Крещение

Кре­ще­ние в наше время:
В каком воз­расте необ­хо­ди­мо креститься?
Воз­мож­но ли кре­стить­ся повторно?
Жела­тель­ным спо­со­бом кре­ще­ния является:
Кре­ще­ние — это:
С Кре­ще­ни­ем чело­век бла­го­дат­но рож­да­ет­ся в жизнь новую, духов­ную, свя­тую и уми­ра­ет для:
Усло­вие при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния взрос­лым человеком:
Пло­дом Кре­ще­ния явля­ет­ся то, что человек…
Таин­ство Кре­ще­ния было установлено:
Рус­ская Цер­ковь при­ня­ла чино­по­сле­до­ва­ние совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния от…
Кто не может совер­шить Таин­ство Крещения?
Если не извест­но, был ли чело­век кре­щен, и нет воз­мож­но­сти это узнать, то он…
Как назы­ва­ют­ся крест­ные роди­те­ли крещаемого?
В соот­вет­ству­ю­щий момент кре­ще­ния мла­ден­ца, крест­ный читает…
Как быть буду­ще­му крест­но­му, нево­цер­ко­в­лен­но­му хри­сти­а­ни­ну, если в хра­ме, где пред­по­ла­га­ет­ся совер­шить Кре­ще­ние, ему отка­за­ли в воз­мож­но­сти пред­ва­ри­тель­но побе­се­до­вать со свя­щен­ни­ком или кате­хи­за­то­ром, полу­чить необ­хо­ди­мые наставления?
Како­го чело­ве­ка сле­ду­ет выби­рать в каче­стве крестного?
Кто из пере­чис­лен­ных лиц не может стать крестным?
Сколь­ко крёст­ных может быть у крещаемого?
Вода, в кото­рую погру­жа­ют крещаемого,
Воз­мож­но ли Спа­се­ние без Крещения?

Кре­ще­ние необ­хо­ди­мо для спасения!

1. Сам Хри­стос сви­де­тель­ство­вал об этом (Мк.16:16, Ин.3:5).
2. Те, кто вне Церк­ви – это соот­вет­ствен­но неочи­щен­ные, не народ, не поми­ло­ван­ные (1Петр.2:10), люди, сидя­щие во тьме и в тем­ни­це (Ис.42:7), нахо­дя­щи­е­ся под вла­стью сата­ны (Деян.26:18). А един­ствен­ный выход из это­го страш­но­го состо­я­ния – вера во Хри­ста и Кре­ще­ние. И как могут спа­стись те, кто не вышел из-под вла­сти сата­ны и не поми­ло­ван Богом?
3. Цер­ков­ные кано­ны сви­де­тель­ству­ют о необ­хо­ди­мо­сти кре­ще­ния (124 и 127 Пра­ви­ла Кар­фа­ген­ско­го Собора)

См. подроб­нее: Спа­сут­ся
ли некрещеные?

Свя­ти­тель Гри­го­рий Бого­слов: «У тебя есть мла­де­нец? – Не дай вре­ме­ни уси­лить­ся повре­жде­нию; пусть освя­щен будет в мла­ден­че­стве и с юных ног­тей посвя­щен Духу».

1. Цер­ковь это бого­че­ло­ве­че­ский орга­низм. У нас нет осно­ва­ний остав­лять ребен­ка вне это­го орга­низ­ма, лишать духов­но­го рож­де­ния.
2. Кре­ще­ние детей совер­ша­лось в Свя­щен­ном Писа­нии всю исто­рию Церк­ви.
3. Ребен­ка кре­стят по вере роди­те­лей и вос­при­ем­ни­ков. Душа чело­ве­че­ская по при­ро­де сво­ей хри­сти­ан­ка. Богом зало­же­но в чело­ве­ка стре­мить­ся ко Хри­сту, а не про­ти­вить­ся ему.

См. подроб­нее: О Кре­ще­нии
детей

Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся единожды.

1. Сим­вол
веры
: «Верую во еди­ное (един­ствен­ное) кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов».
2. Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть толь­ко одно.

См. подроб­нее: О
невоз­мож­но­сти повтор­но­го Крещения

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

См. подроб­нее: О
недо­пу­сти­мо­сти кре­ще­ния окроплением

Кано­нич­ным спо­со­бом кре­ще­ния явля­ет­ся пол­ное погружение.

1. Кре­ще­ние совер­ша­ет­ся погру­же­ни­ем в воду, по при­ме­ру Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста
2. В гре­че­ском язы­ке сло­во «бап­ти­зан­тес» (кре­ще­ние) бук­валь­но озна­ча­ет «погру­же­ние, оку­на­ние», а не «обли­ва­ние».
3. О кре­ще­нии трое­крат­ным погру­же­ни­ем в воду как совер­шен­но обя­за­тель­ной фор­ме кре­ще­ния мно­го писа­ли св. отцы Церк­ви: Кирилл Иеро­са­лим­ский, Васи­лий Вели­кий, Иоанн Зла­то­устый, Симе­он Новый Бого­слов, Дио­ни­сий. Кре­ще­ние обли­ва­ни­ем Цер­ковь допус­ка­ла лишь в самых исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, как, напри­мер, в тяже­лой болез­ни кре­ща­е­мо­го, погру­же­ние кото­ро­го невоз­мож­но, или над муче­ни­ка­ми, заклю­чен­ны­ми в тем­ни­цу, где мож­но было иметь лишь очень немно­го воды.
4. В 2000‑м году пат­ри­арх Алек­сий II в сво­ём обра­ще­нии к кли­ри­кам РПЦ писал о недо­пу­сти­мо­сти обли­ва­тель­но­го кре­ще­ния и при­звал всех вер­нуть­ся к искон­­но-пра­во­­слав­­но­­му спо­со­бу кре­ще­ния, совер­ша­е­мо­го в три погружения.

См. подроб­нее: О недо­пу­сти­мо­сти кре­ще­ния окроплением

Кре­ще­ние – духов­ное рождение.

1. Кре­ще­ние – осно­во­по­ла­га­ю­щее Таин­ство Церк­ви; с при­ня­ти­ем Кре­ще­ния начи­на­ет­ся хри­сти­ан­ская жизнь.
2. Толь­ко будучи кре­щен­ным мож­но при­сту­пать к осталь­ным Таин­ствам.
3. Мысль о том, что Кре­ще­ние есть новое — духов­ное — рож­де­ние, пред­став­ле­на в Еван­ге­лии, в сюже­те о бесе­де Хри­ста с Нико­ди­мом (Ин.3:1–21), и рас­кры­та в свя­то­оте­че­ской лите­ра­ту­ре.
4. В Таин­стве Кре­ще­ния чело­век омы­ва­ет­ся от сквер­ны пер­во­род­но­го и лич­ных гре­хов, усы­нов­ля­ет­ся Богу, вво­дит­ся в Цер­ковь, рож­да­ет­ся новым, духов­ным рож­де­ни­ем для новой, духов­ной жизни.

См. подроб­нее: Таин­ство
Кре­ще­ния
.

С Кре­ще­ни­ем чело­век бла­го­дат­но рож­да­ет­ся в жизнь новую, духов­ную, свя­тую и уми­ра­ет для жиз­ни плот­ской, греховной.

1. В Кре­ще­нии чело­век очи­ща­ет­ся от пер­во­род­но­го гре­ха, пере­да­ва­е­мо­го от пра­ро­ди­те­лей наслед­ствен­ным путем.
2. Кре­ще­ный ста­но­вит­ся чле­ном Церк­ви, но не пере­ста­ет быть чле­ном общества.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Усло­вие при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния взрос­лым чело­ве­ком: твер­дая вера и рас­ка­я­ние в совер­шен­ных грехах.

1. При­ни­мая Кре­ще­ние, взрос­лый чело­век, как мини­мум, дол­жен осо­зна­вать, поче­му и ради чего он кре­стит­ся, а для это­го необ­хо­ди­мо зна­ние основ хри­сти­ан­ско­го веро- и нра­во­уче­ния. Понят­но, что без твер­дой веры в Бога, греш­ник не будет иметь уве­рен­но­сти в том, что, идя имен­но хри­сти­ан­ским путем, он смо­жет достиг­нуть сво­е­го выс­ше­го при­зва­ния и пред­на­зна­че­ния. Край­ней фор­мой отно­ше­ния чело­ве­ка к Кре­ще­нию явля­ет­ся вос­при­я­тие это­го Таин­ства как маги­че­ско­го обря­да.
2. К Кре­ще­нию сле­ду­ет при­сту­пать, пред­ва­ри­тель­но рас­ка­яв­шись в сво­их гре­хах, имея наме­ре­ние жить хри­сти­ан­ской жиз­нью.
3. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­рит­ся в Новом Заве­те: «Петр же ска­зал им: покай­тесь, и да кре­стит­ся каж­дый из вас во имя Иису­са Хри­ста для про­ще­ния гре­хов; и полу­чи­те дар Свя­то­го Духа» (Деян.2:38).
4. О необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния перед Кре­ще­ни­ем гово­ри­ли свя­тые, напри­мер, свт. Гри­го­рий Нис­ский: «Если… душа не сверг­ла с себя страст­ных нечи­стот, и жизнь после кре­ще­ния сход­на с жиз­нью до кре­ще­ния, то… для тако­вых вода оста­нет­ся водою».

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Пло­дом Кре­ще­ния чело­ве­ка долж­но быть то, что он начи­на­ет жить жиз­нью во Хри­сте, по Хри­сту, со Хри­стом. Такая жизнь отли­ча­ет­ся от жиз­ни греш­ни­ка (ино­вер­ца ли, ате­и­ста ли), руко­вод­ству­ю­ще­го­ся эго­и­сти­че­ски­ми сооб­ра­же­ни­я­ми. Две важ­ней­шие хри­сти­ан­ские запо­ве­ди: о люб­ви к Богу и о люб­ви к ближнему.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Таин­ство Кре­ще­ния было уста­нов­ле­но Иису­сом Христом.

1. Гос­подь дал запо­ведь апо­сто­лам сна­ча­ла научать людей вере, а потом кре­стить их во имя Отца и Сына и Свя­то­го Духа (Свя­той Тро­и­цы).
2. Под­твер­жде­ние того, что Кре­ще­ние было уста­нов­ле­но имен­но Иису­сом Хри­стом, содер­жит­ся в Еван­ге­лии: «И при­бли­зив­шись Иисус ска­зал им: дана Мне вся­кая власть на небе и на зем­ле. Итак иди­те, научи­те все наро­ды, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­та­го Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф.28:19–20).
3. Неко­то­рые оши­боч­но пони­ма­ют еван­гель­ские сло­ва: «…хотя Сам Иисус не кре­стил, а уче­ни­ки Его» (Ин.4:2). Речь в дан­ном слу­чае идет не о Таин­стве Кре­ще­ния, а о при­го­то­ви­тель­ном кре­ще­нии (в неко­то­рой мере ана­ло­гич­ном Иоан­но­ву крещению).

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Рус­ская Цер­ковь при­ня­ла чино­по­сле­до­ва­ние совер­ше­ния Таин­ства Кре­ще­ния от Визан­тий­ской Церкви.

1. Чино­по­сле­до­ва­ние Таин­ства Кре­ще­ния было при­ня­то Рус­ской Цер­ко­вью в том виде, в кото­ром оно суще­ство­ва­ло в Визан­тии, к кон­цу X века.
2. На Руси это Таин­ство, как и в древ­ние века, пре­тер­пе­ва­ло неко­то­рые изме­не­ния в сво­ем строе, но они не носи­ли прин­ци­пи­аль­но­го характера.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Таин­ство Кре­ще­ния не может совер­шить язычник.

1. Языч­ник, как чело­век некре­ще­ный, не может совер­шать Таин­ство Кре­ще­ния.
2. В обыч­ных жиз­нен­ных обсто­я­тель­ствах Таин­ство Кре­ще­ния совер­ша­ют епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки Пра­во­слав­ной Церк­ви.
3. Сле­ду­ет знать, Таин­ство Кре­ще­ния – един­ствен­ное из семи Таинств Пра­во­слав­ной Церк­ви, – кото­рое при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах может совер­шить и диа­кон, и пса­лом­щик, миря­нин или мирян­ка. Это может про­изой­ти в слу­чае реаль­ной угро­зы жиз­ни кре­ща­е­мо­го (напри­мер, при опас­ной болез­ни ребенка).

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Если не извест­но, был ли чело­век кре­щен, и нет воз­мож­но­сти это узнать, то он может креститься.

1. Таин­ство Кре­ще­ния не повто­ря­е­мо, при этом если у чело­ве­ка нет уве­рен­но­сти в том, что он был кре­щен (напри­мер, мно­гих мла­ден­цев кре­сти­ли в совет­ское вре­мя тай­но), над таким чело­ве­ком Цер­ко­вью будет совер­шать­ся Кре­ще­ние.
2. В подоб­ных сомни­тель­ных слу­ча­ях Треб­ник мит­ро­по­ли­та Пет­ра Моги­лы пред­ла­га­ет добав­лять в тай­но­со­вер­ши­тель­ную фор­му­лу сло­ва: «аще не кре­щен есть».
3. Если чело­век уже был кре­щен (но не зна­ет об этом), то вто­рое «Кре­ще­ние» не будет иметь силы Таин­ства Кре­ще­ния (совер­ша­е­мо­го лишь одна­жды), и его совер­ше­ние не вме­нит­ся в вину ни тому, кто его совер­шал, ни тому, кто «кре­стил­ся».

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Крест­ные роди­те­ли кре­ща­е­мо­го назы­ва­ют­ся восприемниками.

1. Вос­при­ем­ник – крест­ный, чело­век, взяв­ший на себя обя­зан­ность (с бла­го­сло­ве­ния пас­ты­ря) настав­лять крест­ни­ка в духов­ной жиз­ни, молить­ся о нем, сле­дить за его вос­пи­та­ни­ем, учить бла­го­че­сти­вой жиз­ни, тру­до­лю­бию, кро­то­сти, воз­дер­жа­нию, люб­ви и дру­гим доб­ро­де­те­лям.
2. На вос­при­ем­ни­ка может ложить­ся и часть ответ­ствен­но­сти за поступ­ки его крестника.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

В соот­вет­ству­ю­щий момент кре­ще­ния мла­ден­ца, крест­ный чита­ет Сим­вол веры.

1. Сим­вол веры содер­жит в сокра­щен­ном виде осно­вы пра­во­слав­но­го веро­уче­ния.
2. Зна­ние Сим­во­ла веры явля­лось необ­хо­ди­мым усло­ви­ем для того, что­бы прий­ти ко Кре­ще­нию, начи­ная с древ­ней­ших времен.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Если потен­ци­аль­ный крест­ный не зна­ком с осно­ва­ми веро­уче­ния, не пони­ма­ет зна­че­ния Кре­ще­ния, а ему отка­за­ли в воз­мож­но­сти полу­чить соот­вет­ству­ю­щие настав­ле­ния в рам­ках бесе­ды (бесед) со свя­щен­ни­ком или кате­хи­за­то­ром, луч­ше кре­стить чело­ве­ка в дру­гом храме.

1. Опи­сан­ная в вопро­се ситу­а­ция доста­точ­но рас­про­стра­не­на в совре­мен­ных реа­ли­ях, одна­ко она не явля­ет­ся нор­мой.
2. Крест­ный, роди­те­ли кре­ща­е­мо­го мла­ден­ца и взрос­лый чело­век, жела­ю­щий кре­стить­ся, долж­ны иметь пред­став­ле­ние о важ­ней­ших состав­ля­ю­щих Пра­во­слав­ной веры – для это­го во мно­гих хра­мах и преду­смот­ре­ны огла­си­тель­ные бесе­ды.
3. Прак­ти­ка пред­ва­ри­тель­но­го огла­ше­ния гото­вя­щих­ся при­нять Кре­ще­ние суще­ство­ва­ла уже в ран­не­хри­сти­ан­ские времена.

В каче­стве крест­но­го сле­ду­ет выби­рать воцер­ко­в­лен­но­го человека.

1. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­ли долж­ны быть уве­ре­ны, что буду­щие крест­ные, сами явля­ясь вер­ны­ми чада­ми Пра­во­слав­ной Церк­ви, смо­гут выпол­нить обя­зан­но­сти, кото­рые нала­га­ет на них инсти­тут вос­при­ем­ни­че­ства.
2. Выби­рая крест­ных для сво­их детей, роди­те­лям не сле­ду­ет при­да­вать осо­бо­го зна­че­ния высо­ко­му соци­аль­но­му и иму­ще­ствен­но­му ста­ту­су крестных.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Монах или мона­хи­ня, отец или мать кре­ща­е­мо­го, ребе­нок и ате­ист не могут ста­но­вить­ся крестными.

1. Мона­хи и мона­хи­ни, отрек­шись в чине постри­же­ния от суе­ты мира, не долж­ны ста­но­вить­ся крест­ны­ми в силу необ­хо­ди­мо­сти испол­не­ния мона­ше­ских обя­зан­но­стей (при этом белые свя­щен­ни­ки могут ста­но­вить­ся крест­ны­ми).
2. Запрет роди­те­лям быть вос­при­ем­ни­ка­ми сво­их детей свя­зан с цер­ков­ным уче­ни­ем о духов­ном род­стве, воз­ни­ка­ю­щим меж­ду крест­ным и крест­ни­ком.  Идея о род­ствен­ном (духов­но) отно­ше­нии крест­ных к крест­ни­ку была, в част­но­сти, зафик­си­ро­ва­на на Трулль­ском собо­ре в осо­бом пра­ви­ле (53). Если бы роди­те­ли ста­ли вос­при­ем­ни­ка­ми сво­е­го кров­но­го ребен­ка, это при­ве­ло бы к тому, что их брач­ный союз стал бы сою­зом меж­ду близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми. Поэто­му импе­ра­то­ра­ми Львом IV и Кон­стан­ти­ном VI был издан закон, запре­ща­ю­щий роди­те­лям ста­но­вить­ся вос­при­ем­ни­ка­ми соб­ствен­ных детей.
3. Лица, состо­я­щие меж­ду собой в бра­ке (либо жених и неве­ста), не могут кре­стить одно­го мла­ден­ца, ибо при близ­ком духов­ном род­стве супру­же­ская жизнь недо­пу­сти­ма. При этом супру­гам раз­ре­ша­ет­ся быть вос­при­ем­ни­ка­ми раз­ных детей одних и тех же роди­те­лей.
4. Ате­и­сты не име­ют веры в Бога, соот­вет­ствен­но, и не участ­ву­ют в Таин­ствах.
5. Некре­ще­но­му чело­ве­ку, не забо­тя­ще­му­ся о сво­ей духов­ной жиз­ни, нель­зя дове­рить и духов­ную жизнь дру­го­го чело­ве­ка.
6. Ребе­нок не может быть крест­ным, пото­му что не имея духов­но­го опы­та он не смо­жет ока­зы­вать помощь в хри­сти­ан­ском вос­пи­та­нии крещаемого.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

У кре­ща­е­мо­го может быть один или два крест­ных или ни одно­го приглашенного.

1. В Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви чаще все­го при­гла­ша­ют двух крест­ных, что не явля­ет­ся обя­за­тель­ным пра­ви­лом.
2. В край­нем слу­чае Допус­ка­ет­ся Кре­ще­ние и без при­гла­шен­ных крест­ных, тогда сам свя­щен­ник счи­та­ет­ся крест­ным отцом.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Освя­ще­ние воды вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
Вода, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, освя­ща­ет­ся во вре­мя совер­ше­ния Таин­ства Крещения.

1. Чин освя­ще­ние воды, в кото­рую погру­жа­ют кре­ща­е­мо­го, вхо­дит в после­до­ва­ние Свя­то­го Кре­ще­ния.
2. Напол­не­ние купе­ли водой дела­ет­ся забла­го­вре­мен­но и т. о. пред­ше­ству­ет Таин­ству Крещения.

См. подроб­нее: Таин­ство Кре­ще­ния.

Спа­се­ние без Кре­ще­ния воз­мож­но толь­ко для кре­ще­ных и «кре­стив­ших­ся кровью».

1. Без Кре­ще­ния нет про­ще­ния гре­хов, нет встре­чи и соеди­не­ния с Гос­по­дом, а зна­чит, нет и Спа­се­ния.
2. Необ­хо­ди­мость и спа­си­тель­ность Кре­ще­ния ука­за­на Самим Гос­по­дом: «Кто будет веро­вать и кре­стить­ся, спа­сен будет» (Мк.16:16); «Если кто не родит­ся от воды и Духа, не может вой­ти в Цар­ствие Божие» (Ин.3:5).
3. Ино­гда ука­зы­ва­ют на то, что неко­то­рые веру­ю­щие при­ня­ли муче­ни­че­скую кон­чи­ну за Хри­ста, не будучи кре­ще­ны­ми. Свя­тые гово­рят о том, что Кре­ще­ние водой может быть заме­не­но или повто­ре­но в Кре­ще­нии кро­вью. Так, свт. Амфи­ло­хий Ико­ний­ский ука­зы­ва­ет: «Кре­ще­ние явля­ет­ся двой­ным: одно кро­вью, дру­гое водою. Посе­му Гос­подь, будучи ране­ным, испу­стил кровь и воду. Воду, что­бы, кре­стив­ши греш­ни­ков, осво­бо­дить их, а кровь, что­бы, оправ­дав муче­ни­ков, увен­чать их…» И далее свя­ти­тель гово­рит и о том, что кре­ще­ние «соб­ствен­ной кро­вью» ста­ло под­лин­ной кре­щаль­ной купе­лью, т.е. заме­ни­ло кре­ще­ние. Ста­ла «кровь как вода».

См.
подроб­нее: Спа­сут­ся
ли некре­ще­ные
?

Вы успеш­но про­шли квиз. 

Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин«Нет пре­де­ла усо­вер­ше­нию, пото­му что совер­шен­ство и самых совер­шен­ных под­лин­но нескон­ча­е­мо. Посе­­му-то пока­я­ние до самой смер­ти не опре­де­ля­ет­ся ни вре­ме­нем, ни делами».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки