Бого­слу­жеб­ные круги

***

Богослуже́бные круги́ – опре­де­лен­ные утвер­жден­ные Цер­ко­вью циклы бого­слу­же­ний и/или состав­ля­ю­щих их молит­во­сло­вий.

Под­раз­де­ля­ются на: суточ­ный, недель­ный или сед­мич­ный, годо­вой (подвиж­ный и непо­движ­ный).

Чино­по­сле­до­ва­ния бого­слу­же­ний содер­жатся в бого­слу­жеб­ных книгах; бого­слу­же­ния суточ­ного бого­слу­жеб­ного круга содер­жатся в Часо­слове, сед­мич­ного – в Окто­ихе, годо­вого – в Минеях (подвиж­ного – в Триоди).

Соеди­не­ние подвиж­ного и непо­движ­ного годо­вых бого­слу­жеб­ных кругов осу­ществ­ля­ется при помощи при­во­ди­мых в Уставе Мар­ко­вых глав (назван­ных по имени их соста­ви­теля монаха Марка).

Говоря об «утре» или «вечере», сле­дует учи­ты­вать, что зна­че­ния этих слов в гре­че­ском и затем цер­ков­но­сла­вян­ском языках (и, сле­до­ва­тельно, в бого­слу­жеб­ных текстах Пра­во­слав­ной Церкви) и в совре­мен­ном рус­ском языке раз­ли­ча­ются. Напри­мер, слово «утреня», гре­че­ское ὄρθρος, обра­зо­вано от гла­гола ὀρθρίζω. На сла­вян­ский язык этот глагол пере­ве­ден как «утре­не­вать», но озна­чает он, соб­ственно,  «вгля­ды­ваться со всей силой». Име­ется в виду время, когда солнце еще не начало всхо­дить, стоят пред­рас­свет­ные сумерки, пред­меты едва видны. Поэтому по уставу «утро» — это два-три часа ночи. Ана­ло­гично и устав­ной «вечер» — это время около трех часов дня. В тех мона­сты­рях, где сохра­нился устав­ной поря­док жизни, в част­но­сти — на Афоне, монахи встают часа в 2–3 ночи, соби­ра­ются в храме и служат утреню. Ближе к обе­ден­ному вре­мени — часам к 10 утра — должно состо­яться второе бого­слу­же­ние — литур­гия. И в два-три часа дня — третье собра­ние братии в храме, вечерня.

***

См. КАЛЕН­ДАРЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки