О мило­сер­дии

Н.В. Цыган­кова

Оглав­ле­ние


Вве­де­ние^

Мир всту­пил в XXI век. Став умнее, чело­ве­че­ство, вместе с тем, стало и более жесто­ким, изощ­рен­ным, гордым и само­лю­би­вым. Власть и деньги для многих стали «святая святых», а что такое вера, любовь, совесть и мило­сер­дие посте­пенно забы­ва­ется. Но пра­вильно ли это? Ведь, прожив 50, 60, … лет чело­век уми­рает. Помним ли мы об этом? «Да, я греш­ный, но я молод, живу один раз, хочется насла­диться всем и вся. Может быть на пенсии зай­мусь пока­я­нием и доб­рыми делами». Но часто смерть застает людей него­то­выми, они уми­рают во грехах. Смерть — это ведь зако­но­мер­ность, неиз­вестно когда, но про­ис­хо­дя­щая. И всегда «помните, что она не за горами, а за пле­чами, и всегда готовь­тесь к ней и тру­ди­тесь для спа­се­ния своей души; а в сделки с сове­стью не вхо­дите и помните, что Бога не обма­нешь. Рано или поздно Он взыщет и за обман, и за ложь, и за небре­же­ния».

Долго ли мы будем забы­вать, что Бог «пору­гаем не бывает», и «как ты отно­сишься к людям, так и они к тебе». Воз­можно, пройдя все «круги ада» — войны, смерти, болезни и т.п. — мы вер­немся на круги своя и вспом­ним, что цель нашей жизни — добро. Добро, а не рав­но­ду­шие. И в первую оче­редь — мило­сер­дие. Посмот­рим, как и чему учили святые Отцы, и в чем в дей­стви­тель­но­сти состоит смысл жизни и пред­на­зна­че­ние чело­века.

1. Дела мило­сер­дия^

Пре­по­доб­ный Исаак Сири­я­нин о мило­сер­дии так пишет: «Мило­сер­дие про­ти­во­по­ложно пра­во­су­дию. Пра­во­су­дие есть урав­ни­ва­ние точной меры: потому что каж­дому дает, чего он достиг, и при воз­да­я­нии не допус­кает скло­не­ния на одну сто­рону или лице­при­я­тия. А мило­сер­дие есть печаль, воз­буж­да­е­мая бла­го­да­тью, и ко всем состра­да­тельно пре­кло­ня­ется: кто достоин зла, тому не воз­дает (злом) и кто достоин добра, того пре­ис­пол­няет с избыт­ком».

По учению св. Петра Могилы суще­ствуют дела мило­сер­дия дво­я­кого рода: одни из них отно­сятся к телу — 7 дел чело­ве­ко­лю­бия, другие к душе — 7 дел чело­ве­ко­лю­бия.

Дела мило­сер­дия, отно­ся­щи­еся к телу:

  1. - дать алчу­щему пищу, как сказал Хри­стос: взал­кахся бо, и даете Ми ясти (Мф. 25:35), т.е. бедным и немощ­ным, кото­рые не могут про­пи­тать себя соб­ствен­ными тру­дами. Тако­вую мило­стыню должно уде­лять из тех благ, кото­рые при­об­ре­тены чест­ным обра­зом, соб­ствен­ным и пра­вед­ным трудом, по словам Писа­ния: Чти Гос­пода от пра­вед­ных твоих трудов и начатки давай Ему от твоих плодов правды (Притч. 3:9). Притом должно пода­вать мило­стыню не только тем бедным, кото­рые в боль­шом мно­же­стве открыто просят, или кото­рые нахо­дятся в бога­дель­нях; но также и тем, кото­рые по своей стыд­ли­во­сти не могут про­сить мило­стыни. Впро­чем, надобно осте­ре­гаться, чтобы дело мило­сер­дия не сде­ла­лось известно другим людям, и не заслу­жило похвалу и одоб­ре­ние, как Хри­стос гово­рит: Егда убо тво­риши мило­стыню, не вос­труби пред собою, якоже лице­мери творят в сон-мищих и в стог­нах, яко да про­сла­вятся от чело­век. Аминь гла­голю вам, вос­при­ем­лют мзду свою (Мф. 6:2).
  2. - напо­ить жаж­ду­щего, т.е. того, кото­рый по при­чине бед­но­сти и сла­бо­сти своей не имеет сред­ства уто­лить жажду свою. Под сими сло­вами разу­ме­ется всякий род пития во время жажды, кото­рую если кто утолит и одною чашею холод­ной воды в жаж­ду­щем, полу­чит бла­жен­ство, по словам Спа­си­теля нашего. Кото­рый гово­рит в Писа­нии; Иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Хри­стовы, есте, аминь гла­голю вам, че погу­бит мзды своея (Мк. 9:41). Сюда при­над­ле­жат все услуги, кото­рые, каким бы то ни было обра­зом ока­зы­вает кто-нибудь бедным и немощ­ным, т.е. кото­рые не могут снис­ки­вать нужное для себя трудом или про­мыс­лом своим.
  3. - одеть нагого. Сего бла­жен­ства дости­гают те, кото­рые, быв подвиг­нуты чело­ве­ко­лю­би­вым рас­по­ло­же­нием к ближ­нему своему, помо­гают ему в нужде — одевая его наготу. За сие Иисус Хри­стос воз­даст им награду в день суда и скажет:
    при­и­дите, бла­го­сло­вен­нии Отца Моего, насле­дуйте уго­то­ван­ное вам Цар­ствие от сло­же­ния мира (Мф. 25:34). Здесь разу­ме­ются не только совер­шенно нагие, но и те, кои хотя и имеют одежду, но такую, кото­рая не может защи­тить их от стужи, или кото­рые страж­дут от какого-нибудь несча­стия и с боль­шим трудом сохра­няют жизнь свою по при­чине скуд­ной одежды. Посему мило­серд­ный чело­век должен также и им явить какое-нибудь дело чело­ве­ко­лю­бия, подав им что-нибудь для оде­я­ния, дабы они могли защи­щать себя от холода.
  4. - посе­щать заклю­чен­ных в тем­нице. При сем мы не должны изыс­ки­вать, за какую кто вину поса­жен в тем­ницу, и кто именно тот чело­век, кото­рый содер­жится в тем­нице. Ибо кто бы он ни был, и за какое бы пре­ступ­ное дело ни ввер-жен был в узы, наш долг — для Христа Гос­пода нашего, — прийти, посе­тить и уте­шить его, дабы он не впал в отча­я­ние.
  5. - наве­щать боль­ных. Тако­вое дело каждый должен испол­нять, не раз­би­рая того, срод­ник ли боля­щий, домаш­ний ли ему, друг ли, сверст­ник ли его. Вообще вся­кого боль­ного, а особ­ливо кото­рый лежит в боль­нице, или на тор­жище, хотя бы он был вовсе неиз­ве­стен, должен наве­щать сим обра­зом: во-первых, уте­шать его бесе­дою, состра­дая ему сер­дечно в его несча­стии; во-вторых, уве­ще­вать боль­ного, чтобы он тер­пе­ливо пере­но­сил тако­вое свое несча­стие, и чтобы принял сие посе­ще­ние Божие без скорби сердца и без ропота, а напро­тив, устами и серд­цем бла­го­слов­лял Бога, явля­ю­щего над ним сию волю Свою, уповая крепко, что Он по чело­ве­ко­лю­бию Своему пошлет ему исце­ле­ние. Кроме того, должен сове­то­вать ему, чтобы он с сокру­шен­ным и уми­лен­ным серд­цем, испо­ве­дав грехи, кото­рые как чело­век соде­лал, при­ча­стился Пре­чи­стым Тайнам и принял Еле­освя­ще­ние, по обычаю Церкви: поелику Таин­ства сии весьма много содей­ствуют не только ко спа­се­нию души, но и к здра­вию тела. Еще должен непре­станно молить о нем Бога, пре­по­ру­чить его и общим моле­ниям всей Церкви. Даже когда боль­ной, по бед­но­сти своей, не может объ­явить Церкви болезнь свою, долг мило­серд­ного чело­века — при­звать духов­ного Отца его для совер­ше­ния над ним над­ле­жа­щих обря­дов. Нако­нец, должен уве­ще­вать боль­ного, чтобы он не впадал в суе­ве­рие и не при­бе­гал к искус­ствам, запре­щен­ным Цер­ко­вию, т.е. чтобы не ста­рался вос­ста­но­вить свое здо­ро­вье помо­щию вол­шеб­ства и сооб­ще­ния с диа­во­лом, чрез что он более полу­чит вреда, нежели сколько облег­че­ния; но чтобы все свое упо­ва­ние и надежду воз­ло­жил на мило­сер­дие Божие; да и лекар­ства при­ни­мал бы те только, кои состав­лены опыт­ными вра­чами. Тако­вое посе­ще­ние немощ­ных делает посе­ти­те­лей бла­жен­ными и в сем мире, и на небе­сах. Если же боль­ной будет иметь болезнь при­лип­чи­вую и даже зара­жен будет моро­вою язвою, в таком случае чело­век бла­го­че­сти­вый, чтобы не под­верг­нуть опас­но­сти жизнь свою, должен испол­нять дела мило­сер­дия посред­ством спо­соб­ных к сему людей, кото­рые могут обра­щаться при тако­вых болез­нях без вреда себе.
  6. - ввести стран­ного в дом свой — что нужно делать с радост­ным лицом и серд­цем. Особ­ливо же тех стран­ных должно при­ни­мать в доме, кото­рые, путе­ше­ствуя ко Святым местам для покло­не­ния по обе­ща­нию своему, оста­нав­ли­ва­ются для отдыха в селе­ниях: таковы суть все Бого­мольцы и все бедные. Жела­ю­щий насле­до­вать сие бла­жен­ство должен по силам своим помо­гать им в нужде. Еще более должно ока­зы­вать госте­при­им­ство тем, кото­рые лежат в изне­мо­же­нии на тор­жи­щах и на рас­пу­тиях, испра­ши­вая себе пода­я­ния.
  7. - погре­бать умер­ших. Сие дело должен каждый испол­нять с готов­но­стию. Особ­ливо же должен забо­титься о тех, кото­рые умерли в край­ней бед­но­сти — при­нося нужное для погре­бе­ния их по обычаю Хри­сти­ан­скому, как делал Товия (Тов. 2:1–7). Если же кто умрет из друзей или срод­ни­ков; в таком случае пра­во­слав­ные и бла­го­че­сти­вые люди, для испол­не­ния сей обя­зан­но­сти, должны сопро­во­дить тело умер­шего до самой могилы — с про­ше­ни­ями и моле­ни­ями к Гос­поду о душе скон­чав­ше­гося.

Дела мило­сер­дия, отно­ся­щи­еся к душе:

  1. - откло­нить греш­ника от греха и при­влечь его к лучшей жизни, как сви­де­тель­ствует Писа­ние: братие! аще кто в вас заблу­дит от пути истины, и обра­тит кто его: да весть, яко обра­ти­вый греш­ника от заблуж­де­ния пути его, спасет душу от смерти, и покрыет мно­же­ство грехов (Иак. 5:19–20). Сей долг чело­ве­ко­лю­бия есть первый и глав­ный, побуж­да­ю­щий пра­во­слав­ного к сожа­ле­нию о ближ­нем своем: поелику имеет целию блага не вре­мен­ные, а вечные. Но при испол­не­нии сего долга должно осте­ре­гаться, чтобы по неопыт­но­сти не при­ве­сти греш­ника в отча­я­ние, или в излиш­нее упо­ва­ние на мило­сер­дие Божие: ибо и то и другое при­не­сет греш­нику более вреда, нежели пользы. И так должно бла­го­ра­зумно дер­жаться сре­дины. Если же кто сам неспо­со­бен выпол­нить сию обя­зан­ность — пусть избе­рет дру­гого, кото­рый имеет гораздо более опыт­но­сти в сем деле. Подоб­ным обра­зом мы должны посту­пать и тогда, когда слу­чится нам иметь дело с ере­ти­ками и рас­коль­ни­ками.
  2. - наста­вить неуче­ного и невежду; сие дело над­ле­жа­щим обра­зом испол­нит тот, кто научит невежду, как должно веро­вать в еди­ного Трии­по­стас­ного Бога. Пред­по­ла­га­ется, что он спо­со­бен научить. В про­тив­ном случае пусть найдет кого-нибудь разум­нее и опыт­нее себя, дабы не сбы­лось ска­зан­ное, что слепой если пове­дет сле­пого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14; Лк. 6, 39). Во-вторых, должен научить незна­ю­щего, как ему при­зы­вать Бога, и в какой молитве откры­вать Богу про­ше­ния свои; также научить его запо­ве­дям Божиим, пока­зав и способ, как можно сохра­нить оные без труда. Нако­нец, сюда отно­сится и то, чтобы ста­раться о достав­ле­нии сирым детям обра­зо­ва­ния в науках и позна­ниях, дабы со вре­ме­нем и они соде­ла­лись полез­ными Церкви и обще­ству, и моли­лись Богу за бла­го­де­те­лей своих. Если будем нера­деть о сем, то необ­хо­димо должны стра­шиться того страш­ного приговора,который про­из­не­сен на раба, полу­чив­шего один талант, и воз­вра­тив­шего оный без всякой при­были (Мф. 25:24–30).
  3. - подать добрый совет име­ю­щему нужду в нем. Сей долг испол­ня­ется тогда, когда кто людей, живу­щих раз­вратно, бла­го­че­сти­выми и Хри­сти­ан­скими уве­ще­ва­ни­ями и доб­рыми сове­тами обра­щает к луч­шему образу жизни. Также, когда люди под­вер­га­ются каким-нибудь при­скорб­ным и тесным обсто­я­тель­ствам и не нахо­дят сред­ства изба­виться от них; тогда должно с радо­стию нести к ним совет, как лекар­ство, дабы спасти жизнь или честь их. К сему отно­сится еще и то, чтобы изве­щать ближ­него об опас­но­сти, в кото­рой нахо­дится или жизнь или честь его, и о кото­рой он не знает; впро­чем, так, чтобы между теми лицами не поро­дить рас­прей, а отселе боль­ших опас­но­стей.
  4. - молиться Богу за ближ­него своего. Сей долг чело­ве­ко­лю­бия пер­во­на­чально падает на духов­ных Отцев и Пре­сви­те­ров Церкви, а потом и на мир­ских людей. О сем довольно ска­зано в седь­мой запо­веди Цер­ков­ной.
  5. - уте­шить печаль­ного. Сия обя­зан­ность мило­сер­дия тре­бует, чтобы мы никого не при­во­дили в состо­я­ние гнева и жалобы на нас, и чтобы не пода­вали при­чины к печали, по словам Апо­стола: Аще воз­можно, еже от вас, со всеми чело­века мир имейте. Не себе отмща­юще, воз-люб­лен­нии, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмще­ние, Аз воздам, гла­го­лет Гос­подь (Рим. 12:18–19). Тако­вая обя­зан­ность особ­ливо должна быть испол­ня­ема тогда, когда кто отяг­чен вели­кими гре­хами, или опасно болен, или угне­тен вели­кою скор­бию и несча­стием: тако­вых людей должно уте­шать.
  6. - пере­но­сить обиды с тер­пе­нием. Мы испол­няем оное тогда, когда пре­тер­пе­ваем что-либо за Христа; в таком случае должны пре­тер­пе­вать с радо­стию: поелику Гос­подь наш Иисус Хри­стос пре­тер­пел за нас несрав­ненно боль­шие обиды, как ска­зано: зане и Хри­стос пострада по нас… да после­дуем стопам Его (1Пет. 2:21). Сверх того не должны желать зла тем, кой оби­жают и при­тес­няют нас, и не должны пла­тить злом за зло, по словам Апо­стола: не воз­да­юще зла за зло (1Пет. 3:9) Напро­тив, когда мы терпим что неспра­вед­ливо, должны бла­го­слов­лять Бога и про­сить у Него про­ще­ния врагам нашим.
  7. - про­щать погреш­но­сти, кото­рые сде­лали пред нами другие. Мы тогда испол­няем сие дело мило­сер­дия, когда оскорб­ле­ния, нам при­чи­нен­ные, какого бы рода они ни были, про­щаем врагам нашим, и даже молимся о про­ще­нии оскор­би­теля нашего, как выше ска­зано; про­щать же мы должны не только одна­жды в день, но в каждый день семью семь­де­сят раз, как на вопрос Петра ответ­ство­вал Спа­си­тель наш: не гла­голю тебе: до седмъ крат, но до сед­мъ­де­сят крат сед­ме­ри­цею (Мф. 18:22).

2. Мило­сер­дие внеш­нее и сер­деч­ное^

Мило­сер­дие сле­дует отли­чать от внеш­ней бла­го­тво­ри­тель­но­сти, когда сердце не участ­вует в делах мило­сер­дия.

Добро (благо) тво­рить могут побуж­дать и самые низ­мен­ные и гре­хов­ные чув­ства, как то: тще­сла­вие, гор­дость (ради похвалы), брезг­ли­вость и отвра­ще­ние (чтобы скорее изба­виться от про­си­теля), само­лю­бо­ва­ние, жажда славы и прочее. Так что один факт бла­го­тво­ри­тель­но­сти еще ничего не гово­рит о пользе для души. Апо­стол Павел поучает: «Если я раздам все имение мое… а любви не имею, нет мне в том ника­кой пользы» (1Кор. 13:3). И пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский гово­рил, что для стя­жа­ния Духа Свя­того служат только те дела, кото­рые совер­ша­ются чело­ве­ком ради Христа, ради испол­не­ния Его воли и Его запо­ве­дей. Поэтому помощь ближ­ним должна осно­вы­ваться на испол­не­нии запо­ве­дей Гос­под­них о мило­сер­дии и должна непре­менно сопро­вож­даться любо­вью.

Про­то­и­е­рей Иоанн С. пишет: «Будьте вни­ма­тельны к себе, когда бедный чело­век, нуж­да­ю­щийся в помощи, будет про­сить вас о ней: враг поста­ра­ется в это время обдать сердце ваше холо­дом, рав­но­ду­шием и даже небре­же­нием к нуж­да­ю­ще­муся.

Пре­одо­лейте в себе эти нехри­сти­ан­ские и нече­ло­ве­че­ские рас­по­ло­же­ния, воз­бу­дите в сердце своем состра­да­тель­ную любовь к подоб­ному вам во всем чело­веку, к этому члену Хри­стову, к этому храму Духа Свя­того, чтобы и Хри­стос Бог воз­лю­бил вас. И о чем попро­сит вас нуж­да­ю­щийся — по силе испол­ните его просьбу. «Про­ся­щему у тебя дай, и от хотя­щего у тебя занять не отвра­щайся» (Мф. 5:42).

Бла­го­твори бед­ному доб­ро­хотно, без мни­тель­но­сти, сомне­ния и мелоч­ной пыт­ли­во­сти, памя­туя, что ты в лице бед­ного бла­го­тво­ришь Самому Христу, по писан­ному: «Так как вы сде­лали это (Дали есть, напо­или, одели, при­няли в дом свой, посе­тили боль­ного и в тем­нице) одному из сих бра­тьев Моих мень­ших, то сде­лали Мне» (Мф. 25:40).

Знай, что мило­стыня твоя всегда ничтожна в срав­не­нии с чело­ве­ком, этим чадом Божиим. Знай, что мило­стыня есть земля и прах; знай, что с веще­ствен­ной мило­стью непре­менно должна об руку сле­до­вать духов­ная: лас­ко­вое, брат­ское, с чисто­сер­деч­ной любо­вью обра­ще­ние с ближ­ним; не давай ему заме­тить, что ты одол­жа­ешь его, не покажи гор­дого вида…

Все жертвы и мило­стыни нищим не заме­нят любви к ближ­ним, если нет ее в сердце; потому при пода­я­нии мило­стыни всегда нужно забо­титься о том, чтобы она пода­ва­ема была с любо­вью, от искрен­него сердца, охотно, а не с доса­дою и огор­че­нием на них.

Самое слово — мило­стыня — пока­зы­вает, что она должна быть делом и жерт­вою сердца и пода­ва­ема с уми­ле­нием или сожа­ле­нием о бед­ствен­ном состо­я­нии мате­ри­ально или морально нуж­да­ю­ще­гося. Любви свой­ственно радо­ваться при ока­за­нии помощи ближ­нему, люби­мому.

Те, кото­рые подают алчу­щим хлеб или деньги с сожа­ле­нием, с лука­вым оком и черст­вым серд­цем — все равно что кладут яд в свой хлеб или в свою мило­стыню, хотя этот яд духов­ный, неви­ди­мый.

Так же и пре­по­доб­ный Исаак Сири­я­нин гово­рит: «Если даешь что нуж­да­ю­ще­муся, то пусть весе­лость лица твоего пред­ва­ряет даяние твое, и добрым словом утешь скорбь его. Когда сде­ла­ешь это, тогда твоя весе­лость в его созна­нии побеж­дает твое деяние, т.е. она выше удо­вле­тво­ре­ния потреб­но­сти тела».

Неко­то­рые гово­рят: «Не мог я помочь… не мог иначе посту­пить…» Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст гово­рит таким:

«Никто не может оправ­даться (изви­ниться) тем, что он будто бы хотел сде­лать доброе что-либо, но не мог; ибо, бес­спорно, не мог потому, что не хотел. Пусть же хотя­щий, но будто бы не могший сде­лать добро, нака­жется, как и желав­ший зла, а хотя­щий дей­стви­тельно добра и совер­шив­ший оное (да) полу­чит воз­да­я­ние своему делу — награду в Цар­ствии Небес­ном (кото­рое есть внутри нас самих: «Цар­ствие Божие внутри вас есть», — отве­тил Хри­стос на вопрос: когда при­и­дет Цар­ствие Божие)».

Чтобы легче было рабо­тать над собой, чтобы мы доб­ро­вольно, с радо­стью отда­вали нуж­да­ю­щимся не только избытки мате­ри­аль­ных благ, но научи­лись бла­го­тво­рить даже от ску­до­сти своей, как еван­гель­ская вдова, кото­рая в цер­ков­ную сокро­вищ­ницу поло­жила две лепты — все, что имела, для этого надо всегда пом­нить, что мате­ри­аль­ное богат­ство — это не истин­ное богат­ство. Такое богат­ство Хри­стос назы­вает непра­вед­ным и чужим.

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий пишет: «Все, что имеет хри­сти­а­нин, есть Божие и общее всех хри­стиан, и никто не имеет соб­ствен­ного своего». Поэтому сильно согре­шает тот чело­век, кото­рый имеет чем поде­литься с дру­гими, но не делится, не уте­шает их.

Таким жесто­ким, нера­ди­вым и среб­ро­лю­би­вым Гос­подь гово­рит: «Если вы в непра­вед­ном богат­стве не были верны, кто пове­рит вам истин­ное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лк. 16:11–12).

Наше истин­ное богат­ство — это хри­сти­ан­ские доб­ро­де­тели; любовь к Богу и ближ­ним, вера, надежда, сми­ре­ние, кро­тость, воз­дер­жа­ние, муд­рость, рас­су­ди­тель­ность, мир душев­ный и другие доб­ро­де­тели. Такое богат­ство делает нас наслед­ни­ками Цар­ствия Небес­ного, оно перей­дет с нами в вечную жизнь.

Значит, истин­ное богат­ство посы­лает нам Гос­подь за дела мило­сер­дия, когда мы верно и пра­вильно опре­де­ляем (рас­пре­де­ляем, упо­треб­ляем) наше непра­вед­ное (мате­ри­аль­ное) богат­ство. Это отно­сится к внеш­нему мило­сер­дию.

О сер­деч­ном мило­сер­дии пре­по­доб­ный Исаак Сири­я­нин пишет так: «Что есть сердце милу­ю­щее? Это воз­го­ре­ние сердца у чело­века о всем тво­ре­нии: о чело­ве­ках, о птицах и о всякой твари. При вос­по­ми­на­нии о них и при воз­зре­нии на них очи чело­века исто­чают слезы. От вели­кой и силь­ной жало­сти, объ­ем­лю­щей сердце, и от вели­кого тер­пе­ния уми­ля­ется сердце его, и не может он выне­сти и слы­шать или видеть какого-либо вреда или малой печали, пре­тер­пе­ва­е­мой тварью».

И Поэтому, когда мило­серд­ный хри­сти­а­нин видит согре­ша­ю­щего, тогда он про­ни­ка­ется к нему жало­стью, но не пре­зре­нием и рав­но­ду­шием и вся­че­ски ста­ра­ется помочь ему испра­виться, изба­виться от греха.

Самая высо­кая мило­стыня для ближ­него — это уто­лить духов­ную жажду позна­ния вечной Истины, насы­тить духовно алчу­щего.

Наи­луч­шие плоды при­но­сят дела сер­деч­ного мило­сер­дия в соче­та­нии с делами внеш­него мило­сер­дия. Кто мало жерт­вует, тот мало и при­об­ре­тает духовно. Если мы дей­ствуем по посло­вице: «Охотно мы лишь то дарим, что нам не надобно самим», то как же мы можем наде­яться на вели­кие дела мило­сер­дия Божия по у отно­ше­нию к нам? Ведь неда­ром гово­рят: «Что посе­ешь, то и пожнешь». В земной жизни мы сеем дела мило­сер­дия в ближ­них своих, а плоды дел своих пожи­наем в жизни вечной. А с тощего, непол­ного зерна… какой урожай?

Когда мы про­яв­ляем неми­ло­сер­дие, жесто­кость и бес­по­щад­ность к людям, тогда мы созна­тельно ставим непро­хо­ди­мое пре­пят­ствие, как бы стену, между нами и Богом, а потом сами же удив­ля­емся: почему Гос­подь не слышит нас? Почему не помо­гает нам? — Да потому что закон жизни таков: «Как аук­нется, так и отклик­нется». Если будем много добра делать другим, то Гос­подь нам дарует много даров и талан­тов, много доб­ро­де­те­лей, кото­рые введут нас в Цар­ство Небес­ное, а если мы свое добро оста­вим для себя, затво­рив свое сердце от других, то Гос­подь отвер­нется от нас и в Свое время скажет: «Выбросьте этого неми­ло­серд­ного раба во тьму кро­меш­ную…» Каково будет нам?.. Не лучше ли сейчас нам крепко заду­маться над этим?

Каждое мгно­ве­ние при­бли­жает нас к веч­но­сти. Каждый день, в кото­рый мы не сде­лали доб­рого дела, поте­рян для нас в веч­но­сти, ибо он не оправ­дает нас на Страш­ном Суде, но осудит за грехи малые и боль­шие, воль­ные и неволь­ные. Вот почему вели­кий пра­вед­ник, доктор Феодор Пет­ро­вич Гааз, торо­пился много делать добра и всем гово­рил: «Торо­пи­тесь делать добро, пока не поздно, пока еще живы».

Инок пишет в своем днев­нике: «Какую тро­га­тель­ную, бес­ко­рыст­ную любовь к ближ­нему пока­зы­вает бога­тый во аде, когда хода­тай­ствует пред Авра­амом за своих бра­тьев, боясь, как бы и они не пришли раз­де­лить его ужас­ной участи! И, однако, это бес­спорно доброе дви­же­ние его сердца обре­чено на полную неудачу и бес­по­лез­ность: ни ему не помогла его усерд­ная просьба, ни бра­тьям: так дела­ется понят­ным и под­твер­жда­ется, что за гробом уже невоз­можно ника­кое доброе дело и что всякий пожнет там то, что сам посеял здесь…»

Хри­стос пове­ле­вает нам быть мило­серд­ными. Он гово­рит: «Будьте мило­сердны, как и Отец ваш мило­серд» (Лк. 6:36). Блажен, кто испол­няет пове­ле­ние Его!

3. Мило­сер­дие Божие^

Милость же Божия несрав­нима с чело­ве­че­ской. По выра­же­ниям Ап. Иакова, у Бога «милость пре­воз­но­сится над судом» (Ик. 2:13), свя­того Иоанна Зла­то­уста: «Мило­сер­дие чело­ве­че­ское и Божие не равны между собой, но столь раз­личны, сколько зло и добро».

Вот как пишет инок в своем днев­нике «В объ­я­тиях Отчих» о мило­сер­дии Божием: «Мило­сер­дие Божие к нам столь велико и пре­вы­шает всякие заслуги наши, что предъ­яв­лять на него права не может ника­кая свя­тость и досто­ин­ство. Отсюда же само собою ясно и то, что ника­кое истинно доброе дело не забу­дется у Бога, но непре­менно при­не­сет тво­ря­щему оное плод сто­ри­цею.

… Мы вни­ма­тель­нее отме­чаем то, как Бог нака­зы­вает нас бед­стви­ями, и совсем не хотим заме­чать того, как Он гораздо более милует нас Своим дол­го­тер­пе­нием и щед­ро­тами. А, между тем, это дол­го­тер­пе­ние и щед­роты Божии таковы, что часто то самое, что мы склонны счи­тать бед­ствием и нака­за­нием Божиим — явля­ется по более глу­бо­ком про­ник­но­ве­нии сущим бла­го­де­я­нием Божиим, предот­вра­ща­ю­щим, по про­мыш­ле­нию Божию, от нас не одно, а иногда целый ряд других бед­ствий и непри­ят­но­стей. И, о, если бы нам видеть все, что дела­ется для нас за пре­де­лами нашего наблю­де­ния мило­сер­дием Божиим?..

… Гос­подь про­щает всякое наше паде­ние и измену Ему. Но часто повто­ре­ние этих паде­ний рас­слаб­ляет нашу душу, делает ее все более и более неосто­рож­ною, рав­но­душ­ною к опас­но­стям, соблаз­нам и новым изме­нам, а чрез это и менее достой­ною и спо­соб­ною укреп­ляться и пре­успе­вать в вер­но­сти Гос­поду Богу и насла­жде­нии Им. Не зло­упо­треб­ляй же мило­сер­дием Божиим и лег­ко­стию поми­ло­ва­ния и обра­ще­ния, бойся изви­нять хотя бы самые мало­важ­ные, по види­мо­сти, нару­ше­ния вер­но­сти Гос­поду и любви к Нему

Если бы строго серьезно рас­смот­рел Гос­подь без­за­ко­ния наши и вменил их (аще без­за­ко­ния незриши…) — не оправ­да­лись бы все святые! Многие святые, с другой сто­роны, оправ­даны и очи­щены мило­сер­дием Гос­пода при самых тяжких пре­ступ­ле­ниях, воз­му­щав­ших в свое время не только Боже­ствен­ное, но и просто чело­ве­че­ское чув­ство. Гос­подь если мило­серд, то мило­серд не к одному или несколь­ким, но ко всем. Ни от кого еще не закры­вал Он дверей пока­я­ния. Никого не судит строже других, но всех оди­на­ково, сораз­мерно, с оди­на­ково бес­пре­дель­ной мерой дол­го­тер­пе­ния, незло­бия и мило­сер­дия к несчаст­ным греш­ни­кам.

… «Дерзай, чадо, про­ща­ются тебе грехи твои!» (Мф. 9:2). Сколько оте­че­ской ласки, обод­ре­ния, уте­ше­ния, пре­ду­пре­ди­тель­ного мило­сер­дия в этих про­стых словах!

Рас­слаб­лен­ный еще не успе­вает ничего выска­зать Спа­си­телю, а Он уже спешит влить в него всю надежду на помощь и мило­сер­дие: Дерзай, чадо!.. Ты болен, ты грешен, ты бес­по­мо­щен, ты жалок, несча­стен, ты так свыкся со своей горь­кой долей, что поте­рял послед­ние надежды на лучшее, так отвык от сча­стия, что боишься верить даже в то, что и Я могу чем-нибудь помочь тебе?! — Дерзай, чадо!.. Смелее требуй от Меня всего, что нужно! Смелее веруй, что могу дать все, чего не имеешь; могу дать гораздо боль­шее, чем жела­ешь и смеешь ждать от Меня!!!

Гос­поди! Как часто и все мы нуж­да­емся в этом Твоем мило­серд­ном обод­ре­нии: дерзай, чадо! Как часто мы сами вино­ваты в дли­тель­но­сти своих стра­да­ний и безыс­ход­ных тяже­лых состо­я­ний тем, что не умеем дер­зать, не ста­ра­емся дер­зать. Не спешим за помо­щью и уте­ше­нием к Отцу Небес­ному и так пре­уве­ли­чи­ваем тяжесть своего поло­же­ния, что даже Гос­пода оскорб­ляем мало­ве­рием и неве­рием в то, что Он может помочь нам… Да огла­шает и нас в эти минуты, Гос­поди, Твое мило­серд­ное, нежное Оте­че­ское: дерзай, чадо!

Усо­мнюсь ли в Твоем мило­сер­дии и бла­го­по­слуш­ли­во­сти, о, Все­б­ла­гий и Бла­го­увет­ли­вый Гос­поди! Как не воз­бла­го­дарю Тебя за новое неиз­ре­чен­ное бла­го­де­я­ние и даро­ва­ние по усерд­ной молитве к Тебе моей!.. Гос­поди! Утверди мя в вере, упо­ва­нии и устрем­ле­нии к Тебе во всех моих нуждах и напа­стях».

Чтобы познать мило­сер­дие Божие и опытом жизни ощу­тить на себе милость Его, надо пол­но­стью пре­даться воле Божией в болез­нях, скор­бях и напа­стях. Когда душа чув­ствует, как благ и мило­серд Гос­подь, тогда она ста­но­вится муже­ствен­ной и креп­кой. Она осво­бож­да­ется от страха бесов­ского — страха: «как бы чего ни слу­чи­лось… « Ей уже ника­кая беда не страшна на земле: ни пожар, ни раз­бой­ники, ни гроза, ни смерть близ­ких, родных и люби­мых — ничто уже не может выве­сти ее из рав­но­ве­сия. Она всегда тиха, покорна, послушна воле Божией. Она боится только одного: как бы чем не про­гне­вать Гос­пода и не поте­рять Его любовь и мило­сер­дие. А поэтому всеми силами ста­ра­ется уго­ждать Ему испол­не­нием запо­ве­дей Божиих, ста­ра­ется как можно больше сеять добра вокруг себя, чтобы делами мило­сер­дия дока­зать свою любовь к Богу и ближ­ним.

4. Зна­че­ние мило­сер­дия^

«Бла­женны мило­сти­вые, ибо они поми­ло­ваны будут» (Мф. 5:7)

Среди всех других доб­ро­де­те­лей доб­ро­де­тель мило­сер­дия зани­мает особое место, потому что Страш­ный Суд будет про­ис­хо­дить по при­зна­кам про­яв­ле­ния душою дел мило­сер­дия (Мф. 25:31–46) и любви. Любовь подви­гает душу на мило­сер­дие, и только любовь при­дает истин­ную цену мило­сер­дию, как соль при­дает при­ят­ный вкус пище.

Мило­сер­дие и любовь, можно ска­зать, нераз­де­лимы. Как мило­сер­дие без любви, так и любовь без мило­сер­дия мало­ценны в очах Божиих. То же самое надо ска­зать и о вере: как вера без дел мертва, так и одни добрые дела без веры не спа­сают душу.

Враг рода чело­ве­че­ского — дьявол — осо­бенно нена­ви­дит мило­сер­дие, потому что Гос­подь любит добрых, отзыв­чи­вых людей и неиз­менно являет им милость Свою. Злой силе трудно побо­роть тех людей, кото­рые с любо­вию творят много добрых дел ради Христа, ради своего спа­се­ния и ради спа­се­ния ближ­них.

Епи­скоп Вени­а­мин Милов пишет: «Бог хранит каждое бла­го­де­я­ние, как зеницу ока, любит чело­века за. доб­роту более, нежели мать сына… Долг угод­ни­ков Божиих — не про­пус­кать слу­чаев делать добро и совер­шать их неис­то­щимо, с полной любо­вью».

Гос­подь наш Иисус Хри­стос гово­рит: «Давайте, и дастся вам; мерою доброю, утря­сен­ною, нагне­тен­ною и пере­пол­нен­ною отсып­лют вам в лоно ваше; ибо какою мерою мерите, такою же отме­рится и вам» (Лк. 6:38).

И апо­стол Павел тоже гово­рит: «Кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9:6), а псал­мо­пе­вец Давид убла­жает мило­серд­ных, ибо к ним особо мило­серд Гос­подь. Он пишет: «Блажен, кто помыш­ляет о бедном и нищем. В день бед­ствия изба­вит его Гос­подь» (Пс. 40:2).

Надо глу­боко верить, что слова Гос­подни непре­менно испол­нятся на нас, как в свое время испол­ни­лись они на святых, кото­рые поучают нас при­ме­ром своей жизни.

Вот, напри­мер, преп. Савва Освя­щен­ный и преп. Сергий Радо­неж­ский в неуро­жай­ный год раз­дали голод­ным послед­ние запасы мона­стыр­ского про­до­воль­ствия. Насель­ники оби­тели воз­роп­тали на них за излиш­нее щед­ро­лю­бие, но пре­по­доб­ные отцы Савва и Сергий уте­шали их и велели ожи­дать помощи свыше. И дей­стви­тельно. Гос­подь не замед­лил помочь им. Про­мыс­лом Божиим в мона­стыре ока­за­лось про­дук­тов больше, чем было раньше.

Зна­че­ние мило­сер­дия очень понятно объ­яс­нил пре­по­доб­ный Сера­фим, Саров­ский чудо­тво­рец, одному из своих посе­ти­те­лей, кото­рый дал деньги ему, а потом помыс­лил: «Зачем пре­по­доб­ному отцу деньги?» Пре­по­доб­ный Сера­фим так пояс­нил ему: «Во время войны с гал­лами над­ле­жало одному воен­но­на­чаль­нику лишиться правой руки, но эта рука дала какому-то пустын­нику три монеты на святой храм, и молит­вами святой Церкви Гос­подь спас ее. Ты это пойми хоро­шенько и впредь не рас­ка­и­вайся в добрых делах».

Делами мило­сер­дия можно достичь очень мно­гого… Гос­подь слышит молитвы мило­сти­вых и испол­няет их благие про­ше­ния, а бла­го­дать, как нежная мать, хранит их на всех путях жизни от вся­кого зла.

Не забы­вай, что к делам мило­сер­дия отно­сятся и бла­го­душ­ное пере­не­се­ние всех скор­бей и напа­стей от врагов, любовь к ним и молитва за них.

Не забы­вай также, что если мило­сер­дие при­вле­кает бла­го­дать Божию к про­яв­ля­ю­щим его, то жесто­кие и неми­ло­серд­ные поступки хри­сти­а­нина оттал­ки­вают от него бла­го­дать. Пре­по­доб­ный Исаак Сири­я­нин пишет: «Будем непре­станно понуж­дать себя — во всякое время внут­ренне быть мило­серд­ными ко вся­кому разум­ному есте­ству. Ибо так вну­шает нам учение Гос­подне. И надобно не только сохра­нить это внут­рен­нее наше мило­сер­дие, но, когда при­зы­вают самые обсто­я­тель­ства дел и нужда, не воз­не­ра­деть и о том, чтобы дока­зать любовь свою к ближ­нему явно. Ибо мы знаем, что без любви к ближ­нему ум не может про­све­титься Боже­ствен­ною бесе­дою и любо­вью».

О. Иоанн С. сове­тует: «Просто, без боль­ших трудов при­хо­дят к тебе деньги — просто, не думая много, и раз­да­вай их щедро… Если нищие пре­сле­дуют тебя, это значит, милость Божия непре­станно пре­сле­дует тебя». У истинно мило­сти­вых хри­стиан мило­сер­дие изли­ва­ется на всех окру­жа­ю­щих, не отли­чая одного от дру­гого. Только дела мило­сер­дия раз­нятся по своей зна­чи­тель­но­сти, но сер­деч­ная состра­да­тель­ность у них ко всем оди­на­кова. Сове­тую, и тебе так посту­пать, осо­бенно когда милость твоя про­яв­ля­ется к нищим. Не раз­би­рай, кто достоин, кто недо­стоин твоего вни­ма­ния, — всем пода­вай, кто просит. Этим ты и себя духовно обо­га­тишь, и ближ­него от паде­ния огра­дишь. Неко­то­рые нищие озлоб­ля­ются на тех, кото­рые без­участно про­хо­дят мимо них. У них тогда рож­да­ется нена­висть ко всем бога­тым, ко всем рели­ги­оз­ным, сытым, нужды не зна­ю­щим. Иногда эта нена­висть дохо­дит до того, что они начи­нают изры­гать хулу на самого Бога.

О. Алек­сандр Ель­ча­ни­нов пишет: «Кто дает волю доб­рому дви­же­нию своего сердца, тот обо­га­ща­ется прежде всего сам — в его душу входят свет­лая, цели­тель­ная сила, радость, мир, вра­чу­ю­щие все болезни и язвы нашей души. Жесто­ко­сер­дый, наобо­рот, сжи­мает свое сердце, он впус­кает в него холод, вражду, смерть.

Быть добрым — это не значит натас­кать себя на добрые поступки, а нако­пить тепло бла­го­дати в своем: сердце, и прежде всего — очи­ще­нием и молит­вой. Как не про­сту­диться на морозе? — Быть внут­ренне согре­тым. Как не охла­деть в мире? — Обло­жить сердце теп­ло­той бла­го­дати Свя­того Духа. Наше неми­ло­сер­дие, неумо­ли­мость, бес­по­щад­ность к людям есть непро­хо­ди­мая завеса между нами и Богом. Это, как если бы мы закрыли рас­те­ние черным кол­па­ком, а затем стали бы сето­вать на то, что оно гибнет без сол­неч­ных лучей».

5. Формы мило­сер­дия и упо­ва­ние на милость Божию^

Мило­сер­дие должно про­яв­ляться как в мате­ри­аль­ной помощи нуж­да­ю­щимся, так и в мораль­ной под­держке, в молитве. На Страш­ном Суде будут поми­ло­ваны не только те, кто напоит, накор­мит и оденет име­ю­щих этом нужду, но и те, кто посе­тит боля­щих или в тем­нице сидя­щих и добрым словом утешит их. Такая форма мило­сер­дия посильна всем.

Кому Гос­подь даро­вал здо­ро­вье, тот легко может при­умно­жить этот дар Божий (талант) делами мило­сер­дия: или пости­рать боля­щему, или в его поме­ще­нии при­брать, или на его ого­роде пора­бо­тать, или воды ему при­не­сти, или дрова заго­то­вить, как это делал свя­ти­тель Иоасаф Бел­го­род­ский. Он не только все свои доходы тратил на бедных, но и своими руками колол дрова, кото­рые поку­пал для вдов и сирот… А ведь был епи­ско­пом!

Пример мило­сер­дия Гос­подь пока­зал нам в притче о ране­ном раз­бой­ни­ками и о сама­ря­нине. Совер­шенно чужой и незна­ко­мый чело­век про­явил заботу о попав­шем в беду, как самый близ­кий и родной. Он пере­вя­зал ему раны, упо­тре­бив на это все свои запасы вина и елея, на своем осле отвез его в гости­ницу и хозя­ину гости­ницы обещал упла­тить за все издержки по уходу за боль­ным вплоть до пол­ного его выздо­ров­ле­ния. Вот какую сер­деч­ную забот­ли­вость, вни­ма­тель­ность и преду­смот­ри­тель­ность про­явил мило­серд­ный сама­ря­нин по отно­ше­нию к незна­ко­мому чело­веку, кото­рый, по всей веро­ят­но­сти, был еврей, а евреи пре­зи­рали сама­рян и не хотели иметь с ними ничего общего. И, несмотря на это, мило­серд­ный сама­ря­нин так усердно и мило­стиво помог этому чело­веку, попав­ше­муся в руки раз­бой­ни­ков.

Это и для нас хоро­ший пример: помо­гать нашим врагам.

Пре­успев­ший в своем мило­сер­дии пра­вед­ник, доктор Гааз, пишет: «Не сму­щай­тесь пустыми усло­ви­ями и сует­ными пра­ви­лами свет­ской жизни. Пусть тре­бо­ва­ние блага ближ­него одно направ­ляет ваши шаги.

Если нет соб­ствен­ных средств для помощи, про­сите кротко, но настой­чиво у тех, у кого они есть. Не бой­тесь воз­мож­но­сти уни­чи­же­ния, не пугай­тесь отказа… Торо­пи­тесь делать добро. Умейте про­щать, желайте при­ми­ре­ния, побеж­дайте зло добром.

Не стес­няй­тесь малым раз­ме­ром помощи, кото­рую вы можете ока­зать в том или другом случае. Пусть она выра­зится пода­чею ста­кана свежей воды, дру­же­ским при­ве­том, словом уте­ше­ния, сочув­ствия, состра­да­ния — и то хорошо. Ста­рай­тесь под­нять упав­шего, смяг­чить озлоб­лен­ного, испра­вить нрав­ственно раз­ру­шен­ного».

Делая добро ближ­нему, каждый должен пом­нить, что Гос­подь не оста­вит и его самого.

Святой Авгу­стин сказал: «Дума­ешь ли, что тот, кто кормит Христа (т.е. нищих), не будет сам накорм­лен Хри­стом?»

Одна­жды двое путе­ше­ству­ю­щих иноков, истом­лен­ных трудом и измо­рен­ных голо­дом, поте­ряли надежду где-либо под­кре­пить себя пищею. Они были очень печальны и тяжело взды­хали об этом. Вдруг явился им Ангел Гос­по­день и сказал им: «Вы все оста­вили ради Бога с вели­чай­шим на Него упо­ва­нием, теперь же печа­ли­тесь как бы лишен­ные всякой надежды: Бог насы­щает скотов, неужели Он оста­вит сынов, изне­мо­га­ю­щих от голода?»

И дей­стви­тельно, вскоре они вошли в город и сразу в три дома были при­гла­шены на отдых и под­креп­ле­ние сил. Так уче­ники Хри­стовы — апо­столы, изму­чен­ные без­успеш­ной ловит­вой рыбы в про­дол­же­ние всей ночи, поте­ряли надежду пой­мать хоть сколько-нибудь рыбок. Но Вос­крес­ший Хри­стос явился им и пове­лел заки­нуть сети в море, а когда сети стали напол­няться мно­же­ством рыб, тогда уче­ни­ков объял страх от види­мого чуда. Хри­стос пове­лел им испечь рыбы… А потом стал уго­щать их, говоря: «При­дите, обе­дайте». Взял хлеб и рыбу и дал им (Ин. 21:12–13). Сколько подоб­ных при­ме­ров бывает в жизни каж­дого бла­го­че­сти­вого хри­сти­а­нина! Мы ужа­са­емся, удив­ля­емся и вос­кли­цаем: — Откуда это? Что за чудо! Но про­дол­жаем оста­ваться такими же мало­вер­ными и мало­душ­ными. Мучи­тель­ные мысли сокру­шают нас печа­лью: как, что, почему и отчего то-то и то-то? Что поесть? Во что одеться?..

Суе­тимся, мечемся в страхе отстать от других наруж­ным блес­ком и в этой суете совсем забы­ваем о нуж­да­ю­щихся в самом необ­хо­ди­мом… Теряем надежду на Бога, веру в Про­мысл Божий, упо­ва­ние… Ужа­са­емся оску­де­ния, боимся обни­щать. О при­чине сего метко гово­рит св. Авгу­стин: «Надежда еще не достигла своего совер­ше­ния: и яйцо есть заро­дыш, но еще оно не цып­ле­нок». Вот, когда заро­дыш нашей надежды на Бога созреет и оживет, как цып­ле­нок, вылуп­лен­ный из скор­лупы, тогда не будет ужа­сать нас оску­де­ние благ земных и тогда мы сами будем искать случая, кому в чем помочь, а в нищете своей будем упо­вать лишь на Гос­пода.

Нази­да­тельны слова св. Иоанна, пат­ри­арха Алек­сан­дрий­ского, после потери 13 цер­ков­ных кораб­лей с пше­ни­цей. Он сказал: «Гос­подь дал. Гос­подь и взял; как угодно было Гос­поду, так и сде­ла­лось; да будет имя Гос­подне бла­го­сло­венно! Потер­пите, дети, и ничего не бой­тесь!.. Бог предо­хра­нил меня от боль­шого греха: не слу­чись этого, и я пре­воз­несся бы умом, воз­гор­дился бы тем, что подаю многую мило­стыню бедным, и имел бы о себе высо­кое мнение, что я щед­ро­лю­бив; а потому спра­вед­ливо любя­щий Отец тще­слав­ного сына нака­зал, чтобы он не пре­воз­но­сился. Бог мило­стиво нас уве­ще­вает, нанесши нам несколько ран, чтобы мы пришли в чув­ство и скорее бы обра­ти­лись к Нему. Но Он есть тот же самый Бог, Кото­рый был и во время Иова, столь же все­мо­гу­щий и столь же мило­серд­ный — Он не оста­вит нас».

В скором вре­мени Гос­подь сугубо воз­на­гра­дил его потерю.

Истин­ное упо­ва­ние на Бога есть то, когда мы нахо­димся в крайне тяже­лых усло­виях, в боль­шом при­тес­не­нии, в боль­шой нужде и бед­но­сти, но не падаем духом и своим тер­пе­нием побеж­даем все невзгоды.

У Гос­пода есть два неис­ся­ка­е­мых источ­ника: один — про­ви­зии и всех других пред­ме­тов, необ­хо­ди­мых для жизни; другой — мило­сер­дия и духов­ных даро­ва­ний. Из этих двух источ­ни­ков Гос­подь посы­лает, кому что полез­нее для души и кто что может вме­стить.

Кто познал сла­дость любви Божией к ближ­ним, тому не при­хо­дится нудить себя на мило­сер­дие, оно как след­ствие выте­кает из при­чины — любви. И чем совер­шен­нее любовь, тем полнее и совер­шен­нее мило­сер­дие.

Доктор Гааз был прежде очень бога­тым. Он имел сукон­ную фаб­рику и боль­шое имение. Но по мере того, как сердце его раз­го­ра­лось вели­кой любо­вью к бедным, боль­ным, заклю­чен­ным, ко всем несчаст­ным, он посте­пенно упо­тре­бил все свое богат­ство на них и дошел до того, что хоро­нить его при­шлось на сред­ства поли­ции. Вот пример совер­шен­ного мило­сер­дия. Но не каждый может вме­стить такое, поэтому и не каж­дому это полезно. Дойти до нищеты могут многие при понуж­де­нии себя на это, но не многие могут без­ро­потно нести этот крест, поэтому в доб­ро­де­тели мило­сер­дия крайне необ­хо­дима рас­су­ди­тель­ность.

Мы должны испол­нять все запо­веди Божии, и прежде всего запо­ведь о любви, должны упо­вать на Гос­пода и в совер­шенно пре­дать себя Его все­свя­той воле, тогда и Он не посра­мит нашей надежды, не оста­вит нас в беде и край­ней нищете.

В древ­ние вре­мена люди так гово­рили: «Аще бы мы тво­рили, еже есмы должны. Бог бы нам сотво­рил, еже хощем».

Святой Иеро­ним, поучая об этом, сказал: «Да будет чело­век тем, чем он должен быть, и тот же час пошлет ему все Тот, Кото­рым все совер­ши­лось».

6. Рас­су­ди­тель­ность в делах мило­сер­дия^

Пре­по­доб­ному Вар­со­но­фию задали такой вопрос: — Если кто-либо богат и имеет более, чем ему надобно, не имеет ли он нужды в рас­су­ди­тель­но­сти? Старец отве­тил: — Да, он имеет нужду в рас­су­ди­тель­но­сти, чтобы не сле­до­вать сверх силы своему помыслу и после не рас­ка­и­ваться в том, что сделал.

Апо­стол Павел пишет: «Не тре­бу­ется, чтобы другим было облег­че­ние, а вам тяжесть, но чтобы была рав­но­мер­ность» (2Кор. 8:13).

В духов­ной и мораль­ной под­держке, в добром слове уте­ше­ния отка­зы­вать никому нельзя, если чело­век дей­стви­тельно в этом нуж­да­ется, а в мате­ри­аль­ной помощи отка­зы­вать иногда даже необ­хо­димо.

Кон­крет­ных причин отказа бывает много, а в общих словах — это забота о духов­ной пользе нуж­да­ю­ще­гося (не в насущ­ном хлебе, разу­ме­ется!) и знание своей меры, своего поло­же­ния и своего духов­ного воз­раста.

Пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий пишет: «Бог не хочет, чтобы чело­век делал что-либо сверх силы своей. Если кто имеет необ­хо­димо нужное для него самого, то сего не должен издер­жи­вать на мило­стыню, чтобы после, при соб­ствен­ном недо­статке, не стал скор­беть, не в силах будучи поне­сти ску­до­сти. А когда про­ся­щий будет доку­чать ему, и он скажет: Прости меня, мне нечего дать тебе, то это не будет ложь, потому что тот, у кого есть только необ­хо­ди­мое, нужное для него самого, не имеет что дать дру­гому. Пусть скажет про­ся­щему: прости меня, я имею только то, что необ­хо­димо нужно мне самому».

Осо­бенно так сле­дует посту­пать с лени­выми, здо­ро­вье кото­рых поз­во­ляет тру­диться, но они не хотят.

О. Иоанн С. пишет: «Если мы знаем о неко­то­рых, что они бедны от празд­но­сти и лени, таким мы не должны выде­лять из своих тру­до­вых избыт­ков. «Кто не хочет тру­диться, тот и не ешь» (2 Фее. 3, 10).

Такое поуче­ние святых Отцов отно­сится к несо­вер­шен­ным в доб­ро­де­тели. Мера совер­шен­ных — отдать про­ся­щему послед­нее, уповая на милость Божию. Совер­шен­ные в духов­ной жизни не рас­суж­дают, кто просит и для чего просит. Всех ста­ра­ются уте­шить, чем только могут.

Не сле­дует только зани­мать в долг круп­ные суммы денег с целью помочь ближ­ним, потому что может слу­читься, что усло­вия жизни изме­нятся, и долг оста­нется без­воз­врат­ным. В таких слу­чаях надо тоже отка­зы­вать в про­си­мом.

Бывают даже такие случаи, когда свои деньги и вещи жалеют отдать про­ся­щим, а других вынуж­дают на помощь, не заду­мы­ва­ясь над тем, что послед­нее отби­рают у «их для дру­гого или для себя».

Пре­по­доб­ный Исаак Сири­я­нин об этом так пишет: «Если угодно сеять в нищих, то сей из соб­ствен­ного. А если воз­на­ме­ришься сеять из чужого, то знай: это самые горь­кие пле­велы».

Рас­суж­де­ние нужно иметь и при посе­ще­нии боль­ных. Бывают такие забо­ле­ва­ния, кото­рые тре­буют абсо­лют­ной тишины и покоя, так что наше посе­ще­ние для боля­щего может ока­заться в тягость. Прежде чем посе­тить боля­щего, надо узнать у род­ствен­ни­ков, можно ли это сде­лать.

Часто задают вопрос: — Что важнее — молитва или слу­же­ние ближ­ним? Что пред­по­честь? На такой же вопрос архи­епи­скоп Вар­лаам отве­чает так: «Ради дела послу­ша­ния и заботы о ближ­них надо всегда сокра­щать время моле­ния своего, так как послу­ша­ние выше поста и молитвы, и не сму­щаться, а созна­вать важ­ность слу­же­ния ближ­ним».

Как молитву, так и дела мило­сер­дия надо совер­шать по воз­мож­но­сти втайне. Хри­стос пре­ду­пре­ждает: «Смот­рите, не тво­рите мило­стыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небес­ного» (Мф. 6:1).

Похвала людей отни­мает у нас награду от Бога. Но не только по этой при­чине добро надо делать втайне. Явное мило­сер­дие раз­ви­вает гор­дость и тще­сла­вие, само­мне­ние и само­до­воль­ство, поэтому мудро посту­пает тот, кто скры­вает свои добрые дела даже от близ­ких людей, по словам Христа: «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая « (Мф. 6:3). Хорошо делать добро как бы от вто­рого лица, т.е. гово­рить: «Меня про­сили Вам пере­дать… и не сму­щаться мыслью: «Ведь я обма­ны­ваю!» Это не обман: Хри­стос и святые Отцы учат и, можно ска­зать, просят нас об этом, т.е. чтобы мы пода­вали бедным.

Хорошо также через кого-либо пере­дать свою лепту нуж­да­ю­щимся. Об этом О. Иоанн С. так пишет: «С радо­стью рас­то­чай стя­жа­ния свои в жертву Гос­поду и святым Его. Если через чьи-либо руки пере­сы­ла­ешь их, верь, что они дойдут по при­над­леж­но­сти».

Тайное мило­сер­дие полезно еще и по той при­чине, что посту­па­ю­щий так реже осуж­дает других или совсем никого не осуж­дает, потому что рас­суж­дает: «Как я скры­ваю от других доб­ро­де­тель, так и другие скры­вают от меня. Они хоро­шие и добрые, а пока­зы­вают вид, будто грешат, чтобы их не пре­воз­но­сили… «Как пра­вило, мы судим о других по себе. Если мы рев­нуем и зави­дуем, то думаем, что и все рев­ни­вые и завист­ли­вые; если сами подо­зри­тельны и мни­тельны, то и в других «видим» то же самое; если осуж­даем, то думаем, что за нашей спиной осуж­дают нас, зло­сло­вят, поно­сят имя наше и т.д. И наобо­рот: если мы сами любим других, то думаем, что и к нам такие же добрые чув­ства у всех; если сами воз­дер­жаны во всем, то и о других так думаем, если дела мило­сер­дия мы творим тайно, то думаем, что и все так делают. Вот почему полезно тво­рить добрые дела втайне, чтобы у нас не было обрат­ного явле­ния. А то иногда сде­лаем на грош, а оце­ни­ваем дела свои на рубль… Рас­тре­зво­ним везде о себе!.. Вот какой я мило­серд­ный!.. Избави, Гос­поди!..

Заклю­че­ние

«Один вели­кий старец, если при­хо­дили к нему за нази­да­нием, гово­рил с дерз­но­ве­нием: «Вот я при­ни­маю на себя лицо Бога и сажусь на пре­стол Суда. Что жела­ешь ты? Ска­жешь: «Поми­луй меня». Отве­чает тебе Бог: «Если ты хочешь, чтобы я поми­ло­вал тебя, — поми­луй сам бра­тьев твоих, и Я поми­лую тебя. Если ты хочешь, чтобы Я про­стил тебя, — ты прости ближ­нему твоему». За Богом ли дело? Нет, за нами; мы должны поже­лать спа­се­ния», — пре­по­доб­ный Исаак Сирин.

Список лите­ра­туры^

  1. Семена сатаны и любовь Хри­стова. О глав­ных хри­сти­ан­ских доб­ро­де­те­лях и гор­до­сти. / Схи­и­гу­мен Савва. — Изда­ние пра­во­слав­ного брат­ства во имя Воз­дви­же­ния Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня, 1999.
  2. Пра­во­слав­ное испо­ве­да­ния или изло­же­ния рос­сий­ской веры Петра Могилы. / М., 1996.
  3. О вере и нрав­ствен­но­сти по учению пра­во­слав­ной Церкви. / Изда­ние Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 1991.
  4. Закон Божий. / Изда­тель­ское това­ри­ще­ство «Ковчег», 1998.

Духов­ное учи­лище при Цари­цын­ском Пра­во­слав­ном уни­вер­си­тете пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского (Вол­го­град)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки