Главная » Алфавитный раздел » Трезвение » «Трезвение – это не просто отказ от вина. Трезвение – это духовное бодрствование».
Распечатать Система Orphus

«Трезвение – это не просто отказ от вина. Трезвение – это духовное бодрствование».

( «Трезвение – это не просто отказ от вина. Трезвение – это духовное бодрствование». 1 голос: 5 из 5 )

священник Игорь Бачинин

 

– Отец Игорь, слово «трезвение» не все люди понимают в полном его смысле. Апостол Петр говорил: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит как лев рыкающий, ища кого поглотить. Слово «трезвение» надо понимать как раз в смысле более широком, чем борьба с пьянством, как зачастую оно и понимается. Именно такое трезвение ставит во главу угла и ваше общество «Трезвение».

– Да. Трезвение – это одна из христианских добродетелей. Она включает в себя не только отказ человека от употребления вина, а именно духовное бодрствование, когда человек трезвится, т.е. стоит на страже своего ума, исполняя наказ апостола Петра, понимая, что враг рода человеческого непрестанно ходит вокруг всех нас, ища кого искусить. Искушения бывают различные: кто-то страдает от винопития, кто-то от гнева, кто-то от чревоугодия, т.е. всевозможные искушения, которыми подвержено наше современное общество. И многие проблемы в связи с этим возникают в личной жизни каждого человека. Наше общество «Трезвение» в меру своих сил возрождает те традиции, которые существовали в нашей Церкви, пытается оказать помощь человеку, который осознает, что пьянство стало для него проблемой, или имеет стремление избавиться от курения табака. Это основные проблемы, с которыми мы сталкиваемся в процессе проведения наших занятий.

– То есть ничего по сути вы не изобрели, получается, с проблемами недостатка трезвения сталкивались наши предки в прошлых веках, потому что примеры подобных обществ трезвения есть. И количество страждущих, обращающихся за помощью в эти общества, наверное, возросло просто катастрофически.
– Мы в конце прошлого года отмечали десятилетие своей деятельности. За этот период времени количество людей, обращающихся к нам за помощью, непрестанно увеличивается.
Еще в начале прошлого столетия проходил первый Всероссийский съезд, посвященный борьбе с пьянством, и в резолюции этого съезда написано решение, что проблема пьянства в народе религиозно-нравственная. Это говорит о том, что в первую очередь в общественном сознании утрачена ценная норма – как нужно относиться к вину. И мы говорим о том, что главная задача деятельности общества – не только помочь страждущему человеку избавиться от страсти винопития, а помочь в общественном сознании возродиться добродетели, наименование которой – трезвение. Основная цель общества – утверждение трезвости в современном обществе, в то время, в которое Господь сподобил нас всех жить.

– Трезвение в смысле здравости ума, наверное, невозможно без отказа от спиртных напитков, причем полного. Есть люди, которые и в Священном Писании находят подтверждение своим мыслям: Господь претворил в Кане Галилейской воду в вино, – и они видят подтверждение, что пить можно в небольших количествах. Но получается, что нет у русского человека чувства меры.

– Апостол Павел сказал: «Все можно, но не все полезно, все дозволительно, но ничто не должно обладать мною». Просто ужасающие цифры скатывания современного общества по кривой деградации: только в нашем городе с 1999 года по 2004 год детский алкоголизм возрос в двадцать пять раз. Главная причина в том, что утрачена социальная норма, т.е. как правильно нужно к этому относиться. К сожалению, часто сталкиваемся с людьми, которые не представляют для себя возможность трезвой жизни. Порок имеет некую сладость, которая и увлекает изначально человека, но неизбежно за этим разворачиваются все бездны погибели, в которые попадает человек. Сначала может быть и хорошо, но если бы все так было хорошо, то не было бы трагических последствий. Бывают люди осознающие, что пьянство – это плохо, что от этого страдают – семья страдает, финансовый бюджет страдает, а на вопрос «ну если так плохо, то почему ты сам от этого не можешь избавиться? Ты все понимаешь, ты все осознаешь». И большинство людей говорят: «Все понимаю, но не хватает силы воли». Нужна эта внутренняя нравственная сила – для того, чтобы противостоять злу. Она в человеке не возьмется вдруг, она созидается трудом человеческим. И вот какие человек может совершить усилия для того, чтобы обрести эту внутреннюю нравственную силу, этому собственно говоря, и посвящены наши занятия. Мы на основании святоотеческого опыта предлагаем человеку научиться традициям, с помощью которых человек внутренне сам в себе может преодолеть зло.

– Если говорить более масштабно, как, на Ваш взгляд, сегодня вообще можно вернуть эту социальную норму? Силами одного общества «Трезвение», к сожалению, духовную болезнь – пьянство, наркоманию, табакокурение – нам не победить в нашем обществе.

– Потеря духовных традиций и нравственных ценностей привела современное общество к состоянию, в котором мы находимся сейчас. Выход – в возврате к устоявшимся нормам жизни, которыми жила наша Русь, которая среди других народов заслужила наименование Святой Руси. Святость – это тот идеал, которым жило целое тысячелетие наше Отечество. Надо говорить об этом и показывать, как можно этот идеал возродить. Эта задача не только общества «Трезвение», это задача всей Церкви, всего современного общества, тех неравнодушных людей, которые думают о будущем нашего Отечества.

– А то, что количество слушающих ваших занятий постепенно возрастает, на Ваш взгляд, это говорит о том, что люди хотят вернуться к своим духовно-нравственным ценностям? Или просто люди дошли до тупика и видят первое объявление и идут? С чем это связано?

– Как правило, для людей, обращающихся к нам за помощью, это является не первой инстанцией. Самой первой инстанцией является то, что человек сам пытается какими-то способами, средствами решить свою внутреннюю проблему. И когда он понимает, что ему недостает своих собственных усилий, тогда он начинает обращаться куда-то за внешней помощью. К сожалению, у нас в настоящее время не так силен голос Церкви, который мог бы объяснить и указать тот верный путь, который поможет человеку сохранить его время, силы, материальные средства (потому что у нас занятия проводятся бесплатно, а если человек обращается за кодированием, то там с него берут немалые деньги). И именно возрождение наших нравственных традиций является гарантирующим условием изменения состояния нашего общества.

Что сегодня может слово, проповедь, миссионерство? Вы говорите, что на ваших занятиях в основном вы как раз работаете словом. Но людям проще говорить, что медицинские препараты, даже кодирование – воздействуют на нашу психику. Люди надеются, что вот они, наверное, помогут. А тут пришел, послушал курсы – и бросил пить? А ведь действительно есть такие примеры, их много, когда люди, прослушав ваши занятия, расстаются с этой пагубной привычкой.

– Слово может сделать очень много. Даже в народе говорят : «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Слово – это та форма, которая может воодушевить человека, это то, через что человек может получить нравственную силу. Евангелие – это тоже слово, слово Божественного откровения, то слово, при чтении которого человек обретает нравственную силу для преодоления того или иного зла. Наверное, каждый испытывал в своей жизни неоднократно такое состояние, когда может быть даже невольно сказанное другим человеком обидное слово западает в душу и долго в душе продолжает свою жизнь. Слово, основанное на Благой Вести – Евангелии тоже способно преобразить человеческую душу. Я с Вами абсолютно согласен, что мы оторваны от традиции своей духовной жизни, гораздо быстрее верим в видимое средство, лекарство, в хорошо разрекламированный медицинский препарат, чем в помощь Божию. Здесь нужна вера, потому что словом и благодатию Божией человек может изменить свою жизнь. И чтобы был действительно видимый результат, необходимо то, о чем сказал апостол Павел в послании к евреям: «Вера – это есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», – т.е. вера в то, что я смогу преобразить свою жизнь. Эта устремленность человеческой души к лучшему посредством благодати Божией даёт возможность человеку изменить свою жизнь и достигнуть желаемого Богоугодного результата.

– Т.е. словом можно достучаться до любого человека, до его сердца. Но человек должен быть готов услышать это слово. Потому что среди тех, кто приходит к вам и не готов пока услышать это слово, не доходит до конца занятий и уходит с этих курсов.

– К сожалению, это тоже имеет место в практике деятельности общества «Трезвение». Человек не только должен хотеть, он должен быть готов что-то делать. А если он сам не хочет потрудиться, чтобы в его жизни произошли какие-то изменения, то само по себе доброе не получается, само по себе получается только злое. Если человек имеет стремление обрести свой собственный дом, то от того, что он имеет такое стремление, но не приложит труда, дом сам по себе не построится. Но если человек и приобрел этот дом, то нужно прилагать усилия, чтобы поддерживать его в порядке. То же самое и в нравственной жизни. Если мы хотим достигнуть какой-то добродетели (если говорить о нашей проблеме), то пьянство побеждается добродетелью воздержания. Но для того, чтобы эту силу в себе обрести, человек должен потрудиться. А если ему не хочется трудиться над собой, он идет на те же развлекательные кодирования, покупает лекарства, то последствия, как правило, получаются весьма печальные. В последнее время к нам за помощью очень много обращается тех людей, которые ранее прибегали к каким-то из всевозможных форм кодирования. Существует душепопечительский центр отца Анатолия Берестова в Москве, и на основании практики, которую они ведут, если современная наркологическая служба дает максимум порядка 5% исцеления человека, то духовными средствами от 85% до 90% люди исцеляются и получают возможность жить трезво, воздерживаться с помощью Божией. Жизнь человеческая преображается и меняется благодаря тому, что человек обращается к Богу. Спаситель говорил, что Царство Небесное нудится и только понуждением достигается. Т.е. все доброе, что в жизни обретаем, оно достигается нашим трудом. Чтобы семь злейших не пришли на место одного недуга, выгнанного с помощью каких-то методик, нужно это место занять Богом. Как в народе говорится, «свято место пусто не бывает». И если я не имею сам в себе добра, то никто в этом не виноват, а виноват я сам, потому, что я не приложил должного количества усилий для того, чтобы эту добродетель в своей душе создать.

– Отец Игорь, на ваши занятия могут приходить уже живущие церковной жизнью. Или в принципе всякий, кто действительно начинает осознавать, что чего-то в его жизни не хватает, а чему-то он, наоборот, уделяет ненужное внимание? Такие люди могут придти к вам, и вы научите, поможете придти в храм, к Богу?

– На занятия приходят люди и верующие, и неверующие, других религиозных убеждений. Вероисповедование не является здесь критерием. В Свердловской области большинство людей русских. Люди, которые выросли в русской культуре. А самим уже основанием и сосредоточением русской культуры является православное вероучение. Приходят любые люди, и религиозные убеждения человека не являются препятствием изменения его жизни. Но чтобы войти в традиционную духовную жизнь по преображению своей собственной души, своего внутреннего мира, человек другого вероисповедания принимает Крещение. Немало таких примеров у нас было, когда человек говорит: «Я все вроде бы понимаю, но мне не достает веры». А я отвечаю, что для того, чтобы утвердиться в вере и обрести именно опыт духовной жизни, нужно принять таинство Крещения. И многие люди крестятся.

– То, что ваши занятия сейчас будут проходить не в здании храма Александра Невского, а именно в ДК им. Горького, может быть, многих подтолкнет, т.к. наверняка есть люди, которых пугает приход в храм, чтобы вылечиться от своего недуга.

– Безусловно, существует некий психологический барьер, а особенно для человека новоначального: «как туда зайти, что там делать, как себя нужно вести». Может быть, действительно во дворец для начала человеку проще будет придти.

– Обычно вашим занятиям с зависимыми предшествуют лекции для их родственников. Зачем им вникать во все эти аспекты: пьянство, наркомания? Какова их роль в излечении близкого человека?

– Это было лет семь назад, когда мы проводили еще занятия при храме Вознесения Господня. Из других храмов обращались батюшки и просили тоже организовать им при храмах такую работу. Единственное, что мы могли им посоветовать на то время – это организовать чтение акафиста и служение молебна перед иконой «Неупиваемая Чаша». Казалось бы, что эта форма могла бы помочь страждущему человеку, но на эти акафисты приходили в основном не сами страждущие, а их родственники и близкие люди. В беседах с этими людьми выяснилось, что они искренне переживают за судьбу и состояние родного и близкого человека. Но очень часто, не зная сути проблемы, они сами являются провокационным средством, когда не могут найти общего языка, не могут договориться по той или иной жизненной семейной проблеме. И человек пьющий, понимая что он не находит взаимопонимания со стороны другого человека, просто хлопает дверью, и у него остается единственная дорога – пойти и напиться, как говорится, «залить печаль», которая возникла в его душе.
Родственники являются нашими союзниками, и хочется им сделать низкий поклон, потому что они, несмотря на те испытания, которые выпали в их жизни, может быть единственные не опустили руки и продолжали, продолжают, будут продолжать борьбу с этим пороком близкого и дорогого им человека. Но, к сожалению, их усердие бывает направлено не в то русло. Вместо того, чтобы бороться со страстью, от которой страдает человек, они начинают бороться с самим человеком, и от этого усугубляют положение дел: больной впадает в уныние, он не находит никакой поддержки со стороны родных, а те наоборот думают, что их усилия не находят никакого отклика. Когда человек находится в состоянии алкогольного опьянения, ему невозможно что-либо объяснить, потому что его сознание лишено возможности трезво, адекватно воспринимать окружающую его действительность. И в этой ситуации можно просто помочь человеку успокоиться. Не напрягать взаимоотношения. А когда человек придет в трезвое расположение ума, тогда с ним можно разговаривать. К сожалению, многие родственники, увлекаясь гневным настроением, вместо того, чтобы привести все в доброе русло, наоборот разжигают страсти, не понимая, что человек сам от этого страдает, не находит себе места и не находит поддержки своих родственников. И их усилия не помогают ему, вызывают конфликтную ситуацию. Получается замкнутый круг. Поэтому мы организовали перед занятиями курс бесед для родственников.

– Примером того, что люди побеждают в себе страсти, есть общество «Трезвение». И по большей части оно состоит из тех людей, которых так или иначе коснулась когда-то эта беда, или их родственники страдали от винопития или табакокурения. То, что люди, послушав занятия, остаются в обществе трезвения, – это яркий пример того, что это помогает, что это очень важная и нужная помощь.

– Очень много помощников за этот период времени. Это те люди, которые не только сами, но и своими семьями изменились, стали жить церковной жизнью, многие из них венчались. Мы видим, насколько это действенно, нужно, насколько это оказывает человеку реальную и необходимую ему помощь.

– Как строится форма этих занятий? Ведутся лекции, беседы, а также люди, которые решили покончить с этим грехом в себе, обязательно ведут дневники. Но ведь далеко не каждый человек может открыть душу даже перед самим собой, – это, наверное, камень преткновения для некоторых людей. Для чего это нужно?

– Это нужно, и здесь совершенно нет необходимости «открываться». Дневники ведутся с той целью, чтобы человек свою внутреннюю жизнь изложил на бумаге и мог ее увидеть, отследить какую-то динамику, изменение отношения к тому же алкоголю, – т.е. это важно и полезно для самого человека, даже можно сказать, что это способ самоконтроля.

Православная газета

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru