С чего начать чтение Святых отцов?

Крещён в Православии
Здравствуйте. Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь. А между тем есть знакомый, который очень любит читать Златоуста и много про него рассказывает.Но я за Златоуста не берусь, потому что это как начинать книгу с середины. У Златоуста обязательно будут отсылки к другим Святым отцам, которые мне абсолютно непонятны. Контекст, в котором Златоуст писал свои труды, тоже непонятен для меня. Посоветуйте пожалуйста, с чего начать читать Святых отцов. Библию и основы православия я знаю.
 
Православный христианин
Здравствуйте. Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь. А между тем есть знакомый, который очень любит читать Златоуста и много про него рассказывает.Но я за Златоуста не берусь, потому что это как начинать книгу с середины. У Златоуста обязательно будут отсылки к другим Святым отцам, которые мне абсолютно непонятны. Контекст, в котором Златоуст писал свои труды, тоже непонятен для меня. Посоветуйте пожалуйста, с чего начать читать Святых отцов. Библию и основы православия я знаю.
Александр, найди книги Паисия Святогорца: https://sretenie.com/book/element.php?ID=49455
НИЧЕГО лучше для современника - нет, до Ефрема Сирина и Златоуста ... пыхтеть и пыхтеть ... :)
 
Крещён в Православии
Александр, найди книги Паисия Святогорца: https://sretenie.com/book/element.php?ID=49455
НИЧЕГО лучше для современника - нет, до Ефрема Сирина и Златоуста ... пыхтеть и пыхтеть ... :)
Знать хотя бы, по какому маршруту пыхтеть)). А то один советует Златоуста, другой Дамаскина, вы вот - Святогорца. А я у Дамаскина начал читать его "Точное изложение православной веры", за голову схватился и не захотелось больше читать его.
 
Россия
Православный христианин
Советую начать с Житий святых и Отечника:

Чтобы погрузиться в дух 3-8 веков, почитайте «Хронографию» св. Феофана:

Тщательно изучите толкование на Евангелие св. Феофилакта Болгарского и авву Дорофея:

На «пять с плюсом» познакомьтесь с творениями преп. Макария Великого и св. Дионисия Ареопагита:
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Советую начать с Житий святых и Отечника:

Чтобы погрузиться в дух 3-8 веков, почитайте Хронографию св. Феофана:

Тщательно изучите Толкование на Евангелие св. Феофилакта Болгарского и авву Дорофея:
Спасибо!
 
Православный христианин
Читать Учителей Церкви лучше по теме возникающих вопросов из Библии и жизни.

Советую св.Василия Великого - он более краток и точен.

И блж.Аврелий Августин - относительно спокойный слог и библейская логика.

Св.Иоанн Златоуст тоже интересен. Читать его лучше строго по возникающим вопросам. Потому как его труды большие и красноречивые.
 
Православный христианин
Здравствуйте. Никогда раньше ничего из Святых отцов не читал, и в этом не разбираюсь. А между тем есть знакомый, который очень любит читать Златоуста и много про него рассказывает.Но я за Златоуста не берусь, потому что это как начинать книгу с середины. У Златоуста обязательно будут отсылки к другим Святым отцам, которые мне абсолютно непонятны. Контекст, в котором Златоуст писал свои труды, тоже непонятен для меня. Посоветуйте пожалуйста, с чего начать читать Святых отцов. Библию и основы православия я знаю.
Сам задал подобный вопрос нашему священнику, он посоветовал Серафима Слободского "Закон Божий", мне это очень помогло.
 
Православный христианин
Сам задал подобный вопрос нашему священнику, он посоветовал Серафима Слободского "Закон Божий", мне это очень помогло.

В этой книге есть разьяснение глав (Бытие) которые не соответствует Библии и святоотеческому наследию.

Лучше "Закон Божий" священника Даниила Сысоева. Там все четко в плане отцов Церкви.
 
Россия
Православный христианин
Сам задал подобный вопрос нашему священнику, он посоветовал Серафима Слободского "Закон Божий", мне это очень помогло.
Лучше читать исключительно канонизированных святых. Будьте осторожны на начальном этапе духовной жизни! Пейте только из самых чистых источников! Когда напитаетесь ими и укрепитесь духовно, яд в учении других сразу почувствуете и воздержитесь употреблять.

Особенно страшны для новоначальных современные богословы (20-21 век). Перечислять не буду, чтобы никого не обидеть. Держитесь от них подальше, как бы кто не советовал. Исключение составляют канонизированные святые 20 века, например, св. Николай Сербский. Но и здесь возможны исключения. Например, иеромонах Серафим (Роуз), глубоко укорененный в святоотеческой традиции.

Выявить опасного для души богослова можно по трем признакам:
(1) отношение к теории эволюции,
(2) отношение к вечным мукам грешников в геенне,
(3) разговор о частных богословских мнениях (теологуменах).
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В этой книге есть разьяснение глав (Бытие) которые не соответствует Библии и святоотеческому наследию.

Лучше "Закон Божий" священника Даниила Сысоева. Там все четко в плане отцов Церкви.
Тогда почему эта книга есть тут, на Азбуке?
 

Анатолий Митрофанов

15.01.1961- 05.07.2021
Православный христианин
Я, помню начал с Добротолюбия... потом "Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов", Лествица, Авва Дорофей..."Моя жизнь во Христе" Св. Праведного о. Иоанна Кронштадтского, житие Ксении Блаженной...

90-ые годы. На последние деньги покупал я эти книги... от семьи отрывал :)
Зато с каким наслаждением я "обсасывал", "обгладывал", "дробил" в душу каждое слово Св. Отцов...
Для начала нужно проникнуться Духом Св. Отцов и тогда постижение Православия пойдет более ясно, органично и без особых преткновений...

А вот детали духовной жизни, молитвы, духовной брани надо брать у Свт. Игнатия (Брянчанинова) и у Феофана Затворника... Мне тогда в начале очень помогла "Невидимая брань" Никодима Святогорца (очень советую для практической духовной жизни)

В плане развития апологетического "инстинкта" советую "Диалоги" протоиерея Валентина Свенцицкого...

Возгревать же огонь веры, ревности и усердия помогут повествования и жития о исповедниках и мучениках 20-го века...

Насчет современных авторов.
Я бы, в начале духовного пути, все таки сконцентрировался бы именно на древних Отцах и подвижниках Церкви, на подвигах смирения, простоты, всепокрывающей любви, юродства и т.п.
Современных авторов надо читать и слушать после порядочной и крепкой святоотеческой закалки...

Сам я никогда не скрываю, что люблю лекции профессора А.И. Осипова. Еще ранее был в восторге от Андрея Кураева... нравились проповеди о. Димитрия Смирнова... в последнее время с удовольствием слушал "неистового" о. Андрея Ткачева...

Но интернет на каждого из них (в т.ч. и на о. Даниила Сысоева) навалит кучу разного "компромата", обвинит в немыслимых ересях и заклеймит их проклятием... тут и политики много и другого чувственного, "кровяного"...
Да и сами современные авторы дают для этого немало поводов...
Для новоначального это может стать большим соблазном и смущением...

Так что лучше сначала проникнуться чУдными, Божественными, препростыми Антониями, Макариями, Агафонами, Пименами, Сисоями.......
 
Последнее редактирование:

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
А то один советует Златоуста, другой Дамаскина, вы вот - Святогорца. А я у Дамаскина начал читать его "Точное изложение православной веры", за голову схватился и не захотелось больше читать его.
Не стоит за Златоуста браться на первых порах. Да и вообще на первых порах древних Отцов (кроме разве что Ефрема Сирина) -читать тяжело и непонятно будет. Анатолий выше посоветовал более близких к нас по времени авторов.
Выявить опасного для души богослова....
(3) разговор о частных богословских мнениях (теологуменах).
Что с ними не так? Достаточно почитать толкования разных Отцов на Писание - и мы видим огромное разнообразие мнений.
 
Россия
Православный христианин
разговор о частных богословских мнениях (теологуменах)
——————————————
Что с ними не так? Достаточно почитать толкования разных Отцов на Писание - и мы видим огромное разнообразие мнений.
Вопрос тоньше, ведь разные толкования Писания могут быть одновременно истинными. Тема раскрыта в статье:
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Россия
Православный христианин
Не раскрыта. Он взял крайние случаи, касающиеся догматики. Там само собой никаких мнений быть не может. А это крайне узкий спектр вопросов.
Антон, вы читали тот текст или что-то другое?

Думаю, нет смысла копировать сюда всю статью, интересующиеся кликнут по ссылке, но вот один из многих аргументов против теории теологуменов Болотова:

«Святые отцы (если только они подлинные святые отцы, а не просто церковные писатели неопределенного авторитета), излагая учение Церкви, не противоречат друг другу, даже если, по нашему слабому разумению, между ними, как нам кажется, есть разногласия. Это академический рационализм противопоставляет одного отца другому, прослеживает их “влияние” друг на друга, делит их на “школы” или “фракции” и находит между ними противоречия. Все это чуждо православно-христианскому пониманию святых отцов. Для нас православное учение святых отцов — одно целое, а так как всего православного учения, очевидно, не содержится ни у одного отца, ибо все святые отцы по человечеству своему ограничены, то мы находим его частью у одного отца, частью у другого, и один отец объясняет то, что непонятно у другого.»
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
а так как всего православного учения, очевидно, не содержится ни у одного отца, ибо все святые отцы по человечеству своему ограничены
Слово «очевидно» является вводным словом, обозначающим некое допущение, в данном случае, что всего православного учения не содержится ни у одного святого отца, как ограниченных по человечеству. Однако, православная вера не от людей, а дар от Бога (Еф. 2:8), которым в Церкви утверждается истина, которую в едином духе излагают святые отцы.

Данна фраза не несёт неопровержимого утверждения, поэтому на этом утверждении нельзя строить истинного вывода о том, что святые отцы выражали не православную веру, а частные мнения.
 
Последнее редактирование модератором:
Киев
Православный христианин
Александр, найди книги Паисия Святогорца: https://sretenie.com/book/element.php?ID=49455
НИЧЕГО лучше для современника - нет
Поддержу! Относительная современность в сочетании с тем, что это канонизированный святой. Плюс - очень доступный язык, особенно для новоначального.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Антон, вы читали тот текст или что-то другое?
Читал. Тут вопрос, в понимании термина. У Сысоева это обязательно противоречие. А это просто мнение по второстепенным вопросам. А мнений может быть много. И даже более того, у каждого оно своё.
На каком языке служить - море мнений, и все верные. Стилистика архитектура храма - море мнений, и все верные. Стилистика пения - море мнений, и все верные. Традиции, местные особенности, приходская жизнь и т.д. и т.п. Равно как и отношение к трудам любого богослова - у каждого своё.
А догматические вопросы - по определению не обсуждаются.
 
Сверху