Все ли богатые погибнут, все ли бедные спасутся?

про­то­и­е­рей Димит­рий Мои­сеев,
насто­я­тель храма святых рав­ноап­о­столь­ных

Вели­ких князей Вла­ди­мира и Ольги, Обнинск

Слова Иисуса Христа о том, что “удоб­нее вер­блюду пройти сквозь иголь­ные уши, нежели бога­тому войти в Цар­ство Божие”, звучат как при­го­вор, кото­рый выне­сен и обжа­ло­ва­нию не под­ле­жит. Каза­лось бы, о чём тут ещё гово­рить? И, тем не менее, не всё так просто.

В житиях многих святых мы читаем о том, что они роди­лись знат­ными и бога­тыми. Да и в попу­ляр­ной цер­ков­ной кни­жечке о под­го­товке к испо­веди ничего не гово­рится о таком смерт­ном (или не смерт­ном?) грехе как богат­ство. А в Еван­ге­лии, когда Хри­стос берёт для Своих притч при­меры из жизни тор­гу­ю­щих, Он не только их не осуж­дает, но как бы счи­тает само собой разу­ме­ю­щимся, что тор­го­вать нужно с при­бы­лью. Так, в притче о талан­тах гос­по­дин гово­рит рабу, зарыв­шему свой талант в землю: “Над­ле­жало тебе отдать серебро моё тор­гу­ю­щим, и я пришед полу­чил бы моё с при­бы­лью”. Как же всё это пони­мать?

До при­ше­ствия Иисуса Христа на землю у иудей­ского народа богат­ство не только не счи­та­лось поро­ком, но, наобо­рот, было как бы прямым сви­де­тель­ством Божьего бла­го­сло­ве­ния чело­веку. Если можно так выра­зиться, доста­ток вос­при­ни­мался как справка с гер­бо­вой печа­тью – “У Бога в мило­сти!” Точно так же как мно­го­ча­дие. Люди состо­я­тель­ные и мно­го­дет­ные счи­та­лись пра­вед­ни­ками. Те же, кому Гос­подь не дал ни обиль­ного потом­ства, ни достатка, сразу вызы­вали подо­зре­ние, что они – греш­ники, нака­зан­ные за свои грехи. Почему? Да потому, что, заклю­чая Ветхий Завет с изра­иль­ским наро­дом, Гос­подь обещал ему за соблю­де­ние запо­ве­дей изоби­лие и про­цве­та­ние.

Кстати, у совре­мен­ных про­те­стан­тов такое же вет­хо­за­вет­ное отно­ше­ние к богат­ству. Они тоже счи­тают види­мое мате­ри­аль­ное бла­го­по­лу­чие сви­де­тель­ством Божьей любви к чело­веку. И зача­стую их про­по­ведь стро­ится по прин­ципу: я был бедным, боль­ным и несчаст­ным, затем уве­ро­вал, и Иисус дал мне деньги, здо­ро­вье и сча­стье!

Именно поэтому вос­пи­тан­ные в таких пред­став­ле­ниях о богат­стве уче­ники Хри­стовы, как повест­вует Новый Завет, “весьма изу­ми­лись”, услы­шав о том, что бога­тому трудно войти в Цар­ство Небес­ное. Их заме­ша­тель­ство понятно: кто же тогда вообще может спа­стись, если даже бога­тым это так трудно?! Иисус же отве­тил: “Чело­ве­кам это невоз­можно, Богу же всё воз­можно”. Но это уже пере­ход в совсем иную плос­кость. А как же всё-таки быть с богат­ством? Поги­бель оно для чело­века или Божье бла­го­сло­ве­ние?

Разу­ме­ется, спа­се­ние чело­века зави­сит не от богат­ства. А от при­стра­стия к нему. От неуто­ли­мой жажды иметь как можно больше денег, вещей, домов, авто­мо­би­лей, дра­го­цен­но­стей. От той жажды, кото­рая посте­пенно начи­нает гла­вен­ство­вать в чело­веке, засло­няя ему всё в этой жизни – вплоть до родных и близ­ких. Один успеш­ный пред­при­ни­ма­тель рас­ска­зы­вал очень поучи­тель­ную исто­рию о том, как он строил свой дом. Он заду­мал в нём под­зем­ный гараж, рус­скую и фин­скую бани, бас­сейн, спорт­зал, три жилых этажа… Он ста­рался про­ду­мать всё до мель­чай­ших подроб­но­стей для мак­си­маль­ного удоб­ства своей семьи. Но, пока воз­во­ди­лись стены, семья рас­па­лась. Жена ушла, дети стали чужими. И дом ока­зался никому не нужен. Теперь он его про­даёт. О чём это гово­рит? О том, что сна­чала надо выстро­ить что-то в своей душе и в душах своих близ­ких, а стены и всё осталь­ное при­ло­жится. А непра­виль­ная иерар­хия цен­но­стей всегда раз­ру­ши­тельна. “Без Меня не можете тво­рить ничего”, – сказал Гос­подь. Без Бога от любого чело­ве­че­ского пред­при­я­тия рано или поздно не оста­нется камня на камне. Раз­ру­ше­ние неиз­бежно про­изой­дёт – либо видимо, мате­ри­ально, либо в душе чело­ве­че­ской, что не менее, а даже более страшно. Не слу­чайно часто успеху в биз­несе сопут­ствует опу­сто­ше­ние души, утрата смысла жизни, отча­я­ние.

Но неуме­рен­ным при­стра­стием к иму­ще­ству может стра­дать и бедняк, и даже нищий. Стра­сти, как писал Авва Доро­фей, живут в чело­веке неза­ви­симо от внеш­них обсто­я­тельств. Всё дело во внут­рен­нем духов­ном мире. Можно раз­дать имение, посту­пить в мона­стырь и иметь такое при­стра­стие к своей един­ствен­ной послед­ней рубахе или какой-нибудь незна­чи­тель­ной вещице, так при­вя­заться к ней серд­цем, как и бога­тый не при­вя­жется к своему богат­ству.

Бед­ность сама по себе вовсе не явля­ется про­пус­ком в Цар­ство Небес­ное. Свою бед­ность можно вос­при­ни­мать со сми­ре­нием, а можно озло­биться на весь мир и радо­ваться, когда у соседа корова сдох­нет. Такая бед­ность не имеет ничего общего с хри­сти­ан­ством. Бывает, что бедные сами вино­ваты в своей бед­но­сти: слиш­ком они рас­слаб­лен­ные, слиш­ком без­от­вет­ствен­ные, слиш­ком лени­вые. Они не исполь­зуют всех воз­мож­но­стей для изме­не­ния своего состо­я­ния. И это тоже грех. Апо­стол Павел гово­рит: кто не рабо­тает, тот да не ест. Доре­во­лю­ци­он­ный опыт России пока­зы­вает, кто по-насто­я­щему всегда нуж­дался в помощи – чаще всего, это были вдовы, остав­ши­еся без кор­миль­цев с боль­шим коли­че­ством детей. Вот они, дей­стви­тельно, не могли сами зара­бо­тать. А не здо­ро­вый мужик, кото­рый лежит на диване и не хочет паль­цем поше­ве­лить – одна работа для него слиш­ком гряз­ная, за другую мало платят…

Всё дело во внут­рен­нем состо­я­нии чело­века. Новый Завет выво­дит отно­ше­ния чело­века и Бога на совер­шенно иной уро­вень. Он даёт чело­веку небы­ва­лую сво­боду, при­зы­вая взамен к совер­шен­ству. “Будьте совер­шенны, как совер­ше­нен Отец ваш Небес­ный!” Но почему именно бога­тых, а не бедных, пре­ду­пре­ждает Сын Чело­ве­че­ский о труд­но­стях? Дело в том, что богат­ство явля­ется для повре­ждён­ной гре­хо­па­де­нием чело­ве­че­ской при­роды огром­ным соблаз­ном, против кото­рого редко кто может усто­ять. Ведь деньги кроме удоб­ства и ком­форта дают чело­веку ува­же­ние, знат­ность, славу, власть над дру­гими людьми и многое другое, – всё, что тешит гор­дыню. А гор­дыня, из-за кото­рой свет­лый Ангел Ден­ница отпал от Бога и стал диа­во­лом, это тонкий яд, про­ни­ка­ю­щий в душу и отрав­ля­ю­щий её.

Так что, всё дело не в богат­стве и бед­но­сти, а в нас самих. Каковы наши цен­но­сти в жизни? Боремся ли мы со своими стра­стями, выдёр­ги­ваем ли эти сор­няки, или наобо­рот поли­ваем и удоб­ряем их так, что они рас­цве­тают пышным цветом, и за ними мы уже не видим солнца. Хри­стос сказал: ищите прежде Цар­ствия Божьего, а осталь­ное всё при­ло­жится вам. Важно только понять, что слова Гос­пода не алле­го­рия, и испол­ня­ются бук­вально.

статья опуб­ли­ко­вана в 3 (35)-м номере «Фомы» 2006 г.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки