- Православный христианин
Может ли быть ложь во благо?
Он считал, что если мы стараемся сотворить добро, самоотверженно заботясь о ближнем, даже рискуя спасением своей души — это и есть настоящее христианство. И хотя ложь св. Иоанн считал практикой опасной, но писал так:Во всех случаях, как мы сказали, следует смотреть не на последствие дела, а на волю делающего, и надо исследовать не то, кто что сделал, а с каким намерением сделал. Мы находим, что некоторые осуждены были за те дела, от которых после вышло добро, и напротив, некоторые небезукоризненными делами достигли высшей праведности. И полезный исход дел не помог тому, кто, приступив с худым намерением, хотел делать не то, от чего последовала польза, а нечто противное; также небезукоризненное начало не повредило тому, кто не из пренебрежения к Богу, не с намерением согрешить, а, имея в виду необходимую и святую цель, по необходимости допустил укоризненное начало.
Итак, о лжи так надо думать и так пользоваться ею, как чемерицею. Если она будет принята в смертоносной болезни, то она бывает полезна. Впрочем, принятая без крайней нужды бывает очень вредна...
Что значит считать ложь искушением, постигшим нас за грехи наши? Стоит нам вознестись перед ближними и решить, что мы можем не лгать, да ещё приписать это своим силам, тут же и может быть нам попущено впасть в необходимость солгать, пусть и из высоких побуждений. Но и при этом нужно приносить свою немощь Богу, и каяться в ней, потому что ложь это грех перед Богом....Нужно считать это искушением, постигшим нас за грехи. Св. Дорофей говорит, что когда случится необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен оставаться беспечальным, а каяться и плакать перед Богом, и считать такой случай временем искушения; и на такое уклонение решаться не часто, а разве что в одном случае из многих). А когда нет крайней необходимости, то со всей осторожностью нужно избегать лжи, как смертоносной; как мы сказали о питье чемерицы, что тогда полезно принимать его, когда угрожает неминуемая и смертоносная болезнь.
Так же он приводит пример, когда преподобный являет не свойственное ему поведение или необходимое назидание высказывается от чужого лица, чтобы избежать тщеславия в результате похвал. То есть когда нечто безвредное по сути, но лукавое по форме является в реальности выражением внутренней добродетели человека....нужно ли скрывать пост и утаивать добродетель воздержанности или объявлением истины обнаружить? Если скроем, чтобы исполнить заповедь Господню, которая повелевает явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне (Мф.6:18); еще: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6:3), то мы, конечно, солжем. Если же обнаружим добродетель воздержания, то справедливо поражает нас евангельское изречение: «истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6:16).
...полезнее скрыть нашу воздержность, нежели обнаружить перед любопытствующими; по этой причине и мы признаем неизбежную ложь.
Также он рассматривает вариант лжи, когда говорящий солгал о своей решимости сделать нечто в будущем, потому что был ограничен в своём знании о будущем. Суть была в том, что два инока получили разрешение на посещение египетских монастырей, пообещав вернуться через три года к своим старцам в Вифлеем, но от этого получили бы меньшее духовное преуспеяние, чем оставаясь в египетских обителях. Они боялись впасть в ложь неисполнением обещания, и с этим недоумением они обратились к старцу Иосифу. Старец отвечает им:Авва Пиаммон после двадцати пяти лет постничества, приняв без колебания принесенные ему одним братом ягоду и вино, лучше захотел тотчас вкусить принесенное, нежели обнаружить добродетель никому неизвестной воздержности. Если мы хотим рассмотреть также и то, что, не колеблясь, сделали наши старцы, которые удивительные свои добродетели или свои действия, которые необходимо бы в собеседовании обнаружить для наставления младших, обычно прикрывали именем других лиц, то что другое можем в этом находить, как не явную ложь? Также, если бы и мы имели что-нибудь достойное предложить младшим для возбуждения веры, то, конечно, мы без опасений последовали бы такой прикровенности. Ибо правильнее будет под таким видом солгать, нежели для неразумного соблюдения истинности непристойным молчанием скрыть то, что могло бы послужить к назиданию слушающих, или высказать суетность вредного тщеславия, если станем говорить истину от своего лица.
Выводы же из назидания старца св. Иоанн делает такие:Итак, когда никакие узы не связывают вас и никакое условие не стесняет, то, при выборе из сравнительно благоприятных вещей, следует избирать то, что имеет больше пользы; а когда препятствует какая-либо опасность урона, то, сравнивая вред, необходимо избирать то, что сопровождается меньшим вредом (То есть из многих благ надо избирать лучшее, высшее, а из многих зол нужно меньшее предпочитать большему, если нельзя избежать того и другого). Потому, если безрассудное обещание довело вас до того, что грозит причинить важный вред с той и другой стороны, то выбор должен склоняться на ту сторону, которая меньше вреда принесет, или посредством вознаграждения легче будет этот вред исправлен. Следовательно, если думаете, что от пребывания здесь будет больше пользы для вашего духа, нежели сколько будет ее от жительства в той (Вифлеемской) киновии, и без потери больших выгод не может быть исполнено ваше обещание (возвратиться), то лучше вам потерпеть вред от лжи
Подробнее можно все рассуждения св. Иоанна Кассиана прочитать в книге Собеседования египетских подвижников. Писания к 7-ми (11–17) другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию, собеседованиям отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде.Старец доказывает, что ложь иногда позволительна по двум причинам во-первых, для избежания какого-либо большего зла или для достижения большего блага; во-вторых, иногда ради смирения можно допустить ложь, свои добродетели прикрыть ложью для избежания суетной славы.
Если она для утешения страждущего,то это не ложь, а сострадание и ложью не является.
Господи, помилуй!
ВсеСвятая Владычице Наша Богородице, помилуй!
Это средина действия. А начало неизвестноОднажды в келью прп. Гавриила Ургебадзе вбежал человек, за которым гнались разбойники, и спрятался в ней. Следом вошли и разбойники, спрашивая о. Гавриила, не видел ли он такого-то человека, беглеца. Преподобный ответил нет. Разбойники ушли. Когда потом спросили о. Гавриила, как же так, ведь ложь -- это грех. Да, ответил тот, и я буду судим за этот грех на Страшном Суде, но все покроет любовь.
Однажды в келью прп. Гавриила Ургебадзе вбежал человек, за которым гнались разбойники, и спрятался в ней. Следом вошли и разбойники, спрашивая о. Гавриила, не видел ли он такого-то человека, беглеца. Преподобный ответил нет. Разбойники ушли. Когда потом спросили о. Гавриила, как же так, ведь ложь -- это грех. Да, ответил тот, и я буду судим за этот грех на Страшном Суде, но все покроет любовь.
Это средина действия. А начало неизвестно
Вбежал в келью . За ним гнались .С чего же все началось ,неизвестно . Вообще , соотнесем со Спасителем. Так будет истинно.Очень мудрый ответ преподобного.
Только не все, как я полагаю, здесь его правильно поняли. Думаете, что этим история и закончилась, и преподобный запросто отпустил, из своей кельи, того беглеца?
Я так не думаю.
Как Богобоязненный человек, он был обязан, в дальнейшем, поступить со спасённым беглецом строго по Писанию.
Кто скажет - как?
Вот и уважаемый Вячеслав1112, почувствовал тут какую-то незаконченность, но, почему-то, умолчал о том, чего же конкретно, в этой истории, не хватает:
Правильно. Тут и начало не известно, и конец этой истории, который сильно зависел от начала.
Так каков же, у этой истории, мог быть законный конец?
Прошу участников, кто в курсе дела, обоснованно ответить.
Спасибо.
Это выбор из двух зол, одно из которых кажется явно худшим, а не инструкция к действию. "Доброе намерение (например, помощь ближнему) не делает добрым и праведным поведение, которое само по себе беззаконно (такое, как ложь и злословие). Цель не оправдывает средств".Однажды в келью прп. Гавриила Ургебадзе вбежал человек, за которым гнались разбойники, и спрятался в ней. Следом вошли и разбойники, спрашивая о. Гавриила, не видел ли он такого-то человека, беглеца. Преподобный ответил нет. Разбойники ушли. Когда потом спросили о. Гавриила, как же так, ведь ложь -- это грех. Да, ответил тот, и я буду судим за этот грех на Страшном Суде, но все покроет любовь.
Ответы даны, и даже с цитатами из св. Кассиана и выводом в конце.А вообще по теме. Ведь нет ответа Сам вопрос лукавый ,не находите?
Зачем же тема ,если есть вывод ,я так понимаю ,признанный Церковью ? Или нет? Взят вывод ,любовь все покрывает ,и из этого что ,все можно? Нет ,я не возражаю. РассуждаюОтветы даны, и даже с цитатами из св. Кассиана и выводом в конце.
Ответы даны, и даже с цитатами из св. Кассиана и выводом в конце.
Я этот вопрос пожалуй не назвал бы лукавым..А вообще по теме. Ведь нет ответа Сам вопрос лукавый ,не находите?
а значит это обсуждение в одном шаге от пустого, если не сказать вредного многомудрствования..