I курс
Лекция 2. Понятие о Божественном откровении в Священном Писании и Священном Предании
<Господь нашъ Іисусъ Христосъ помилует и спасетъ насъ, яко благъ и Человѣколюбецъ.
Когда мы рассуждаем с вами о спасении, нам> всё-таки, конечно, нужно делать акцент на слове помилует, потому что милосердие Божие беспредельно. Мы с вами не можем его и представить, но, тем не менее, не нужно забывать слов, какие избегают говорить все сектанты, а эти слова следующие.
Они говорят: мы спасены. Точка. И полны убеждения в своём спасении, никакого сомнения. Мы добавляем: мы спасены в надежде (см. Рим. 8:24). Вот этого слова они не дают. Мы спасены и это истина. Мы добавляем: мы спасены в надежде. То есть надеемся, что Господь нас спасёт, но если под эту надежду не будем работать, надежда нас посрамит. Поэтому надежда связана с трудами. И Господь оценит работу каждого из нас вот по какому принципу.
Никто из здесь сидящих не скажет, что «я не забочусь о своём спасении». В зависимости от того как, какие моменты в жизни бывают, но все-таки иногда хоть воздохну к Богу, хоть не от полного сердца (см. 1Пар. 25:2), но подумаю о Нём, обращусь с молитвой, что-то сделаю, чего требуют заповеди. Но вот на что нам всем нужно обратить внимание. Откройте 1 Послание к Коринфянам, найдите 3-ю главу, и в этой 3-й главе – а там речь идёт по поводу раскола на партии – я читаю вам с 1 стиха.
Внимание! это очень важные слова. То, что мы здесь зачитываем и то, что вы записываете себе в тетради, вы должны, как минимум, дома перечитывать, а может быть, даже и выписывать в отдельную тетрадь, чтобы у вас постепенно образовалась антология из самых, можно сказать, важных, самых ярких текстов. Всё Писание богодухновенно, но и в нём есть слова, которые заставляют содрогаться каждое сердце. И вот здесь он и говорит:
«И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе [младенцы во Христе. Вроде бы приятное сочетание, но в данном контексте – нет. Поэтому нечего здесь умиляться над младенчеством. Это дурное младенчество, со знаком минус. Вот когда говорит Господь: если не умалитесь как дети, не войдёте в Царствие Божие (см. Мф. 18:3–4),– то это младенчество со знаком плюс, а здесь – со знаком минус. Я не мог говорить с вами, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. У вас ещё только-только начинают появляться зачатки этой духовной жизни]. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете? [Дальше он говорит: вот среди вас одни считают лидером Павла, другие – Кифу, третьи – Аполлоса (5-й стих)] Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал [то есть продолжал моё дело], но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. [Ну о каких сверхдолжных делах может идти речь (доктрина сверхдолжных дел, сложившаяся в Католической Церкви, говорит, что святой имеет излишки добрых дел), когда на основании вот этих слов и Павел, и Аполлос как насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий] Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение».
Что такое Церковь? – Божия нива, Божие строение. Но чтобы такое определение Церкви не было уж слишком расплывчатым <продолжим рассуждение>. Вы не подпишетесь под фразой: Церковь – христиане, рассеянные по всему міру. Очень удобное и красивое, кажется, определение. Но ведь здесь нет других определений, которые по существу и являются критериями того, что такое Церковь. Нет речи о Таинствах, о вероучении, об иерархии. Под этим определением с удовольствием подпишутся все сектанты, и иеговисты в первую очередь: мы – христиане, рассеянные по всему міру. Это не для нас определение. Поэтому давайте придерживаться всё-таки Филаретовского определения. Лучше него пока никто ничего не сказал по этому поводу: Церковь – это общество, объединённое верой, вероучением, таинством и иерархией. Это необходимые признаки.
Потом надо посмотреть: иерархия имела преемство, или она прерывалась где-то, и потому является иерархией незаконной? Это тоже немаловажно. С Англиканской Церковью у нас очень большие разночтения именно в этом плане, прерывалась у них иерархия или не прерывалась. Конечно, им хочется утверждать, что она не прерывалась, и, следовательно, иерархическое служение идёт от Апостолов. Так вот:
«Я [дальше он говорит, 10 <–11> стих] по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание [посеял учение, веру], а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, Которое есть Иисус Христос».
Опять, как можно говорить, что Церковь стоит на Петре, как краеугольном камне. Не может он быть краеугольным камнем. Христос – вот Кто является краеугольным камнем (см. 1Пет. 2:6; Ис. 28:16). Да и сам Пётр скажет перед сѵнедрионом: нет под небом другого имени, кроме имени Иисуса, которым мы можем спастись (см. Деян. 4:12). Поэтому ни о каком другом не может и быть речи, ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Вот вам краеугольный камень нашей веры. На этом основании все строят, в том числе и мы с вами.
Но посмотрите, какое идёт строительство: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится [а ведь речь здесь идёт о ревности, как мы созидаем себя сами с ревностью, или она у нас растворилась. Любим Бога, как Царь Амасия, но не от полного сердца (см. 1Пар. 25:2) и строим так себе, ни шатко ни валко, также строим. Дальше: каждого дело обнаружится, – в день Страшного Суда]; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня».
Вот, как в последний момент человек выпрыгивает из окна, когда дом уже весь объят пламенем, и едва спасается сам. Так вот и тогда, дело каждого обнаружится. Но есть надежда всё-таки, что сам-то спасётся, но как бы из огня. То есть Господь принимает, и ценит, и видит не только каплю слезную, но и капли часть некую <см. “Не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, Избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая” – св. Симеон Новый Богослов. Покаянная молитва>. И приветствует не только само дело, но и намерение целует – приветствует и намерение.
У человека есть намерение быть хорошим, а вот сил стать хорошим у него не хватает. Обязательно в какой-то момент сорвётся, и летит вниз, и, образно говоря, все перечёркивает.
Посмотрите на Лествицу на обложке книги Иоанна Лествичника. Падают-то с самого верха – осталось только за руку Господа взять, – и с этой вершины он падает вниз. Но вот есть надежда, что спасётся, но так, как бы из огня. То есть мы всё время ходим по краю пропасти, рискуя, всё постоянно рискуя, что можно сорваться, разбиться и не встать. Зачем рисковать так?
Итак, мы, собственно говоря, приступили с вами к изучению Священного Писания Ветхого и Нового Завета, или, точнее, Библейской истории.
Я оговорюсь, потому что моя задача – давать вам не экзегезис текста, истолкование текста, а познакомить с содержанием самого Священного Писания и привить любовь к этому слову – не как к литературному памятнику, а как к слову Самого Бога. Вот, если бы Он сейчас нам явился, Он говорил бы вот этими самыми словами. Когда богатый юноша спрашивает: что мне нужно, чтобы наследовать жизнь вечную? – Господь ему говорит: соблюди заповеди (см. Мф 19:16–18). Тот думает, что Он говорит о каких-то особых заповедях. А Он-то перечисляет заповеди Десятословия, то есть говорит текстом Священного Писания.
И Апостолы, если посмотреть на их речи – это вязь из текстов Священного Писания. От себя – минимум, всё – отсюда. Почему? Да потому что, повторяю, в слове человеческом силы нет. Сила есть только в слове евангельском. И вот эту силу нужно черпать.
И как греки сочинили этот свой ложный миф, что кто <как Антей, когда> прикасался к земле, набирался силы, так мы свою силу восполняем, прикасаясь к Священному Писанию. Вот тогда будем всегда черпать из него силу. И такая надежда не постыдит (Рим. 5:5).
Теперь вот так, хорошо, что напомнили, скажу несколько слов о сочинении. У кого как получится. У некоторых получается чуть не форма исповеди, другие богословствуют, третьи – на эмоциональном уровне. Вы не волнуйтесь, и не задавайтесь <целью> сразу, а вот что, как говорится, Бог на душу положит, то и пишите с полным доверием к Богу. «Священное Писание в моей жизни».
Вспомните, что с вами произошло и при каких условиях, когда вы перестали к Библии относиться как к древнему литературному памятнику, – а именно как к откровению Божию. И вот это теперь для вас скала, с которой никто вас не сдвинет: Бог мой – скала моя (см. 2Цар. 22:3). Вот на этой скале и нужно стоять. И этот момент, этот свой личный духовный опыт, и изложите.
Бог призывает всех, но каждого своим путём, учитывая его личность, его индивидуальность. Он не делает из людей массы. Эти ходульные выражения, которые употребляют марксисты: по требованию масс, по требованию народа. Что это за ходульные выражения? Личности, народ состоит из личностей, и Бог обращается к личности. Даже народ-то у Него персонифицируется в Сына. Сын – это народ. Из Египта воззвал я Сына Моего (см. Ос. 11:1; Мф. 2:15). Прямое значение текста: Я вывел из Египта Свой народ. Вот как мы должны понимать это выражение. Приём олицетворения, персонификации, очень часто употребляется в Священном Писании как литературный приём.
Мы записали с вами понятие о божественном откровении и сказали, что без откровения свыше человек сам по себе никогда не дойдёт до правильных воззрений на Бога. Обязательно к его гениальным прозрениям будет примешиваться ложь, ложные представления. И нам надо определиться и, не мудрствуя лукаво, написать то определение, которое всем понятно. А уж на его основе, когда вы войдёте вглубь Писания, вы можете начертать свои определения, как вы понимаете лично божественное откровение. А для начала ограничимся этим:
Божественное откровение – всё то, что Бог открыл человеку о Себе Самом, – Себе Самом с большой буквы надо писать. Есть ошибки благоговения. Все такие притяжательные местоимения, если они касаются Божества, пишутся тоже с заглавной буквы, – и Своей воле, благой, совершенной и спасительной. Благой, совершенной и спасительной – вот это последнее добавление необходимо. Почему? Потому что нужно <в себе> укоренить, что воля Божия действительно благая, совершенная и спасительная. Несмотря на весь окружающий хаос нашего бытия, на все эти нравы, жестокость, цинизм, бессердечие, когда просто судебные-то решения не успевают регистрировать всё новые и новые виды зла. Кажется, убийства – выше этого уж и нет. Так нет, есть садизм. Когда не просто человека убивают, а наслаждаются его терзаниями, его муками. Так вот, надо в себе вкоренить это учение о благой совершенной и спасительной воле Божией.
Нам с вами здесь хорошо говорить об этом. Более или менее все мы живы, здоровы, движемся и не ценим этого. А вот вы зайдите в больницу, где лежат молодые парни из Чечни или из Афгана без рук и без ног. Вот и скажите ему: благая воля, совершенная и спасительная, и Бог тебя любит. Как? В нём такое ожесточение! Как Бог меня любит? А это что? Как это объяснить? Очень трудно объяснять в хосписах, в лечебницах, где лежат дети с воспалением мозга. «Лучше бы они умерли», – сказал священник. Вот привели причащать – он говорит: лучше, если бы она умерла. Это было бы Божие дитя. А так, если будет жить, неполноценный человек, будет только всю жизнь страдать.
Вот как объяснить страдание? Достоевский говорил: эта мысль, кажется, меня с ума сведёт. С ума сведёт. Ладно, мы, взрослые, вкусили от запретного плода, а страдания детей? Это как объяснить? И не знаешь, как объяснить. И по существу, такого оптимального ответа в Писании нет.
Иов допытывался, Иеремия допытывался, Аввакум – что это такое? Почему Ты потворствуешь злодеям? Дай ответ.
Почему путь нечестивых спеется (см. Иов. 21:7–15; Иер. 12:1; Авв. 1:13) ? Ответа нет. Бог задаёт в свою очередь ему <Иову> Свои вопросы: ты сначала ответь на Мои вопросы, и, если ответишь, Я отвечу тебе на твой. То есть, очевидно, нам даже неполезно знать.
Если Богу будет угодно, Он конечно откроет. Ну а так, формулы такой в Писании нет. Почему всё у нас идёт через страдания и Сам Господь называется Мужем скорбей (см. Ис. 53:3)? Его нам слова: «В міре будете иметь скорбь; но мужайтесь, Я победил мір» (Ин. 16:33). Не можем мы переписать этого, не можем этого закона отменить. Его нужно принимать, и принимать с любовью. И вот эта любовь будет впоследствии открывать смысл страдания, увидишь, с какой целью это. А сейчас ответить невозможно. И этим парням, что сказать? Они пребывают в страшном ожесточении, потому что видят, что все от них отвернулись. Их не привезут ни в какое общество, они видом своим <могут оттолкнуть >. Мне пришлось ухаживать одно время за таким больным, так в доме не хотят, чтобы она коляску вывозила: дети будут иметь неприятные впечатления, не вози своего урода, держи его дома. Вот ведь какое ожесточение.
Так. Мы записали определение. Давайте посмотрим, как же Бог открывал Себя людям.
Послание к Евреям, находите 1-ю главу. Послание к Евреям, 1-я глава, и тут очень важные стихи. Бог – вот источник откровения.
«Бог [Бог – вот источник откровения] многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Отметьте: Евр. 1:1–2.
Давайте рассмотрим этот очень важный текст. Бог многократно, то есть неоднократно и многообразно, различными способами: и во сне, и наяву, и через какие-то символические действия, слова говорил издревле.
Издревле. Давайте определимся, откуда этому издревле вести счёт. Очевидно, с Адама. Адам был наделён такими дарами от Господа до своего падения, что он чувствовал Бога, в нём обитал Сам Логос, Иисус Христос, и просвещал его.
У наших прародителей не было нечистых мыслей, а раз нет нечистых мыслей, нет и нечистых взглядов. Их наготу покрывала какая-то божественная слава – так, что они воспринимали друг друга, как подобает воспринимать человеку, не поражённому грехом, страстью. Ведь мы смотрим друг на друга через призму своих страстей. В нас нет чистых взглядов. Через призму своих страстей смотрим. Вот Адам обладал такой чистотой мысли и взглядов. Он различал духовный мір, обладал пророческим даром, и вдруг всего этого ему показалось мало. Значит, «издревле» относится к Адаму. А дальше?
После Адама Сиф, очевидно, обладал даром пророческим, сын его Енос, несомненно. Енох, седьмой от Адама, потому что Апостол Иуда в Соборном Послании приводит выдержку из так называемой книги Еноха, где говорится, что о них, о еретиках и лжеучителях, пророчествовал Енох (см. Иуд. 1:14–16). Ной вне всякого сомнения обладал пророческим даром. Пророческий дар имел и Авраам.
А вот скажите, где сказано, что Авраам был пророк? Мы его знаем только как Патриарха. А всё же где-то есть указание, что он – пророк.
Надо всем открыть 20-ю главу книги Бытия. Его жену взял к себе в гарем Авимелех, царь Герарский. Взял в свой гарем, и вот Господь является во сне этому царю и говорит: немедленно возврати жену мужу. А Авраам выдал её за сестру, что в известной мере было полуправдой, так как она была его сводной сестрой. А вот что дальше-то говорится:
Бытия 20:6 «И сказал ему Бог во сне [вот, пожалуйста – откровение во сне], и Я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего и удержал тебя от греха предо Мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои».
Вот какая была защита. Чем снискал Авраам такую к себе любовь Божию? Верой своей, несокрушимой верой.
Итак, открывайте снова Послание к Евреям. Когда он говорит, что Он говорил отцам, каким отцам? – вот избранным людям. Через пророков. Исаак несомненно обладал пророческим даром. Перед смертью он благословляет сыновей своих (см. Быт. 27:30–41). Иаков перед смертью созвал своих сыновей, и каждому в пророческом вдохновении предсказал, что его ожидает (см. Быт. 49). А Иуде дал уже такое пророчество, которое сам человек придумать не может. Ещё нет государства, ещё люди ведут кочевой образ жизни, живут в шатрах, а он говорит об Иудее, как о государстве, которое лишится политической независимости, и это-то и будет знаком времени, когда нужно ожидать пришествия Мессии (см. Быт. 49:10–12).
Так вот, в последние дни сии говорил нам в Сыне – когда последние дни сии? С какого момента мы с вами должны вести отсчёт этим последним дням? С Воплощения должны вести отсчёт. Вот у нас всё деление истории на два только периода: период до Христа, дохристианская эра, и время, или последние дни, после Его воплощения. В последние дни сии говорил нам в Сыне [через Сына], Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Значит, что мы можем с вами сказать на основании этого текста по этой теме: что такое Божественное откровение? Нужно записать: Божественное откровение предназначается для всех, но сообщается через избранных – везде нужны избранники. Никуда от этого не уйдёшь. Господь должен человека пометить, чтобы он был Его служителем. Предназначается для всех, но сообщается через избранных (Патриархов, пророков, судей, старейшин, Апостолов). Хотя Апостол Павел высказывает пожелание, чтобы все обладали пророческим даром, чтобы Церковь состояла из одних пророков (см. 1Кор. 14:1). А ведь такое состояние было, такое время было. Такое было время, когда люди не нуждались в наставлении. Следовательно, откровение сообщается через избранных.
Дальше что нужно? Запишите:
Божественное откровение имеет историю и достигает своей полноты в свидетельстве Сына Божия и Духа Святого.
Это также нужно отметить, что не только через Сына Божия, но и чрез Духа Святаго. И мы сейчас посмотрим, почему это необходимо отметить.
Действительно, откровение не дано было сразу, а постепенно тайна домостроительства раскрывается перед нашими глазами. Она по-прежнему остаётся тайной и обитает в Церкви. Поэтому как только мы покидаем лоно Церкви, выходим за её ограду, так мы начинаем говорить всё от ветра главы своея, от ветра главы своея; и у нас не мудрость, а мудрование. «Умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже наш» (Час девятый. Молитва св. Василия Великого). Вот есть мудрость, которая ниспосылается свыше, как дар Божий (см. Иак. 3:15–17), и есть мудрование, которое мы по ошибке принимаем за мудрость.
Хорошо, давайте посмотрим, как откровение имело историю и передавалось постепенно.
Евангелие от Матфея откройте и найдите 13-ю главу. В этой главе даны прекрасные притчи о Царствии Божием. Ведь основная тема благой вести – учение о Царствии Божием. И поскольку это учение невозможно выразить в слове, Господь прибегает к распространённому на Востоке литературному жанру притчей, образных таких объяснений.
Содержание их берётся из окружающей действительности, чтобы они были понятны. Но Господь, сказав всем понятную притчу, добавляет: «имеющий уши [слышите?] да слышит». Т.е. не останавливайтесь на голом тексте, а стремитесь заглянуть за него, что же за этой словесной тканью скрывается? Что Господь через эти образы хочет нам передать? И вот здесь у отцов проникновение вглубь священного текста поразительное. Когда их читаешь, то думаешь: да, Господи помилуй, почему у нас таких мыслей нет, почему мы так от них отдалились и скользим по поверхности? А ведь Петру, что было сказано при рыбной ловле, когда они всю ночь трудились и ничесоже яхом, ничего не поймали? что Господь говорит ему? – отплыви на глубину и забрось сеть (см. Лк. 5:4). Так вот, нужно всем отплыть на глубину, забросить сеть и оттуда вылавливать ту рыбу. Вот здесь Он им и говорит, 13-я глава, 16–17 стихи:
«Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали».
Вот здесь нам как раз и сообщается, что откровение имеет историю.
Отметьте: Мф. 13:16–17.
Да, <пророки> желали, да не дожили, хотели слышать – и не слышали, а только издали видели эти события. И как бы хотелось им дожить, но Господь определил им срок, и они не дожили, хотя и были сами провозвестниками.
Но вот пришла Сама воплощённая Истина и свидетельствует, ссылаясь на тех людей, что вы, как очевидцы, блаженны; ибо сколько людей в прежнее время желали слышать то, что вы сейчас слышите.
Теперь откройте последнюю главу от Луки. Здесь есть речь о явлениях воскресшего Христа, и при каждом явлении Господь ученикам что-то говорит. На нашу тему нам важен 45-й стих 24-й главы:
«Тогда отверз им ум к уразумению Писаний», – Вот можно составить молитву: Господи, отверзи мой ум к уразумению слова Твоего. Можно так сказать? Можно и нужно. Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. Хорошо, отверз, но велит оставаться в Иерусалиме и ждать, пока на них сойдёт сила свыше. Почему это Он велит? Что, Он не в состоянии был всё в полноте передать им? Нет. А вот лица Святой Троицы, скажет Иоанн Златоуст, находятся в послушании друг у друга. В Ветхом Завете действует Бог Отец, с момента воплощения Бог Сын, а с момента Пятидесятницы Бог Дух Святой. Поэтому Он им говорит в 49-м стихе: «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше». – Вот, опять повторяю, как всемогущий и равный Отцу и Святому Духу, неужели Он не мог облечь Сам этих Апостолов силою свыше? Мог. Но наступает эра Духа Святаго – Он должен это совершить.
Теперь откройте, пожалуйста, Евангелие от Иоанна и найдите 16-ю главу. В 16-й главе я читаю вам с 12-го стиха. Слушаем внимательно:
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить». – Вот если бы мы знали эту границу и поступали бы только в тех пределах, в каких дано нам вместить, было бы прекрасно! Было бы прекрасно! «Ещё многое имею сказать вам. Но вы теперь не можете вместить. Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам». – То есть Дух Святой не будет составлять какое-то новое Евангелие. Он будет продолжать Христово благовестие. Он от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Отметьте это: 12–15.
25-й стих: «Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце. В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас: ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога». – Отметьте эти стихи: с 25-го по 27-й.
29-й стих: «Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой. Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя». – И вот заключается эта глава словами, о которых я вам говорил, 33-й стих:
«Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир [внутренний мир <,покой>]. В міре будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мір».
И действительно, происходят события, как будто Бога нет. Вот Жан-Поль Сартр, основатель экзистенциализма, так и сказал: всё в міре происходит так, как будто Бога нет.
Вот это и смущает людей. А где же Его благой и совершенный Промысл? Смотрите, сколько людей погибает, не думая. Жизнь человеческая совершенно обесценилась, торжествует зло во всех его проявлениях. Где же этот благой и совершенный Промысл? Вот это испытание для каждого. Вот это испытание для каждого, для его веры. Но дерзайте, мужайтесь – Я победилъ мір. Вот это очень важная 16-я глава.
А когда исполнилось <обетование о> том, что Дух-то Святой восполнит всё? В день Пятидесятницы. У евреев Ветхозаветный праздник Пятидесятницы был связан с дарованием Синайского Закона, Декалога – Десятословия. Они праздновали, <вспоминая> как в пятидесятый день по исходе они пришли к горе Синай и удостоились откровения. Отсюда Пятидесятница – в память дарования Десяти Заповедей. А у нас Пятидесятница – день Святой Троицы, день Духа Святаго. В этот день в Сионской горнице все находившиеся удостоились излияния даров Святаго Духа: Он почил на каждом из них в виде огненных языков, и все начали говорить от Духа Святаго. И первая речь Апостола Петра – это поразительная речь. Вот он – до этого и после – два разных человека.
Откроем книгу Деяний и найдём 2-ю главу. В книге Деяний, во 2-й главе, мы читаем следующее:
«При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
Вот таинственный знак – дар глассолалии, дар языков. Что это за дар? То ли они обрели сразу способность говорить на всех иностранных языках, то ли их язык по-прежнему оставался их, но каким-то чудесным образом все слушатели понимали то, что говорит Пётр? Вот здесь единого мнения между богословами нет.
У святых отцов такого разноречия нет. Они признавали, как говорит Слово Божие. Если не допускаете, что они обрели способность мгновенно понимать речь на любом языке, то Господь мог устроить так, что Пётр говорит на своём арамейском диалекте, а его понимают все. И вот смотрите, когда Пётр произнёс после этого свою первую речь – дальше она излагается с 14-го стиха – она произвела на них такое впечатление – 37-й стих, – что:
«Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? [то есть это было такое потрясение внутреннее, такое покаянное состояние, что они умилились сердцем] Петр же сказал им: [а дальше в одной строке всё Евангелие] покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа».
Вот поэтому в купели Крещения мы все получили какой-то дар Святого Духа, но по своему небрежному отношению и к жизни, и к дару мы, во-первых, не уразумели, что это за дар, и потом его потеряли.
Так вот, нет безталанных людей в Церкви. Господь каждому от богатства Своего, неистощимого богатства, даёт дары и дарования. И нужно определиться с тем даром, какой дан каждому из вас персонально, и этим даром служить Богу. Только на этот дар у вас и пойдёт барыш, и будут проценты, и будет оборот с этого служения, с этого дара. И вы будете куплю деяти, а даров неравноценных нет, <и вы поймёте,> что они все равноценны. Они все необходимы для Церкви. Они составляют Её полнокровное богатство.
И вот они умилились, и посмотрите, результат какой получился, 41-й стих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч».
И вот 47-й стих: они хвалили Бога, «находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». – Священники не к себе должны приводить людей, эксплуатировать религиозные чувства, а к Церкви. Вот младостарчество занимается тем, что приводит к себе и калечит человеческие души. А нужно к Церкви приводить, а не к себе. Вот так и скажите всем.
И как <только> вы чувствуете, что приводят к себе, будьте очень осторожны: не к себе ты должен приводить, а к Церкви. Спасают Церковь! Нашлись спасители. Не Церковь спасать нужно, а в Церкви нужно спасаться.
Вот это относительно того, что божественное Откровение имеет свою историю и достигает полноты. И этой полноте нет предела, потому что объект откровения – Господь – неисчерпаем по Своей глубине. Он настолько велик, что Его невозможно выразить в имени. Эта многоимённость, с которой мы обращаемся к Богу, говорит только о том, что у Бога нет имени, у Него нет даже бытия.
Не в том смысле, что Он отсутствует, а в том, что Его бытие принципиально отличается от нашего бытия. Он – есть, мы – появляемся. Он – есть, Он имеет жизнь в Самом Себе (см. Ин. 1:4), мы – эту жизнь получаем. Я бы очень хотел, чтобы вы все прочли одну из лучших работ Владимира Сергеевича Соловьёва «Духовные основы жизни», где он проводит такую мысль, что желание человека жить всегда, жить вечно, остаётся неудовлетворённым. В наличии мы имеем только смерть. Будучи рождены смертными, мы и потомство производим смертное и, стремясь жить вечно, только видим постоянное торжество смерти, а самой-то жизни вечной нет. Её может дать только Тот, в Ком эта жизнь заключена. Он – источник живота: во свете Твоем узрим свет. Только Тот, Кто имеет жизнь в Самом Себе, может приобщить нас к вечности, к вечной жизни.
Хорошо. Теперь второй вопрос запишите. Это, кстати, только тезисы. Моя задача – дать вам главные тезисы, а на основании этого вы уже развивайтесь дальше. Находите материалы, читайте о божественном откровении и всё это слагайте в себе, в сердце своём. А начинать нужно с простых таких определений. Запишите дальше:
Понятие о Священном Предании и Священном Писании.
А вот где ощутить, где найти это божественное откровение? В шкатулочке, может быть, какой? Где оно обретается? Где оно пребывает? В каких формах? Вот две основные формы божественного откровения. Конечно, это школьное определение, деление. Школа хочет всё разложить по полкам, и, конечно, это также не совсем хорошо, но раз мы так уж устроены, надо, очевидно, поступать так.
Божественное откровение существует в двух основных формах. В форме устной передачи и в форме письменной, когда учение было уже зафиксировано, записано. А до этого шло из поколения в поколение в форме устной передачи. У людей была очень натренированная память, и они запоминали массу информации. Особенно речения своих мудрецов, пророков, великих людей. Всё это передавалось из поколения в поколение по памяти.
Но память не может всего вместить, наступил момент, когда появилась нужда в слове писаном. Появились пророки – писатели, и самый великий из них – Моисей. Традиция, и иудейская, и христианская, говорит, что он – первый писатель, и первые пять книг принадлежат его авторству. Это нужно сказать. Откровение передавалось из уст в уста. Поэтому самая распространённая фраза в Ветхом Завете: Слушай, Израиль! (см. Втор. 5:1) Вот и слушали. А когда можно понимать хорошо, что преподаётся? Когда оно доносится чётко, внятно и прилагается толкование! И прилагается толкование.
Вот откройте книгу Неемии, найдите 8-ю главу. Это главные послепленные деятели: Ездра, священник, учёный, виночерпий персидского царя Артаксеркса. Неемия и пророки послепленные – Аггей, Захария и Малахия. Так вот, посмотрите, восстановили храм, освятили стены Иерусалима, назначили 7-й месяц – а 7-й месяц по календарю был очень важным месяцем в религиозном году.
«Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы жили по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю [Вот Моисея давным-давно нет, а свитки священные хранились и береглись как зеница ока]. И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать [посмотрите], и уши всего народа были приклонены к книге закона. Книжник Ездра стоял на деревянном возвышении, которое для него сделали, а подле него, по правую руку [стояли левиты, священники, – перечисляются имена, – которые давали толкование на прочитанное. И вот смотрите:] И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал. И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: “аминь, аминь”, – поднимая вверх руки свои, и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли. [А вот эти] <... > ...левиты [дальше идёт перечисление их] поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное. [И такое чтение и толкование слова Божия привело народ в такое покаянное чувство, что вот посмотрите:] Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: “день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте”, потому что весь народ плакал, слушая слова закона» (Неем. 8:1–9).
Вот впечатление от правильного чтения и объяснения. Поэтому всем нам надо обязательно заниматься и артикуляцией, чётким произнесением Священных текстов. Чтобы они внятно звучали в первую очередь в ваших устах и доходили до сознания тех, кто впервые их слышит.
По иудейскому учению слово Божие, Имя Божие может произвести чудесное действие, если оно правильно произнесено. И вот речи пророков, они и запоминались, а потом стали записываться. И так было положено начало священным книгам. Это и была главная святыня, и хранилась она в Скинии, в Святом Святых, в Ковчеге <3авета>. Две каменных доски, две каменных скрижали.
Вот если кратко сказать, что такое Священное Писание и Предание.
Теперь запишите 3-й пункт:
Библейский канон
Эта тема отвечает на вопрос, как образовался тот объём богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета, из которых состоит Библия. Каким образом Церковь опознала, что в море рукописей < принадлежит Ей,> – ведь писали и еретики, писали всякие злодеи, многие скрывали свои имена под именами знаменитых в Церкви людей, чтобы протолкнуть свои идеи. И вот как Она опознала во всём море этих свитков только те, которые действительно запечатлены характером богодухновенности и являются непреложной истиной. Канон, если взять это слово в отвлечении от книг, это трость для измерения. Трость, которая употреблялась для измерения. Но в контексте книг: канон – это объём книг, признанных Церковью богодухновенными или каноническими.
Ветхозаветную часть Библии мы получили от евреев по наследию, и вот на этом мы с вами и остановимся. А дальше будем говорить уже о другом: о названиях, о счёте этих книг. Вам всё это нужно будет знать, чтобы потом разбираться во всех этих вопросах. А для начала возьмите прекрасную работу Меня, протоиерея Александра Меня. О нём разное говорят. Но вы не слухами пользуйтесь, а читайте. И что вас приводит в смущение, то помечайте и выбрасывайте, а что хорошо, то действительно хорошо. Мень. «Как читать Библию»2. Вот его труд: «Как читать Библию». Там в конце такая дана библиография! Вообще ему памятник нужно поставить за одну только библиографию, какую он дал в своём <семитомном> сериале «В поисках пути, истины и жизни»3. Нигде такой исчерпывающей библиографии нет – по всем темам. А уж по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета даны сотни наименований только на русском языке, не говоря уже об иностранных.
Я благодарю вас за внимание.
* * *
Мень Александр, протоиерей. Как читать Библию. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. В 3-х частях. М., 2005.
Мень Александр, протоиерей. История религии. В поисках пути, истины и жизни. Том 6. На пороге Нового Завета. 1993.