Реально ли спастись? И как?

пуб­ли­цист и бого­слов Сергей Худиев

Еван­ге­лие обе­щает вечное спа­се­ние всем, кто пока­ется и уве­рует во Христа; оно же сурово предо­сте­ре­гает тех, кто отка­жется это сде­лать. Эти предо­сте­ре­же­ния всегда были (и оста­ются) довольно раз­дра­жа­ю­щим момен­том в отно­ше­ниях Церкви и мира. Люди не очень счаст­ливы слы­шать, что они греш­ники, им грозит нечто невы­ра­зимо ужас­ное, и они непре­менно должны пере­ме­нить свои взгляды и пове­де­ние, чтобы обре­сти надежду.

Людям это кажется про­яв­ле­нием неми­ло­сер­дия, если не прямой злоб­но­сти – Бог этих хри­стиан, значит, отпра­вит нас в ад, если мы не станем играть по их пра­ви­лам? Трудно им, что ли, пообе­щать вечное спа­се­ние вообще всем – тем более, раз они про­воз­гла­шают, что Бог есть любовь?

Что же, давайте попро­буем про­яс­нить этот вопрос. Люди часто гово­рят о спа­се­нии в разных кон­текстах – кото­рые опре­де­ля­ются тем, реально ли спа­се­ние, о кото­ром идет речь.

Тут воз­можны три пози­ции. Соб­ственно, тра­ди­ци­онно рели­ги­оз­ная – чело­век пред­на­зна­чен для жизни вечной и бла­жен­ной, вопрос о том, как ее достичь – самый важный из воз­мож­ных, потому что вели­чай­шее благо, несо­по­ста­ви­мое со всеми зем­ными бла­гами, – это вечное спа­се­ние, а вели­чай­шее бед­ствие – несо­по­ста­ви­мое со всеми зем­ными бед­стви­ями – это вечная гибель.

Вторая – ате­и­сти­че­ская. Личное бытие чело­века, все его радо­сти и скорби, всё это навсе­гда, пол­но­стью, необ­ра­тимо завер­ша­ется в момент смерти. Мерт­вые не могут насле­до­вать ни бла­жен­ства, ни муки – их просто нет, и всё. Амо­рально и глупо обе­щать людям вечные блага, кото­рые суще­ствуют только в вооб­ра­же­нии.

Третья точка зрения – пост­мо­дер­нист­ская, ее еще можно назвать пост-ате­и­сти­че­ской. Пост­мо­дер­ни­сты гово­рят при­мерно так: «Ну конечно, нет ника­кого веч­ного спа­се­ния, зако­пают – лопух вырас­тет, созна­ние навсе­гда поки­нуло его.

Тут нет спора с нашими пред­ше­ствен­ни­ками – ате­и­стами. Беда только в том, что они не доду­мы­вают свою мысль до конца. А почему амо­рально обе­щать людям вечные блага? Что делает обе­ща­ние амо­раль­ным? Его невы­пол­не­ние, то есть ситу­а­ция, когда жертва обна­ру­жи­вает себя кину­той. Помер такой бла­го­че­сти­вый хри­сти­а­нин, смот­рит – а ате­и­сты-то были правы! Попы-то дурили народ! Нету ника­кой жизни после смерти! Но ведь если ате­и­сты правы, ему это не угро­жает – он просто умрет, уте­ша­ясь надеж­дою, и нико­гда не узнает, что был неправ.

Обе­ща­ния, отно­ся­щи­еся к посмер­тию, конечно, не будут выпол­нены – но не будут и нару­шены, за пре­кра­ще­нием суще­ство­ва­ния субъ­екта, кото­рому они были даны. Если вы обе­щали уми­ра­ю­щему, скажем, виллу в Ницце, он этим уте­шался и умер с улыб­кой, ника­кого нару­ше­ния обе­ща­ния не про­изо­шло. Он не плачет и не выска­зы­вает вам горь­ких упре­ков – его просто нет. Вы не заслу­жи­ва­ете ника­кого упрека – вы ничуть не умно­жили стра­да­ний в мире, а, напро­тив, уте­шили уми­ра­ю­щего.

Если обе­ща­ния посмерт­ных бла­женств помо­гают чело­веку пре­тер­пе­вать земные труд­но­сти – да на здо­ро­вье, пусть себе. Ну, конечно, после смерти его не ждет ничего, и его самого не будет – но вот прямо сейчас он обре­тает уте­ше­ние в ком­па­нии еди­но­вер­цев, какой смысл его лишать этого важ­ного пси­хо­ло­ги­че­ского меха­низма, кото­рый веками помо­гал нашим пред­кам справ­ляться с тяго­тами жизни?»

Тра­ди­ци­он­ная и поста­те­и­сти­че­ская точки зрения внешне могут выгля­деть похо­жими до сли­я­ния – и вторая может влиять на первую. Но что ее демас­ки­рует – это легкая раз­дача обе­ща­ний веч­ного спа­се­ния. Всё равно же покой­ник не предъ­явит вам упре­ков, что вы сбили его с пути спа­се­ния, внушив ему ложную успо­ко­ен­ность. Нету же ника­кого спа­се­ния – а равно поги­бели – на самом деле. Какие хотите сады, такие и обе­щайте – чего бы и не погла­дить людей по шерстке, раз ника­кими реаль­ными пло­хими послед­стви­ями это не грозит, помрут и всё.

Отказ раз­да­вать легкие обе­ща­ния вос­при­ни­ма­ется в этом кон­тек­сте с обидой – ну, трудно, что ли, пообе­щайте чело­веку виллу в Ницце, убудет от вас, что ли? Мета­фи­зи­че­ски это ничего не меняет, а пси­хо­ло­ги­че­ски – уте­ше­ние.

Но для тра­ди­ци­он­ной рели­ги­оз­ной точки зрения раз­дача необос­но­ван­ных обе­ща­ний – это страш­ное дело. Потому что чело­век умрет, ока­жется на той сто­роне, и обна­ру­жит, что его жестоко обма­нули. Поэтому раз­го­воры о том, кто спа­сется и как спа­саться, надо начи­нать с раз­го­вора о реаль­но­сти спа­се­ния. Есть ли, на самом деле, жизнь после смерти? Рай Небес­ный – это реаль­ное место назна­че­ния, куда можно при­быть – или не при­быть – или просто уте­ши­тель­ная сказка?

Не тео­рией, кото­рую мы обсуж­даем на досуге (по пра­ви­лам этой игры дела обстоят так-то), а самым прак­ти­че­ским, что только может быть. Нет ничего ужас­нее, чем обма­ны­ваться в вопросе веч­ного спа­се­ния – или обма­ны­вать других.

А если исхо­дить из того, что жизнь после смерти – реальна, нам при­дется допу­стить реаль­ность ада. Это неиз­бежно – и давайте подроб­нее рас­смот­рим, почему.

Вот есть, напри­мер, злодеи из кри­ми­наль­ной хро­ники, кото­рые похи­щают, истя­зают и уби­вают женщин. Или детей. Ради удо­воль­ствия. Это совер­шенно реаль­ные случаи. В итоге (будем наде­яться) поли­ция их нахо­дит и изо­ли­рует от обще­ства до самой их смерти.

Должна ли бес­ко­неч­ная милость Божия пустить их в рай – чтобы они вели себя в раю сооб­разно своим пред­став­ле­ниям о желан­ном? Тогда это будет не рай. Должна ли милость Божия выста­вить их за дверь? Но тогда вы уже согла­си­тесь, что чтобы сохра­нить рай раем, из него кого-то неиз­бежно при­дется выста­вить – и это не вопрос нехватки мило­сти. Просто вы не можете иметь рай и нерас­ка­ян­ных зло­деев одно­вре­менно в одном месте.

Конечно, злодеи – пример край­ний. Но он о том, что откры­тый для всех и без тре­бо­ва­ний пока­я­ния рай тут же пре­вра­тится в ад. Можно уточ­нять, кто именно будет выстав­лен за дверь – «изгнан вон», как гово­рит Гос­подь Иисус, – но гово­рить «никто не будет», увы, нечестно. Кто-то будет изгнан вон, во тьму внеш­нюю – там будет плач и скре­жет зубов.

А если никто не будет изгнан – плач и скре­жет зубов будет внутри. Необ­хо­димо или «погу­бить губив­ших землю» (Откр.11:18), или они будут губить землю вечно.

Поэтому послед­ний суд, окон­ча­тель­ное раз­де­ле­ние неиз­бежно – в Небес­ный Иеру­са­лим «не войдет… ничто нечи­стое и никто пре­дан­ный мер­зо­сти и лжи, а только те, кото­рые напи­саны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Если мы зада­димся – несо­мненно, акту­аль­ным – вопро­сом о том, какое коли­че­ство зла и греха может быть допу­щено в рай, чтобы он остался при этом раем, ответ оче­ви­ден и с точки зрения разума, и с точки зрения Писа­ния – ника­кое. Как же нам попасть в рай?

А вот до этого вопроса нам и стоит дойти – потому что сам раз­го­вор о спа­се­нии при­об­ре­тает смысл, когда мы осо­знаем реаль­ность (и, хотя бы отча­сти, серьез­ность) беды, от кото­рой нам над­ле­жит спа­стись.

Раз­го­воры о том, что бес­ко­неч­ная милость Божия никого не оста­вит за дверью, всегда будут при­ни­маться ауди­то­рией с одоб­ре­нием – но если мы поду­маем пять минут, это бы не озна­чало, что ада не будет. Это озна­чало бы, что не будет ничего, кроме ада.

Любовь и милость Божия сохра­няет Небес­ный Иеру­са­лим – тем, что не пус­кает в него зло. И когда мы ясно осо­знаем этот факт – кото­рый, скажу еще раз, и настой­чиво утвер­жда­ется Гос­по­дом в Еван­ге­лии, и оче­ви­ден с точки зрения разума – мы будем готовы гово­рить о спа­се­нии греш­ни­ков, в кото­ром и явля­ется милость Божия.

Бес­ко­неч­ная милость Божия про­сти­ра­ется настолько, что Бог ста­но­вится чело­ве­ком в лице Иисуса Христа, уми­рает за без­за­ко­ния без­за­кон­ных, чтобы при­об­ре­сти им про­ще­ние, про­щает вся­кого, кто рас­ка­и­ва­ется, пре­об­ра­жает тех, кто дове­рился Ему, бла­го­да­тью Свя­того Духа, иску­пает, очи­щает и вводит в рай греш­ни­ков.

Но для этого нужно, чтобы они рас­ка­я­лись, обра­ти­лись к Богу и при­няли это про­ще­ние и новую жизнь. Но для этого они должны согла­ситься.

А для этого хри­сти­ане не должны скры­вать истину – чтобы попасть в рай, нужно обра­титься к Богу в пока­я­нии и вере, воз­ло­жить свою надежду на Иисуса Христа, про­явить жела­ние испра­вить свою жизнь и искать в этом помощи Божией.

Поэтому любой любя­щий и мило­серд­ный чело­век (и Гос­подь Иисус, прежде всего) при­зы­вает греш­ни­ков к пока­я­нию.

Если нам, скажем, не хочется раз­дра­жать зло­деев, мы можем им ска­зать, что не беда, Бог слиш­ком добр, чтобы выста­вить за дверь кого бы то ни было. Но мы им скажем неправду. Они неиз­бежно ока­жутся за две­рями.

Греш­ник может войти в рай, только приняв про­ще­ние и глу­боко изме­нив­шись, – а для этого нужна не только милость Божия, но и капи­ту­ля­ция греш­ника перед этой мило­стью. Упор­ный, оже­сто­чен­ный и нерас­ка­ян­ный греш­ник в рай не войдет – иначе это уже не будет рай.

Еван­ге­лие – слово благое, слово уте­ши­тель­ное; но оно дости­гает нас (и других людей), когда мы при­знаем, что мы нуж­да­емся в спа­се­нии. Когда мы капи­ту­ли­руем, мы можем уте­шать себя и друг друга твер­дыми и несо­мнен­ными обе­то­ва­ни­ями спа­се­ния, кото­рые Писа­ние дает вся­кому веру­ю­щему во Христа. Когда мы упор­ствуем в нерас­ка­я­нии, лучшее, что могут для нас сде­лать те, кто нас любит, – это предо­сте­ре­гать нас об опас­но­сти.

http://www.pravmir.ru

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки