греков, кото­рые и прежде, и теперь кре­щают чрез погру­же­ние. Стран­ным после этого кажется, что те, кото­рые имели учи­те­лей греков и кото­рых кре­стили греки, кре­ща­ются теперь не чрез погру­же­ние. Впро­чем, думаю, не без осно­ва­ния, что кре­стить посред­ством обли­ва­ния стали пер­во­на­чально в Киеве, а потом и во всей Мало­рос­сии. Такое отступ­ле­ние про­изо­шло с того вре­мени, когда униаты завла­дели Киев­ской мит­ро­по­лией. В Рим­ской Церкви до XII века кре­стили посред­ством погру­же­ния, а потом начали кре­стить не только чрез обли­ва­ние, но и чрез окроп­ле­ние. Свт. Васи­лий Вели­кий ясно гово­рит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без кре­ще­ния или когда будет что-либо опу­щено из пре­дан­ного при совер­ше­нии кре­ще­ния». Для чего же мы делаем упро­ще­ния в столь важном деле? Почему мы не сохра­няем сего свя­того апо­столь­ского пре­да­ния, как сохра­няет его вся Пра­во­слав­ная Цер­ковь?».

Итак, доро­гие братья и сестры, изме­не­ние спо­соба кре­ще­ния про­изо­шло сна­чала у като­ли­ков, а затем уже в Мало­рос­сии, после захвата Киев­ской мит­ро­по­лии уни­а­тами. К нам же это латин­ское нов­ше­ство пришло с рефор­мами патр. Никона. Вот что писал по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния архи­епи­скоп Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «К глу­бо­кому огор­че­нию моему, узнаю, что доныне, несмотря на повтор­ные ука­за­ния мои, таин­ство кре­ще­ния совер­ша­ется неко­то­рыми свя­щен­ни­ками чрез обли­ва­ние, а мно­гими дру­гими, по лено­сти и нера­де­нию, допус­ка­ются совер­шенно нетер­пи­мые сокра­ще­ния чина кре­ще­ния, изло­жен­ного в Треб­нике. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило грозит лише­нием сана епи­скопу или пре­сви­теру за кре­ще­ние не трое­крат­ным погру­же­нием. Из исто­рии Церкви знаем, что уже в апо­столь­ское время кре­ще­ние совер­ша­лось трое­крат­ным погру­же­нием во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа … О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­нием в воду как совер­шенно обя­за­тель­ной форме кре­ще­ния много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симеон Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­нием Пра­во­слав­ная Восточ­ная Цер­ковь допус­кала лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях, как, напри­мер, в тяже­лой болезни кре­ща­е­мого, погру­же­ние кото­рого невоз­можно, или над муче­ни­ками, заклю­чен­ными в тем­ницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В запад­ных и юго-запад­ных обла­стях России насиль­ственно вве­ден­ная уния с като­ли­че­ской цер­ко­вью при­вела к тому, что там уко­ре­ни­лось кре­ще­ние обли­ва­нием, а во всех осталь­ных обла­стях России все свя­щен­ники пра­вильно кре­стят погру­же­нием. Запад­ное кре­ще­ние обли­ва­нием, к сожа­ле­нию, про­никло и в Крым­скую область, и я должен в послед­ний раз заявить, что считаю долгом, заве­щан­ным мне от Бога, иско­ре­нить в моей епар­хии кре­ще­ние обли­ва­нием. По верной посло­вице «лиха беда начало» неко­то­рые, не име­ю­щие страха Божия свя­щен­ники, при­вык­нув кре­стить обли­ва­нием, дохо­дят до того, что даже обли­ва­ние заме­няют поли­ва­нием водою или даже окроп­ле­нием только головы сто­я­щего в одежде кре­ща­е­мого. Так нече­стиво «кре­щен­ных», конечно, надо пере­кре­щи­вать, ибо таин­ство над ними не совер­шено. Леность и отсут­ствие страха Божия многие и многие свя­щен­ники про­яв­ляют и в том, что опус­кают всю крайне важную часть чина кре­ще­ния, отно­ся­щу­юся к освя­ще­нию воды, и, не освя­щая её, не творят трое­крат­ного зна­ме­ния креста в воде, не освя­щая елея и не пома­зуя им воды, заме­няют все эти свя­щен­но­дей­ствия под­ли­ва­нием в купель неболь­шого коли­че­ства воды от водо­свят­ного молебна. Посту­па­ю­щие так сами сви­де­тель­ствуют об отсут­ствии у них не только тре­пет­ного, но и вся­кого ува­же­ния к вели­чай­шему таин­ству Кре­ще­ния».

Кон­стан­ти­но­поль­ский собор 1756 года пове­ле­вает пере­кре­щи­вать кре­щен­ных обли­ва­нием. В 1895 году гре­че­ская Цер­ковь в своем посла­нии под­твер­дила поста­нов­ле­ния Кон­стан­ти­но­поль­ского Собора о том, что она отвер­гает обли­ван­ство, как латин­ское ново­вве­де­ние, грубо про­ти­во­ре­ча­щее цер­ков­ному пре­да­нию, иду­щему от Самого Гос­пода и св. Апо­сто­лов. Как же так, могут воз­му­титься веру­ю­щие люди, ведь пере­кре­щи­ва­ние – это вто­ро­кре­щен­ство, кото­рое осуж­да­ется Цер­ко­вью, да и в Сим­воле веры мы читаем: «… испо­ве­дую едино кре­ще­ние во остав­ле­ние грехов…»? Почему же всё-таки цер­ков­ными кано­нами не при­зна­ётся обли­ва­тель­ное кре­ще­ние и кре­щен­ных таким спо­со­бом нужно заново кре­стить? Кроме выше­ука­зан­ных причин, ответ на этот вопрос заклю­ча­ется в самом слове «кре­ще­ние». Дело в том, что на гре­че­ском языке слово «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­вально озна­чает «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние», сле­до­ва­тельно, тот, кто не погру­жался при кре­ще­нии, тот по смыслу самого слова и не кре­стился. Поэтому тех людей, кото­рые не были кре­щены погру­же­нием, погру­жали впер­вые, а не вто­рично, и это не счи­та­ется вто­ро­кре­щен­ством, но истин­ным кре­ще­нием. Для обя­за­тель­ного пере­кре­щи­ва­ния кре­щен­ных не по пра­ви­лам пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют самые серьёз­ные осно­ва­ния, кото­рые нахо­дятся в поста­нов­ле­ниях Все­лен­ских Собо­ров. 7‑м пра­ви­лом Вто­рого Все­лен­ского Собора и 95‑м пра­ви­лом Шестого Все­лен­ского Собора уста­нов­лено не пере­кре­щи­вать только тех, кото­рые кре­щены в три погру­же­ния. Стало быть, по смыслу этих правил тех, кто крещен не в три погру­же­ния, а как-то иначе, должно пере­кре­щи­вать, а если выра­зиться точнее, их нужно не пере­кре­щи­вать, а просто кре­стить. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило пове­ле­вает даже извер­гать из сана тех пре­сви­те­ров и епи­ско­пов, кото­рые не кре­стят в три погру­же­ния, но сего­дня и это пра­вило пре­дано забве­нию.

Если все выше­при­ве­дён­ные при­меры кому-то пока­жутся недо­ста­точ­ными, можно при­ве­сти такое срав­не­ние. Пред­ста­вим себе на минуту, что некие рефор­ма­торы-обнов­ленцы решили изме­нить форму в таин­стве при­ча­ще­ния и вместо того, чтобы давать нам при­ни­мать при­ча­стие внутрь, они бы стали мазать нам, к при­меру, лоб, и при этом гово­рили бы, что раз­ницы нет ника­кой, внутрь при­ни­мать при­ча­стие или просто лоб мазать, ведь через кожу тоже про­хо­дит веще­ство, и вы точно также при­ча­ща­е­тесь. Мы бы со своей сто­роны стали воз­ра­жать и гово­рить, что это гру­бей­шее нару­ше­ние цер­ков­ного пре­да­ния, а нам бы ска­зали, что всё это обря­до­вые мелочи, за кото­рые не сле­дует цеп­ляться. Это конечно грубый пример, но зато понят­ный. Поскольку чело­век состоит из души и тела, постольку и таин­ства цер­ков­ные дву­со­ставны и помимо внут­рен­ней, имеют и внеш­нюю форму, кото­рая для совер­ше­ния таин­ства обя­за­тельна. Мы не без­п­лот­ные ангелы, а греш­ные люди, кото­рые нуж­да­ются в тех или иных ося­за­тель­ных формах и обра­зах. Каждое цер­ков­ное таин­ство обле­чено в при­су­щие дан­ному таин­ству формы, и если в самой суще­ствен­ной части про­ис­хо­дит грубое нару­ше­ние, то таин­ство счи­та­ется несо­сто­яв­шимся. Как бы кто ни пытался нас убе­дить, что всё это обря­до­вые мелочи, на самом деле это очень важно. Если бы это было неважно, тогда бы отцы Вто­рого и Шестого Все­лен­ских Собо­ров не при­няли реше­ние о пере­кре­щи­ва­нии кре­щен­ных не в три погру­же­ния. В Пра­во­слав­ной Церкви суще­ствуют вер­баль­ные и невер­баль­ные спо­собы выра­же­ния тех или иных Боже­ствен­ных истин. Невер­баль­ные, по зна­чи­мо­сти, равны вер­баль­ным, т.к. мысль точно также выра­жа­ется сим­во­лом или жестом, как и словом. Иска­жая те или иные невер­баль­ные формы, мы иска­жаем и смысл, нераз­рывно свя­зан­ный с ними, сами того не заме­чая. У като­ли­ков эти изме­не­ния кос­ну­лись прак­ти­че­ски всего. Каза­лось бы, что может быть проще, возьми Еван­ге­лие и почи­тай, как Гос­подь при­ча­щал уче­ни­ков Своих, однако лати­няне даже здесь ввели изме­не­ние, и стали при­ча­щать только хлебом, а не хлебом и вином – Телом и Кровию Гос­пода. Вряд ли кому-то в голову придёт мысль, что при­ча­ще­ние Телом и Кровию, а не только Телом, – это обря­до­вая мелочь, но почему-то когда дело каса­ется кре­ще­ния не погру­же­нием, а обли­ва­нием – это ста­но­вится мело­чью, а ведь обли­ван­ство также роди­лось в недрах латин­ской ереси, как и многое другое. Если мы в данном вопросе при­дер­жи­ва­емся двой­ных стан­дар­тов, то совер­шенно оче­видно, что мы чего-то недо­по­ни­маем, но св. отцы, в отли­чие от нас, пони­мали этот вопрос, поэтому и напи­сали стро­жай­шие пра­вила и каноны, запре­ща­ю­щие кре­стить не по Гос­подню учре­жде­нию. Снова может кто-то воз­ра­зить: «Так неужели наша Цер­ковь этого не знает, ведь такого же быть не может?!». Что тут можно ска­зать? К сожа­ле­нию, от ошибок не застра­хо­ваны не только отдель­ные лич­но­сти, но и целые цер­ков­ные сооб­ще­ства, и даже помест­ные церкви. Рим­ская Цер­ковь тоже когда-то была вполне пра­во­слав­ной, а потом пошла по пути обнов­лен­че­ства и изме­нила не только древ­ние цер­ков­ные пре­да­ния, но даже Символ веры. Визан­тия, после паде­ния Пер­вого Рима, стала Вторым Римом, но и Второй Рим также пал в 1453 году после при­ня­тия гре­ками Фло­рен­тий­ской унии с като­ли­ками и Тре­тьим Римом стала Русь Святая, но и Третий Рим пал в 1917 году, а чет­вер­тому, как ска­зано, – не бывать. Не удив­ляй­тесь, доро­гие братья и сестры, ведь Сам Гос­подь Исус Хри­стос гово­рил, что к Его Слав­ному и Вто­рому При­ше­ствию веры на земле прак­ти­че­ски не оста­нется. То, что про­ис­хо­дит сего­дня с нашей Цер­ко­вью, назы­ва­ется апо­ста­сией, – отступ­ле­нием. После церк. реформы пат­ри­арха Никона, про­цесс раз­ло­же­ния в Церкви принял гран­ди­оз­ные мас­штабы. Лати­ни­за­ции было под­верг­нуто не только таин­ство кре­ще­ния, но и таин­ство брака, испо­веди. Запад­ный дух проник в цер­ков­ное пение, ико­но­пись, бого­сло­вие и многое другое. Для того, чтобы народ не воз­му­щался, ему вну­шили, что пере­кре­щи­ва­ние обли­ван­цев есть вто­ро­кре­щен­ство и обря­до­ве­рие, и что всё внеш­нее неважно, глав­ное – быть добрым и хоро­шим. То, что нужно быть добрым и хоро­шим, понятно даже ребёнку, но какое это отно­ше­ние имеет к Боже­ствен­ным уста­нов­ле­ниям?! Если чело­век ста­но­вится добрым и хоро­шим, то это озна­чает, что он должен хорошо испол­нять то, что запо­ве­дано Гос­по­дом, а не нару­шать, так давайте же будем доб­рыми и хоро­шими в испол­не­нии того, что нам запо­ве­дано, а не в изоб­ре­те­нии нов­шевств, кото­рых уже и так предо­ста­точно.

^ Уве­ща­ние о пра­виль­ном и достой­ном совер­ше­нии вели­чай­шего и свя­тей­шего Таин­ства кре­ще­ния

свт. Лука (Войно-Ясе­нец­кий)

Вот что писал по поводу обли­ва­тель­ного кре­ще­ния архи­епи­скоп Лука (Войно-Ясе­нец­кий): «К глу­бо­кому огор­че­нию моему, узнаю, что доныне, несмотря на повтор­ные ука­за­ния мои, таин­ство кре­ще­ния совер­ша­ется неко­то­рыми свя­щен­ни­ками чрез обли­ва­ние, а мно­гими дру­гими, по лено­сти и нера­де­нию, допус­ка­ются совер­шенно нетер­пи­мые сокра­ще­ния чина кре­ще­ния, изло­жен­ного в Треб­нике. 50‑е Апо­столь­ское пра­вило грозит лише­нием сана епи­скопу или пре­сви­теру за кре­ще­ние не трое­крат­ным погру­же­нием. Из исто­рии Церкви знаем, что уже в апо­столь­ское время кре­ще­ние совер­ша­лось трое­крат­ным погру­же­нием во имя Отца и Сына и Свя­таго Духа… О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­нием в воду как совер­шенно обя­за­тель­ной форме кре­ще­ния много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеру­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симеон Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­нием Пра­во­слав­ная Восточ­ная Цер­ковь допус­кала лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­чаях, как, напри­мер, в тяже­лой болезни кре­ща­е­мого, погру­же­ние кото­рого невоз­можно, или над муче­ни­ками, заклю­чен­ными в тем­ницу, где можно было иметь лишь очень немного воды. В запад­ных и юго-запад­ных обла­стях России насиль­ственно вве­ден­ная уния с като­ли­че­ской цер­ко­вью при­вела к тому, что там уко­ре­ни­лось кре­ще­ние обли­ва­нием, а во всех осталь­ных обла­стях России все свя­щен­ники пра­вильно кре­стят погру­же­нием. Запад­ное кре­ще­ние обли­ва­нием, к сожа­ле­нию, про­никло и в Крым­скую область, и я должен в послед­ний раз заявить, что считаю долгом, заве­щан­ным мне от Бога, иско­ре­нить в моей епар­хии кре­ще­ние обли­ва­нием. По верной посло­вице «лиха беда начало» неко­то­рые, не име­ю­щие страха Божия свя­щен­ники, при­вык­нув кре­стить обли­ва­нием, дохо­дят до того, что даже обли­ва­ние заме­няют поли­ва­нием водою или даже окроп­ле­нием только головы сто­я­щего в одежде кре­ща­е­мого. Так нече­стиво «кре­щен­ных», конечно, надо пере­кре­щи­вать, ибо таин­ство над ними не совер­шено [!!!]. Леность и отсут­ствие страха Божия многие и многие свя­щен­ники про­яв­ляют и в том, что опус­кают всю крайне важную часть чина кре­ще­ния, отно­ся­щу­юся к освя­ще­нию воды, и, не освя­щая её, не творят трое­крат­ного зна­ме­ния креста в воде, не освя­щая елея и не пома­зуя им воды, заме­няют все эти свя­щен­но­дей­ствия под­ли­ва­нием в купель неболь­шого коли­че­ства воды от водо­свят­ного молебна. Посту­па­ю­щие так сами сви­де­тель­ствуют об отсут­ствии у них не только тре­пет­ного, но и вся­кого ува­же­ния к вели­чай­шему таин­ству Кре­ще­ния».

^О вере и спа­се­нии. Вопросы и ответы

архи­манд­рит Амвро­сий (Фон­трие)

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит, что кре­ще­ние совер­ша­ется погру­же­нием в воду, по при­меру Гос­пода нашего Иисуса Христа. Погру­жа­ясь в воду, как во гроб, мы со Хри­стом уми­раем. И после трое­крат­ного погру­же­ния вместе со Хри­стом вос­кре­саем, подобно тому, как Он вос­крес в третий день. Хри­стос вошел в воды Иор­дана и погру­зился в них. Потому и мы погру­жа­емся в воды купели спа­се­ния.

Если чело­век нахо­дится при смерти и желает при­нять кре­ще­ние, его сле­дует, как гово­рит святой Игна­тий Бого­но­сец, облить водой так, чтобы все тело омы­лось водой. Мне при­шлось в Ива­нове кре­стить одну боль­ную жен­щину; она была лежа­чей боль­ной – кале­кой. Ее под­няли с постели, дер­жали над тазом и я вылил на нее полное ведро зара­нее освя­щен­ной воды. Обер­нули ее и поло­жили в постель. Одели белую рубашку, и лежала она чистая и свет­лая, как ново­рож­ден­ный мла­де­нец.

Окроп­ле­ние – это като­ли­че­ский, уни­ат­ский прием. В уни­ат­ском храме, бывает, стоят 100 чело­век, жела­ю­щих кре­ститься. Свя­щен­ник берет кисть и всех сразу кропит. На кого попа­дет вода, а на кого и нет. Может быть, там жен­щина в парике стоит, и ей на парик несколько капель упадет, но она-то оста­ется некре­ще­ной! Есть бла­го­сло­ве­ние Свя­тей­шего Пат­ри­арха Алек­сия II совер­шать кре­ще­ние только погру­же­нием. Для этого в храмах надо постро­ить бап­ти­сте­рии. Выби­ра­ется малень­кая пло­щадка, вниз стро­ятся три сту­пеньки; нали­ва­ется вода в бас­сейн, и чело­век может сво­бодно погру­зиться с голо­вой… Обычно тех людей, кото­рые были кре­щены окроп­ле­нием, пере­кре­щи­вают с фор­му­ли­ров­кой: «Аще не крещен…»

^Именно погру­же­ние явля­ется пра­виль­ным чином совер­ше­ния Кре­ще­ния

про­то­и­е­рей Арте­мий Вла­ди­ми­ров

Отме­тим: именно погру­же­ние явля­ется пра­виль­ным чином совер­ше­ния Кре­ще­ния. Когда во имя Отца, и Сына, и Свя­таго Духа мы погру­жа­емся в святые воды как будто Иор­дана и исхо­дим из них, то таин­ственно сопря­га­емся со смер­тью Христа на кресте и с Его вос­ста­нием из гроба, ста­но­вясь участ­ни­ками стра­да­ний Спа­си­теля, то есть, поль­зу­ясь пло­дами Его иску­пи­тель­ной смерти, мы выхо­дим из купели Кре­ще­ния совер­шенно очи­щен­ными от всех наших воль­ных и неволь­ных грехов. Более того, через Кре­ще­ние, как вы знаете, мы всту­паем в живой союз с Богом, и послед­ствия ада­мова пре­слу­ша­ния, кото­рое ото­зва­лось мно­го­чис­лен­ными болез­нями души: само­мне­нием, гор­до­стью, обид­чи­во­стью, склон­но­стью к печали, уны­нием, рас­слаб­ле­нием – всего не пере­чис­лишь! – ней­тра­ли­зу­ется Боже­ствен­ной бла­го­да­тью. Так что выхо­дим из купели такими, как ландыш сереб­ри­стый явля­ется по весне, как бело­снеж­ная гор­лица вос­хо­дит к небу из своего гнезда. Это дей­стви­тельно воз­рож­де­ние лич­но­сти хри­сти­а­нина к обще­нию с Богом.

^Совер­ше­ние Кре­ще­ния по уставу

мит­ро­по­лит Сара­тов­ский и Воль­ский Лонгин

Хочу напом­нить также, о чем гово­рил неод­но­кратно,— необ­хо­ди­мо­сти совер­шать Кре­ще­ние пра­вильно.

Кано­ни­че­ские нормы, цер­ков­ное Пре­да­ние и пра­вила гово­рят о том, что кре­ща­е­мый должен быть трижды погру­жен в воду во образ трех­днев­ного погре­бе­ния и Вос­кре­се­ния Христа. К сожа­ле­нию, в нашей Церкви закре­пи­лась совер­шенно без­за­кон­ная прак­тика, когда взрос­лых людей кре­стят дру­гими «спо­со­бами» — и даже обли­ва­нием это бывает трудно назвать.

Когда батюшки ста­ра­ются эту прак­тику оправ­дать, они гово­рят о том, что в храме «нет бап­ти­сте­рия». Да, хорошо, когда в храме есть спе­ци­аль­ное, отдель­ное, обу­стро­ен­ное поме­ще­ние для Кре­ще­ния — с купе­лью из мра­мора, соот­вет­ству­ю­щими рос­пи­сями и так далее. Однако можно посмот­реть: как кре­стят ста­ро­об­рядцы? Они берут про­стую дере­вян­ную бочку — и в ней кре­стят людей полным погру­же­нием. И если у храма нет воз­мож­но­сти постро­ить насто­я­щий бап­ти­сте­рий, если Кре­ще­ние совер­ша­ется в нем не так часто — то ведь подой­дет любая объ­ем­ная емкость из металла, дерева, пла­стика (сейчас их про­да­ется мно­же­ство), для того, чтобы совер­шать Кре­ще­ние по уставу.

Мини­мум, кото­рый при­знает Цер­ковь — это обли­ва­ние, когда кре­ща­е­мый раз­де­ва­ется, ста­вится в таз и пол­но­стью поли­ва­ется водой из купели. То есть если совер­ша­ется именно обли­ва­ние, а не сим­во­ли­че­ское окроп­ле­ние водой. Но опять же, это допус­ка­ется только в том случае, если дей­стви­тельно нет ника­кой воз­мож­но­сти совер­шить Кре­ще­ние как пола­га­ется.

Однако я убеж­ден, что боль­шин­ство причин, кото­рые при этом при­во­дятся, — всего лишь само­оправ­да­ние свя­щен­ника и оправ­да­ние тому без­за­ко­нию, кото­рое въелось в плоть и кровь нашего духо­вен­ства. Это очень при­скорбно гово­рить, но люди уже при­выкли и не хотят воз­вра­щаться к пра­виль­ной прак­тике Кре­ще­ния. Это гово­рит о пре­не­бре­же­нии к цер­ков­ным пра­ви­лам, кано­нам, уста­нов­ле­ниям, кото­рое, к сожа­ле­нию, гос­под­ствует среди нема­лой части свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Даже при очень сред­нем уровне готов­но­сти и при­ход­ской эко­но­мики эти про­блемы реша­емы. Да и не так много сего­дня кре­стится у нас взрос­лых людей. Прошли 1990‑е годы, когда один свя­щен­ник за вос­крес­ный день мог кре­стить по 100 и больше чело­век. След­ствие такого отно­ше­ния к Кре­ще­нию мы и видим сего­дня: где они сейчас, эти люди, ходят ли они в храмы и в какие?..

Поэтому надо мак­си­мально исполь­зо­вать все воз­мож­но­сти, чтобы кре­стить пра­вильно, как пола­га­ется, через погру­же­ние. Если такой воз­мож­но­сти все-таки нет, тогда кре­стить обли­ва­нием, но делать это крайне редко и счи­тать не пра­ви­лом, а нару­ше­нием, кото­рое совер­ша­ется «нужды ради».

из Доклада на Епар­хи­аль­ном собра­нии Сара­тов­ской епар­хии 28.12.2018

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки