Христианин

***

«…и уче­ники в Антио­хии в первый раз стали
назы­ваться Хри­сти­а­нами». (Деян.11:26)

Христиани́н – после­до­ва­тель Гос­пода Иисуса Христа, ста­ра­ю­щийся упо­до­биться Ему, стре­мя­щийся к еди­не­нию с Богом и ближ­ними, член Церкви Хри­сто­вой. У хри­сти­а­нина суще­ствует чёткая иерар­хия цен­но­стей, осно­ван­ных на учении Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви.

В свя­щен­ном Писа­нии наиме­но­ва­ние хри­сти­а­нин встре­ча­ется три раза (Деян.11:26), (Деян.26:28), (1Пет.4:16).

Фраза нево­цер­ко­в­лён­ный хри­сти­а­нин — оксю­мо­рон, напо­до­бие жена­тый холо­стяк. Гото­вя­щийся стать хри­сти­а­ни­ном име­ну­ется катеху­ме­ном или огла­шен­ным, после кре­ще­ния он попа­дает в разряд верных. Не при­ча­ща­ю­щий более 3‑х седмиц подряд без веских причин, пере­хо­дит в разряд отпав­ших (от Бога, Его Церкви и спа­се­ния). Отлу­чён­ные — несу­щие епи­ти­мью в виде запрета при­ча­щаться на опре­де­лён­ный срок.

О при­чи­нах появ­ле­ния тер­мина хри­сти­а­нин пишет С.С. Аве­рин­цев: «Пока при­вер­женцы каз­нен­ного в Иеру­са­лиме около 30 г. гали­лей­ского Про­по­вед­ника Иисуса не поки­дали пре­де­лов Пале­стины, у них не было ни малей­шей нужды в каком-то особом само­обо­зна­че­нии. Ведь они, вспом­ним это, вовсе не соби­ра­лись «осно­вы­вать» новую рели­гию, а себя самих счи­тали наи­бо­лее вер­ными из иудеев, сумев­шими узнать и при­знать Мессию, когда Он нако­нец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отно­ше­нии к Учи­телю – «уче­ники», для враж­дебно настро­ен­ных рав­вин­ских авто­ри­те­тов – «отще­пенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их про­по­веди, рас­про­стра­ня­ясь на север, дошел до сто­лицы на Оронте, тут-то для них пона­до­би­лось какое-то более общезна­чи­мое, более похо­жее на термин наиме­но­ва­ние, кото­рое выра­жало бы их место среди чужих, в широ­ком мире, фик­си­ро­вало статус дви­же­ния наряду с дру­гими дви­же­ни­ями, рели­ги­оз­ными или еще какими-то».

***

cвя­ти­тель Феофан Затвор­ник:
“Кто не верует во Святую Цер­ковь как единую вра­чеб­ницу, вме­ща­ю­щую в себе все вос­ста­но­ви­тель­ные для нас силы, и святые таин­ства ее и освя­ти­тель­ные сред­ства счи­тает про­стыми обря­дами без внут­рен­ней силы, – тот не наш.
Кто меч­тает полу­чить освя­ти­тель­ную силу Божией бла­го­дати каким-то сокро­вен­ным, неви­ди­мым спо­со­бом, а не тем, какой пред­ла­га­ется Святою Цер­ко­вию, – тот не наш.
Кто не при­знает нужным подвиж­ни­че­ства и всяких дел само­от­вер­же­ния, обо­льщая себя ложною надеж­дою сов­ме­стить дух Хри­стов с духом мира, – тот не наш.
Кто явно и тайно нару­шает уставы Церкви Божией, не счи­тает нужным соблю­дать посты, испо­ве­до­ваться и при­ча­щаться, кто не почи­тает святых празд­ни­ков и дней вос­крес­ных или вместо долж­ного их чество­ва­ния пре­да­ется безум­ным уве­се­ле­ниям и заба­вам, – тот не наш.
Кто с дерз­ким само­оправ­да­нием не хранит чистоты до брака и вер­но­сти супру­же­ской по браке, измыш­ляя вместо бла­го­слов­лен­ного Богом иной какой-либо образ сожи­тия, – тот не наш.
Вообще, кто увле­ка­ется сам и увле­кает других неукро­ти­мым свое­во­лием в образе мыслей и пра­ви­лах жизни – тот не наш.”
“Домаш­няя беседа”, Созер­ца­ние и Раз­мыш­ле­ние. 1872, вып. 34, с. 772–774. 

прп. Иоанн Лествич­ник:
Хри­сти­а­нин есть тот, кто, сколько воз­можно чело­веку, под­ра­жает Христу сло­вами, делами и помыш­ле­ни­ями, право и непо­рочно веруя во Святую Троицу.

св. Васи­лий Кеса­рий­ский:
«Если ты ста­нешь врагом зла, забу­дешь про­шлые обиды и вражду, если будешь любить своих бра­тьев и сочув­ство­вать им, то упо­до­бишься Богу. Если от всего сердца про­стишь врагу своему, то упо­до­бишься Богу. Если ты отно­сишься к брату, погре­шив­шему против тебя, так же, как Бог отно­сится к тебе, греш­нику, ты своим состра­да­нием к ближ­нему упо­доб­ля­ешься Богу…
Что такое хри­сти­ан­ство?
Это упо­доб­ле­ние Богу в той мере, в какой это воз­можно для при­роды чело­ве­че­ской. Если ты по мило­сти Божией решил быть хри­сти­а­ни­ном, торо­пись стать подоб­ным Богу, обле­кись во Христа».

«Посла­ние к Дио­гнету», II век:
Хри­сти­ане не отли­ча­ются от прочих людей ни стра­ною, ни языком, ни житей­скими обы­ча­ями. Они не насе­ляют где-либо осо­бен­ных горо­дов, не упо­треб­ляют какого-либо необык­но­вен­ного языка и ведут жизнь, ничем не отлич­ную от других. Только их учение не есть плод мыслей и изоб­ре­те­ния людей, ищущих новизны, они не при­вер­жены какому-либо учению чело­ве­че­скому, как другие, но, обитая в эллин­ских и вар­вар­ских горо­дах, где кому доста­лось, и следуя обы­чаям тех жите­лей в одежде, в пище и во всем прочем, они пред­став­ляют уди­ви­тель­ный и поис­тине неве­ро­ят­ный образ жизни. Живут они в своем оте­че­стве, но как при­шельцы. Имеют уча­стие во всем как граж­дане, и все терпят как чуже­странцы. Для них всякая чужая страна есть оте­че­ство, и всякое оте­че­ство – чужая страна… Одним словом, что в теле душа, то в мире хри­сти­ане. Они любят всех и всеми бывают пре­сле­ду­емы. Их не знают, но осуж­дают. Они всего лишены, но всем изоби­луют. Их бес­че­стят, но они тем про­слав­ля­ются. Кле­ве­щут на них, но они ока­зы­ва­ются пра­ведны. Зло­сло­вят, а они бла­го­слов­ляют. Их оскорб­ляют, а они воз­дают почте­нием. Они делают добро, но их нака­зы­вают, как зло­деев. Будучи нака­зы­ва­емы, раду­ются, как будто бы им давали жизнь.
Итак, «что в теле душа, то в мире хри­сти­ане».

иеро­мо­нах Мефо­дий:
«В этом и заклю­ча­ется несча­стье «поло­вин­ча­тых» хри­стиан нашего вре­мени, что они не любят Христа, но хотят слу­жить и Ему и миру. И в этом весь ужас нару­ше­ния обета Свя­того Кре­ще­ния, – в том, что мы не любим Его, неспо­собны ради Него пойти на жертву. Пойти не с ропо­том и недо­воль­ством, а сво­бодно, радостно, по своей доброй воле. Хри­сти­а­нин не тот, кого надо застав­лять испол­нять Еван­гель­ский закон, а тот, кто сам стре­мится его испол­нить, кто ищет случая быть не только слу­ша­те­лем, но и испол­ни­те­лем Боже­ствен­ных запо­ве­дей».

пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий (Беседы, 5):
«У хри­стиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и дея­тель­ность свои; ина­ковы же и образ жизни, и ум, и слово, и дея­тель­ность у людей мира сего. Иное – хри­сти­ане, иное – миро­любцы; между теми и дру­гими рас­сто­я­ние велико».

***

См. ОБОЖЕНИЕ, БОГООБЩЕНИЕ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ, БОГОПОЗНАНИЕБОГОВИДЕНИЕ, ХРИСТИАНСТВО

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки