...и сбоку бантик

Алек­сей Баку­лин

Помню, в одной пра­во­слав­ной газете высту­пал батюшка, окорм­ля­ю­щий дет­ский дом. Рас­ска­зы­вая о том, как он орга­ни­зует дет­ский досуг, батюшка этот сказал: “Ну, разу­ме­ется, теле­ви­зор мы им смот­реть не раз­ре­шаем. Зато купили видео­маг­ни­то­фон и пока­зы­ваем детям наши старые добрые фильмы — “Брил­ли­ан­то­вую руку”, “Опе­ра­цию Ы”…

Я, спаси Бог, осуж­дать этого свя­щен­ника не соби­ра­юсь, да и дело давнее. Просто он, оче­видно, осно­ва­тельно под­за­был, что именно за фильмы снимал наш “вели­кий коме­дио­граф” Леонид Гайдай. “Опе­ра­ция Ы”, “Брил­ли­ан­то­вая рука”, “Иван Васи­лье­вич меняет про­фес­сию”, “За спич­ками” — все это кар­тины, счи­та­ю­щи­еся луч­шими в твор­че­стве режис­сера и даже “клас­си­кой совет­ского кине­ма­то­графа”… И в каждой из них непре­менно при­сут­ствует самое отвра­ти­тель­ное изощ­рен­ное бого­хуль­ство.

Нет, понятно, что совет­ское кино обя­зано было вся­че­ски про­па­ган­ди­ро­вать без­бож­ный образ жизни, и делало это с бо́льшим или мень­шим успе­хом, и по обя­зан­но­сти, и по усер­дию. Но Гайдай это делал по жела­нию — с удо­воль­ствием, с азар­том, с выдум­кой. Какой бы пример при­ве­сти первым? Да вы и сами все помните: кар­тины Гайдая намо­зо­лили глаза зри­телю еще лет два­дцать назад… Ну вот, для начала “Иван Васи­лье­вич”… При­по­ми­на­ете, как управ­дом Бунша вызва­ни­вает на коло­кольне “Чижик-Пыжик”, а вор Мило­слав­ский в пику ему испол­няет “Под­мос­ков­ные вечера”? Как тот же управ­дом спа­са­ется от погони, при­тво­рив­шись скульп­ту­рой “Хри­стос в тем­нице”? Помните это: “Вот, что крест живо­тво­ря­щий делает!” Как мы в дет­стве хохо­тали над этой фразой “заму­ро­ван­ного” в лифте царя!..

Вот старая добрая “Опе­ра­ция Ы”. Помните эпизод: прораб хва­ста­ется хули­гану Феде, что, мол, если поста­вить друг на друга все дома, выстро­ен­ные их СМУ, то полу­чится башня во много раз выше собора Париж­ской Бого­ма­тери? Услы­шав послед­нее слово, Федя насто­ра­жи­ва­ется и пере­спра­ши­вает: “Какой-какой матери?”

Вот не столь старый, но тоже очень добрый фильм “За спич­ками”. Попро­буйте под­счи­тать, сколько раз герои этой кар­тины поми­нают нечи­стого. Со счету собье­тесь! И что любо­пытно — столь густое чер­ты­ха­ние не оправ­дано ни сце­на­рием, ни общей сти­ли­сти­кой фильма ни — вообще ничем, кроме, видимо, жела­ния режис­сера почаще слы­шать люби­мое слово. Там есть даже песенка, кото­рая из одних чер­ты­ха­ний и состоит.

Но, конечно, в коли­че­стве упо­ми­на­ний нечи­стого ни один фильм — ни у Гайдая, ни вообще в совет­ском кино, ни даже в миро­вом кине­ма­то­графе — не срав­нится с “Брил­ли­ан­то­вой рукой”. Я как-то под­счи­тал: 30 раз звучит его имя на про­тя­же­нии 90 минут экран­ного вре­мени. Каждые три минуты кто-то чер­ты­ха­ется! Мало того, что на все лады повто­ря­ется извест­ный пароль шайки кон­тра­бан­ди­стов, — нет, и кроме этого авторы умуд­ри­лись втис­нуть фраз десять с соот­вет­ству­ю­щим словом. Но ведь и этого мало: нечи­стый сам появ­ля­ется на экране — помните чер­тика из шка­тулки с сек­ре­том? Мало вам и этого? Вспом­ните, у кого из героев фильма в доме висит Казан­ская икона Божией Матери? Конечно, у глав­ного злодея, у кон­тра­бан­ди­ста Геши Козо­до­ева — он пялится на нее мут­ными, оду­ре­лыми с похме­лья гла­зами. И, нако­нец, вспом­ните, что в “Брил­ли­ан­то­вой руке” содер­жится, навер­ное, самый жуткий по бого­хуль­но­сти эпизод во всем совет­ском кино. При­по­ми­на­ете: крест­ный ход по воде яко посуху, с мок­рыми тру­сами вместо хоругви?

Известно (Юрий Нику­лин, напри­мер, про это писал), что Гайдай был очень суе­вер­ным чело­ве­ком. Не испол­нив опре­де­лен­ных риту­а­лов, он к съем­кам фильма не при­сту­пал. Нику­лин вспо­ми­нает, что перед нача­лом съемок Гайдай непре­менно соб­ствен­но­ручно раз­би­вал тарелку (посуда к сча­стью бьется!) Видимо, “на сча­стье” он во что бы то ни стало вводил в каждый фильм черную кошку (только в “Кав­каз­ской плен­нице” ее заме­няет черный ворон). Должно быть, и навяз­чи­вое поми­на­ние нечи­стого тоже имело свои цели: режис­сер, навер­ное, хотел задоб­рить духа зла, а может быть, даже посвя­тить ему оче­ред­ной фильм… Такие вот пред­по­ло­же­ния напра­ши­ва­ются…

Не думаю, чтобы мне пер­вому пришли в голову такие мысли. По частоте пока­зов на ТВ фильмы Гайдая давно стали абсо­лют­ными чем­пи­о­нами, — кто-то же должен был заме­тить то, о чем я сейчас гово­рил! Или у всех с совет­ских времен вби­лось в голову, что эти кар­тины — просто “наив­ные, добрые, неза­тей­ли­вые коме­дии”, и эту уста­новку уже ничем не вытра­вишь?..

Я ведь не при­зы­ваю к “охоте на ведьм” и не зову пра­во­слав­ных тор­же­ственно спа­лить на пло­щади кас­сеты с филь­мами Гайдая… Я просто говорю о том, что видит каждый, но о чем все почему-то молчат. Выводы делайте сами — или не делайте, это как вам угодно… Просто, мне кажется, что, срав­ни­вая сего­дняш­ний кошмар и совет­скую “тишь да гладь”, не нужно забы­вать, что все сего­дняш­ние “недо­ты­комки” вылезли из вче­раш­него “тихого омута”…

Пра­во­слав­ный Санкт-Петер­бург

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки