Саваоф

  • Саваоф Биб­лей­ская энцик­ло­пе­дия

***

Савао́ф (евр. «цеваот» бук­вально «(Гос­подь) Воинств», мно­же­ствен­ное число от «цава» – воин­ства) – одно из имен Бога, под­чер­ки­ва­ю­щее такое Его свой­ство, как все­мо­гу­ще­ство, а также то, что Он — Вла­дыка мира.

В Библии воин­ствами назы­ва­ются войска (напри­мер, в Исх.6:26; Чис.31:53), звезды и пла­неты, ангелы (Втор.4:19, 17:3Дан.8:10; 3Цар.22:19; 2Пар.18:18; срав. Ис.24:21).

Имя Божие Гос­подь Саваоф отра­жает Боже­ствен­ную власть над всеми силами земли и неба. Имя Божие Саваоф при­ло­жимо ко всем Лицам Святой Троицы, на что при­кро­венно ука­зы­вает пророк Исайя: Свят, Свят, Свят, Гос­подь Саваоф! вся земля полна славы Его (Ис.6:3).

***

Если Господь — Всемогущий Бог воинств, то почему воинства беззаконников так часто побеждают Его рабов и угодников (праведников, святых)?

В отно­ше­нии создан­ного мира Все­мо­гу­ще­ство Божье про­яв­ля­ется в том, что ника­кое тво­ре­ние в отдель­но­сти, ни всё оно вкупе не в состо­я­нии про­ти­во­дей­ство­вать Его святой воле (Быт.17:1), причём тво­ре­ние не может не только пре­пят­ство­вать Богу осу­ществ­лять всё, что ни хочет, но даже и сколь-нибудь Его затруд­нять.

Воин­ства нече­стив­цев, равно как и оди­ноч­ные враги Церкви Божьей могут одо­ле­вать веру­ю­щих только в той мере, в какой попус­кает Гос­подь. Сте­пень этого попу­ще­ния всегда зави­сит от общих и част­ных целей Выш­него Про­мысла, ведо­мых, в пол­ноте, только Гос­поду.

Напри­мер, иногда Бог, попус­кает врагам одо­ле­вать веру­ю­щих тогда, когда те, в силу раз­лич­ных причин, отсту­пают от соблю­де­ния тре­бо­ва­ний Его нрав­ствен­ного закона. В этом случае нече­стивцы могут исполь­зо­ваться как орудия Спра­вед­ли­вого Божьего гнева. Вместе с тем, они могут слу­жить к вра­зум­ле­нию, вос­пи­та­нию, воз­вра­ще­нию веру­ю­щих в русло нор­маль­ной рели­ги­озно-нрав­ствен­ной жизни.

Скажем, во вре­мена Вет­хого Завета, в период Судей, Бог попус­кал языч­ни­кам при­тес­нять и одо­ле­вать сынов Изра­иля. Испы­ты­вая в бед­ствия и несча­стья, и не имея сил само­сто­я­тельно огра­диться от них, евреи начи­нали искать помощи и защиты у Гос­пода и вновь обра­ща­лись к истин­ной вере. Тогда Бог, по Своей мило­сти, воз­дви­гал им особых пра­ви­те­лей, судей, через кото­рых нала­жи­вал их соци­аль­ную жизнь.

Иногда Гос­подь попус­кает греш­ни­кам одо­ле­вать пра­вед­ни­ков ради испы­та­ния и духов­ного укреп­ле­ния, взра­щи­ва­ния тех нрав­ствен­ных качеств, тех доб­ро­де­те­лей, кото­рые могут быть при­умно­жены в усло­виях борьбы сми­ре­ние, стой­кость духа, жерт­вен­ность, само­от­вер­же­ние, послу­ша­ние, тер­пе­ние и др.).

Бывает, что Гос­подь не только попус­кает, но и наро­чито нис­по­сы­лает на веру­ю­щих те или иные бед­ствия. Так будет и при кон­чине времен, когда Бог при­зо­вет пол­чища Гога и Магога (Иез.38:2–4).

Как и в преды­ду­щих слу­чаях, это про­ис­хо­дит не в связи с недо­ста­точ­но­стью Боже­ствен­ного все­мо­гу­ще­ства (что и звучит-то нелепо), а в связи с извест­ными Ему сооб­ра­же­ни­ями высшей нрав­ствен­ной пользы.

***

См. ИМЕНА БОЖИИ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки