Вспыльчивость

Вспы́льчивость (раз­дра­жи­тель­ность) — 1) склон­ность с лег­ко­стью пере­хо­дить в состо­я­ние силь­ного раз­дра­же­ния по тем или иным дей­стви­тель­ным или наду­ман­ным пово­дам; 2)  грех, одно из про­яв­ле­ний стра­сти гнева.

Вспыль­чи­вость как духов­ный недуг

Как пишет прп. Иоанн Лествич­ник, «гнев есть жела­ние зла огор­чив­шему» вообще; вспыль­чи­вость — это «без­вре­мен­ное вос­па­ле­ние сердца», т. е. при­вычка отве­чать на непри­ят­ные обсто­я­тель­ства воз­му­ще­нием. По мысли прп. Иоанна, если вспыль­чи­вость не иско­ре­ня­ется, со вре­ме­нем она пере­хо­дит в раз­дра­жи­тель­ность, кото­рая пред­став­ляет собой уже насто­я­щий гре­хов­ный навык — «удо­бо­пре­клон­ное дви­же­ние нрава и без­об­ра­зие души»1. Раз­дра­же­ние, если чело­век потвор­ствует ему и раз­жи­гает в себе злость, пере­рас­тает в ярост­ный, сложно кон­тро­ли­ру­е­мый гнев и злобу.

Несмотря на то, что вспыль­чи­вость может пока­заться незна­чи­тель­ным грехом, в дей­стви­тель­но­сти она пре­пят­ствует пра­виль­ному осу­ществ­ле­нию хри­сти­ан­ской жизни и делает затруд­ни­тель­ным стя­жа­ние высшей из доб­ро­де­телй — любви, поскольку «любовь… не раз­дра­жа­ется, не мыслит зла» (1Кор.13:4–5).

Пре­одо­ле­ние вспыль­чи­во­сти

Само по себе аске­ти­че­ское дела­ние не гаран­ти­рует иско­ре­не­ния этой стра­сти, поскольку «многие из гнев­ли­вых усердно упраж­ня­ются во бдении, посте и без­мол­вии»2. Только «от бла­го­во­ния сми­ре­ния истреб­ля­ется… раз­дра­жи­тель­ность»3. Это сми­ре­ние затруд­ни­тельно при­об­ре­сти в оди­но­кой жизни; более того, раз­дра­жи­тель­ный чело­век, даже будучи один, про­дол­жит гне­ваться ничуть не меньше. Пате­рики сохра­нили для нас поучи­тель­ную исто­рию: «Неко­то­рый брат, живя в обще­жи­тель­ном мона­стыре и часто побеж­да­ясь гневом… вышел из мона­стыря, и стал жить один в пустыне. Одна­жды он напол­нил водою сосуд свой и поста­вил его на землю. Сосуд вне­запно опро­ки­нулся… монах, рас­сер­дясь, схва­тил кувшин, ударил о землю. Кувшин раз­бился. Воз­вра­тясь к себе, брат начал раз­мыш­лять о слу­чив­шемся… и сказал: “Вот! я – один; однако побеж­ден стра­стию гнева. Воз­вра­щусь в мона­стырь: видно – везде нужны борьба с самим собою и тер­пе­ние, в осо­бен­но­сти же помощь Божия”»4. Для пре­одо­ле­ния вспыль­чи­во­сти, как учат святые отцы, наи­боль­шую пользу при­но­сит именно обще­ние с дру­гими людьми, в кото­ром гнев­ли­вый вынуж­ден при­учаться к тер­пе­нию и сдер­жан­но­сти, «но един­ственно при усло­вии: если монах решится каждый раз, когда он увле­чется гневом и вспыль­чи­во­стью, про­сить про­ще­ния и рас­ка­и­ваться, а не оправ­ды­вать себя и не обви­нять других»5.

Наи­боль­шей осто­рож­но­сти тре­буют те обсто­я­тель­ства, в кото­рых чело­веку, склон­ному к раз­дра­жи­тель­но­сти, при­хо­дится обли­чать или исправ­лять других людей. Здесь само осо­зна­ние своей правоты рас­по­ла­гает к пре­воз­но­ше­нию и жесто­ко­сти в словах; зача­стую под бла­го­вид­ным пред­ло­гом жела­ния испра­вить ближ­него (или члена семьи) скры­ва­ется именно стрем­ле­ние удо­вле­тво­рить свою вспыль­чи­вость и гнев­ли­вость. Прп. Иоанн предо­сте­ре­гает: «Если… дума­ешь, что хочешь вынуть сучец ближ­него, то вместо вра­чеб­ного орудия не упо­треб­ляй бревна. Бревно — это жесто­кие слова и грубое обра­ще­ние; вра­чеб­ное орудие есть крот­кое вра­зум­ле­ние и дол­го­тер­пе­ли­вое обли­че­ние»6.

Прп. Авва Доро­фей сове­тует немед­ленно при воз­ник­но­ве­нии раз­дра­же­ния спе­шить при­ми­риться с ближ­ним, не допус­кая, чтобы вспыль­чи­вость пере­росла в зна­чи­тельно более силь­ный гнев, поскольку раз­дра­же­ние «удобно пога­сить, пока оно ещё не велико, мол­ча­нием, молит­вою, одним покло­ном от сердца»7. Уже уко­ре­нив­ше­еся озлоб­ле­ние можно исце­лить, по слову того же свя­того, посто­ян­ной молит­вой за раз­дра­жа­ю­щего чело­века со сло­вами: «Боже! помоги брату моему и мне, ради молитв его». Тем самым «чело­век и молится за брата своего (а это есть знак состра­да­ния и любви), и сми­ря­ется, прося себе помощи, ради молитв его»8.


При­ме­ча­ния:

См. РАЗ­ДРА­ЖИ­ТЕЛЬ­НОСТЬ.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки