Вспы́льчивость (раздражительность) —
1) склонность с легкостью переходить в состояние сильного раздражения по тем или иным действительным или надуманным поводам;
2) грех, одно из проявлений страсти гнева.
Вспыльчивость как духовный недуг
Как пишет прп. Иоанн Лествичник, «гнев есть желание зла огорчившему» вообще; вспыльчивость — это «безвременное воспаление сердца», т. е. привычка отвечать на неприятные обстоятельства возмущением. По мысли прп. Иоанна, если вспыльчивость не искореняется, со временем она переходит в раздражительность, которая представляет собой уже настоящий греховный навык — «удобопреклонное движение нрава и безобразие души»1. Раздражение, если человек потворствует ему и разжигает в себе злость, перерастает в яростный, сложно контролируемый гнев и злобу.
Несмотря на то, что вспыльчивость может показаться незначительным грехом, в действительности она препятствует правильному осуществлению христианской жизни и делает затруднительным стяжание высшей из добродетелей — любви, поскольку «любовь… не раздражается, не мыслит зла» (1Кор.13:4–5).
Преодоление вспыльчивости
Само по себе аскетическое делание не гарантирует искоренения этой страсти, поскольку «многие из гневливых усердно упражняются во бдении, посте и безмолвии»2. Только «от благовония смирения истребляется… раздражительность»3. Это смирение затруднительно приобрести в одинокой жизни; более того, раздражительный человек, даже будучи один, продолжит гневаться ничуть не меньше. Патерики сохранили для нас поучительную историю: «Некоторый брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом… вышел из монастыря, и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водою сосуд свой и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся… монах, рассердясь, схватил кувшин, ударил о землю. Кувшин разбился. Возвратясь к себе, брат начал размышлять о случившемся… и сказал: “Вот! я – один; однако побежден страстию гнева. Возвращусь в монастырь: видно – везде нужны борьба с самим собою и терпение, в особенности же помощь Божия”»4. Для преодоления вспыльчивости, как учат святые отцы, наибольшую пользу приносит именно общение с другими людьми, в котором гневливый вынужден приучаться к терпению и сдержанности, «но единственно при условии: если монах решится каждый раз, когда он увлечется гневом и вспыльчивостью, просить прощения и раскаиваться, а не оправдывать себя и не обвинять других»5.
Наибольшей осторожности требуют те обстоятельства, в которых человеку, склонному к раздражительности, приходится обличать или исправлять других людей. Здесь само осознание своей правоты располагает к превозношению и жестокости в словах; зачастую под благовидным предлогом желания исправить ближнего (или члена семьи) скрывается именно стремление удовлетворить свою вспыльчивость и гневливость. Прп. Иоанн предостерегает: «Если… думаешь, что хочешь вынуть сучец ближнего, то вместо врачебного орудия не употребляй бревна. Бревно — это жестокие слова и грубое обращение; врачебное орудие есть кроткое вразумление и долготерпеливое обличение»6.
Прп. Авва Дорофей советует немедленно при возникновении раздражения спешить примириться с ближним, не допуская, чтобы вспыльчивость переросла в значительно более сильный гнев, поскольку раздражение «удобно погасить, пока оно ещё не велико, молчанием, молитвою, одним поклоном от сердца»7. Уже укоренившееся озлобление можно исцелить, по слову того же святого, постоянной молитвой за раздражающего человека со словами: «Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его». Тем самым «человек и молится за брата своего (а это есть знак сострадания и любви), и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его»8.
Примечания
1 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 8.5.
2 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 8.21.
3 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 8.6.
4 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас, 47.
5 Игнатий (Брянчанинов), свт. Отечник. Повести из жития старцев, преимущественно египетских, которых имена не дошли до нас, 47.
6 Иоанн Лествичник, прп. Лествица, 8.20.
7 Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения, 8.
8 Авва Дорофей, прп. Душеполезные поучения, 8.
Цитаты о вспыльчивости
«Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией».
Иак.1:19-20
Литература по теме
- Вспыльчивость Сокровищница духовной мудрости
- О борьбе со вспыльчивостью свт. Феофан Затворник
Комментировать