Суточный круг богослужения

Алек­сей Сер­ге­е­вич Кашкин

1 - Суточный круг богослужения

Цер­ков­ное бого­слу­же­ние цик­лично, и литур­ги­сты гово­рят о трех кругах бого­слу­же­ния: суточ­ном, сед­мич­ном и годо­вом. В насто­я­щем очерке Алек­сея Сер­ге­е­вича Каш­кина, пре­по­да­ва­теля СПДС, речь пойдет о суточ­ном круге бого­слу­же­ния.

Суточ­ный круг бого­слу­же­ния состав­ляют службы, совер­ша­е­мые в тече­ние суток, причем сутки по цер­ков­ному счис­ле­нию начи­на­ются с вечера, так что каждый вечер в бого­слу­жеб­ном смысле отно­сится уже к зав­траш­нему дню. Это счис­ле­ние пере­шло в Хри­сти­ан­скую Цер­ковь из Вет­хого Завета. Евреи счи­тали нача­лом суток время сол­неч­ного заката (при­мерно 18.00), и поэтому сут­ками счи­тался период между сол­неч­ным зака­том насто­я­щего дня и сле­ду­ю­щего дня.

В своем совре­мен­ном виде суточ­ный круг бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви сфор­ми­ро­вался к XI в. Он вклю­чает в себя восемь отдель­ных служб: вечерню, пове­че­рие, полу­нощ­ницу, утреню, 1‑й час, 3‑й час, 6‑й час и 9‑й час. Каждая из ука­зан­ных служб «при­вя­зана» к опре­де­лен­ному вре­мени суток, о чем подроб­нее будет ска­зано далее. Как видно, в этот пере­чень не вклю­чено самое глав­ное бого­слу­же­ние Церкви – литур­гия, причем сде­лано это наме­ренно, так как, несмотря на почти еже­днев­ное совер­ше­ние литур­гии, есть серьез­ные осно­ва­ния против ее отне­се­ния к суточ­ному кругу бого­слу­же­ния. Во-первых, литур­гия никак не может счи­таться рядо­вым бого­слу­же­нием, но явля­ется таин­ством, более того, «таин­ством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литур­гия не совер­ша­ется (среда и пят­ница сырной сед­мицы, поне­дель­ник, втор­ник и чет­верг 1‑й, 2‑й, 3‑й, 4‑й и 6‑й седмиц Святой Четы­ре­де­сят­ницы, поне­дель­ник и втор­ник 5‑й сед­мицы, Вели­кая Пят­ница). В то же время осталь­ные службы, в част­но­сти, вечерня, утреня и часы, совер­ша­ются во все дни без исклю­че­ния. В‑третьих, Евха­ри­стия в Уставе не свя­зы­ва­ется с опре­де­лен­ным вре­ме­нем суток, литур­гия может совер­шаться в раз­лич­ное время. Чаще она совер­ша­ется утром (хотя и здесь воз­можны вари­а­ции: в вос­крес­ные дни и в вели­кие празд­ники она по Типи­кону должна начи­наться «в начале 3‑го часа» (≈ 9.00), в суб­боту – «в начале 4‑го часа» (около 10.00), во все осталь­ные дни сед­мицы – «в начале 5‑го часа» (≈ 11.00)), но в неко­то­рые дни цер­ков­ного поста она пола­га­ется после вечерни, то есть во 2‑й поло­вине дня.

Устав для совер­ше­ния каждой службы назна­чает опре­де­лен­ное время, причем раз­лич­ные виды одной и той же службы могут совер­шаться в разное время.

Вечерня почти всегда совер­ша­ется вече­ром (кроме тех слу­чаев, когда она соеди­ня­ется с литур­гией). Однако все три вида вечерни (малая, все­днев­ная и вели­кая) должны, согласно Уставу, совер­шаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде сол­неч­ного захож­де­ния» (Типи­кон, глава 1‑я); вели­кая вечерня на бдении начи­на­ется «по еже зайти солнцу мало» (Типи­кон, глава 2‑я); тогда как все­днев­ная вечерня – «пред вече­ром мало» (Типи­кон, глава 9‑я). Как видно, Типи­кон ука­зы­вает только при­бли­зи­тель­ное время для начала бого­слу­же­ний; кон­крет­ный же час опре­де­ля­ется в соот­вет­ствии с местом и вре­ме­нем года (скорее всего, это обсто­я­тель­ство свя­зано с тем, что в сред­ние века люди вообще не имели обычая ука­зы­вать кон­крет­ное время, так что даже минут­ная стрелка на часах долгое время отсут­ство­вала).

Пове­че­рие совер­ша­ется «по вечери», то есть после вечер­ней тра­пезы, после ужина, кото­рый бывает по окон­ча­нии вечерни. В мона­стыр­ском укладе пове­че­рие еще играет роль бого­слу­же­ния на сон гря­ду­щий; в конце пове­че­рия совер­ша­ется еже­днев­ный чин про­ще­ния: сна­чала свя­щен­ник просит про­ще­ния у братии, затем мона­ше­ству­ю­щие просят друг у друга про­ще­ния за минув­ший день, после чего рас­хо­дятся по кельям. Пове­че­рие бывает двух типов: малое и вели­кое. Малое пола­га­ется чаще всего, тогда как вели­кое пове­че­рие (более тор­же­ствен­ная и про­дол­жи­тель­ная служба) совер­ша­ется редко, всего 34 раза в году (сед­мич­ные дни Вели­кого поста, нака­нуне Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также на сырной сед­мице во втор­ник и чет­верг).

Полу­нощ­ница совер­ша­ется рано утром, сразу после ноч­ного сна. По своему идей­ному зна­че­нию она может рас­смат­ри­ваться как общая утрен­няя молитва, а ее основу состав­ляет чтение 17‑й кафизмы (то есть 118-го псалма),  в каждом стихе кото­рой есть упо­ми­на­ние запо­ве­дей Гос­под­них, так что еже­днев­ное чтение данной кафисмы служит напо­ми­на­нием необ­хо­ди­мо­сти выстра­и­вать свою жизнь в соот­вет­ствии с зако­ном Божиим. В насто­я­щее время полу­нощ­ница совер­ша­ется только в мона­сты­рях (хотя есть и исклю­че­ния, напри­мер, в Санкт-Петер­бург­ской духов­ной ака­де­мии недавно появи­лась прак­тика слу­жить полу­нощ­ницу на 1‑й сед­мице Вели­кого поста).

Утреня, если она не входит в состав все­нощ­ного бдения, совер­ша­ется рано утром, почти сразу же после полу­нощ­ницы (после неболь­шого пере­рыва). Инте­ресно, что гре­че­ское назва­ние утрени «орфрос» свя­зы­вают с гла­го­лом «орфризо», кото­рый озна­чает «с трудом раз­ли­чать» и ука­зы­вает, что утреня должна начи­наться еще затемно, но с таким рас­че­том, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что воз­глас перед сла­во­сло­вием «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет» уже должен про­из­но­ситься после рас­света. В Неделю Пасхи утреня начи­на­ется ровно в пол­ночь, а два дня в году – чет­верг 5‑й сед­мицы Вели­кого поста (день чтения Вели­кого канона) и в Вели­кую Пят­ницу – слу­же­ние утрени назна­ча­ется в вечер­нее время самим Уста­вом.

Службы часов назна­чены Уста­вом на 1‑й, 3‑й, 6‑й и 9‑й часы дня по восточ­ному счис­ле­нию. В пере­воде на совре­мен­ную систему отсчета вре­мени полу­чится сле­ду­ю­щее:

  • 1‑й час ≈ 6 часов утра;
  • 3‑й час ≈ 9 часов утра;
  • 6‑й час ≈ 12 часов дня;
  • 9‑й час ≈ 15 часов дня.

Почему именно в такое время? Нужно вспом­нить, что рим­ские сутки дели­лись на две  равные части: день и ночь. Каждая из поло­ви­нок, в свою оче­редь, дели­лась на трех­ча­сия. 1‑й, 3‑й, 6‑й, 9‑й – это первые часы каждой из чет­вер­тей дня; первый час соот­вет­ствует шести утра. О том, что именно эти часы было при­нято освя­щать молит­вой, нам сооб­щает Книга Деяний апо­столь­ских: Петр и Иоанн  шли  вместе  в храм в час молитвы девя­тый (Деян. 3:1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помо­литься (Деян. 10:9). Часы также напо­ми­нают о собы­тиях Свя­щен­ной Исто­рии, про­ис­хо­див­ших именно в эти вре­мен­ные отрезки. На службе пер­вого часа вспо­ми­на­ется путь Иисуса Христа от пер­во­свя­щен­ника Каиафы в пре­то­рию к про­ку­ра­тору Понтию Пилату и лже­сви­де­тель­ства на Него; на тре­тьем часе – суд Пилата и истя­за­ния Гос­пода, а также соше­ствие Свя­того Духа на апо­сто­лов. Шестой  час – шествие Спа­си­теля на Гол­гофу, Его рас­пя­тие, тьма по всей земле; нако­нец, час девя­тый – вос­по­ми­на­ние Крест­ной смерти Спа­си­теля.

В древ­но­сти, осо­бенно в мона­сты­рях, каждая служба суточ­ного круга совер­ша­лась отдельно от других. Но впо­след­ствии Цер­ковь, снис­ходя к житей­ским нуждам хри­стиан, к их немощи, назна­чила отправ­лять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сфор­ми­ро­ва­лись 3 группы служб: утрен­няя, днев­ная и вечер­няя.

Утрен­нюю группу служб соста­вили, таким обра­зом, полу­нощ­ница, утреня, 1‑й час; днев­ную – 3‑й час, 6‑й час и литур­гия; вечер­нюю – 9‑й час, вечерня и пове­черие. Такова иде­аль­ная кар­тина бого­слу­же­ния в соот­вет­ствии с Типи­ко­ном. Осо­бен­ное вни­ма­ние сле­дует обра­тить на поло­же­ние 9‑го часа в этой схеме: явля­ясь нача­лом вечер­него бого­слу­же­ния, кото­рое имеет отно­ше­ние к гря­ду­щему дню, 9‑й час сам завер­шает службу ухо­дя­щего дня, так как на нем чита­ются тро­парь и кондак ухо­дя­щего дня. Это сим­во­ли­зи­рует непре­рыв­ность бого­слу­же­ния в Пра­во­слав­ной Церкви.

Такое раз­де­ле­ние суточ­ного круга на три группы служб имеет своим осно­ва­нием слова Псал­мо­певца: «Вечер и заутра и полу­дне повем, и воз­вещу, и услы­шит глас мой» (Пс. 54:18), а также слова цер­ков­ной молитвы: «Вечер, и заутра, и полу­дне, хвалим, бла­го­сло­вим, бла­го­да­рим и молимся Тебе, Вла­дыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В совре­мен­ной при­ход­ской прак­тике все службы суточ­ного круга делятся на две части: вечер­нюю и днев­ную (утрен­нюю). В вечер­нее бого­слу­же­ние входят: 9‑й час, вечерня, утреня и 1‑й час. Утрен­нее бого­слу­же­ние вклю­чает в себя 3‑й, 6‑й часы и Боже­ствен­ную литур­гию. Как видно из перечня (а также из самой прак­тики), на при­хо­дах редко совер­ша­ются такие службы, как пове­че­рие и полу­нощ­ница. При этом вели­кому пове­че­рию, можно ска­зать, «повезло» в боль­шей сте­пени; оно совер­ша­ется в Наве­че­рие Рож­де­ства Хри­стова и Бого­яв­ле­ния, а также в сед­мич­ные дни Вели­кого поста. Малое же пове­че­рие совер­ша­ется крайне редко (напри­мер, в храме Сара­тов­ской духов­ной семи­на­рии оно совер­ша­ется 5–6 раз в году: в пред­праздн­ство Рож­де­ства Хри­стова, нака­нуне Вели­кого Поне­дель­ника и Вели­кого Чет­верга, а также вече­ром на Пяти­де­сят­ницу). Полу­нощ­ница в клас­си­че­ском виде не совер­ша­ется вовсе (служба, име­ну­е­мая «пас­халь­ной полу­нощ­ни­цей», на самом деле явля­ется бого­слу­же­нием совсем дру­гого типа – это вышед­шая из упо­треб­ле­ния кон­стан­ти­но­поль­ская служба «пан­ни­хис»).

Начало вечер­него бого­слу­же­ния колеб­лется от 15.00 до 18.00 (в зави­си­мо­сти от вре­мени года и воз­мож­но­стей при­хо­жан), а утрен­нее бого­слу­же­ние начи­на­ется в 8.00–10.00. Ранние литур­гии, совер­ша­ю­щи­еся в боль­ших собор­ных храмах, могут начи­наться в 7.00. Такова совре­мен­ная бого­слу­жеб­ная прак­тика в тече­ние боль­шей части года (кроме пери­ода Вели­кого поста).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки