Азбука веры Православная библиотека митрополит Евгений (Болховитинов) Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского

Слово на память иже во святых отца нашего Никиты, епископа и чудотворца Новгородского

Источник

При случае преложения мощей его из старой раки в новую

Проповеданное в Новгородском кафедральном Софийском соборе Евгением епископом старорусским Новгородской митрополии викарием и кавалером, 30 апреля 1805 года

С присовокуплением списков Новгородских епархиальных и викарных преосвященных архиереев

В Санкт-Петербурге при Священном синоде 1805 года

Содержание

Список преосвященных архиереев Великоновгородских от начала основания сей епархии до ныне I. Епископы Новогородские II. Архиепископы Новогородские III. Митрополиты Новгородские и Великолуцкие По сем были паки Архиепископы Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских II. Епископы, именовавшиеся Кекогольмскими и Ладожскими. II. Епископы, именовавшиеся Олонецкими и Каргопольскими. III. Епископы, именовавшиеся Старорускими и пребывавшие в Хутыне монастыре.  

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

Восхвалим мужи славны и отцы наши в бытии. Многу славу создал Господь в них величием своим от века.

Слова мудрого Иисуса, сына Сирахова, гл. 44:1

Есть ли кому, то нам, благоименитые потомки славных предков сего града, и есть ли когда, то при настоящем наипаче торжественном случае нам приличествует сие увещание мудрого Мужа. Ибо что припоминает нам празднуемая ныне память угодника Божия, единого из древнейших Святителей сего града? Что как не те самые преславные времена древности, коими град наш превосходит все прочие грады Российские, и кои составляют отдаленнейшие, знаменитые эпохи отечественного бытописания? Здесь родилось, так сказать, самое Отечество наше – Россия. Здесь водружён первый скипетр самодержавия наших Монархов. Здесь родоначальник их положил основание Российской Державы. Отсюда сперва распространилось владычество её на Восток, Запад, Юг и Север. В сем граде появилось первое начертание Отечественных законоположений. На сии берега к любимому народом своим и целым Севером Государю притекали несчастные Цари в покровительство и защиту1. В сих странах предки Славяно-Руссов, отцы наши в бытии, первую приобрели славу и наполнили оною весь Север. Отсюда оружие их приводило в трепет врагов, а праводушие привлекало союзников. Здесь добродетели их вселили уважение всем соседям, а горячность к вере обратила на них свыше благословение Божие многими посреди их Угодниками Божиими: Многу славу созда Господь в них величием своим от века! Но – увы! Слава градов и целых народов преходит как образ мира сего. Век их стареет и кончается, яко век каждого человека. Могущество их ослабевает от напряжения самой крепости своей. Блистательность их меркнет от самого распространения света своего. Изобилие истощается от самого пресыщения их. Всем время, вещает мудрый Соломон, и время всякой вещи под небесем; время раждатися, и время умирати; время садити и время исторгати сажденное; время целити и время убивати; время созидати и время разрушати; время смеятися и время плакати; время ликовати и время рыдати; время собирати камение и время разметали камение2. Таков жребий всех вещей и дел человеческих! Не таково только то, что сам Бог устраивает, или благодатию своею сохраняет. Разумех, говорит тот же Соломон, яко вся, елика сотвори Бог, сия будут в век. К тем несть приложити, и от тех несть отъяти3. Те же, какие зрели Праотцы наши, речные устремления веселят град Божий; то же солнце освещает чад их; та же земля носит потомков их; те же нивы питают их. Но из великолепия, из могущества, из дел славных предков наших что осталось, кроме Богом же сохранённых храмов Господних, свидетельствующих ещё до ныне славу их и необозримое пространство града? Что уцелело от тления естества их, кроме святых останков угодников Божиих? Они то одни нам доказывают ныне горячее праотцов наших усердие к Богу и ревность по благочестии. Они одни подтверждают нам древнее их уверение: аще Бог по нас, кто на ны? Они одни открывают нам, что благословлял Господь град сей, яко некогда святой град Иерусалим, его же избра на положение имене своего тако4. Толико-то останки благочестия долговечнее самых твёрдых памятников мирской славы! – Телесное обучение вмале есть полезно, говорит св. Апостол Павел, а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешнего и грядущего5.

И так если память Праотцов нам драгоценна; если должны быть любезны благодарным потомкам все останки их, то к сим токмо уцелевшим памятникам истинной славы Предков наших до ныне с благоговением приходить нам можно. Сии токмо священные останки благочестивых и святых современников их лобызать нам от самого Бога предоставлено. От самого Бога говорю: ибо не без особенного Божия промыла сохранены оные для почитания нашего.

Дабы увериться нам в сей истине, вникнем в Богодухновенные и Отеческие книги писаний.

И, во-первых, Дух Святой нам свидетельствует, что смерть праведных людей есть почтенна пред самым лицом Божиим. Честна пред Господем смерть преподобных его6, вещает Богодухновенный Давид. Сие уважение к ним ещё на земле Бог доказывает тем что не смотря на недоброхотство злобы, соделывает и между людьми память их вечною: в память вечную будет праведник7, говорит тот же Пророк. И притом память сия не одно только воспоминание; но память с похвалами8, по глаголу Соломонову; память в благословениих9, по слову Сирахову; так как Спаситель предрёк о вечных похвалах Марии сестры Лазаревой: аминь глаголю вам, вещал он, идеже аще проповедано будет евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея. «И действительно, как говорит св. Златоуст, Христос дал преимущество ученикам своим быть славными по смерти. Покажи мне, где гроб Александра великого? скажи день, когда он скончался? А рабов Христовых знаменитые гробы помещаются в первопрестольном царствующем граде, и кончины их известны дни, составляющие торжество вселенной. Александрова гроба и свои уже не ведают, а гробы рабов Распятого знаемы и варварами. К ним более стекается людей, нежели в царские чертоги; и сам Порфироносец приходит лобызать их, и с унижением просить ходатайства их у Бога»10.

Другое убеждение к почитанию останков святых Мужей есть то, что по премудрым судьбам Божиим они сохраняются на земле долее всех удоботленных вещей. И можно ли не удивляться, что тогда как преходит всё на земле, увядает красота, истощается крепость, исчезает великолепие и слава мирская, сокрушаются здания, разрушаются самые камни; а бренные останки Избранников Божиих переживают целые веки, среди перемен мирских непременны, среди тления неистленны. Но удивительное сие действие изъясняет нам само же слово Божие: хранит Господь вся кости их, и ни едина от них сокрушится11, вещает Богодухновенный пророк Давид. Сам Дух Святой вселяет упование сие праведникам по слову того же Давида, глаголющего: не оставиши души моея во аде, ниже даси преподобному твоему видети истления12. В сих то священных останках ещё на земле прежде последнего суда Божия начинает сбываться то обетование Духа Святого, что тленное наше облечётся в бессмертие13. Их то телесные сии составы по преимуществу, как говорит Апостол, в день последний восхищени будут на облацех и в сретение Господне на воздусе14. Они то по предсказанию Спасителя тогда просветятся яко солнце15. Но хотя бы они что-нибудь и претерпели на земле от тления, то как говорит Святой Амвросий Медиоланский «речеши ли ми: что почитаеши в теле уже растленном? – Почитаю, отвечает тот же Святой, почитаю в теле мученическом восприятые за имя Христово язвы; почитаю живущую во веки добродетели память; почитаю исповеданием Владычним посвященные останки; почитаю в персти семена вечности; почитаю тело, еже мя Господа наставляет любить, еже мя научает за Господа не боятися умреши; почитаю тело, еже соцарствовати будет со Христом на небеси»16.

Но важнейшее убеждение к почитанию святых мощей есть то, что Бог, дивный во Святых своих, притекающим с верою к ним являет свыше естественную силу и благодетельные чудеса. Сам Спаситель совершенный пример и образ праведников по духу и телу, показал в себе действительность и чудотворную силу телесности. Не только Божественные руки и даже плевания его исцеляли болящих, но и сами воскрылия ризы его уврачевали кровоточивую жену. Сию божественную силу в наследие получили и преемники его Апостолы. Ибо Священное Писание свидетельствует о Святом Апостоле Павле, яко силы непросты творяще Бог рукама Павловыма. яко и на недужныя наносити от пота тела его главотяжи и убрусцы, и исцелитися им от недуг, и духом лукавым исходити от них17. Самая тень тела сего Апостола исцеляла болящих18. Но если одни только одежды, одни только принадлежности тела праведников производили столь благодетельные чудеса, то чего верные ожидать не могут от самых телес их, освящённых в жилище Духу Святому во веки? В самом деле, как говорит Святой Кирилл Иерусалимский «не душа точию Святых почитания достойна есть, но и в телесах их усопших есть сила некая и могущество. Лежащий во гробе Елисеев мертвец, мёртвого же пророческого тела прикоснувыйся, оживе»19. И если, как замечает Святой Златоуст, «в Ветхом Завете мертвец прикоснувыйся гробу Елисееву, расторг узы смерти и в жизнь возвратися, то множае паче ныне, егда обильнее благодать и вящшая Духа сила, прикасаясь гробу Святого с верою, получит более силы. Для сего, продолжает он, Бог и оставил нам мощи Святых, дабы внушить нам подобную им ревность, и представить нам аки некое благотишное пристанище от обуреваний жизни сей и утешение от находящих на нас всегда зол. Молю убо, говорит далее сей великий учитель, молю всех вас, аще кто в унынии, аще кто в болезнях, аще кто в оскорблениих, или ином коем житейском обстоянии, аще во глубине грехов, да притекает семо с верою, то всё оное отринет, возвратится с радостью, и от единого воззрения совесть свою успокоит»20.

Сии то свышеестественные действия благодати Божией в телесах усопших святых были причиною, что от самых древнейших времён богобоязненные мужи благоговели к их священным останкам. Иосиф великолепнейшим погребением почтил прах отца своего Иакова вне Египта, который не достоин был обладать прахом его. Моисей вынес из Египта же кости Иосифовы, как драгоценную святыню, и носил их с собою в пустыни. Один пророк Вефильский спасением себе почитал, чтобы кости его погребены были вместе с костями пророка Иадона. Аще умру, говорил он, погребите мя во гробе сем, идеже человек Божий погребен есть, при костях его положите мя, да спасутся кости мои с костьми его21. Христиане первых веков за непременный долг благочестия своего поставляли приходить и торжественно собираться на гробы мучеников. Да и от самих Апостольских времён в христианстве не поставлялось ни единого храма, ни единого алтаря без положения мощей святых мужей; и сей благочестивый обычай православная Церковь свято соблюдает даже до ныне. Их то именем большей частью нарицаются храмы наши; над ними то прославляется Бог удивляя в них все хотения свои; на их то священных останках возносится всегда и о нас умилостивительная жертва Богу. Каким убо благоговением и усердием к ним преисполняться мы долженствуем, когда сам Бог благоволит на них призываться имени своему? И если желаем подражать в сем благочестивому примеру самих Святых Мужей то внемлем, каким пламенел усердием Святой Златоуст к мощам Святого Апостола Павла, находясь от оных в отдалении. «О! если бы, взывает он, возможно было мне объяться с телом Павловым, пригвоздиться ко гробу его, воззрети на прах того тела, которое исполняло в себе лишение страстей Христовых, которое носило язвы Иисус Христовы, рассевало повсюду проповедание; на прах тела, говорю, коим он везде претекал; на прах тех уст, коими Христос вещал, от коих свет просиял всякого сеяния светлейший, и глас проистекал, грома всякого ужаснейший демонам; на прах тех уст, коими Христос глаголал велия и неисповедимая, и вящшая нежели сам.– О! желал бы я видети прах не уст токмо, но и прах того сердца, которое не ошибаясь наименовати можно сердцем Вселенной, источником бесчисленных благ, началом и стихиею нашей жизни.– О! желал бы я воззрети на прах тех рук, которые были во узах, которых положением Дух давался, которыми писания начертались.– Желал бы я воззрети на прах тех очес, прежде совершенно ослеплённых, но после прозревших на спасение Вселенной, и сподобившихся видеть во плоти Иисуса.– Желал бы я воззрети на прах тех ног, которые обтекли вселенную и не утруждались; кои были на древе связаны, тогда как поколебалось основание темницы.– Кратко сказать: желал бы я воззрети на тот гроб, в коем почивает оружие правды, оружие света, уды ныне живущие, но в жизни умерщвлённые, в коих во всех жил Христос, кои распяты были миру, уды Христовы, облекшиеся во Христа, храм Духа, здание святое, связанное духом, пригвождённое страхом Божиим, имущее в себе язвы Христовы»22. Так в жару усердия своего взывал святой Златоуст!

Но не таковые же ли размышления и даже очевидные созерцания, а не желания токмо, иметь можем и мы, благочестием собранные слушатели, находя близ себе останки великих угодников Божиих? Паче же скажу, не таковые же ли усерднейшие и благодарные размышления должны мы иметь, празднуя память единого из блаженнейших Святителей нашего града и совершая с благоговением преложение честых его мощей? Се гроб Иерарха пасшего град и страну сию едино токмо десятилетие; но в потомстве и памятью и телом цело пребывающего уже семь веков. Се останки пастыря умерщвленные миру, но исполненные Духа Божия, источавшие и источающие всем верным благодать небесную. Се глава некогда наветами врага человеческого рода искушённая, но после возмогшая и искушаемым помогать. Се те очеса, которые от помрачения душевного просвещены были светом свышеестественным и проницали в тьму даже будущего. Се те уста, которые всегда отверсты бывали на проповедание Евангелия, на поучение добродетели, на благие советы недоумевающим, на увещание заблуждающихся, на утверждение верных, на ободрение подвизающихся, и на утешение унывающих. Се то сердце, которое соболезновало болезнующим, сострадало страждущим и сорадовалось спасаемым. Се те руки, которые подвали хлеб алчущим, которые вводили в дом странных, которые одевали нагих, воздвигали падших, приносили о праотцах наших умилостивительные Богу жертвы и низводили на них благословение Божие. Се те ноги, которые поспешно текли всюду на обращение отторгающихся, на приведение уклоняющихся, и на взыскание погибших. Каждое из сих припоминаний возлагает на нас неотрицаемый долг благоговеть к блаженной памяти святого сего Пастыря и с благодарностью лобызать его священные останки. Наипаче же никогда не забудет и забыть не должен град сей тех чудесных благодеяний, когда изнуряемая бездождием страна сия погибала от глада, но спасена была мольбами сего Святителя; и когда самый град сей объят был неутолимым пламенем, но вдруг чудесно избавлен его ходатайством у Бога. Несчётные и по кончине от святых его мощей проистекшие чудотворения и цельбы удостоверяют нас, что он никогда не преставал пещися о пастве своей, и что молитва его много может пред Богом.

Припадём убо с чувствием благодарности и вместе с верою и усердием ко гробу его, прославленному от Бога столь многими знамениями и чудесами; и вознесём молитвы к горним селениям, в коих избранникам Божиим сожительствует блаженная душа его, да благословляет он свыше потомков тех предков, коих лично здесь на земле благословлял он; да спасает он нас молитвами своими от бед так, как спасал праотцов наших; да не престаёт пещися о нуждах наших, так как пастырски пекся и о современниках своих; и наконец да источает нам прибегающим к священному гробу его токи благотворных чудес и исцелений, каковы источал он всегда благочестивым предшественникам нашим; да так благословится в роды родов его имя до века.

Аминь.

Список преосвященных архиереев Великоновгородских от начала основания сей епархии до ныне23

Епархию сию основал Великий Князь Киевский и всей России Владимир I Святославич, в конце 10 столетия, и сперва были в ней I) Епископы, II) Архиепископы, и наконец III) Митрополиты.

I. Епископы Новогородские

1. Иоаким Корсунянин, хиротонисан 988 года, правительствовал 42 лета, преставился 1030 года.

Ефрем обучал школы в Новгороде 5 лет. NB. Селлий полагает его в числе Новгородских Епископов сомнительным. Но он действительно Епископом не был.

2. Лука Жидята, (Святой) хирот. 1036, прав. 23, прест. 1059.

3. Стефан хирот. 1060 года, правит. 8, удавлен в Киеве от своих холопов 1068.

4. Феодор хиротон. 1669, правит. 9, преставился 1078.

5. Герман хиротонисан 1078, правит. 17, престав. в Киеве 1095.

Лука 1088, сомнительный.

6. Никита Святой хиротон. 1096, правит. 11, престав. 1107, января 31. (По преставлении Святого Никиты Епископа мощи его под спудом неистленны пребыли 450 лет, а по обретении в 1557 году, апреля 30 открыто положены в раке, в придельной Софийского Собора церкви Богоотец Иоакима и Анны. В сей раке почивали они около 248 лет, и преложены в новую бронзовую сего 1805 года, апреля 30. – (В Прологе на память преставления Святителя Никиты под числом января 31 напечатано краткое описание жития его. Но там ошибкой наименован он Архиепископом, и леточисление неверно).

7. Иоанн Папин хирот. 1108, правитель. 22, оставил престол 1130.

8. Нифонт (Святой) хирот. 1130, правитель. слишком 25 лет, преставился в Киеве 1156.

Иоанн сомнительный.

9. Аркадий (Святой) избран 1156, хиртонисан 1157, правит. 8, преставился 1165.

II. Архиепископы Новогородские

1. Иоанн (Святой) хиротони. 1165, первее во Епископа, а в следующем 1166 году от Киевского Митрополита пожалован Архиепископом со оставлением сего титла и преемникам его. Правит. 21 год, преставился 1186.

2. Григорий (Святой) хиротон. 1187, правит. 6, преставился 1193.

3. Мартирий (Святой) хирот. 1193, правит. 6, преставился на пути во Владимир 1199 года.

4. Митрофан избран 1199, хиротон. 1201, правительствовал 11, изгнан 1212.

5. Антоний (Святой) хиротон. 1212, сослан в Торжок 1218, правит. 6.

6. Митрофан, избранный в 1199 году и изгнанный в 1212, паки возвращён в 1218, преставился 1223.

7. Арсений избранный ещё вдруг после Митрофана в 1212, но через два года изгнанный, паки возвратился 1224, и оставил престол в 1225.

8. Антоний 1218 сосланный в Торжок, возвратился 1225, но сам оставил престол в 1228, правитель. 3 года.

9. Арсений, оставивший престол в 1225 году, возвратился паки в 1228, но в том же году изгнан.

10. Антоний, оставивший престол, паки возвратился 1228, и паки оставил престол по двулетнем правительстве. Престав. 1235.

11. Спиридон избран и хирот. 1230, правит. 20 лет, преставился 1249.

12. Далмат хиротон. 1251, правит. 23, престав. 1274.

13. Климент избран. 1274, хиротон. 1276, престав. 1299, правит. 23.

14. Феоктист (Святой) избран. 1299, хирот. 1300, оставил престол 1307, правит. 7, престав. 1310.

15. Давид избран 1307, хиротон. 1309, прест. 1324, правитель. 15.

16. Моисей (Святой) избран и хиротон. 1324, оставил престол 1329, правит. 5.

17. Василий (Святой) избран. 1329, хирот. 1331, преставил. 1352 возвращаясь из Пскова в Новгород, правит. 21.

Пимен сомнительный.

18. Моисей оставивший престол в 1329 году, возвратился 1352, и паки оставил престол 1359, правит. 7 лет, престав. 1362.

Ефрем, Феодосий, сомнительные.

19. Алексий хиротон. 1360, оставил престол 1387, правит. 27, прест. 1389.

10. Иоанн II, хиротон. 1388, оставил престол 1415, правит. 27, престав. 1417.

21. Симеон (Святой) избран 1415, хиротон. 1416, по 5 летнем правительстве престав. 1421.

22. Феодосий избран 1422, но не посвящён. Чрез два года изгнан 1423, престав. 1425.

23. Евфимий I, избран. 1423, хирот. 1424, по 6 летнем правлении преставился 1430 года.

24. Евфимий II (Святой) избран. 1430, хирот. в Смоленске 1434, по 24 летнем правлении прест. 1458.

Евфимий III, сомнительный.

25. Иона (Святой) хиротон. 1459, по 12 летнем правлении престав. 1471.

26. Феофил хиротон. 1472, отлучён 1480, правител. 9 лет.

Феоктист II, сомнительный.

27. Сергий хирот. 1483, по 10 месячном правлении престав. 1484 года.

Симеон, сомнительный.

28. Геннадий (Святой) хирот. 1484, по 20 летнем правлении лишён престола 1504 и престав. в Москве 1508.

29. Серапион (Святой) хирот. 1506, по 3 летнем правлении отлучён 1509, престав. 1516.

Междуархиерейство 17 лет.

30. Макарий хирот. 1526, по 16 летн. правлении возведён на Митрополию Московскую 1542, и там преставился.

31. Феодосий II, хирот. 1542, по 9 летн. правлении преставился в Москве.

32. Серапион II, хирот. 1551, по 2 летн. правлении 1552 престав.

33. Пимен (Святой) хирот. 1553, по 17 летн. правлении отлучён и 1570 преставился в Рязанском Николаевском монастыре.

34. Леонид хирот. 1572, по 4 летн. правлении отлучён 1576 года, и удавлен в Москве по повелению Царя.

Нифонт, Феодосий, сомнительные.

III. Митрополиты Новгородские и Великолуцкие

1. Александр хиротонисан 1577 во Архиепископа, а в 1589 пожалован Митрополитом, и с него учреждена в Новгороде Митрополия, престав. 1591, прав. 14.

2. Варлаам хирот. 1592, по 9 летн. правлении преставился 1601.

Сильвестр 1593, сомнительный.

3. Исидор хирот. 1603, по 16 летн. правлении преставился 1619 года.

4. Макарий хирот. 1619, по 7 летн. правлении 1627 преставился.

5. Киприан переведён из Крутиц 1627, по 8 летн. правлении 1635 престав.

6. Афоний хирот. 1635, по 14 летн. правлении 1649 оставил престол и 1652 престав.

7. Никон хирот. 1648, правит. по 1652, и по 3 летнем правлении поставлен Всероссийским Патриархом.

8. Макарий II, хирот. 1652, по 10 летн. правлении в 1662 году престав.

9. Питирим переведён из Крутиц 1664, в 1672 году по 8 летн. правлении возведён в Патриаршество Всероссийское.

10. Иоаким хирот. 1673, по 7 месячном правлении в 1674 году возведён на Патриаршество Всероссийское.

11. Корнилий переведён из Казани 1674, по 22 летнем правлении оставил престол 1696, и преставился 1698 года в Зеленецком монастыре.

12. Евфимий переведён из Крутиц 1695, преставился 1697, прав. 1.

13. Иов хирот. 1697, по19 летнем правлении 1716 преставился.

По сем были паки Архиепископы

1. Феодосий Яновский хирот. 1721, по 4 летнем правлении 1725 извержен и сослан в заточение.

2. Феофан Прокопович 1725 года переведён из Пскова, и по 11 летнем правлении 1736 преставился.

3. Амвросий Юшкевич переведён из Вологды 1740, по 4 летнем правлении 1745 года преставился.

4. Стефан Калиновский, переведён из Пскова 1745 года, по 8 летах правления преставился 1753 года.

5. Димитрий Сеченов, переведён из Рязани 1757 Архиепископом, а потом пожалован Митрополитом, и по 10 летнем правлении преставился в 1767 году. По нем до ныне были.

Митрополиты Новогородские и Санкт-Петербургские

1. Гавриил Петров, переведён из Тверских с 1775 года, и был по 1783 Архиепископом Новгородским и Санкт-петербургским. А потом пожалован Митрополитом. По 26 летнем правлении 1801 преставился.

2. Амвросий Подобедов из Казанских Архиепископов с 1799 по 1801 год был Санкт-петербургским Архиепископом, а с того времени Митрополитом Новгородским, Санкт-петербургским, Эстляндским и Финляндским.

Список преосвященных Архиереев Викариев Новогородских

Викарные Архиереи Новогородской Митрополии начались в конце XVI века при Царе Великом Князе Феодоре Иоанновиче, по установлении в России Патриаршества, а в Новгороде Митрополии.

I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Ладожскими.

1. Сильвестр хирот. 1593, в 1608 переведён во Псков.

2. Павел по 1614 год.

После его около 100 лет не было Викарных.

3. Иоиль хирот. 1708, скончался 1712.

4. Аарон Еропкин, хирот. 1714, отошёл на безмолвие в Николаевскую пустынь 1723 года.

5. Иоаким, бывший Астраханский, в 1723 дан Викарием Архиепископу Феодосию.

6. Иосиф, Грузинский Архиепископ, дан в 1734 году Викарием Архиепископу Феофану Прокоповичу. В 1740 году сошёл в Москву в Знаменский монастырь.

7. Маркелл Радытевский в 1742 хирот. Викарием Архиепископу Амвросию Юшкевичу и престав. 1744 года.

8. Иоасаф Хотунцевский хирот. 1752 Викарием Архиепископу Стефану Калиновскому, престав. 1759.

II. Епископы, именовавшиеся Кекогольмскими и Ладожскими.

1. Парфений Сопковский, хирот. 1759 Викарием Димитрию Митрополиту. В 1761 году переведён в Смоленск.

2. Тихон Соколов хирот. 1761 года Викарием оному же Митрополиту, и в 1763 году переведён в Воронеж.

3. Иннокентий Нечаев 1763 хирот. ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и в том же году переведён в Тверь.

II. Епископы, именовавшиеся Олонецкими и Каргопольскими.

1. Иоанн хирот. того же 1763 года ему же Димитрию Митрополиту Викарием, и переведён в Устюг.

2. Антоний хирот. ему же Митрополиту Димитрию Викарием и скончался в Свирском монастыре 1774 года.

3. Вениамин хирот. 1774 года Викарием Митрополиту Гавриилу и в 1775 переведён в Архангельск.

4. Иоанникий хирот. 1775 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1782 уволен на обещание в Хутынь монастырь, а скончался в Юрьеве.

5. Виктор хирот. 1782 Викарием тому же Митрополиту, и 1783 года переведён во Владимир на Клязьме.

6. Амвросий хирот. 1784 тому же Митрополиту Викарием, и в 1787 переведён в Екатеринослав.

III. Епископы, именовавшиеся Старорускими и пребывавшие в Хутыне монастыре.

1. Феофил хирот. 1787 года Викарием тому же Митрополиту, и в 1788 переведён в Тамбов.

2. Афанасий хирот. 1788 тому же Митрополиту Викарием, и в 1795 переведён в Могилёв.

3. Досифей хирот. 1795, тому же Митрополиту Викарием, и в 1798 переведён в Севск.

4. Арсений хирот. 1798 года тому же Митрополиту Викарием, и в 1799 переведён в Воронеж.

5. Антоний хирот. 1799 года тому же Митрополиту Викарием, и в 1802 переведён в Вологду.

6. Михаил хирот. 1802 года Викарием Митрополиту Амвросию, и в декабре 1803 переведён в Чернигов.

7. Евгений хирот. в январе 1804 года тому же Митрополиту Викарием и находится доныне.

* * *

1

Рюрик князь Варяго-Русский, первый Великий Князь Славено-Российский, по свидетельству преподобного Нестора, пришёл с Русским племенем своим княжить в Новгородских Славенех 862 года и сел сперва в Ладоге, но через два года переселился в самый Новград. -- Ярослав I Князь Новгородский, а после Великий Князь Киевский, в 1019 году дал новгородцам судную грамоту. Билмарк пишет, что ко двору Ярославову прибегали все гонимые несчастьем Князья, и что дворец его великолепием своим мало имел себе подобных в Севере: Iarislauus aulam suam ita construxit, ut regias eidem magnificentia pares per feptentrionem hoc aeuo inueniamus omnino paucas. Ad illam proinde principes quilibet aduerfa fortuna prefli conflixerunt. Bilmarc Hiltor. Regum Holmgardicorum.

(Зал Ярислава построен так, что царское великолепие соответствует фептентриону, длина которого довольно велика. К этому, следовательно, стремятся лидеры каждой адуэрфы удачи. Билмарк Хилтор. Короли Холмгардикорум).

10

Св. Златоуст в беседе на 2Кор.12:26.

16

В слове на память святых мученик Назария и Келсия.

19

Св. Кирилл Ииерусалимский в катихизисе 18.

20

Св. Златоуст в беседе на память св. и ученика Игнатия Богоносца.

22

Св. Златоуст на послание к Римлянам в нравоучении последнем.

23

Сей список переведён из Селльевой Российской Иерархии и пополнен до нынешнего времени Новгородской Семинарией Префектом и философии учителем Андреем Орнатским.


Источник: Слово на память иже во святых отца нашего Никиты епископа и чудотворца Новгородскаго, при случае преложения мощей его из старой раки в новую, / Проповеданное в Новгородском катедральном Софийском соборе Евгением епископом староруским, Новгородской митрополии викарием и кавалером, апреля 30. 1805 года.; С присовокуплением Списков новгородских епархиальных и викарных преосвященных архиереев. - В Санктпетербурге : При Святейшем Синоде, 1805. - [2], 22 с.

Комментарии для сайта Cackle