Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании

При­нято на ито­го­вом пле­нар­ном засе­да­нии VIII Все­мир­ного Рус­ского Народ­ного Собора

Сохра­няя духов­ные при­о­ри­теты в жизни, готовя себя для Цар­ствия Небес­ного, имея Божий страх в сердце, чело­век нико­гда не будет исполь­зо­вать свои знания, опыт, власть и финан­со­вые ресурсы для раз­ру­ше­ния. Он не будет во имя личной или кор­по­ра­тив­ной выгоды «рас­ка­чи­вать лодку» как в соци­аль­ной и поли­ти­че­ской жизни, так и в хозяй­ствен­ной. В этих внеш­них обще­ственно зна­чи­мых про­яв­ле­ниях жизни отдель­ной лич­но­сти тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный подход имеет важные точки сопри­кос­но­ве­ния с иными тра­ди­ци­он­ными взгля­дами, а также с совре­мен­ными идеями о чело­веке. (Из доклада мит­ро­по­лита Смо­лен­ского и Кали­нин­град­ского Кирилла, пред­се­да­теля Отдела внеш­них цер­ков­ных связей Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата, на VIII Все­мир­ном Рус­ском Народ­ном Соборе «Россия и пра­во­слав­ный мир»)

Насто­я­щий свод нрав­ствен­ных прин­ци­пов и правил пред­ла­га­ется для доб­ро­воль­ного при­ня­тия руко­во­ди­те­лям пред­при­я­тий и ком­мер­че­ских струк­тур, пред­при­ни­ма­те­лям и их сооб­ще­ствам, работ­ни­кам, проф­со­ю­зам и всем другим участ­ни­кам эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, в том числе госу­дар­ствен­ным орга­нам и обще­ствен­ным объ­еди­не­ниям, вовле­чен­ным в хозяй­ство­ва­ние.

Этот доку­мент не повто­ряет поло­же­ний зако­но­да­тель­ства. Не затра­ги­вает он и тех­ни­че­ской кон­кре­тики эко­но­ми­че­ских отно­ше­ний, кото­рая регу­ли­ру­ется спе­ци­аль­ными уста­нов­ле­ни­ями госу­дар­ства и про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ.

Сфор­му­ли­ро­ван­ные ниже нрав­ствен­ные прин­ципы и пра­вила осно­вы­ва­ются на десяти запо­ве­дях, данных Богом, а также на опыте их усво­е­ния хри­сти­ан­ством и дру­гими рели­ги­ями, тра­ди­ци­онно испо­ве­ду­е­мыми в России. Впро­чем, эти прин­ципы и пра­вила не сле­дует вос­при­ни­мать как бук­валь­ное тол­ко­ва­ние биб­лей­ского текста. Скорее речь идет о поло­же­ниях, выте­ка­ю­щих из Божиих запо­ве­дей в их широ­ком пони­ма­нии, а также из мно­го­ве­ко­вого рели­ги­озно-нрав­ствен­ного насле­дия, в том числе рос­сий­ского.

Свод нрав­ствен­ных прин­ци­пов и правил опи­сы­вает иде­аль­ную модель хозяй­ство­ва­ния, кото­рая не суще­ствует сейчас, но к вопло­ще­нию кото­рой можно и должно стре­миться в повсе­днев­но­сти. Воз­можно, реаль­ность еще долго не будет соот­вет­ство­вать дан­ному доку­менту. Но нельзя зара­нее гово­рить, что цель сле­до­ва­ния ему недо­сти­жима, ибо в стрем­ле­нии к чистой сове­сти и достой­ной жизни чело­век с помо­щью Божией может пройти сколь угодно труд­ными путями, даже если дело каса­ется такой непро­стой сферы чело­ве­че­ского бытия, как эко­но­мика.

I. Не забы­вая о хлебе насущ­ном, нужно пом­нить о духов­ном смысле жизни. Не забы­вая о личном благе, нужно забо­титься о благе ближ­него, благе обще­ства и Отчизны.

В исто­рии России были разные под­ходы к вопросу о при­о­ри­тете мате­ри­аль­ного или духов­ного, част­ных или обще­ствен­ных инте­ре­сов. Духов­ный идеал много раз при­но­сился в жертву ути­ли­тар­ным инте­ре­сам и наобо­рот. В одни пери­оды обще­ствен­ное пред­по­чи­та­лось лич­ному, в другие — личное обще­ствен­ному.

Эта про­блема ста­но­ви­лась пред­ме­том дис­кус­сий «иоси­ф­лян» и «нес­тя­жа­те­лей», запад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов, обще­ствен­ных дея­те­лей пост­со­вет­ского пери­ода. Однако сам факт таких дис­кус­сий пока­зы­вает, что част­ная и общая польза, духов­ное и мате­ри­аль­ное суть равно неотъ­ем­ле­мые части чело­ве­че­ского бытия.

Вот почему нельзя пре­не­бре­гать ни духов­ным иде­а­лом, ни стрем­ле­нием к мате­ри­аль­ному благу, ни своими жиз­нен­ными инте­ре­сами, ни поль­зой ближ­него и обще­ства.

Исто­ри­че­ски рос­сий­ская духовно-нрав­ствен­ная тра­ди­ция по пре­иму­ще­ству скло­ня­лась к при­о­ри­тету духов­ного над мате­ри­аль­ным, к идеалу само­от­вер­же­ния лич­но­сти ради блага народа. Впро­чем, край­но­сти такого выбора при­во­дили к страш­ным тра­ге­диям.

Помня это, мы должны созда­вать такой эко­но­ми­че­ский уклад, кото­рый помо­жет гар­мо­нично реа­ли­зо­вы­вать как духов­ные устрем­ле­ния, так и мате­ри­аль­ные инте­ресы лич­но­сти и обще­ства. Этой гар­мо­ни­за­ции, как пока­зы­вает исто­ри­че­ский опыт, содей­ствуют пра­вила, осно­ван­ные на биб­лей­ских прин­ци­пах.

II. Богат­ство — не само­цель. Оно должно слу­жить сози­да­нию достой­ной жизни чело­века и народа.

Культ богат­ства и нрав­ствен­ность в чело­веке несов­ме­стимы. Отно­ше­ние к богат­ству как к кумиру неиз­бежно раз­ру­шает эко­но­ми­че­скую и пра­во­вую куль­туру, порож­дает неспра­вед­ли­вость в рас­пре­де­ле­нии плодов труда, соци­аль­ную «войну всех против всех».

Стя­жа­ние богат­ства ради богат­ства заве­дет в тупик и лич­ность, и дело, и наци­о­наль­ную эко­но­мику.

Богат­ство само по себе не бла­го­сло­ве­ние и не нака­за­ние. Это прежде всего испы­та­ние и ответ­ствен­ность.

Для нрав­ствен­ного чело­века соб­ствен­ность есть не только сред­ство извле­че­ния выгоды, но и сред­ство слу­же­ния иде­а­лам добра и спра­вед­ли­во­сти.

Соб­ствен­ность дает мак­си­маль­ную отдачу именно тогда, когда она упо­треб­ля­ется эффек­тивно, а плоды ее исполь­зо­ва­ния рас­пре­де­ля­ются спра­вед­ливо и ответ­ственно, «вкла­ды­ва­ются» в соци­аль­ную ста­биль­ность. Если чело­век сози­дает мате­ри­аль­ные блага исклю­чи­тельно для себя, своей семьи, своей соци­аль­ной группы, при этом пре­не­бре­гая инте­ре­сами других, — он пре­сту­пает нрав­ствен­ный закон и многое теряет в эко­но­ми­че­ском смысле.

Чем больше соб­ствен­ность, тем зна­чи­тель­ней власть чело­века над дру­гими людьми. Поэтому исполь­зо­ва­ние соб­ствен­но­сти в хозяй­ство­ва­нии не должно носить узко эго­и­сти­че­ский харак­тер, про­ти­во­ре­чить общему инте­ресу.

Чест­ное хозяй­ство­ва­ние исклю­чает обо­га­ще­ние во вред обще­ству. Бла­го­со­сто­я­ние доб­ро­со­вест­ных пред­при­ни­ма­те­лей и тру­же­ни­ков должно соот­вет­ство­вать их тру­до­вому вкладу, быть след­ствием созда­ния, рачи­тель­ного исполь­зо­ва­ния и при­умно­же­ния ими обще­ственно полез­ных благ.

Долг состо­я­тель­ного чело­века — тво­рить людям добро, не обя­за­тельно рас­счи­ты­вая при этом на обще­ствен­ное при­зна­ние. И пред­при­ни­ма­тель, и госу­дар­ство должны исхо­дить из прин­ципа спра­вед­ли­во­сти при при­ня­тии эко­но­ми­че­ских реше­ний.

Уро­вень потреб­ле­ния и стан­дарты каче­ства жизни должны быть разум­ными и уме­рен­ными, учи­ты­вать состо­я­ние окру­жа­ю­щей среды.

Деньги — лишь сред­ство для дости­же­ния постав­лен­ной цели. Они должны нахо­диться в посто­ян­ном дви­же­нии, в обо­роте. Дело — насто­я­щее, захва­ты­ва­ю­щее цели­ком, — вот богат­ство пред­при­ни­ма­теля. Отсут­ствие культа денег рас­кре­по­щает чело­века, делает его внут­ренне сво­бод­ным.

Бед­ность или богат­ство чело­века сами по себе не гово­рят о его нрав­ствен­но­сти или амо­раль­но­сти. Бедный, рас­тра­чи­ва­ю­щий свои спо­соб­но­сти без пользы или упо­треб­ля­ю­щий их только в корыст­ных целях, не менее без­нрав­стве­нен, чем бога­тый, кото­рый отка­зы­ва­ется жерт­во­вать часть дохода на обще­ствен­ные нужды.

Бед­ность — это испы­та­ние, как и богат­ство. Бедный чело­век обязан достойно вести себя, стре­миться к эффек­тив­ному труду, повы­шать свой про­фес­си­о­наль­ный уро­вень, чтобы выйти из бед­ствен­ного состо­я­ния. Госу­дар­ство, обще­ство и бизнес должны помо­гать ему в этом.

III. Куль­тура дело­вых отно­ше­ний, вер­ность дан­ному слову помо­гает стать лучше и чело­веку, и эко­но­мике.

Дело­вые отно­ше­ния должны стро­иться на ува­же­нии прав и закон­ных инте­ре­сов их участ­ни­ков. В эко­но­мике нужно соче­тать прин­ципы спра­вед­ли­во­сти и эффек­тив­но­сти.

Обла­дая вла­стью над мате­ри­аль­ными сред­ствами и людьми, рабо­то­да­тель, в том числе госу­дар­ство, должен чув­ство­вать ответ­ствен­ность за свои эко­но­ми­че­ские реше­ния, за дей­ствия своих работ­ни­ков и за послед­ствия таких дей­ствий.

Чест­ность и про­фес­си­о­на­лизм в отно­ше­ниях с кли­ен­том и дело­вым парт­не­ром заво­е­вы­вают дове­рие и укреп­ляют эко­но­ми­че­ское поло­же­ние пред­при­я­тия, в то время как «нечест­ная игра» обре­кает его на неиз­беж­ный крах.

Соблю­де­ние устных и пись­мен­ных дого­во­рен­но­стей служит осно­вой гар­мо­нич­ных отно­ше­ний в эко­но­мике. Напро­тив, невы­пол­не­ние обя­за­тельств при­во­дит к сни­же­нию авто­ри­тета дело­вого сосло­вия, да и авто­ри­тета всей страны.

Обще­ство должно пори­цать подоб­ное пове­де­ние. Формы пори­ца­ния могут быть раз­но­об­раз­ными (отказ в личном обще­нии, пуб­лич­ный бойкот, исклю­че­ние из про­фес­си­о­наль­ных сооб­ществ).

Те же пра­вила при­ме­нимы к недоб­ро­со­вест­ным работ­ни­кам, не испол­ня­ю­щим опре­де­лен­ное тру­до­вым дого­во­ром. Пред­при­я­тие спо­собно быть успеш­ным только при вза­им­ном испол­не­нии обя­за­тельств внутри кол­лек­тива.

Госу­дар­ство при­звано при­ни­мать законы, под­дер­жи­ва­ю­щие и раз­ви­ва­ю­щие куль­туру испол­не­ния обя­за­тельств. При этом оно само должно быть при­ме­ром такой куль­туры, осо­бенно в сфере эко­но­мики и управ­ле­ния, в обла­сти выпол­не­ния поли­ти­че­ских обе­ща­ний. Важ­ней­шая функ­ция госу­дар­ства заклю­ча­ется в эффек­тив­ном кон­троле над соблю­де­нием дого­во­рен­но­стей.

Недо­пу­стимы на рабо­чем месте и в дело­вых отно­ше­ниях такие пороки, как сквер­но­сло­вие, непри­стой­ное пове­де­ние в отно­ше­нии лиц дру­гого пола, руко­при­клад­ство, пьян­ство, фами­льяр­ность.

Нельзя поль­зо­ваться добрым именем своей фирмы для дости­же­ния част­ных целей, извле­кая личную выгоду в ущерб общему делу.

Обман поку­па­теля в сфере услуг и тор­говле ведет к потере дове­рия и нередко к банк­рот­ству пред­при­я­тия. Хам­ство, лень, небреж­ность, неопрят­ность работ­ника, сопри­ка­са­ю­ще­гося с кли­ен­том, оттал­ки­вают послед­него и тем нано­сят ущерб делу.

Нрав­ствен­ное уча­стие в хозяй­ство­ва­нии выра­жа­ется, в том числе, в веж­ли­во­сти и кор­рект­но­сти, сохра­не­нии само­об­ла­да­ния в любой ситу­а­ции, ува­же­нии к чужому мнению, даже если оно оши­бочно.

Не слу­чайно в России глав­ный лозунг дело­вого сосло­вия звучал так: «При­быль пре­выше всего, но честь пре­выше при­были». Дело­вая репу­та­ция — это дол­го­сроч­ный актив. Она долго зара­ба­ты­ва­ется, но легко теря­ется.

IV. Чело­век — не «посто­янно рабо­та­ю­щий меха­низм». Ему нужно время для отдыха, духов­ной жизни, твор­че­ского раз­ви­тия.

Посто­ян­ная одно­об­раз­ная работа, даже интел­лек­ту­аль­ная, духовно обед­няет лич­ность и при­во­дит к ее дегра­да­ции. Ничто не может оправ­дать отказа чело­века от закон­ного вре­мени отдыха, выход­ных дней и пол­но­цен­ного отпуска. Помимо этого, чело­век должен иметь воз­мож­ность для пере­мены сфер и видов дея­тель­но­сти.

Пред­при­ни­ма­те­лям, власти и обще­ству необ­хо­димо забо­титься об интел­лек­ту­аль­ном, духов­ном и физи­че­ском раз­ви­тии каждой лич­но­сти. Капи­тал мате­ри­аль­ный и финан­со­вый сего­дня невоз­можно ни создать, ни удер­жать без капи­тала интел­лек­ту­аль­ного — доб­ро­воль­ного при­ло­же­ния чело­ве­ком своих спо­соб­но­стей, умений и знаний. Ему должны быть доступны знания и сокро­вища куль­туры, воз­мож­ность реа­ли­зо­вать себя через обра­зо­ва­ние, науч­ную и твор­че­скую дея­тель­ность. Упо­треб­лен­ная на это часть рабо­чего вре­мени оку­пится сто­ри­цей. Даль­но­вид­ный рабо­то­да­тель будет забо­титься и о раз­ви­ва­ю­щем досуге работ­ни­ков.

Ведь лич­ность, потен­циал и таланты кото­рой все­сто­ронне рас­кры­лись, при­не­сет мак­си­маль­ную пользу и обще­ству в целом, и кон­крет­ному делу в эко­но­мике.

V. Госу­дар­ство, обще­ство, бизнес должны вместе забо­титься о достой­ной жизни тру­же­ни­ков, а тем более о тех, кто не может зара­бо­тать себе на хлеб. Хозяй­ство­ва­ние — это соци­ально ответ­ствен­ный вид дея­тель­но­сти.

Наци­о­наль­ное хозяй­ство само­раз­ру­ша­ется без эффек­тив­ных мер соци­аль­ной защиты. Работ­ник, кото­рый не имеет пер­спек­тивы зара­бо­тать на достой­ную пенсию, лишен доступа к обра­зо­ва­нию, меди­цин­скому обслу­жи­ва­нию, соци­аль­ному стра­хо­ва­нию, — нико­гда не будет тру­диться с радо­стью и удо­вле­тво­ре­нием. Отсут­ствие соци­аль­ного обес­пе­че­ния застав­ляет его искать допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти зара­ботка на сто­роне, что отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на его про­фес­си­о­наль­ном уровне. Цель труда такого работ­ника — в соци­аль­ном выжи­ва­нии, а не в созна­тель­ном и целе­на­прав­лен­ном сози­да­нии. Потеря тру­до­спо­соб­но­сти рав­но­значна для него потере всего.

Напро­тив, уве­рен­ность чело­века в зав­траш­нем дне создает пред­по­сылки для про­фес­си­о­наль­ного роста, поз­во­ляет выстра­и­вать дол­го­сроч­ную стра­те­гию раз­ви­тия пред­при­я­тия.

Работ­ни­кам пред­при­я­тия должны быть открыты воз­мож­но­сти для ответ­ствен­ного уча­стия в управ­ле­нии им, в соот­вет­ствии с их про­фес­си­о­наль­ным уров­нем и обра­зо­ва­нием, дабы люди могли почув­ство­вать себя парт­не­рами, сопри­част­ными судьбе общего дела.

Рабо­то­да­тель, в том числе госу­дар­ство, должен нести пуб­лич­ную ответ­ствен­ность за свое уча­стие в про­грам­мах соци­аль­ного и пен­си­он­ного стра­хо­ва­ния.

На госу­дар­стве лежит ответ­ствен­ность за сохра­не­ние жизни, здо­ро­вья и чело­ве­че­ского досто­ин­ства пожи­лых людей, инва­ли­дов, обез­до­лен­ных детей. Оно должно не только помо­гать нетру­до­спо­соб­ным, но и созда­вать усло­вия для раз­ви­тия дел мило­сер­дия, совер­ша­е­мых пред­при­я­ти­ями, рели­ги­оз­ными и обще­ствен­ными объ­еди­не­ни­ями, отдель­ными граж­да­нами.

Сте­пень бла­го­со­сто­я­ния обще­ства напря­мую зави­сит от его отно­ше­ния к нетру­до­спо­соб­ным и ста­ри­кам. Выде­ле­ние части дохо­дов на помощь пожи­лым и боль­ным людям, инва­ли­дам и обез­до­лен­ным детям должно быть нормой для любого рен­та­бель­ного пред­при­я­тия, а также для любого состо­я­тель­ного рабо­та­ю­щего чело­века, в том числе наем­ного работ­ника.

Пред­при­я­тия при­званы уде­лять повы­шен­ное вни­ма­ние пен­си­о­не­рам и инва­ли­дам, вло­жив­шим свои труд в их бла­го­со­сто­я­ние. При­зна­ние рабо­то­да­те­лем нынеш­них и про­шлых тру­до­вых заслуг своих работ­ни­ков при­ми­ряет про­шлое с буду­щим, укреп­ляет успех его дела.

VI. Работа не должна уби­вать и кале­чить чело­века.

Созда­ние достой­ных усло­вий труда, стро­гое соблю­де­ние тех­ники без­опас­но­сти на про­из­вод­стве — сфера повы­шен­ной ответ­ствен­но­сти рабо­то­да­теля, в том числе госу­дар­ства.

Впро­чем, и работ­ник должен ответ­ственно отно­ситься к тре­бо­ва­ниям без­опас­но­сти, не допус­кать халат­но­сти, пьян­ства, осо­бенно при обра­ще­нии . опас­ной тех­ни­кой. Он должен пом­нить, что своей без­от­вет­ствен­но­стью подчас ставит под угрозу жизнь и здо­ро­вье других людей.

Труд для наем­ного работ­ника — основ­ной источ­ник средств к суще­ство­ва­нию. Поэтому необос­но­ван­ное уволь­не­ние, низкая оплата труда, несвое­вре­мен­ная или непол­ная выплата зара­бот­ной платы ставят его на грань выжи­ва­ния. Напро­тив, береж­ное отно­ше­ние рабо­то­да­теля к труду, здо­ро­вью и жизни ближ­него несет благо и для него самого, и для работ­ни­ков.

Пред­при­ни­ма­тели должны отка­заться от про­ти­во­за­кон­ных мето­дов веде­ния дел с упо­треб­ле­нием наси­лия и угрозы силой.

Стрем­ле­ние к успеху любой ценой, пре­зре­ние к жизни и здо­ро­вью дру­гого — пре­ступно и порочно.

VII. Поли­ти­че­ская власть и власть эко­но­ми­че­ская должны быть раз­де­лены. Уча­стие биз­неса в поли­тике, его воз­дей­ствие на обще­ствен­ное мнение может быть только про­зрач­ным и откры­тым.

Всю мате­ри­аль­ную помощь, ока­зы­ва­е­мую биз­не­сом поли­ти­че­ским пар­тиям, обще­ствен­ным орга­ни­за­циям, сред­ствам мас­со­вой инфор­ма­ции, необ­хо­димо делать обще­из­вест­ной и про­ве­ря­е­мой. Тайная помощь такого рода под­ле­жит пуб­лич­ному осуж­де­нию как без­нрав­ствен­ная. Част­ные СМИ должны откро­венно гово­рить об источ­ни­ках, раз­ме­рах и рас­хо­до­ва­нии своих средств.

Про­из­вод­ствен­ные и пред­при­ни­ма­тель­ские струк­туры, пол­но­стью или частично при­над­ле­жа­щие госу­дар­ству, не должны делать поли­ти­че­ских пред­по­чте­ний.

В эко­но­мике нет места кор­руп­ци­о­не­рам и другим пре­ступ­ни­кам.

Недо­пу­стимо неле­ги­тим­ное вовле­че­ние орга­нов госу­дар­ствен­ной власти в кон­ку­рент­ную борьбу и в раз­ре­ше­ние хозяй­ствен­ных споров. Отста­и­ва­ние биз­не­сом своих инте­ре­сов перед вла­стью должно быть закон­ным и откры­тым для обще­ствен­ного кон­троля.

Лица и струк­туры, винов­ные в совер­ше­нии тяжких пре­ступ­ле­ний, осо­бенно свя­зан­ных с кор­руп­цией, должны быть непри­ем­лемы как дело­вые парт­неры и участ­ники пред­при­ни­ма­тель­ского сооб­ще­ства.

Нрав­ственно ответ­ствен­ный бизнес не может иметь ничего общего с такими явле­ни­ями, как тор­говля людьми, про­сти­ту­ция, пор­но­гра­фия, меди­цин­ское и духов­ное шар­ла­тан­ство, неза­кон­ный оборот оружия и нар­ко­ти­ков, поли­ти­че­ский и рели­ги­оз­ный экс­тре­мизм.

VIII. При­сва­и­вая чужое иму­ще­ство, пре­не­бре­гая иму­ще­ством общим, не воз­да­вая работ­нику за труд, обма­ны­вая парт­нера, чело­век пре­сту­пает нрав­ствен­ный закон, вредит обще­ству и себе.

Госу­дар­ство, пред­при­ни­ма­тель, работ­ник, любой граж­да­нин должны бережно отно­ситься к общему и любому дру­гому иму­ще­ству. При­вычка с лег­ко­стью воро­вать у госу­дар­ства, соседа или кол­лек­тива, пор­тить их соб­ствен­ность — должна быть осуж­дена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кар­мана непо­ло­жен­ное, под­ле­жит пуб­лич­ному позору.

Хище­ние у парт­нера по биз­несу, лише­ние его ого­во­рен­ной части общей при­были — должно ста­но­виться обще­из­вест­ным и непре­менно вести к санк­циям со сто­роны пред­при­ни­ма­тель­ского сооб­ще­ства.

Одной из форм хище­ния явля­ется неспра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние плодов труда среди парт­не­ров и работ­ни­ков. Обще­ство не должно делиться на сверх­бо­га­тых и сверх­бед­ных.

Про­из­вод­ство и все другие виды хозяй­ство­ва­ния не должны нано­сить невос­пол­ни­мого ущерба при­роде, кото­рая есть досто­я­ние не только всех ныне живу­щих на Земле людей, но и буду­щих поко­ле­ний. Те при­род­ные ресурсы, кото­рые сего­дня необ­хо­димы чело­веку, но в буду­щем не могут быть вос­ста­нов­лены, сле­дует рас­хо­до­вать с рас­че­том на много веков вперед и по воз­мож­но­сти заме­нять вос­пол­ни­мыми ресур­сами. Эко­ло­ги­че­ская сто­рона дея­тель­но­сти всех хозяй­ству­ю­щих субъ­ек­тов должна быть про­зрачна для обще­ства, открыта для кон­троля с его сто­роны. Уча­стие в про­ек­тах, направ­лен­ных на защиту окру­жа­ю­щей среды, внед­ре­ние ресур­со­сбе­ре­га­ю­щих и без­от­ход­ных тех­но­ло­гий — важ­ней­шая задача дело­вого сосло­вия.

Пред­при­ни­ма­тель должен пом­нить, что неуплата нало­гов, поло­жен­ных по закону, — это хище­ние у сирот, ста­ри­ков, инва­ли­дов, других самых неза­щи­щен­ных людей. Пере­дача в виде нало­гов части своего дохода на нужды обще­ства должна пре­вра­титься из тягост­ной обя­зан­но­сти, испол­ня­е­мой под­не­вольно, а иногда и вовсе не испол­ня­е­мой, в почет­ное дело, достой­ное бла­го­дар­но­сти обще­ства.

Сокры­тие дохо­дов, неза­кон­ный увод капи­та­лов за рубеж рав­но­значны обкра­ды­ва­нию своих сооте­че­ствен­ни­ков.

Обкра­ды­вают своих работ­ни­ков и те, кто не платит им достой­ного жало­ва­ния, обре­кая людей на нищету и озлоб­ле­ние, лишая их радо­сти труда. Опре­де­ляя раз­меры воз­на­граж­де­ния за труд и той доли при­были, кото­рая рас­хо­ду­ется на зар­плату, должно руко­вод­ство­ваться прин­ци­пом спра­вед­ли­во­сти, не огля­ды­ва­ясь на стан­дарты тяже­лого про­шлого или при­меры бед­ней­ших стран. Нельзя зло­упо­треб­лять отча­я­нием людей, согла­ша­ю­щихся на низкую зар­плату ради хлеба насущ­ного.

Оплата труда не может быть ниже про­жи­точ­ного мини­мума. Она должна поз­во­лять чело­веку не только пол­но­ценно питаться, но и при­об­ре­тать необ­хо­ди­мые для быта товары, рас­тить детей, обес­пе­чи­вать себя жильем.

Те, кто не выпла­чи­вают людям зар­плату, систе­ма­ти­че­ски задер­жи­вают ее, допус­кают ее уро­вень ниже про­жи­точ­ного мини­мума, достойны обще­ствен­ного пори­ца­ния.

Госу­дар­ство, суще­ству­ю­щее на сред­ства народа, должно сораз­мерно опре­де­лять свою долю в обще­ствен­ном богат­стве. Необре­ме­ни­тель­ные налоги — одна из основ эффек­тив­ного и нрав­ствен­ного хозяй­ство­ва­ния, при кото­ром граж­дане могут без излиш­них, тягот опла­чи­вать госу­дар­ствен­ные рас­ходы.

IX. В кон­ку­рент­ной борьбе нельзя упо­треб­лять ложь и оскорб­ле­ния, экс­плу­а­ти­ро­вать порок и инстинкты.

Кон­ку­рен­ция — один из дви­га­те­лей эко­но­мики. Моно­по­лизм рав­но­зна­чен кон­сер­ва­ции и отста­ло­сти. Резуль­таты доб­ро­со­вест­ной кон­ку­рен­ции служат инте­ре­сам обще­ства, она ставит его членов в равные усло­вия, предо­став­ляет им право выбора.

Кон­ку­рен­ция явля­ется достой­ной и нрав­ственно оправ­дан­ной, если не раз­ру­шает дело­вые отно­ше­ния.

Самый надеж­ный парт­нер по сделке — тот, кто уверен в поря­доч­но­сти своего кол­леги. Чем больше дове­рия к твоему делу, тем быст­рее растет его доход­ность. Чест­ность — это инве­сти­ции в буду­щее.

При веде­нии кон­ку­рент­ной борьбы нельзя поль­зо­ваться нрав­ственно ущерб­ными при­е­мами. Так, пред­при­ни­ма­тель не должен допус­кать пуб­лич­ного оскорб­ле­ния кон­ку­рен­тов, рас­про­стра­нять заве­домо ложную или непро­ве­рен­ную инфор­ма­цию о своих дело­вых парт­не­рах.

Реклама, содер­жа­щая откро­вен­ный обман, экс­плу­а­ти­ру­ю­щая поло­вой инстинкт, побуж­да­ю­щая чело­века к пьян­ству, куре­нию, исполь­зу­ю­щая душев­ную незре­лость детей и под­рост­ков, — должна счи­таться делом без­нрав­ствен­ным и не под­дер­жи­ваться пред­при­ни­ма­тель­ским сооб­ще­ством. Нельзя оскорб­лять в рекламе рели­ги­оз­ные и наци­о­наль­ные чув­ства людей.

X. Нужно ува­жать инсти­тут соб­ствен­но­сти, право вла­деть и рас­по­ря­жаться иму­ще­ством. Без­нрав­ственно зави­до­вать бла­го­по­лу­чию ближ­него, пося­гать на его соб­ствен­ность.

Необос­но­ван­ное изъ­я­тие соб­ствен­но­сти под­ры­вает эко­но­ми­че­скую ста­биль­ность, раз­ру­шает веру людей в спра­вед­ли­вость.

Наци­о­на­ли­за­ция част­ной соб­ствен­но­сти нрав­ственно оправ­дана только тогда, когда ее исполь­зо­ва­ние заве­домо про­ти­во­ре­чит инте­ре­сам обще­ства, угро­жает без­опас­но­сти и жизни людей. В любом случае изъ­я­тие соб­ствен­но­сти должно про­во­диться строго по закону и при усло­вии спра­вед­ли­вой ком­пен­са­ции.

Это в равной сте­пени отно­сится к про­цес­сам отчуж­де­ния госу­дар­ствен­ной и обще­ствен­ной соб­ствен­но­сти. Ее неза­кон­ный захват почти всегда сопро­вож­да­ется раз­ру­ше­нием наци­о­наль­ной эко­но­мики и стра­да­нием мил­ли­о­нов людей.

При­ва­ти­за­ция — не само­цель. Нрав­ственно оправ­дана закон­ная пере­дача обще­ствен­ной соб­ствен­но­сти в част­ные руки, след­ствием чего должно быть реаль­ное улуч­ше­ние каче­ства това­ров и услуг, сни­же­ние цен, укреп­ле­ние эко­но­мики, постро­е­ние дина­мич­ного, спра­вед­ли­вого и гар­мо­нично раз­ви­ва­ю­ще­гося обще­ства.

Неза­кон­ное пере­рас­пре­де­ле­ние соб­ствен­но­сти — всегда пре­ступ­ле­ние перед обще­ством, нару­ше­ние нрав­ствен­ного закона. Част­ное лицо, завла­дев­шее иму­ще­ством путем обмана, не имеет мораль­ного и юри­ди­че­ского права назы­ваться соб­ствен­ни­ком. В подоб­ном случае госу­дар­ство при­звано вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость, следуя закону и нрав­ствен­ному долгу.

Состо­я­ние эко­но­мики напря­мую зави­сит от духов­ного, нрав­ствен­ного состо­я­ния лич­но­сти. Лишь чело­век с добрым серд­цем и свет­лым умом, духовно зрелый, тру­до­лю­би­вый и ответ­ствен­ный, — сможет обес­пе­чить себя, при­нося пользу своим ближ­ним и своему народу. Пусть так будет в России, всту­пив­шей в XXI век.

«Пра­во­слав­ная беседа», № 2, 2004 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки