О невоз­мож­но­сти повтор­ного Кре­ще­ния

иерей Дио­ни­сий Свеч­ни­ков

В послед­нее время в адрес сайта при­хо­дит мно­же­ство писем от людей, инте­ре­су­ю­щихся воз­мож­но­стью повтор­ного кре­ще­ния. Такое жела­ние обычно моти­ви­ру­ется несколь­кими при­чи­нами. Люди искренне верят, что повтор­ное кре­ще­ние может изба­вить от наве­ден­ной порчи, сглаза, родо­вого про­кля­тия, решит жиз­нен­ные и даже финан­со­вые про­блемы. Порой жажда повтор­ного кре­ще­ния моти­ви­ру­ется жела­нием поме­нять имя. Многим мнится, что если они при кре­ще­нии полу­чат новое имя, кото­рое «будет знать только Бог», то это изба­вит их от маги­че­ского воз­дей­ствия. Враги будут «кол­до­вать на старое имя» и поэтому все их закли­на­ния и наго­воры будут «про­ле­тать мимо». Но иногда при­чи­ной для повтор­ного кре­ще­ния выска­зы­ва­ется весьма благая, на первый взгляд, цель. К при­меру, неко­то­рые люди, кре­щен­ные в дет­стве и веду­щие гре­хов­ную жизнь, вдруг при­хо­дят к вере в Бога. Им кажется, что повтор­ное кре­ще­ние смоет этот «гре­хов­ный нарост» на душе и очи­стит от всего пло­хого. Думаю, что самое время подробно разо­браться во всех этих суе­ве­риях и рас­смот­реть их с пози­ции кано­нов и тра­ди­ций Пра­во­слав­ной Церкви. Что я и поста­ра­юсь сде­лать в статье, пред­ла­га­е­мой вни­ма­нию чита­те­лей.

Начну по порядку. Для начала необ­хо­димо опре­де­лить, откуда берется у людей жела­ние кре­ститься повторно. Моти­ва­цией для повтор­ного кре­ще­ния явля­ются откро­венно оккульт­ные веро­ва­ния. Порча, сглаз, родо­вое про­кля­тие, венец без­бра­чия, при­во­рот и т.д. – это оккульт­ная тер­ми­но­ло­гия, широко исполь­зу­е­мая все­воз­мож­ными магами, кол­ду­нами, экс­тра­сен­сами, цели­те­лями и про­чими дея­те­лями оккульт­ных наук. Поэтому вполне логично было бы заявить, что и вера в «очи­ща­ю­щую силу» повтор­ного кре­ще­ния наве­яна как раз этими «сер­до­боль­ными това­ри­щами», жела­ю­щими за опре­де­лен­ную плату решить все про­блемы своих кли­ен­тов. Мне неод­но­кратно при­хо­ди­лось бесе­до­вать с людьми, при­шед­шими в храм с жела­нием повторно кре­ститься. На мой вопрос, для чего это им нужно, как пра­вило, сле­дует ответ, что на необ­хо­ди­мость дан­ного дей­ствия им указал экс­тра­сенс (гадалка, маг, колдун и т.д.). Одна­жды мне при­шлось видеть рекламу на одном из рос­сий­ских теле­ка­на­лов, в кото­рой одна оккуль­тистка утвер­ждала, что повтор­ное кре­ще­ние – это самое силь­ное сред­ство от порчи и сглаза. Думаю, что этих фактов вполне доста­точно, чтобы понять, что суе­ве­рие о повтор­ном кре­ще­нии имеет одно­значно оккульт­ное про­ис­хож­де­ние.

Разо­брав­шись с источ­ни­ком суе­ве­рия, стоит дать ему оценку с пози­ции цер­ков­ных кано­нов и тра­ди­ций. Согласно веро­уче­нию Пра­во­слав­ной Церкви, кре­ще­ние – это одно из семи цер­ков­ных таинств, в кото­ром веру­ю­щий при трое­крат­ном погру­же­нии тела в воду с при­зы­ва­нием имени Пре­свя­той Троицы – Отца и Сына и Свя­того Духа, уми­рает для жизни плот­ской, гре­хов­ной, и воз­рож­да­ется Духом Святым для Жизни Вечной. Само по себе повтор­ное кре­ще­ние невоз­можно. Кре­ще­ние – это духов­ное рож­де­ние, а оно, как и физи­че­ское, может быть только одно. Оно необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния, ибо «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» (Ин. 3:5). Хри­стос ясно гово­рит в Еван­ге­лии: ««кто будет веро­вать и кре­ститься, спасен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» (Мк. 16:16). Спа­си­тель гово­рит о вере в Бога. Иного зна­че­ния этот еван­гель­ский отры­вок не имеет и не может иметь. Ведь, отправ­ляя апо­сто­лов на про­по­ведь, Хри­стос учит их: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа, уча их соблю­дать все, что Я пове­лел вам; и се, Я с вами во все дни до скон­ча­ния века» (Мф. 28:19–20). Таким обра­зом, на осно­ва­нии слов Самого Спа­си­теля, необ­хо­ди­мым усло­вием для при­ня­тия кре­ще­ния явля­ется вера в Троицу, а вовсе не оккульт­ная вера в кре­ще­ние, как в реше­ние всех про­блем. Кре­ще­ние вовсе не решает житей­ские и финан­со­вые про­блемы и не явля­ется «ору­дием» для снятия порчи.

Так зачем же оккуль­ти­сты посы­лают людей на кре­ще­ние? Ведь посы­лают не только кре­ще­ных людей на повтор­ное кре­ще­ние, но и некре­ще­ных на первое кре­ще­ние. Однако смысл от этого не меня­ется. Не секрет, что для при­вле­че­ния людей оккуль­ти­сты широко исполь­зуют пра­во­слав­ную атри­бу­тику – кресты, иконы, ладан, цер­ков­ные свечи, пра­во­слав­ные молитвы. Для чего это им нужно? Ответ оче­ви­ден. Не каждый чело­век пойдет к гадалке или экс­тра­сенсу, если тот скажет ему при­мерно такие слова: «Я зани­ма­юсь черной магией, нахо­жусь в непо­сред­ствен­ном кон­такте с бесами, а тебе, чтобы полу­чить помощь от меня, нужно слу­жить дья­волу». Для того, чтобы при­влечь кли­ента, необ­хо­димо при­крыться чем-то святым, не вызы­ва­ю­щим в чело­веке ника­кого подо­зре­ния. И даже выдать себя за свя­того! Это залог успеха, ибо чело­век всегда тянется к свя­тому, боже­ствен­ному. При­хо­дит чело­век к экс­тра­сенсу, а у него весь дом застав­лен пра­во­слав­ными ико­нами, висят лам­пады, вос­ку­ря­ется фимиам, горят цер­ков­ные свечи, а сам слу­жи­тель чер­ного культа, уве­шан­ный кре­стами и даже епи­скоп­скими пана­ги­ями, с бла­жен­ным лицом ведет прием кли­ен­тов. Порой при­хо­дится стал­ки­ваться с людьми, кото­рых оккуль­ти­сты посы­лают в храм за све­чами, лада­ном, ико­нами. Трудно бывает пере­убе­дить этих людей в том, что они тяжко согре­шают, идя на поводу у гада­лок и экс­тра­сен­сов. Ведь посы­лают их в храм Божий, а не в сата­нин­ское капище. К сожа­ле­нию, вра­зу­мить уда­ется немно­гих, т.к. для боль­шин­ства из этих людей посе­ще­ние гада­лок и экс­тра­сен­сов ста­но­вится обы­ден­но­стью и даже нормой жизни, а мнение самих оккуль­ти­стов – непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том. Это плоды духов­ной без­гра­мот­но­сти. Ведь обра­ще­ние к оккуль­ти­стам – это обра­ще­ние к дья­волу. Заня­тие оккуль­тиз­мом – это обще­ние с бесами и слу­же­ние им. Свя­щен­ное Писа­ние изоби­лует момен­тами, ясно гово­ря­щими о грехе обра­ще­ния к оккуль­ти­стам. Еще в Ветхом Завете было запре­щено обра­щаться к таким людям или самому зани­маться магией и кол­дов­ством под стра­хом смерт­ной казни. Вот, что гово­рит Писа­ние: «Не воро­жите и не гадайте» (Лев. 19:26), «Не обра­щай­тесь к вызы­ва­ю­щим мерт­вых, и к вол­шеб­ни­кам не ходите, и не дово­дите себя до осквер­не­ния от них» (Лев. 19:31), «Воро­жеи не остав­ляй в живых» (Исх. 22:18), «И если какая душа обра­тится к вызы­ва­ю­щим мерт­вых и к вол­шеб­ни­кам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20:6), «…не должен нахо­диться у тебя про­во­дя­щий сына своего или дочь свою чрез огонь, про­ри­ца­тель, гада­тель, воро­жея, чаро­дей, оба­я­тель, вызы­ва­ю­щий духов, вол­шеб­ник и вопро­ша­ю­щий мерт­вых; ибо мерзок пред Гос­по­дом всякий, дела­ю­щий это» (Втор. 18:11), «И вы не слу­шайте своих про­ро­ков и своих гада­те­лей, и своих сно­вид­цев, и своих вол­шеб­ни­ков, и своих звез­до­че­тов … ибо они про­ро­че­ствуют вам ложь» (Иер. 27:9–10). А вот, что ска­зано об их участи после смерти: «Бояз­ли­вых же и невер­ных, и сквер­ных и убийц, и любо­деев и чаро­деев, и идо­ло­слу­жи­те­лей и всех лжецов участь — в озере, горя­щем огнем и серою» (Апок. 21:8), «Бла­женны те, кото­рые соблю­дают запо­веди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воро­тами. А вне — псы и чаро­деи, и любо­деи, и убийцы, и идо­ло­слу­жи­тели, и всякий любя­щий и дела­ю­щий неправду» (Апок. 22:15). Таким обра­зом, оккуль­тизм – это бого­про­тив­ное и бого­мерз­кое дело, а обра­ще­ние к оккуль­ти­стам – это несо­мнен­ный грех. Печально, но многие люди этого совер­шенно не пони­мают, ибо духовно без­гра­мотны. Поэтому и не могут раз­ли­чить обман, заву­а­ли­ро­ван­ный под свя­тыню.

А что же на самом деле пред­став­ляет собой исполь­зо­ва­ние оккуль­ти­стами освя­щен­ных пред­ме­тов? Для них при­кры­тие пра­во­слав­ной атри­бу­ти­кой – это кощун­ствен­ное дей­ствие, за кото­рое, как они верят, дьявол даст особую силу. Цер­ков­ные свечи, ладан, иконы и другие освя­щен­ные пред­меты исполь­зу­ются оккуль­ти­стами в маги­че­ских риту­а­лах, а вовсе не по пря­мому их назна­че­нию. Иногда, для завер­ше­ния маги­че­ского риту­ала, чело­веку пред­ла­га­ется отне­сти заго­во­рен­ную свечу в храм и поста­вить ее там. Трудно пред­ста­вить себе более кощун­ствен­ное дей­ствие. Чело­век, идущий на поводу у оккуль­ти­стов и испол­ня­ю­щий их пору­че­ния, явля­ется фак­ти­че­ским участ­ни­ком и совер­ши­те­лем маги­че­ского дей­ствия. Но для него это дей­ствие пре­под­но­сится оккуль­ти­стами как некое благо, боже­ствен­ное откро­ве­ние, одно­знач­ная помощь от Бога. Стоит ли гово­рить, что это далеко не так. Но если одни оккуль­ти­сты огра­ни­чи­ва­ются только осквер­не­нием освя­щен­ных пред­ме­тов, то другие идут дальше и посы­лают своих кли­ен­тов участ­во­вать в цер­ков­ных таин­ствах. Как пра­вило, это бывают таин­ства кре­ще­ния, при­ча­стия и собо­ро­ва­ния. Инте­ресно то, что цер­ков­ные таин­ства пре­под­но­сятся как некие сту­пени на пути к пол­ному дости­же­нию конеч­ной цели, пред­ла­га­е­мой оккуль­ти­стом. Сту­пени, сле­ду­ю­щие за цер­ков­ными таин­ствами – про­дол­же­ние «работы» оккуль­ти­ста. А фак­ти­че­ски – это осквер­не­ние свя­тыни, осквер­не­ние таин­ства, совер­шен­ного в Церкви. В этом и лежит основа оккульт­ного «учения о повтор­ном кре­ще­нии». Зато цель, дости­га­е­мая повтор­ным кре­ще­нием, может быть какая угодно. Начи­ная от снятия порчи, сглаза и родо­вого про­кля­тия, исце­ле­ния от болез­ней, вплоть до реше­ния всех житей­ских и даже финан­со­вых про­блем. Но если цер­ков­ные таин­ства дей­стви­тельно могут помочь чело­веку исце­литься от духов­ных и телес­ных болез­ней, то дей­ствия оккуль­ти­стов никак не могут при­ве­сти к этому, ибо не может быть от лука­вого чего-либо доб­рого. От «лече­ния» у оккуль­ти­стов многим людям ста­но­вится только хуже, начи­нают про­грес­си­ро­вать те болезни, кото­рые пыта­лись изле­чить при помощи оккульт­ных мето­дик, в острой форме про­яв­ля­ются хро­ни­че­ские болезни, дре­мав­шие деся­ти­ле­ти­ями, появ­ля­ются и совер­шенно новые, порой неиз­ле­чи­мые болезни.

Как я уже сказал, кре­ститься посы­лают как кре­ще­ных, так и еще некре­ще­ных людей. Иногда, узнав о жела­нии чело­века кре­ститься повторно, уда­ется отвра­тить его от совер­ше­ния столь тяж­кого греха. Но ради дости­же­ния цели неко­то­рые идут на обман и кре­стятся повторно. Порой сами оккуль­ти­сты дают своим кли­ен­там настав­ле­ние не гово­рить о том, что они уже кре­щены. Налицо явное гре­хов­ное дей­ствие как самих оккуль­ти­стов, так и их посе­ти­те­лей. Помимо этого, у чело­века, при­шед­шего на кре­ще­ние, пусть даже и не научен­ного обма­нуть свя­щен­ника и еще не кре­ще­ного, скла­ды­ва­ется непра­виль­ное, иска­жен­ное мнение о таин­стве кре­ще­ния (впро­чем, как и о других таин­ствах). Такому чело­веку, не без уча­стия оккуль­ти­ста, мнится, что кре­ще­ние обя­за­тельно изба­вит его от всех про­блем, исце­лит от болез­ней, снимет порчу, сглаз, при­не­сет удачу, и даже вмиг озо­ло­тит. Воцер­ко­в­лен­ному же чело­веку совер­шенно ясно, что это далеко не так, а кре­ще­ние не явля­ется лекар­ством от всех болез­ней и не ведет к реше­нию всех опи­сан­ных про­блем. Но в том-то и дело, что воцер­ко­в­лен­ные люди прак­ти­че­ски нико­гда не ста­но­вятся кли­ен­тами оккуль­ти­стов. На их удочку «свя­то­сти» попа­дают нево­цер­ко­в­лен­ные люди, чер­па­ю­щие знания о цер­ков­ных таин­ствах, кано­нах и тра­ди­циях не из Закона Божия и кате­хи­зиса, а из буль­вар­ных, оккульт­ных газет и жур­на­лов и теле­пе­ре­дач вроде «Битвы экс­тра­сен­сов».

Таким обра­зом, рас­смот­рев «учение о повтор­ном кре­ще­нии» с пози­ции пра­во­слав­ной веры, при­хо­дим к выводу, что данное жела­ние или дей­ствие гре­ховно, ибо явля­ется доб­ро­воль­ным при­ня­тием дья­воль­ского вну­ше­ния, а с пози­ции цер­ков­ных кано­нов просто недо­пу­стимо. Помимо этого, повтор­ное кре­ще­ние не избав­ляет чело­века от выше­ука­зан­ных про­блем, не решает его житей­ских и финан­со­вых труд­но­стей, а наобо­рот, как дей­ствие явно гре­хов­ное и кощун­ствен­ное, скор­бей и забот только при­бав­ляет.

Из оккульт­ного «учения о повтор­ном кре­ще­нии» выте­кает и мнение о том, что смена имени гаран­ти­рует чело­веку тщет­ность усилий кол­ду­нов и магов, наво­дя­щих на него порчу, сглаз и т.д. Можно даже ска­зать, что они вза­и­мо­свя­заны. Не буду выяс­нять, что появи­лось раньше – «курица или яйцо», но при­по­ми­наю, что с прось­бой поме­нять имя люди стали обра­щаться в храмы намного раньше, чем с прось­бой о повтор­ном кре­ще­нии. В чем же состоит суть этого оккульт­ного веро­ва­ния о пользе смены имени? Оккуль­ти­сты утвер­ждают, что имя чело­века исполь­зу­ется в маги­че­ских обря­дах. Это дей­ствие, как видимо, схоже с поимен­ным поми­на­нием хри­стиан во время бого­слу­же­ний. Свя­щен­ник, при­нося бес­кров­ную жертву, совер­шая моле­бен или пани­хиду, поименно поми­нает живых или усоп­ших членов Церкви, молясь об их здра­вии или упо­ко­е­нии. Дума­ется, что ана­ло­гич­ное дей­ствие совер­ша­ется оккуль­ти­стом во время маги­че­ских риту­а­лов. Но, вместо при­зы­ва­ния Бога в молит­вах, здесь при­зы­ва­ется дьявол. Это могут быть про­стые заго­воры с исполь­зо­ва­нием имени чело­века, либо гораздо более слож­ные по своей струк­туре маги­че­ские обряды и риту­алы, вплоть до чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний.

Согласно древним маги­че­ским пове­риям, при помощи имен можно под­чи­нить себе духов или же изба­виться от их воз­дей­ствия. Именно эту фор­мулу несет в себе чтение заго­во­ров, кото­рые содер­жат имена падших духов. Читая заго­вор, чело­век входит в непо­сред­ствен­ное обще­ние с бесом, при­зы­вает его по имени. И если заго­вор чита­ется «на какого-либо чело­века», т.е. с про­из­не­се­нием его имени, то, согласно тому же маги­че­скому веро­ва­нию, воз­можно уста­нов­ле­ние кон­троля над чело­ве­ком или опре­де­лен­ное маги­че­ское воз­дей­ствие на него. По сути, чело­век или оккуль­тист, читая заго­вор или про­водя опре­де­лен­ный маги­че­ский ритуал, просит беса, имя кото­рого он при­зы­вает, воз­дей­ство­вать на чело­века, в отно­ше­нии кото­рого совер­ша­ется маги­че­ское дей­ствие. Это дей­ствие лежит в основе всех маги­че­ских риту­а­лов. Вполне логич­ным было бы пред­по­ло­жить, что именно такой «прием» при­ме­нялся бесами в отно­ше­нии Гос­пода Иисуса Христа, кото­рого они назы­вали по имени. Эта «уловка» явно не имела ника­кого дей­ствия, ибо бесы не имели ника­кой власти над Спа­си­те­лем, а, наобо­рот, про­сили не мучить их: «что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Все­выш­него? закли­наю Тебя Богом, не мучь меня» (Мк. 5:7). Из еван­гель­ского повест­во­ва­ния об исце­ле­нии гада­рин­ского бес­но­ва­того мы знаем, что бесы, по пове­ле­нию Спа­си­теля, вышли из несчаст­ного чело­века и вошли в свиное стадо, кото­рое тут же бро­си­лось с обрыва в море: « И про­сили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас поз­во­лил им. И нечи­стые духи, выйдя, вошли в свиней; и устре­ми­лось стадо с кру­тизны в море, а их было около двух тысяч; и пото­нули в море» (Мк. 5:12–13). Таким обра­зом, можно с уве­рен­но­стью ска­зать, что без осо­бого попу­ще­ния Божьего бесы не могут даже в свиней войти, не говоря уже о чело­веке. Без попу­ще­ния Божьего бесы не могут ни войти в чело­века, ни выйти из него, ни даже при­чи­нить ему какой-то вред. Поэтому знание имени не может дать власть над чело­ве­ком. Соот­вет­ственно, и оккульт­ное учение о смене имени нужно при­знать несо­сто­я­тель­ным. Пусть у чело­века будет хоть десять имен, но знание их всех не дает над ним ника­кой власти, если не будет на то попу­ще­ния Божия. Пра­во­слав­ному хри­сти­а­нину, живу­щему по запо­ве­дям Божиим, нахо­дя­ще­муся под бла­го­дат­ной защи­той цер­ков­ных таинств, не страшны ника­кие порчи, сглазы, родо­вые про­кля­тия и прочая оккульт­ная гадость. Его хранит Сам Гос­подь! А если увле­каться подоб­ными веро­ва­ни­ями, то Гос­подь, дей­стви­тельно, может попу­стить скорби, болезни и многие про­блемы. Поэтому пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин должен отри­ца­тельно отно­ситься к любому оккульт­ному учению, ибо оно явля­ется бесов­ским. «Что общего у света с тьмою? Какое согла­сие между Хри­стом и Вели­а­ром?» (Кор. 6:14–15). Пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин не должен быть под­вер­жен бесов­ским уче­ниям!

Но инте­ресно, почему именно в храм посы­лают оккуль­ти­сты своих кли­ен­тов? Ответ прост. Согласно тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви, имя наре­ка­ется чело­веку на вось­мой день от рож­де­ния. Для этого свя­щен­ни­ком чита­ется спе­ци­аль­ная молитва на наре­че­ние имени. Т.к. эта добрая тра­ди­ция сейчас неза­слу­женно забыта, а многие люди просто не знают о ее суще­ство­ва­нии, эта молитва чита­ется непо­сред­ственно перед кре­ще­нием. В Пра­во­слав­ной Церкви также суще­ствует бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция наре­че­ния имени ребенку в честь кого-либо из святых угод­ни­ков Божиих. Этот святой счи­та­ется небес­ным покро­ви­те­лем чело­века, к кото­рому он будет при­бе­гать за молит­вен­ной помо­щью в тече­ние всей своей жизни. В после­до­ва­нии утрен­них молитв, кото­рые каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин читает, вос­став от сна, нахо­дится молитва о при­зы­ва­нии свя­того, имя кото­рого носишь. Дума­ется, что каждый воцер­ко­в­лен­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин с особым усер­дием молится своему свя­тому. Обо всем этом не могут не знать оккуль­ти­сты, учащие о пользе смены имени. Поэтому и отправ­ляют людей в храм. Наре­че­ние имени явля­ется обы­ден­ным дей­ствием свя­щен­ника во время кре­ще­ния. Но наре­че­ние имени про­ис­хо­дит только раз в жизни, также как и еди­но­жды про­ис­хо­дит кре­ще­ние.

Что же полу­ча­ется, когда чело­век попа­дает под воз­дей­ствие оккульт­ного «учения о смене имени»? По сути, чело­век пре­не­бре­гает не только своим именем, кото­рое дали ему роди­тели, но еще пре­не­бре­гает и своим святым, в честь кото­рого он назван. Вместо того чтобы в слож­ные моменты своей жизни при­звать на помощь своего небес­ного покро­ви­теля, чело­век начи­нает бегать по гадал­кам и экс­тра­сен­сам в поис­ках «вол­шеб­ной палочки», кото­рая вмиг изба­вит от всех про­блем. А на самом деле, «учение о смене имени» несет в себе ту же кощун­ствен­ную функ­цию, что и «учение о повтор­ном кре­ще­нии». Но от оккуль­ти­стов, дей­ству­ю­щих по нау­ще­нию дья­вола, дру­гого ждать и не при­хо­дится. Жаль, что многие люди попа­дают под их тле­твор­ное вли­я­ние. Как я уже сказал, все это плоды духов­ной без­гра­мот­но­сти.

Другим плодом духов­ной без­гра­мот­но­сти неко­то­рых людей явля­ется жела­ние повтор­ного кре­ще­ния ради благой, на первый взгляд, цели. В начале статьи я уже привел один пример, когда неко­то­рые люди, кре­щен­ные в дет­стве, но долгое время жившие в грехе и в опре­де­лен­ный момент при­шед­шие к вере в Бога, желают повторно кре­ститься для того, чтобы изба­виться от раб­ства греха и очи­ститься от гре­хов­ной скверны. Что ж, жела­ние очень хоро­шее и похваль­ное. Купель кре­ще­ния, дей­стви­тельно, омы­вает все грехи чело­века, кото­рый, рас­ка­яв­шись в своей гре­хов­ной жизни, выра­жает жела­ние жить во Христе. Для него кре­ще­ние и ста­но­вится таин­ством, очи­ща­ю­щим от гре­хов­ной скверны и дающее воз­мож­ность для новой, духов­ной жизни. А уже кре­ще­ный пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, для того чтобы очи­ститься от своих грехов, должен при­бег­нуть не к повтор­ному кре­ще­нию (кото­рое вообще недо­пу­стимо ни при каких обсто­я­тель­ствах), а к дру­гому спа­си­тель­ному цер­ков­ному таин­ству – таин­ству пока­я­ния, испо­веди. Во время испо­веди чело­веку про­ща­ются его грехи, Дух Святой дей­ствует в этот момент на него. А свя­щен­ник, по обе­то­ва­нию Божьему «Истинно говорю вам: что вы свя­жете на земле, то будет свя­зано на небе; и что раз­ре­шите на земле, то будет раз­ре­шено на небе» (Мф. 18:18) читает особую раз­ре­ши­тель­ную молитву над чело­ве­ком. Через испо­ведь согре­шив­ший чело­век про­дол­жает (или начи­нает) свой путь к Богу.

Хочется напом­нить чита­телю, что повтор­ное кре­ще­ние для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина невоз­можно ни при каких обсто­я­тель­ствах. Это спа­си­тель­ное таин­ство совер­ша­ется раз в жизни и явля­ется рож­де­нием для духов­ной жизни во Христе. Ну, а как ее про­жи­вает каждый из нас, пусть судит Гос­подь. Дай Бог нам всем разума для пони­ма­ния Его святой воли и раз­ли­че­ния бесов­ских козней, коих в совре­мен­ном мире вели­кое мно­же­ство!

журнал «Пра­во­сла­вие и Мир»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки