Типичные ошибки в восприятии священства

Оглав­ле­ние

1. Свя­щен­ник – это духов­ный гуру

Зача­стую люди идут в храм не к Богу, а к кон­крет­ному свя­щен­нику. Это базо­вая и прин­ци­пи­аль­ная ошибка. Да, батюшка может быть умным, гра­мот­ным, хариз­ма­тич­ным, общи­тель­ным, обла­дать еще массой заме­ча­тель­ных качеств, он даже может быть святым (как, напри­мер, пра­вед­ный Иоанн Крон­штадт­ский, при­тя­ги­вав­ший мно­же­ство веру­ю­щих), но это не делает его «цен­тром при­тя­же­ния» в Церкви. Глава Церкви есть Хри­стос и именно к Нему до́лжно идти в храм. Это, конечно, не исклю­чает воз­мож­но­сти обще­ния с заме­ча­тель­ным батюш­кой, тем более, что он еще и духов­ник. Но отнюдь не гуру.

И свя­щен­ники и миряне в равной сте­пени стре­мятся ко Христу, к спа­се­нию. Гуру­изм же, явля­ясь ложным духов­ни­че­ством, не пред­по­ла­гает такого стрем­ле­ния к Богу и воз­рас­та­ния во Христе. В гуру­изме нет ни истин­ного сми­ре­ния, ни аскезы, отли­ча­ю­щих его от насто­я­щего пра­во­слав­ного духов­ни­че­ства. Сам гуру не явля­ется бого­ис­ка­те­лем и замы­кает всё на себе, выстав­ляя себя цен­тром и мери­лом духов­ной жизни. Под­ра­жа­ние гуру, а не стрем­ле­ние к Богу отли­чают гуру­изм от Пра­во­сла­вия. Духов­ник же, сам желая спа­се­ния, руко­во­дит к нему и своих духов­ных чад.  Поэтому, отправ­ля­ясь в храм, нужно в первую оче­редь искать Бога, а не хоро­шего батюшку.

2. Свя­щен­ник — значит святой

Несо­мненно, к буду­щему свя­щен­нику предъ­яв­ля­ются особые тре­бо­ва­ния. Кан­ди­дат в свя­щен­ство должен испо­ве­до­вать твер­дую, креп­кую и строго пра­во­слав­ную веру в Гос­пода Иисуса Христа и Его Цер­ковь. Вся его семья должна испо­ве­до­вать одну с ним веру. Не может быть руко­по­ло­жен в свя­щен­ники ново­об­ра­щен­ный хри­сти­а­нин. Пре­пят­ствием для при­ня­тия свя­щен­ного сана могут высту­пать такие грехи, как убий­ство, кража, свя­то­тат­ство, блуд, пре­лю­бо­де­я­ние, содо­мия. В целом жизнь свя­щен­ника не должна быть запят­нана пороч­ными делами, но напол­нена доб­ро­де­те­лью и любо­вью к ближ­нему. Впро­чем, это каса­ется вся­кого пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Таким обра­зом, свя­щен­ник должен являть собой пример доб­ро­де­тель­ной хри­сти­ан­ской жизни.

Но нет ни еди­ного канона или цер­ков­ного пра­вила, в кото­ром гово­ри­лось бы о том, что свя­щен­ник должен быть абсо­лютно святым и без­греш­ным чело­ве­ком, уго­жда­ю­щим каж­дому встреч­ному. Свя­щен­ник, как и другие хри­сти­ане, стре­мится к свя­то­сти. И на этом слож­ном пути у него могут быть свои успехи и неудачи, грехи и доб­ро­де­тели. В конце концов, свя­щен­ник – это обыч­ный чело­век, хоть и при­зван­ный к высо­кому слу­же­нию. Поэтому и отно­ситься к нему надо в первую оче­редь, как к чело­веку, и не ожи­дать абсо­лют­ной свя­то­сти.

3. Свя­щен­ник помо­лится, и все будет хорошо

Иногда люди обра­ща­ются к свя­щен­ни­кам со стран­ными прось­бами – «почи­тать что-нибудь, чтобы все хорошо было». В таком под­ходе есть прин­ци­пи­аль­ная ошибка.
Во-первых, не свя­щен­ник явля­ется пода­те­лем благ, а Бог.
Во-вторых, свя­щен­ник – это не шаман с бубном, кото­рый по заказу вызы­вает духов. Что бы ни «читал» свя­щен­ник, только Бог знает когда, кому и что подать.
В‑третьих, важна и молитва самого чело­века. Цер­ковь знает мно­же­ство молит­во­сло­вий и бого­слу­жеб­ных чинов, кото­рые могут совер­шаться по разным нуждам. Для такой молитвы и стоит обра­титься к свя­щен­нику.

Стоит отме­тить, что оккуль­ти­сты (маги, гадалки, экс­тра­сенсы и т.д.) пред­ла­гают своим кли­ен­там целый спектр услуг с непре­мен­ной гаран­тией испол­не­ния, что рази­тельно отли­чает их от свя­щен­ника, обра­ща­ю­ще­гося к Богу с молит­вой за чело­века по тому или иному поводу.

4. Свя­щен­ник знает ответы на любые вопросы

Конечно же, свя­щен­ник не знает ответы на любые вопросы, даже если они носят духов­ный харак­тер. Свя­щен­ник, скорее всего, имеет духов­ное обра­зо­ва­ние, т.е. окон­чил семи­на­рию. Также, скорее всего, имеет опре­де­лен­ный опыт. И может отве­тить на многие вопросы, каса­ю­щи­еся духов­ной жизни. Однако бывают и моло­дые батюшки, только после семи­на­рии, кото­рые ника­кого пас­тыр­ского опыта не имеют и могут испы­ты­вать затруд­не­ние, отве­чая на слож­ные вопросы при­хо­жан. Но даже самые опыт­ные свя­щен­ники, име­ю­щие не только духов­ное, но и свет­ское обра­зо­ва­ние, не могут знать всего. Поэтому не стоит вос­при­ни­мать свя­щен­ника как некую базу данных по всем про­бле­мам и вполне нор­мально, если свя­щен­ник затруд­ня­ется отве­тить на тот или иной вопрос.

5. Свя­щен­ник всегда лучше знает

Свя­щен­ник, дей­стви­тельно, во многих слу­чаях знает лучше, но это вовсе не пра­вило. Миря­нин также может быть гра­мот­ным и хорошо под­ко­ван­ным в духов­ных вопро­сах, иметь духов­ных знаний более свя­щен­ника.

6. Если есть какой-то вопрос, то лучше у батюшки спро­сить, самому можно оши­биться

Сложно оши­биться, если пере­кла­ды­вать ответ­ствен­ность на дру­гого чело­века. Но кто не про­бует, тот не совер­шает ошибок. Духов­ная жизнь – это личный путь, где бывают взлеты и паде­ния, ошибки и пра­виль­ные реше­ния, неудачи и успехи. И идти по этому пути, пусть и зару­ча­ясь пери­о­ди­че­ской помо­щью свя­щен­ника, лучше самому. Не надо бояться ошибок, они вполне есте­ственны, но на ошиб­ках учатся.

7. Если не понял, что тебе сказал свя­щен­ник, то пере­спра­ши­вать неудобно. Можно узнать в Интер­нете, что он имел в виду

Это совер­шенно нело­гично. Любое недо­по­ни­ма­ние ком­пен­си­ру­ется уточ­не­нием. Пере­спро­сить необ­хо­димо, ника­кого неудоб­ства в этом нет. А вот спра­ши­вать у совер­шенно посто­рон­них людей в Интер­нете, что имел в виду свя­щен­ник, точно не надо. Можно полу­чить совсем невер­ный ответ, кото­рый даже может навре­дить.

8. Лучше спро­сить несколь­ких батю­шек и при­нять опти­маль­ный для себя совет

На самом деле часто – это всего лишь попытка полу­чить одоб­ре­ние уже давно решен­ного для себя вопроса. Если коп­нуть глубже, то это еще и жела­ние пере­ло­жить с себя на свя­щен­ника ответ­ствен­ность за при­ни­ма­е­мое реше­ние. Чело­век мечется от одного свя­щен­ника к дру­гому в попытке полу­чить жела­е­мый и удоб­ный ответ. Так посту­пать нельзя. Во-первых, сове­то­ваться нужно прежде всего со своим духов­ни­ком, поскольку он в курсе духов­ной жизни чело­века. Во-вторых, разные батюшки могут иметь разный взгляд на один и тот же пред­мет, ситу­а­цию. И чело­век, вместо того чтобы полу­чить раз­ре­ше­ние своего вопроса, запу­та­ется еще больше.

9. Свя­щен­ник обязан отве­чать на вопросы, когда к нему под­хо­дишь с ними

Обязан – это слиш­ком громко ска­зано, поскольку у свя­щен­ника нет такой обя­зан­но­сти – быть доступ­ным в любое время суток. И нет обя­зан­но­сти давать ответы по пер­вому же запросу. Обя­зан­ность свя­щен­ника – усердно осу­ществ­лять пас­тыр­ское руко­вод­ство, про­по­ве­до­вать, совер­шать бого­слу­же­ния и требы. Несо­мненно, и на вопросы батюшка может отве­тить, если в этот момент не занят каким-либо другим делом. А дела могут быть раз­ными, как цер­ков­ного, так и лич­ного харак­тера, поскольку батюшка – это живой чело­век со своими потреб­но­стями и забо­тами.

10. Испол­не­ние того, что сказал свя­щен­ник, сни­мает с чело­века ответ­ствен­ность за этот посту­пок

Поскольку речь идет о послу­ша­нии духов­нику, то надо опре­де­лить пре­делы и рамки этого послу­ша­ния. Само по себе пони­ма­ние послу­ша­ния духов­ному настав­нику во многом взято из уклада мона­стыр­ской жизни. При­ни­мая мона­ше­ство, чело­век дает обет послу­ша­ния, вру­чает свою волю духов­ному настав­нику, опыт­ному монаху. Это послу­ша­ние про­яв­ля­ется на всех уров­нях мона­ше­ской жизни – и в духов­ной сфере, и в быту. В обыч­ной же при­ход­ской жизни послу­ша­ние духов­нику озна­чает послу­ша­ние в духов­ных вопро­сах, но это отнюдь не явля­ется вру­че­нием своей воли настав­нику.

Сове­то­ваться со свя­щен­ни­ком в затруд­ни­тель­ных ситу­а­циях, полу­чать духов­ные советы, настав­ле­ния, бла­го­сло­ве­ния – всё это пра­вильно и полезно. Но неко­то­рые люди, к сожа­ле­нию, счи­тают, что всю свою жизнь должны выстра­и­вать по бла­го­сло­ве­нию и послу­ша­нию, поэтому оса­ждают свя­щен­ни­ков не только духов­ными, но и быто­выми вопро­сами, испра­ши­вают бла­го­сло­ве­ние на всякие мелочи. Увы, есть и свя­щен­ники, кото­рые раз­де­ляют такой подход и даже куль­ти­ви­руют его на своих при­хо­дах. Такой подход как раз и чреват тем, что появ­ля­ется неса­мо­сто­я­тель­ность чело­века в реше­нии даже самых про­стых вопро­сов. Такие люди счи­тают, что бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника – истина в послед­ней инстан­ции, и оно сни­мает с них всякую ответ­ствен­ность за бла­го­слов­лен­ные дей­ствия и поступки. Но на самом деле это совсем не так – каждый чело­век сам отве­чает за свои поступки и несет за них ответ­ствен­ность.

11. Свя­щен­ника не выби­рают. Надо тер­петь такого, какой есть

Если это един­ствен­ный свя­щен­ник на сотни кило­мет­ров, то по-дру­гому и не полу­чится. Но если речь о насе­лен­ном пункте, где есть не один храм, и по каким-то при­чи­нам не скла­ды­ва­ется обще­ние со свя­щен­ни­ком, то можно посе­щать другой храм или ходить на испо­ведь к дру­гому свя­щен­нику.

12. Хоро­ший свя­щен­ник не должен брать денег, ведь ему госу­дар­ство платит, и от нало­гов цер­ковь осво­бож­дена

«Хоро­шесть» свя­щен­ника не изме­ря­ется день­гами или их отсут­ствием. Хоро­ший свя­щен­ник – это усерд­ный молит­вен­ник и про­по­вед­ник, с любо­вью отно­ся­щийся к окру­жа­ю­щим. Госу­дар­ство свя­щен­нику ничего не платит, а храмы нахо­дятся на финан­со­вом само­обес­пе­че­нии. Свя­щен­ник, как и все цер­ков­ные работ­ники, полу­чают зар­плату, кото­рая скла­ды­ва­ется из доб­ро­воль­ных пожерт­во­ва­ний при­хо­жан. Из этих же денег храмы опла­чи­вают ком­му­наль­ные услуги, делают отчис­ле­ния в пен­си­он­ный фонд, опла­чи­вают другие поло­жен­ные налоги. При этом стоит отме­тить, что во многих храмах зар­платы у свя­щен­ни­ков не такие уж и боль­шие, а основ­ной  зара­бо­ток у свя­щен­ни­ков скла­ды­ва­ется из совер­ше­ния неко­то­рых Таинств и так назы­ва­е­мых треб – кре­стин, отпе­ва­ний, вен­ча­ний, освя­ще­ний и т.д. Именно на требах обычно «бла­го­да­рят» свя­щен­ника рублем. Это, конечно, не обя­за­тельно и носит форму доб­ро­воль­ного пожерт­во­ва­ния. А уж брать эти деньги или не брать – решает свя­щен­ник сам.

13. Хоро­ший свя­щен­ник – это тот, кто не напря­гает и снис­хо­ди­те­лен

Кому же не нра­вится, когда батюшка снис­хо­ди­тельно отно­сится, за грехи шибко не ругает, по головке гладит, с нра­во­уче­ни­ями не при­стает? Такого батюшку так и хочется назвать хоро­шим. Но суть духов­ного настав­ни­че­ства совсем не в этом. Суть в том, чтобы помочь людям найти дорогу в Цар­ство Небес­ное, при этом самому не забы­вая идти в этом направ­ле­нии. Если духов­ное руко­вод­ство тре­бует погла­дить по головке, то свя­щен­ник, веро­ятно, это сде­лает. Но если нужно про­явить стро­гость, даже пору­гать, то и это будет сде­лано, и не нужно такого пугаться или сто­ро­ниться. Хоро­ший свя­щен­ник – это тот, кто руко­во­дит своих духов­ных чад в Цар­ство Небес­ное. А сред­ства могут быть раз­ными.  

14. Если свя­щен­ник тебя обидел, то в этом вино­вата Цер­ковь

Слу­ча­ется, что чело­век, придя в храм, стал­ки­ва­ется с неспра­вед­ли­вым или грубым отно­ше­нием к себе, в том числе со сто­роны свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Чело­век уходит с обидой, кото­рую начи­нает про­еци­ро­вать на всю Цер­ковь. Дескать, все у вас там такие, не пойду больше. Такой подход очень похож на пози­цию оби­жен­ной муж­чи­ной жен­щины – «все мужики – козлы!». Однако оче­видно, что оби­дели вовсе не все мужики, так же, как и в храме, оби­дели не все хором, а вполне кон­крет­ный чело­век или люди. Поэтому, если обидел свя­щен­ник или кто-то из цер­ков­ных работ­ни­ков, то и пре­тен­зии стоит предъ­яв­лять исклю­чи­тельно к ним. Обоб­ще­ние – самое пагуб­ное дело в таких ситу­а­циях, поскольку лишает чело­века пол­но­цен­ной духов­ной жизни. Самое верное дело – про­стить обид­чика, как тому учит Хри­стос.

15. Свя­щен­ник должен быть аске­ти­че­ского тело­сло­же­ния, ведь он соблю­дает посты и учит других воз­дер­жа­нию!

Свя­щен­ник – живой чело­век со своими осо­бен­но­стями орга­низма. Как и все осталь­ные люди, свя­щен­ник может быть худым, полным или нор­маль­ного тело­сло­же­ния. Избы­точ­ный вес зача­стую обу­слов­лен вовсе не избы­точ­ным потреб­ле­нием пищи, пере­еда­нием, а болез­нями и усло­ви­ями жизни. Наслед­ствен­ная пред­рас­по­ло­жен­ность, несба­лан­си­ро­ван­ное пита­ние, мало­по­движ­ный образ жизни, нару­шен­ный режим пита­ния и дня, забо­ле­ва­ния нерв­ной системы, забо­ле­ва­ния эндо­крин­ной системы, хро­ни­че­ские стрессы, бес­сон­ница, дли­тель­ный прием неко­то­рых лекарств – это лишь крат­кий список причин, вызы­ва­ю­щих избы­точ­ный вес и ожи­ре­ние. Для свя­щен­ни­ков нару­ше­ние режима дня и пита­ния – обыч­ное дело. Нередко свя­щен­ник, отслу­жив с утра литур­гию, не успев даже позав­тра­кать, отправ­ля­ется на требы – погре­бе­ния, освя­ще­ния, собо­ро­ва­ния, при­ча­стия на дому и т.д., а может быть занят при­ход­скими делами и тре­бами в храме. В итоге даже пообе­дать полу­ча­ется лишь ближе к вечеру. Нередко в таких усло­виях слу­ча­ется и пере­еда­ние. В резуль­тате этого может нару­шиться обмен веществ, что при­ве­дет к набору избы­точ­ного веса. Свя­щен­ник вроде и не сидит на месте, нахо­дится в посто­ян­ной работе, а поправ­ля­ется. Впро­чем, это вовсе не пра­вило, но вид свя­щен­ника с избы­точ­ным весом не должен удив­лять или насто­ра­жи­вать. Батюшка может быть совсем не чре­во­угод­ни­ком. Что же каса­ется постов и воз­дер­жа­ния, то стоит отме­тить, что постятся не только свя­щен­ники, а все члены Церкви, каждый по мере своих сил, согласно уставу. И у каж­дого свое физио­ло­ги­че­ское вос­при­я­тие постов.

16. То, что батюшка сказал на про­по­веди – без­услов­ная истина

Увы, и свя­щен­ники оши­ба­ются. Цер­ков­ная исто­рия знает и ере­ти­ков, и рас­коль­ни­ков, кото­рые про­по­ве­до­вали свои заблуж­де­ния с амвона. Непре­ре­ка­е­мая истина для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина – это Еван­ге­лие и пра­во­слав­ное веро­уче­ние, на нем осно­ван­ное. Если батюшка про­по­ве­дует нечто, что идет враз­рез с Еван­ге­лием или уче­нием Церкви, то слу­шать его не нужно. Конечно, такое слу­ча­ется редко. Чаще на про­по­веди свя­щен­ники могут выска­зы­вать свое соб­ствен­ное бого­слов­ское мнение на ту или иную тему. С ними могут не согла­шаться другие свя­щен­ники или миряне. Но мнение и тех, и других не будет идти враз­рез с веро­уче­нием Пра­во­слав­ной Церкви. Гово­рить о без­услов­ной правоте кого-либо в такой ситу­а­ции не при­хо­дится. Каждый может быть прав по-своему, в какой-то мере. Поэтому, слушая свя­щен­ника, не стоит вос­при­ни­мать его как некий без­упреч­ный про­вод­ник или ретранс­ля­тор Боже­ствен­ных истин. Про­по­ведь – это, скорее, раз­мыш­ле­ния об этих исти­нах, знания о кото­рых батюшка почерп­нул из Еван­ге­лия.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки