Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола 1589 года

Уло­жен­ная гра­мота об учре­жде­нии в России Пат­ри­ар­шего Пре­стола, посвя­ще­нии пер­вого рос­сий­ского Пат­ри­арха Иова, постав­ле­нии впредь Пат­ри­ар­хов Рос­сий­ским освя­щен­ным собо­ром и Госу­да­рем и о новом составе рус­ских епар­хий. Май 1589 года

Гра­мота была напи­сана на боль­шом листе пер­га­мента золо­том и кино­ва­рью более чем через три месяца после утвер­жде­ния само­держ­цем, Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Иере­мией, новым пат­ри­ар­хом Иовом и освя­щен­ным собо­ром изло­жен­ных в ней реше­ний. Таково было ука­за­ние царя Федора Иоан­но­вича, поже­лав­шего перед отъ­ез­дом Иере­мии из Москвы полу­чить офи­ци­аль­ный доку­мент “для утвер­жде­ния от рода в род и навеки” нового ста­туса Рус­ской пра­во­слав­ной церкви. Под­лин­ник был удо­сто­ве­рен под­пи­сями всех участ­ни­ков освя­щен­ного собора и деся­тью вис­лыми печа­тями: Боль­шой госу­дар­ствен­ной, двумя пат­ри­ар­шими (причем Иов вос­поль­зо­вался новой вели­ко­леп­ной дву­сто­рон­ней печа­тью Мос­ков­ского пат­ри­арха), четырьмя мит­ро­по­ли­чьими, двумя архи­епи­скоп­скими и епи­скоп­ской.

2622 183x300 - Уложенная грамота об учреждении в России Патриаршего Престола 1589 года

Текст гра­моты

«Бла­го­во­ле­нием всед(е)ръжителя Бога и Отца, иже преже век сый пре­бы­ва­ю­щаго, ниже начи­на­ема, ниже пре­ста­ема, и поспе­ше­нием еди­но­род­наго его Сына Слова Божия, без­смерт­наго и изво­лив­шаго спа­се­ния нашего ради вопло­ти­тися от святыя Бого­ро­дицы и прис­но­девы Мария, и дей­ством Свя­таго Духа, истин­наго и живо­тво­ря­щего, иже от Отца исхо­дя­щего, иже со Отцем и Сыном спо­кло­ня­ема и ссла­вима, в Троицы сла­ви­маго Бога нашего, неиз­ре­чен­ным его мило­сер­дием, молит­вами и щед­ро­тами нашея хри­сти­ан­ския заступ­ницы пре­свя­тыя и пре­бла­го­сло­вен­ныя вла­ды­чица нашея Бого­ро­дица и прис­но­девы Мария, к ея же моль­бам при­зи­рая еди­но­чад­ный Сын Слово Божие, иже из нея прошед неиз­ре­ченно, и молитв ради святых пророк, и апо­стол, и всех святых, и вели­ких чюдо­твор­цов мос­ков­ских Петра, Алек­сея, Ионы, пер­во­пре­столь­ни­ков царь­ству­ю­щаго града Москвы, и прочих святых, про­си­яв­ших в наших госу­дар­ствах Вели­кого Росий­ского царь­ствия.

Их пред­ста­тель­ством и молит­вами к Богу при­а­хом ски­фетр Вели­кого Росий­ского царь­ствия во обдер­жа­ние и во осмот­ре­ние бла­го­че­сти­вого нашего Вели­кого Росий­ского царь­ствия, з Божиею мило­стию соблю­дати мирно, и немя­тежно, и от враг непо­ко­ле­бимо мы, вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всея Вели­кия Росии, Вла­ди­мер­ский, Мос­ков­ский, Ноуго­родц­кый, царь Казан­ский, Царь Асто­ро­хан­ский, госу­дарь Псков­ский, и вели­кий князь Смо­лен­ский, Твер­ский, Югор­ский, Пермь­ский, Вятц­кий, Бол­гар­ский и иных, госу­дарь и вели­кий князь Нова­го­рода Низов­ские земли, Чер­ни­гов­ский, Рязан­ский, Полотц­кий, Ростов­ский, Яро­слав­ский, Бело­озер­ский, Удор­ский, Обдор­ский, Кон­дин­ский и всея Сибир­ские земли и Сивер­ныя страны обла­а­да­тель, и иных многих госу­дарств госу­дарь и само­дер­жец.

Изво­ле­нием чело­ве­ко­любца Бога и пре­чи­стые Бого­ро­дицы нашие, заступ­ницы хри­сти­ан­ские, в наше ски­фет­ро­дер­жа­ние вели­кого Росий­ского цар­ствия прииде к нам, к вели­кому госу­дарю бла­го­че­сти­вому царю и вели­кому князю Федору Ива­но­вичю всея Вели­киа Росия самод(е)ръжцу и многих госу­дарств ко госу­дарю и обла­а­да­телю, в царствующи(й) град Москву Еремей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, и свя­тей­ший Все­лен­ский пат­ри­арх; а с ним Мана­ва­сий­ский мит­ро­по­лит Ерофей, да архи­епи­скоп Ела­сон­ской Арсе­ней, и архи­ма­риты, и игу­мены, и свя­щен­но­и­ноки, и чест­ныя мнихи.

И мы, вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всея Вели­кия Росии самод(е)ръжец и многих госу­дарств госу­дарь и обла­а­да­тель, помыс­лив о сем пре­ве­ли­ком деле с нашею з бла­го­вер­ною и со хри­сто­лю­би­вою цари­цею вели­кою кня(г)инею Ириною, чтоб з Божиею помо­щию и пре­чи­стыя Бого­ро­дицы мило­стью в цар­ству­ю­щем нашем граде Москве устро­ити пре­ве­ли­кий пре­стол пат­ри­арш в почесть святые пре­ве­ли­кие собор­ные церкви пре­чи­стые Бого­ро­дицы чест­наго и слав­наго ея Успе­ния и пер­во­пре­столь­ни­ков вели­ких святых чюдо­твор­цов Петра, и Алек­сея, и Ионы.

И мысль свою царь­скую пре­свя­тей­шему Еремею, Божиею мило­стию архи­епи­скопу Кон­стян­ти­но­поля, Новаго Рима, и Все­лен­скому пат­ри­арху, объ­явили, понеже наши пра­ро­ди­тели вели­кие госу­дари цари веса Вели­киа Росиа при­няли святую и непо­роч­ную хри­сти­ан­скую веру, и постав­ле­ние пат­ри­арша пер­во­пре­столь­ники новые чюдо­творцы Петр и Алек­сей Киевъские и всего Вели­кого Росий­ского цар­ствия и прочие от свя­тей­шего пат­ри­арха Костян­ти­но­поль­ские церкви, Новаго Рима, ея же, все­дер­жи­теля Бога мило­сер­дием и пре­чи­стые Бого­ро­дицы, и доныне непо­ко­ле­бимо держим.

А ты, пре­свя­тей­ший Еремей пат­ри­арх, по бла­го­дати Свя­того и живо­тво­ря­щего Духа того ж пре­ве­ли­кого апо­столь­ского пре­стола Костян­ти­но­поль­ские церкви при­им­ник и пас­тырь и отцем отец. — И по изво­ле­нию б нашего цар­ского вели­че­ства сие дело совер­шил еси, по совету с нами и с пер­во­пре­столь­ни­ком Иевом, мит­ро­по­ли­том цар­ству­ю­щаго града Москвы и всеа Русии, и с архи­епи­скопы, и епи­скопы, и архи­манъ­риты, и игу­мены, и со всем освя­щен­ным собо­ром нашего Вели­кого Росий­ского и Гре­че­ского цар­ствия.

И по бла­го­дати Свя­таго Духа, и нашего цар­ского вели­че­ства изво­ле­нием, и избра­нием твоим, пре­свя­тей­шего Еремея архи­епи­скопа Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, и Все­лен­ского пат­ри­арха, и прочих все­лен­ских пат­ри­ар­хов — Алек­сан­дрей­ского, Аон­тио­хий­ского, Иеру­са­лим­ского — и всего собору гре­че­ского, по пра­ви­лом боже­ствен­ных апо­стол и святых отец, бла­го­сло­вил и поста­вил в пат­ри­архи, кому Гос­подь Бог и пре­свя­тая Бого­ро­дица бла­го­во­лит быти на том пре­ве­ли­ком пре­столе святых вели­ких чюдо­твор­цов Петра, и Алек­сея, и Ионы пер­во­пре­столь­ни­ков, в цар­ству­ю­щем граде Москве пат­ри­ар­хом.

И слышав тако­вая от бла­го­че­сти­ваго вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Федора Ива­но­вича всеа Вели­кия Росиа самод(е)ръжца и многих госу­дарств госу­даря и обла­а­да­теля, пре­свя­тей­ший Иере­мей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, Все­лен­ский пат­ри­арх, попре­многу бла­го­да­рив Бога и похва­лил мысль и изво­ле­ние бла­го­че­сти­ваго и хри­сто­лю­би­ваго вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Фео­дора Ива­но­вича всея Вели­кия Росиа самод(е)ръжца о начи­на­нии тако­ваго пре­ве­ли­кого дела.

И гла­го­лаше сице: “О бла­го­вер­ный и хри­сто­лю­би­вый, и Богом вен­чан­ный, и Богом почтен­ный, и Богом укра­шен­ный, и Богом пре­воз­не­сен­ный, и бла­го­че­стием всея все­лен­ный в концех про­сиа­вый, наи­паче же во царех пре­свет­лей­ший и пре­слав­ный вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всея Вели­кия Росия самод(е)ръжец и многих госу­дарств госу­дарь и обла­а­да­тель, истин­ный рачи­тель бла­го­че­стию, и бого­ше­ствен­ный свя­таго пути бого­устав­наго закона, и пре­муд­рый исхо­да­тай, и бла­го­ра­зум­ный поспеш­ник истинне, изыс­ка­тель оте­че­скому пре­да­нию бла­го­ра­зу­мие, цве­туще совер­шен­ным бла­го­че­стием.

Хощеши почтити и укра­сити святую пре­ве­ли­кую собор­ную цер­ковь пре­свя­тые Бого­ро­дицы чест­наго и слав­наго ея Успе­ниа пре­вы­со­ким пре­сто­лом пат­ри­ар­ше­ства и тем пре­ве­ли­ким делом цар­ству­ю­щий град Москву и все свое Вели­кое Росий­ское цар­ство наи­паче про­сла­вить и воз­ве­ли­чить во всю все­лен­ную, совер­шен­ным бла­го­че­стием сиающу!

Воис­тинну в тебе, бла­го­че­сти­вом царе, Дух Саятый пре­бы­вает и от Бога сице­вая мысль тобою в дело про­из­ве­дена будет! Праве и истинно вашего бла­го­родна начи­на­ние, а нашего сми­ре­ния и всего освя­щен­ного собора того пре­ве­ли­каго дела совер­ше­ние.

Понежъ убо ветхий Рим падеся Апо­ли­на­ри­е­вою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костян­ти­но­поль, ага­рян­скими внуцы — от без­бож­ных турок — обла­даем; твое же, о бла­го­че­сти­вый царю, Вели­кое Росий­ское цар­ствие, Третей Рим, бла­го­че­стием всех пре­взыде, и вся бла­го­че­сти­вая цар­ствие в твое во едино собрася, и ты един под небе­сем хри­стьян­ский царь име­ну­е­шись во всей все­лен­ней, во всех хри­сти­а­нех.

И по Божию про­мыслу, и пре­чи­стые Бого­ро­дицы мило­сти, и молитв ради новых чюдо­твор­цов Вели­кого Росий­ского цар­ствиа, Петра, и Алек­сея, и Ионы, и по твоему цар­скому про­ше­нию у Бога, твоим цар­ским сове­том сие пре­ве­ли­кое дело испол­нитца».

И по бла­го­дати Свя­таго и живо­тво­ря­щего Духа, и изво­ле­нием бла­го­че­сти­ваго вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Федора Ива­но­вича всея Вели­киа Росии самод(е)ръжца и многих госу­дарств госу­даря и обла­а­да­теля, пре­свя­тей­ший Еремей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, и Все­лен­ский пат­ри­арх, по пра­ви­лам боже­ствен­ных апо­стол и святых отец и по совету всех мит­ро­по­ли­тов, и архи­епи­ско­пов, и епи­ско­пов, и архи­ма­ри­тов, и игу­ме­нов, и всего освя­щен­ного собора Вели­кого Росий­ского и Гре­че­скаго цар­ствиа, избрал и поста­вил в пат­ри­архи, в почесть святые пре­ве­ли­кие собор­ные и апо­столь­ские церкви пре­чи­стые Бого­ро­дицы чест­наго и слав­ного ея Успе­ниа, на пре­ве­ли­кий пре­стол пер­во­пре­столь­ни­ков и вели­ких свя­ти­те­лей и чюдо­твор­цов Петра, и Алек­сея, и Ионы, цар­ству­ю­щего града Москвы Иева прео­свя­щен­наго мит­ро­по­лита всеа Русии.

И потом по вели­кой вере и по про­из­во­ле­нию истин­ного рачи­теля бла­го­че­стию вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Федора Ива­но­вича всеа Вели­киа Росии самод(е)ръжца и многих госу­дарств госу­даря и обла­а­да­теля, на утвер­же­ние совер­шен­наго ради бла­го­че­стиа святыя и непо­роч­ныя пра­во­слав­ныя хри­сти­ан­скиа веры и в почесть пре­ве­ли­кого пре­стола пат­ри­арша царь­ству­ю­щаго града Москвы, пре­свя­тей­ший Еремей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, Все­лен­ский пат­ри­арх, и свя­тей­ший Иев, Божиею мило­стию пат­ри­арх цар­ству­ю­щаго града Москвы и всеа Русии, со всеми мит­ро­по­литы, и архи­епи­скопы, и епи­скопы, архи­ма­риты и игу­мены, и со всем освя­щен­ным собо­ром Вели­кого Росий­ского и Гре­че­ского цар­ствиа, сове­то­вали.

И соборне уло­жили быти в Вели­ком Росий­ском цар­ствии в пре­имя­ни­тых и бого­спа­са­е­мых градех четы­рем мит­ро­по­ли­том: в вели­ком госу­дар­стве Нов­го­родц­ком, в цар­ству­ю­щих градех в Казани и в Асто­ра­хани, в вели­ком кня­же­ние града Ростова, близ цар­ству­ю­щаго града Москвы на Кру­ти­цах.

Да шесть архи­епи­ско­пов: вели­кого кня­же­ния на Вологде, в вели­ком кня­же­ние в Суз­дале, в вели­ком кня­же­ние Низов­ские земли в Нижнем Нове­го­роде, в вели­ком кня­же­ние в Смо­лен­ску, в вели­ком кня­же­ние на Резани, в вели­ком кня­же­ние во Твери.


Да восмь епи­ско­пов: в госу­дар­стве града Пскова, в вели­ком кня­же­ние во Ржеве Воло­ди­ме­рове, на Вели­ком Устюге, в вели­ком кня­же­нье на Белео­зере, в вели­ком кня­же­нье <.> [1], во кня­же­нье удель­ном на Коломне, в Севере во Брян­ску и в Чер­ни­гове, в кня­же­нье удель­ном в Дмит­рове.

А на соборе, и на избра­нии, и на постав­ле­нии пат­ри­арше, и на всем собор­ном уло­же­нье были с бла­го­че­сти­вым вели­ким госу­да­рем царем и вели­ким князем Фео­до­ром Ива­но­ви­чем всея Вели­кия Росия самод(е)ръжцом: пре­свя­тей­ший Еремей архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, и Все­лен­ский пат­ри­арх; Иев, свя­тей­ший пат­ри­арх цар­ству­ю­щаго града Москвы и Вели­кого Росий­ского цар­ствия; Алек­сандр, мит­ро­по­лит вели­кого госу­дар­ства Нова­го­рода и Вели­ких Лук и всего Помо­рья; Ермо­ген, мит­ро­по­лит вели­ких царств Казан­ский и Асто­ро­хан­ский; Варлам, мит­ро­по­лит вели­кого кня­же­ния Ростов­ского и Яро­слав­ского; Ерофей, мит­ро­по­лит Мано­во­сий­ский Гре­че­скаго цар­ствия; Гала­сия, мит­ро­по­лит Сар­ский, и Подон­ский, и Козель­ский; Иона, архи­епи­скоп Воло­гоц­кой и Вели­ко­пермь­ской; Иев, архи­епи­скоп вели­кого кня­же­ния Суз­даль­ской и Турус­кой; архи­епи­скоп <…>[2] вели­кого кня­же­ства Ниж­него Нова­го­рода; Сели­вестр, архи­епи­скоп вели­кого кня­же­ства Смо­лен­ской и Доро­го­буж­ской; Мит­ро­фан, архи­епи­скоп вели­кого кня­же­ниа Резан­ской и Муром­ской; Заха­рья, архи­епи­скоп вели­кого кня­же­ния Твер­ской и Ста­риц­кой; Мисайло, епи­скоп госу­дарь­ства Псков­скаго; епи­скоп <…> вели­кого кня­же­ства Ржевы Воло­ди­ме­ровы; епи­скоп <…> Устюга Вели­кого; епи­скоп <…> вели­каго кня­же­ниа Бело­озер­ской; епи­скоп <…>[3] Иосиф, епи­скоп удель­ного кня­же­ства Коло­мен­ской и Кошир­ской; из Северы епи­скоп <…> Брян­ский и Чер­ни­гов­ский; епи­скоп <. > удель­ного кня­же­ства Дмит­ров­ской и Кашин­ской.

Архи­ма­риты и игу­мены были на соборе: Тро­ец­кой Сер­ги­ева мона­стыря архи­ма­рит Кипреян; из Воло­ди­мера Роже­стве­ного мона­стыря архи­ма­рит <…>; Спас­кого мона­стыря архи­ма­рит Сергей; Вели­кого Нова­го­рода Юрьевъской архи­ма­рит <…>[4]; Чюдов­ской архи­ма­рит Фео­до­сей; Сима­нов­ской архи­ма­рит Тихон; из Ниж­него Нова­го­рода Печер­ской архи­ма­рит Ано­фрей; Сви­яж­ской архи­ма­рит Мисайло; Анд­ро­ньева мона­стыря архи­ма­рит Гурей; Казан­ской архи­ма­рит <…>; из Иеру­са­лима от Гос­подня гроба архи­ма­рит Фео­до­сей; из Вели­кого Нова­го­рода Хутын­ской игумен Сели­вестр; Кири­лов­ской игумен Марко; из Пере­славля Горит­цъ­кого мона­стыря архи­ма­рит <…>; святые горы Синай­ские архи­ма­рит Лав­рен­тей; из Можай­ска Лужец­кого мона­стыря архи­ма­рит Иасаф; из Ростова Бого­яв­лен­ской архи­ма­рит Иосиф; святые горы Афон­ские игумен Сергей; Бого­яв­лен­ской игумен из-за Торгу Иосиф; из Яро­славля Спас­кой архи­ма­рит Сергей; из Боров­ска Паф­ну­ти­ев­ской игумен Вар­ла­мей; Оси­фова мона­стыря игумен Левкиа; из Суз­даля Спас­кой архи­ма­рит Левкиа; из Смо­лен­ска Бори­со­глеб­ский архи­ма­рит <…>; с Резани Спас­кой архи­ма­рит Иона; из Вели­кого Нова­града Анто­ньев­ской игумен Кирил; из Вели­кого Нова­го­рода Духов­ского мона­стыря игумен Иона; изо Твери Отроча мона­стыря архи­ма­рит <…>; из Пере­славля Залеского Дани­лов­ской архи­ма­рит Иона; с Вологды Каме­ного мона­стыря Спас­кой архи­ма­рит Фила­рет; Феро­пон­това мона­стыря игумен <…>; Бори­со­глеб­ской с Устья игумен <…>; с Резани (Сол)очинской архи­ма­рит <…>; Соло­вец­кой игумен Яков; из Зве­ни­го­рода Сто­ро­жев­ской игумен Фео­до­сей; с Вологды При­лутц­кой игумен Галах­тион; с Вологды Тро­ец­кой Пав­лова мона­стыря игумен Сидор; с Вологды Глу­шитц­кой игумен Никон; из Кашина Коля­зин­ской игумен <…>; с Вологды Кор­ни­льевъской игумен <…>; из Пере­славля Залеского Никитц­кой игумен Никон; из Можай­ска Колотц­кого мона­стыря игумен <…>; с Угреши Николь­ской игумен Лав­рен­тей; из Вели­кого Нова­го­рода Вяжитц­кой игумен Закхея; изо Пскова Печер­ской игумен Мелен­тей.

Да старцы собор­ные: Сер­ги­ева мона­стыря келарь Еуста­фей, старец Вар­су­но­фей, стро­и­тель Ипац­кого мона­стыря Гурей, Сер­ги­ева ж мона­стыря стро­и­тель старец Игна­тей, из Воло­ди­меря Роже­стве­ного мона­стыря стро­и­тель старец Сера­пион, Кири­лова мона­стыря старец Еле­уфе­рей, из Боров­ска Пах­ну­тьева мона­стыря старец Гала­сей; Оси­фова мона­стыря старцы: старец Измайло, старец Мосей; Духова мона­стыря старец Варлам.

И весь освя­щен­ный собор Вели­кого Росий­ского цар­ствия и Гре­че­ского Цар­ствия соборне уло­жиша: да и предъ­и­ду­щие лета в Вели­ком Росий­ском цар­стве по бла­го­дати Свя­таго и живо­тво­ря­щего Духа, и изво­ле­нием бла­го­че­сти­ваго и хри­сто­лю­би­ваго вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Федора Ива­но­вича всеа Вели­киа Росиа само­держца и многих госу­дарств госу­даря и обла­а­да­теля, и по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­шего Иере­мея пат­ри­арха Все­лен­ского, постав­ля­тися пат­ри­ар­хом в цар­ству­ю­щем граде Москве от мит­ро­по­ли­тов, и архи­епи­ско­пов, и епи­ско­пов, и архи­ма­ри­тов, и игу­ме­нов, и всего освя­щен­ного собору Вели­кого Росий­ского цар­ствиа, кому Гос­подь Бог и пре­чи­стая Бого­ро­дица бла­го­во­лит, и бла­го­че­сти­вый вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всеа Вели­киа Росиа и многих госу­дарств госу­дарь и обла­а­да­тель изво­лит, и по избра­нию всего освя­щен­наго собора, по пра­ви­лом боже­ствен­ных апо­стол и святых отец постав­лен будет.

И пат­ри­арху ново­по­став­лен­ному цар­ству­ю­щаго града Москвы о своем постав­ле­нии отпи­сать в царствующи(й) град Костян­ти­но­поля к пат­ри­арху все­лен­скому, хто в то время при­лу­читца, о согла­сие о своем постав­ле­нии. И пат­ри­арх Все­лен­ский Костян­ти­но­поль­ские церкви отпи­шет в своей гра­моте к тому пат­ри­арху цар­ству­ю­щаго града Москвы Вели­кие Росии о его постав­ле­ние.

А мит­ро­по­ли­том, и архи­епи­ско­пом, и епи­ско­пом бого­спа­са­е­мых градов Вели­кого Росий­ского цар­ствиа, по бла­го­дати Свя­таго Духа, изво­ле­нием вели­кого госу­даря царя и вели­кого князя Федора Ива­но­вича всеа Вели­киа Росиа само­держца и по избра­нию всего освя­щен­ного собора постав­ля­тися от свя­тей­шего пат­ри­арха цар­ству­ю­щаго града Москвы и всеа Русии.

И о всех о тех вели­кых делех, уло­жен­ных на соборе, бла­го­че­сти­вый вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всеа Русии самод(е)ръжец и многих госу­дарств госу­дарь и обла­а­да­тель, и пре­свя­тейшкй Еремей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, и Все­лен­ский пат­ри­арх, и свя­тей­ший Иев, Божию мило­стию пат­ри­арх цар­ству­ю­щаго града Москвы и всеа Русии, и прео­свя­щен­ные мит­ро­по­литы, и архи­епи­скопы, и епи­скопы, и архи­ма­риты, и игу­мены, и весь освя­щен­ный собор всего Вели­кого Росий­ского и Гре­че­ского цар­ствиа — уло­жиша и утвер­диша крепко и непо­ко­ле­бимо и непре­ложно соблю­дати от рода в род и навеки.

И для сего уло­же­ниа мы, вели­кий госу­дарь царь и вели­кий князь Федор Ива­но­вич всеа Вели­киа Росиа само­деръ­жец и многих госу­дарств госу­дарь и обла­а­да­тель, с пре­свя­тей­шим Ере­меем, Божиею мило­стию архи­епи­ско­пом Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, Все­лен­ским пат­ри­ар­хом, и с пер­во­пре­столь­ни­ком с свя­тей­шим Иевом, Божиею мило­стию пат­ри­ар­хом цар­ству­ю­щаго града Москвы и всеа Русии, и с нашими бого­мольцы с прео­свя­щен­ными с мит­ро­по­литы, и архи­епи­скопы, и епи­скопы, и с архи­ма­риты, и игу­мены, и со всем освя­щен­ным собо­ром всего Вели­кого Росий­ского и Гре­че­ского цар­ствиа, сию гра­моту, для утвер­же­ниа от рода в род и навеки, велели напи­сати.

А на боль­шое утвер­же­ние к сей гра­моте велели есмя нашу цар­скую печать при­ве­сити. И пре­свя­тей­ший Еремей, Божиею мило­стию архи­епи­скоп Костян­ти­но­поля, Новаго Рима, Все­лен­ский пат­ри­арх, и пер­во­пре­столь­ник святейши(й) Иев, божиею мило­стию пат­ри­арх цар­ству­ю­щего града Москвы и всеа Русии, и прео­свя­щен­ные мит­ро­по­литы, и архи­епи­скопы, и епи­скопы печати свои при­ло­жили и руки свои при­пи­сали. А архи­ма­риты, и игу­мены, и собор­ные старцы руки свои при­пи­сали.

А уло­жена бысть и напи­сана сиа собор­ная гра­мота в цар­ству­ю­щем граде Москве лета от Созда­ния миру 7097 (1589), индикта 2‑го, гос­по­дь­ствиа нашего (от начала цар­ство­ва­ния лета) 6‑го, а царств наших — Росий­ского 43, Казан­ского 37, Асто­ро­хан­ского 35-го, месяца маия”.

На обо­роте гра­моты соб­ствен­но­руч­ные под­писи трид­цати двух лиц. Пер­выми при­ло­жили руки пат­ри­архи Иере­мия и Иов. За ними сле­до­вали мит­ро­по­литы: Гер­мо­ген Казан­ский и Аст­ра­хан­ский, Вар­лаам Ростов­ский и Яро­слав­ский. Иеро­фей Монем­ва­сий­ский, Гела­сий Сар­ский и Подон­ский; архи­епи­скопы: Иона Воло­год­ский и Вели­ко­перм­ский, Иов Суз­даль­ский и Тарус­ский, Силь­вестр Смо­лен­ский и Доро­го­буж­ский, Мит­ро­фан Рязан­ский и Муром­ский, Заха­рий Твер­ской и Ста­риц­кий, Арсе­ний Елас­сон­ский; епи­скоп Иосиф Коло­мен­ский и Кашир­ский.

После иерар­хов под­пи­са­лись архи­манд­риты и игу­мены мона­сты­рей: гре­че­ский Хри­сто­фор, Троице-Сер­ги­ева Киприан, Новоспас­ского Сергий, Чудова Фео­до­сии, Симо­нова Тихон, Сви­яж­ского Мисаил, Анд­ро­ни­кова Гурий, Бого­яв­лен­ского Иосиф, Паф­ну­тьева-Боров­ского Вар­лаам, Смо­лен­ского Бори­со­глеб­ского Адриан, Рязан­ского Спас­ского Иона, Твер­ского Отроча Фео­до­сии, Пере­я­с­лавль-Залес­ского Дани­лов­ского Иона, Рязан­ского Рож­де­ства Бого­ро­дицы Соло­чин­ского Анд­ро­ник, Cnaco-При­луц­кого Галак­тион, Воло­год­ского Кор­ни­льева Лав­рен­тий и Пере­я­с­лав­ского Никит­ского Никон. Послед­ними поста­вили свои под­писи Троице-Сер­ги­ева мона­стыря келарь Евста­фий и монах Вар­со­но­фий Якимов.


При­ме­ча­ния:

1. Назва­ние епар­хии в под­лин­нике про­пу­щено.
2. В под­лин­нике имена про­пу­щены, для них остав­лены про­белы.
3. В под­лин­нике про­пу­щено имя и место епи­скопа.
4. В под­лин­нике имена про­пу­щены, для них остав­лены про­белы.

РГБ Ф. 135.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки