16 доказательств бытия Бога

Геор­гий Хлеб­ни­ков, кан­ди­дат фило­соф­ских наук

От редак­ции

Пуб­ли­куя этот мате­риал, мы во многом рис­куем. Рис­куем потому, что сего­дня как многие веру­ю­щие, так и не веру­ю­щие, согласны с тем, что раци­о­нально дока­зать суще­ство­ва­ние Бога нельзя. Правда, по разным при­чи­нам. Если первые счи­тают, что это невоз­можно, так как Бог откры­ва­ется сер­деч­ной чистоте, а не хит­ро­спле­те­ниям разума, то вторые убеж­дены, что раз научно засви­де­тель­ство­вать факт суще­ство­ва­ния Бога нельзя, то и Бога нет, т.к. лишь наука объ­ек­тивна.

Однако не все знают, что в хри­сти­ан­ской куль­туре суще­ствует мно­го­ве­ко­вая тра­ди­ция дока­за­тельств бытия Бога. В эпоху Сред­не­ве­ко­вья такие дока­за­тель­ства стали попу­лярны бла­го­даря като­ли­че­ским бого­сло­вам-схо­ла­стам, прежде всего Ансельму Кен­тер­бе­рий­скому и Фоме Аквин­скому.

Правда, свои аргу­менты схо­ла­сты как пра­вило обра­щали не к ате­и­стам – какие ате­и­сты в сред­ние века! – а к веру­ю­щим, для того, чтобы раци­о­наль­ным спо­со­бом под­твер­дить веру. Поскольку суще­ство­ва­ние Бога пред­став­ля­лось оче­вид­ным, «разум­ным», то и в мире, в жизни фило­софы стре­ми­лись отыс­кать оче­вид­ные, разум­ные тому под­твер­жде­ния.

Инте­ресно отме­тить, что в пра­во­слав­ной тра­ди­ции не воз­никло подоб­ной школы «дока­за­тельств бытия Бога». Пра­во­сла­вие исхо­дило и исхо­дит из иного пони­ма­ния соот­но­ше­ния веры и разума (хотя ни пра­во­слав­ные, ни като­лики, как пра­вило, не про­ти­во­по­став­ляют разум и веру). Глав­ным дока­за­тель­ством в пра­во­сла­вии был и оста­ется сам чело­век, в сердце своем встре­тив­шийся с Богом. И если этой встречи не про­изо­шло, как можно уве­ро­вать? А если она слу­чи­лась, то любя­щему сердцу уже не нужны еще какие-то аргу­менты!

Но ведь многие из нас обу­ча­лись именно запад­ной фило­со­фии. И само мыш­ле­ние наше при­об­рело такой запад­ный «при­вкус». Сколько раз нам при­хо­ди­лось слы­шать: а вы дока­жите, раци­о­нально обос­нуйте, что Бог есть! И если по боль­шому счету подоб­ные дока­за­тель­ства вряд ли спо­собны при­ве­сти чело­века к Богу (такова пози­ция редак­ции), то это не значит, что они абсо­лютно бес­по­лезны. Ведь для кого-то они могут стать первым шагом на пути к вере…

Мы сего­дня живем не в сред­не­ве­ко­вой Визан­тии или Руси, но и не в сред­не­ве­ко­вой запад­ной Европе. Много воды утекло с тех пор, но веру­ю­щий разум не пере­ста­вал пыт­ливо искать раци­о­наль­ные осно­ва­ния своей веры, находя новые и новые дока­за­тель­ства при­сут­ствия в мире Творца.

Ниже­сле­ду­ю­щая статья – попытка пере­чис­ле­ния и (для начала) крат­кого опи­са­ния поис­ков в этой обла­сти. Конечно, не со всеми аргу­мен­тами можно согла­ситься, и если кого-то заин­те­ре­сует то или иное дока­за­тель­ство, редак­ция готова предо­ста­вить как автору, так и его оппо­нен­там воз­мож­ность для дис­кус­сии.

16 Дока­за­тельств бытия Бога

1. Первое дока­за­тель­ство, кото­рое можно назвать «экзи­стен­ци­аль­ным» (то есть «дока­за­тель­ством от суще­ство­ва­ния»), фор­му­ли­ру­ется так: Почему все, что есть, скорее есть, чем нет?

Ведь как созда­вать что-либо, так и под­дер­жи­вать суще­ство­ва­ние чего бы то ни было куда слож­нее, чем вообще ничего не иметь. Попро­буйте, напри­мер, само­сто­я­тельно спро­ек­ти­ро­вать кот­тедж, выбрать для него под­хо­дя­щее место, постро­ить и посто­янно под­дер­жи­вать в нем поря­док… Или, к при­меру, чтобы Ваш огород был дей­стви­тельно ого­ро­дом, его нужно регу­лярно вска­пы­вать, заса­жи­вать, про­па­лы­вать, поли­вать и т.д. Если этого не делать, огород тут же зарас­тет сор­ня­ками, оди­чает и пре­вра­тится в обык­но­вен­ное поле без какого-либо следа разум­ного попе­че­ния.

Дру­гими сло­вами, суще­ство­ва­ние любой вещи или струк­туры тре­бует непре­рыв­ных затрат энер­гии; когда ее внут­рен­ний запас исто­ща­ется или пре­кра­ща­ется ее приток извне, струк­тура раз­ру­ша­ется. Поэтому вечное бытие Все­лен­ной про­ти­во­ре­чит, напри­мер, вто­рому началу тер­мо­ди­на­мики, согласно кото­рому все звезды во Все­лен­ной должны были бы давно погас­нуть и даже атомы – рас­пасться, если бы, как утвер­ждают мате­ри­а­ли­сты-ате­и­сты, при­рода суще­ство­вала вечно.

Так почему же она все-таки суще­ствует как БЫТИЕ, как пре­крас­ный и чудес­ный Космос? Несо­мненно, только потому, что была Кем-то сотво­рена и с тех пор под­дер­жи­ва­ется Им.

Этот Творец – Бог, о кото­ром сэр Исаак Ньютон (1642–1727), сфор­му­ли­ро­вав­ший законы все­мир­ного тяго­те­ния и дви­же­ния, открыв­ший диф­фе­рен­ци­аль­ное исчис­ле­ние, сказал: «Он пре­бы­вает во веки; при­сут­ствует везде; Он кон­сти­ту­и­рует дли­тель­ность вре­мени и про­стран­ство».

2. Второе дока­за­тель­ство звучит сле­ду­ю­щим обра­зом:

Почему все, что есть, зако­но­мерно и пора­зи­тельно упо­ря­до­чено, несет на себе несо­мнен­ный отпе­ча­ток разум­ного плана устрой­ства целого? Ведь такой план не может не пред­по­ла­гать суще­ство­ва­ния сверх­че­ло­ве­че­ского по своим воз­мож­но­стям Ума, под­линно боже­ствен­ного Пла­ни­ров­щика (так как зако­но­мер­ность – свой­ство разума)?

Так, Нико­лай Копер­ник (1473–1543), создав­ший теорию о том, что в центре уни­вер­сума нахо­дится Солнце, а Земля только вра­ща­ется вокруг него, пола­гал, что эта модель демон­стри­рует муд­рость Божию в миро­зда­нии, ибо «кто еще мог бы поме­стить эту лампу (Солнце) в иную или лучшую пози­цию?»

Когда часов­щик соби­рает меха­низм часов, он скру­пу­лезно при­ла­жи­вает одну деталь к другой, берет пру­жину точно рас­счи­тан­ной длины, опре­де­лен­ных раз­ме­ров стрелки, цифер­блат и т.д. В резуль­тате полу­ча­ется пре­крас­ный меха­низм, кото­рый уже самим фактом целе­со­об­раз­но­сти и рас­счи­тан­но­сти своего устрой­ства ука­зы­вает на создав­ший его ум.

Но насколько же слож­нее, гар­мо­нич­нее и разум­нее устрой­ство всей окру­жа­ю­щей нас Все­лен­ной, этого пре­крас­ного Кос­моса!

Аль­берт Эйн­штейн (1879–1955), сфор­му­ли­ро­вав­ший теорию отно­си­тель­но­сти, так выра­зил эту мысль: «Гар­мо­ния есте­ствен­ного закона откры­вает столь пре­вос­хо­дя­щий нас Разум, что по срав­не­нию с ним любое систе­ма­ти­че­ское мыш­ле­ние и дей­ствие чело­ве­че­ских существ ока­зы­ва­ется в высшей мере незна­чи­тель­ным под­ра­жа­нием».

Все­лен­ная, как гово­рили еще древ­ние греки, явля­ется «Кос­мо­сом», то есть пре­красно упо­ря­до­чен­ной и гар­мо­нич­ной ком­плекс­ной систе­мой, состо­я­щей из вза­и­мо­свя­зан­ных частей, каждая из кото­рых под­чи­нена особым зако­нам, а все в целом управ­ля­ются ком­би­на­цией общих зако­нов, так что пре­сле­до­ва­ние какой-либо част­ной цели уди­ви­тель­ным обра­зом спо­соб­ствует дости­же­нию общей цели целого.

Поэтому невоз­можно допу­стить, чтобы все это было делом случая, а не разум­ного Про­ви­де­ния, то есть Про­мысла Божия.

3. «Кос­мо­ло­ги­че­ское дока­за­тель­ство» бытия Бога было раз­ра­бо­тано еще древними (в част­но­сти, Ари­сто­те­лем) и чаще всего встре­ча­ется в сле­ду­ю­щем виде: каждая вещь в мире и все, вся Все­лен­ная в целом имеет при­чину своего суще­ство­ва­ния, но про­дол­жать эту после­до­ва­тель­ность, цепочку причин до бес­ко­неч­но­сти нельзя – где-то должна быть Пер­во­при­чина, кото­рая уже не обу­слов­ли­ва­ется ника­кой иной, иначе все ока­зы­ва­ется без­осно­ва­тель­ным, «пови­сает в воз­духе».

О такой При­чине гово­рят не только фило­софы, но и многие есте­ство­ис­пы­та­тели и ученые. Так, зна­ме­ни­тый Луи Пастер (1822–1895), раз­ра­бо­тав­ший, между прочим, все­мирно извест­ный про­цесс очи­ще­ния молока, кото­рый с тех пор носит его имя, часто упо­ми­нал «кос­ми­че­скую асим­мет­рич­ную Силу», кото­рая создала жизнь. Он пола­гал, что поня­тие ПРИ­ЧИНА «сле­до­вало бы резер­ви­ро­вать для един­ствен­ного боже­ствен­ного импульса, кото­рый сфор­ми­ро­вал эту Все­лен­ную».

Понятно, что такой бес­при­чин­ной при­чи­ной явля­ется Бог: «Бог не чело­век» – Он духо­вен («иде­а­лен», как мысль), то есть нахо­дится вне вре­мени и про­стран­ства, поэтому не воз­ни­кает, а суще­ствует вечно, явля­ясь не при­чи­ной в физи­че­ском зна­че­нии этого слова, но Созда­те­лем види­мой Все­лен­ной и ее зако­нов.

4. «Антроп­ный прин­цип Все­лен­ной» как дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния разум­ного плана устрой­ства Все­лен­ной и Бога был, – навер­ное, невольно – выдви­нут совре­мен­ной наукой, кото­рая вне­запно выяс­нила, что жизнь на Земле, появ­ле­ние чело­века и раз­ви­тие циви­ли­за­ции воз­можны только при нали­чии и соче­та­нии чрез­вы­чайно жест­ких и пара­док­сально мало­ве­ро­ят­ных усло­вий, кото­рые как бы изна­чально зало­жены в самой при­роде: фик­си­ро­ван­ного рас­сто­я­ния от Солнца(немного ближе к нему – и живые орга­низмы сго­рели бы, немного дальше – замерзли, пре­вра­тив­шись в бес­чув­ствен­ные глыбы льда); нали­чие вра­ще­ния Земли, без кото­рого на одной поло­вине пла­неты царила бы невы­но­си­мая жара, в то время как другая была бы ско­вана вечным льдом; суще­ство­ва­ние у нее опре­де­лен­ных раз­ме­ров спут­ника, обес­пе­чи­ва­ю­щего слож­ную систему цир­ку­ля­ции водных пото­ков; полез­ные иско­па­е­мые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без кото­рых не могла бы воз­ник­нуть и раз­ви­ваться тех­но­ген­ная циви­ли­за­ция, и т.д.

Более того, у совре­мен­ных ученых скла­ды­ва­ется впе­чат­ле­ние, что вся Все­лен­ная рас­по­ло­жена и ори­ен­ти­ро­вана таким обра­зом, чтобы на нее можно было смот­реть чело­ве­че­скими гла­зами! Суще­ству­ю­щая коор­ди­на­ция, вза­и­мо­свя­зан­ность и вза­и­мо­за­ви­си­мость этих фак­то­ров такова, что воз­мож­ность ее «слу­чай­ного» появ­ле­ния пол­но­стью исклю­ча­ется.

5. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство создан­но­сти Кос­моса разум­ной волей также сфор­му­ли­ро­вано на перед­нем крае совре­мен­ной кос­мо­ло­гии и физики, кото­рые обра­тили вни­ма­ние на пара­док­саль­ность суще­ство­ва­ния Все­лен­ной в том виде, в каком она суще­ствует: выяс­ни­лось, что только по четы­рем основ­ным базо­вым физи­че­ским кон­стан­там, без кото­рых она не могла бы дли­тельно суще­ство­вать в каче­стве струк­турно орга­ни­зо­ван­ного целого, веро­ят­ность их «слу­чай­ного» воз­ник­но­ве­ния и коор­ди­на­ции между собой равна при­мерно 10 в минус 100‑й сте­пени. А ведь базо­вых кон­стант не четыре, а еще больше…

6. Сле­ду­ю­щее «теле­о­ло­ги­че­ское» (от греч. «телос» – испол­не­ние, резуль­тат) дока­за­тель­ство бытия Бога в общем виде известно со времен антич­но­сти, когда Ари­сто­тель впер­вые заме­тил нали­чие в орга­низме неко­то­рых живот­ных и в при­роде явно выра­жен­ных целе­со­об­раз­но­стей. Однако только совре­мен­ные откры­тия в био­ло­гии бес­спорно дока­зали систем­ный харак­тер этих теле­о­ло­ги­че­ских меха­низ­мов и их необ­хо­ди­мость для суще­ство­ва­ния и выжи­ва­ния прак­ти­че­ски всех видов живых существ.

Раз­но­вид­но­стью дея­тель­но­сти этих меха­низ­мов явля­ется, напри­мер, «пред­уста­нов­лен­ная гар­мо­ния» раз­ви­тия раз­лич­ных живых орга­низ­мов, кото­рым еще в эмбри­о­наль­ном состо­я­нии как бы зара­нее известно, с чем им при­дется столк­нуться после рож­де­ния.

И, – чего уже совер­шенно не в состо­я­нии объ­яс­нить дар­ви­нов­ская эво­лю­ци­он­ная теория, – иссле­до­ва­ния иско­па­е­мых орга­низ­мов пока­зали, что многие из них обла­дают орга­нами, на тыся­че­ле­тия пред­вос­хи­ща­ю­щими внеш­ние усло­вия среды, орга­нами, кото­рые в акту­аль­ных усло­виях суще­ство­ва­ния этих живот­ных абсо­лютно бес­по­лезны, но дей­стви­тельно пона­до­бятся дан­ному виду через сотни поко­ле­ний, когда усло­вия суще­ство­ва­ния ради­кально пере­ме­нятся!

Воз­ни­кает пра­во­мер­ный вопрос, на кото­рый у совре­мен­ной эво­лю­ци­он­ной теории нет ответа: откуда у лишен­ного разума тела может быть такое уди­ви­тель­ное пред-знание гря­ду­щих пере­мен и как оно может само вызы­вать в себе тре­бу­е­мые бла­го­при­ят­ные мута­ции?!

Этот пора­зи­тель­ный факт одно­значно ука­зы­вает на нали­чие в мире опре­де­лен­ной и разум­ной про­граммы раз­ви­тия, то есть Про­ви­де­ния, кото­рое и назы­ва­ется Про­мыс­лом Божьим.

7. «Транс­цен­ден­таль­ное» дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния иде­аль­ного мира и Бога, отча­сти было открыто Кантом и может быть пред­став­лено сле­ду­ю­щим обра­зом: суще­ствует мир вне про­стран­ства и вре­мени – духов­ный мир, мир интел­лекта, мысли и сво­боды воли, – что дока­зы­ва­ется нали­чием в каждом чело­веке мыслей, кото­рые могут отно­ситься к про­шлому и буду­щему, то есть «путе­ше­ство­вать» в про­шлое и буду­щее, а также мгно­венно пере­но­ситься в любую точку про­стран­ства.

Каждый из нас, обра­тив созна­ние к источ­нику воз­ник­но­ве­ния своих мыслей, может без труда заме­тить, что они появ­ля­ются как бы откуда-то извне, мысль ока­зы­ва­ется как бы про­еци­ру­е­мым откуда-то духов­ным лучом, кото­рый осве­щает мате­ри­аль­ное бытие как сол­неч­ный зайчик – его никак, никому и нико­гда не уда­ется накрыть рукой, он всегда ока­зы­ва­ется сверху…

Таким обра­зом чело­ве­че­ская мысль, якобы рож­да­ю­ща­яся в мозгу, ока­зы­ва­ется одно­вре­менно внутри и вне мате­рии – она будто бы воз­ни­кает бла­го­даря ней­ро­фи­зио­ло­ги­че­ским про­цес­сам в тканях мозга, окру­жена костями черепа, но, одно­вре­менно, прин­ци­пи­ально суще­ствует вне любой мате­рии, вне про­стран­ства и вре­мени.

Бла­го­даря этому чело­век ясно сознает, что обла­дает духов­ной при­ро­дой, кото­рая прин­ци­пи­ально иная, чем физи­че­ский мир, кото­рый его окру­жает. Но из этого сле­дует, что эта иная при­рода, этот Дух, про­яв­ле­нием кото­рой явля­ется чело­век, так же обла­дает и разу­мом, и сво­бо­дой воли – как сам чело­век.

8. Сле­ду­ю­щее дока­за­тель­ство можно было бы, навер­ное, назвать «кре­а­ци­о­нист­ским» – оно осно­вы­ва­ется на факте суще­ство­ва­ния в при­роде орга­низ­мов и живых систем, кото­рые прин­ци­пи­ально не могут раз­виться в подоб­ное целое из частей эво­лю­ци­он­ным путем так, как счи­тает дар­ви­низм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое орга­ни­че­ское целое.

К ним, напри­мер, может быть отне­сена вза­и­мо­свя­зан­ная система сердца, легких и кро­во­об­ра­ще­ния у живых существ: невоз­можно пред­ста­вить, чтобы сна­чала, пред­по­ло­жим, появи­лось одно только кро­во­об­ра­ще­ние без сердца, затем к нему посте­пенно «при­ста­ви­лось» сердце и начало пере­ка­чи­вать кровь и только после этого только начали раз­ви­ваться легкие.

9. Дока­за­тель­ство суще­ство­ва­ния Бога и духов­ного мира из лич­ного опыта – боль­шин­ство людей встре­ча­лось в своей жизни со «стран­ными» про­яв­ле­ни­ями боже­ствен­ного и сверх­че­ло­ве­че­ского: как бла­го­твор­ного, Боже­ствен­ного, так и зло­вред­ного, демо­ни­че­ского, или, навер­ное, чаще всего, того и дру­гого вместе.

Чтобы не касаться для многих сомни­тель­ных «пре­да­ний ста­рины глу­бо­кой», рас­скажу о случае, кото­рый про­изо­шел с моим кол­ле­гой. Он про­ис­хо­дил из веру­ю­щей семьи, но в свое время много лет пре­по­да­вал «науч­ный атеизм» в ВУЗе и, как боль­шин­ство совет­ских интел­ли­ген­тов, вел отнюдь не бла­го­че­сти­вый образ жизни. Пере­жив несколько личных тра­ге­дий, он осо­знал пороч­ность своей жизни и решил пойти в храм.

– Когда батюшка, – рас­ска­зы­вал он мне, – про­чи­тал над моей голо­вой молитву, отпус­ка­ю­щую грехи, и я стал вста­вать на ноги, какая-то неве­до­мая сила вне­запно стала бро­сать меня из сто­рону в сто­рону так, что я не мог стоять на ногах: при­хо­жане под­дер­жи­вали меня с обеих сторон, у меня тряс­лись колени и, в довер­ше­ние всего, меня неожи­данно охва­тила стран­ная сла­бость. Так я впер­вые на самом себе ощутил демо­нов, нахо­дя­щихся в греш­нике, – заклю­чил он.

Подоб­ных при­ме­ров можно было бы при­ве­сти довольно много.

10. Дока­за­тель­ство от суще­ство­ва­ния у ВСЕХ наций и наро­дов пред­став­ле­ний о Боге и сверх­че­ло­ве­че­ских силах в той или иной форме; если инди­ви­ду­умы-ате­и­сты и встре­ча­ются у многих наро­дов, то «ате­и­сти­че­ских» наций на Земле не бывает.

11. Дока­за­тель­ство от веры в Бога боль­шин­ства выда­ю­щихся гениев чело­ве­че­ства. Напри­мер, абсо­лют­ного боль­шин­ства Нобе­лев­ских лау­ре­а­тов.

Сле­дует также пом­нить, что все ученые, спо­соб­ство­вав­шие своими откры­ти­ями появ­ле­нию и раз­ви­тию совре­мен­ной науки (Копер­ник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйн­штейн) верили в Бога.

Так, родо­на­чаль­ник совре­мен­ной химии Роберт Бойль (1627–1691) начи­нал каждый день с молитвы; более того, ⅔ дохо­дов его имения в Ирлан­дии шли на помощь бедным и под­держку Церкви, а ⅓ – на рас­про­стра­не­ние хри­сти­ан­ства и мис­си­о­нер­скую дея­тель­ность среди индей­цев.

Френ­сис Кол­линз, один из осно­ва­те­лей гене­тики, гово­рил: «Когда мы узнаем о чело­ве­че­ском геноме что-то новое, я каждый раз испы­ты­ваю чув­ство бла­го­го­ве­ния от того, что чело­ве­че­ство теперь знает нечто такое, что до сих пор знал только лишь Бог. Я не верю в то, что науч­ные иссле­до­ва­ния могут как-то угро­жать Богу. Напро­тив, я думаю, что Бог только выиг­ры­вает от нашего любо­пыт­ства».

12. Несо­мнен­ным дока­за­тель­ством бытия Бога явля­ется также регу­ляр­ное появ­ле­ние в исто­рии чело­ве­че­ства вели­ких святых и рели­ги­оз­ных дея­те­лей, кото­рые непо­сред­ственно имеют духов­ные откро­ве­ния свыше и сви­де­тель­ствуют тем самым о Его бытии.

Это не только такие про­роки, как, напри­мер, Моисей, Исайя, Иезе­ки­иль, посто­янно общав­ши­еся с Богом, но и пра­вед­ники, оза­ряв­шие и направ­ляв­шие своим светом жизнь людей во все вре­мена.

Воз­можно, доста­точно будет просто напом­нить чита­телю о таких вели­ких рус­ских святых, как Сера­фим Саров­ский или Иоанн Крон­штад­ский, чтобы понять, что Бог и сейчас так же часто обра­ща­ется к нам, как и в дале­кие биб­лей­ские вре­мена, – были бы глаза, чтобы видеть и уши, чтобы слы­шать.

Бог всегда с нами, это мы, по своей немощи, то уда­ля­емся, то вновь пыта­емся воз­вра­титься к Нему.

13. Дока­за­тель­ство от про­тив­ного: тра­ги­че­ская судьба про­ек­тов (и, часто, соб­ствен­ной жизни и судьбы) выда­ю­щихся ате­и­стов. Самым ярким при­ме­ром здесь может быть пример «дела Ленина-Ста­лина» и их после­до­ва­те­лей, впер­вые в исто­рии попы­тав­шихся постро­ить ате­и­сти­че­ское госу­дар­ство на «науч­ной основе» как на тер­ри­то­рии России, так и других стран Европы и Азии.

Тра­гич­ной ока­за­лась, напри­мер, и судьба самого луч­шего фило­софа-мате­ри­а­ли­ста СССР – Эвальда Васи­лье­вича Ильен­кова, сына извест­ного совет­ского писа­теля, лау­ре­ата Ста­лин­ской премии по лите­ра­туре. Всю жизнь обос­но­вы­вая ате­и­сти­че­ский тезис о «само­раз­ви­тии мате­рии», кото­рая для своего суще­ство­ва­ния не нуж­да­ется ни в каком духов­ном осно­ва­нии, Эвальд Васи­лье­вич нигде не мог найти в совет­ской ате­и­сти­че­ской дей­стви­тель­но­сти нрав­ствен­ной опоры, впал в глу­бо­кую депрес­сию и покон­чил с собой…

14. Широко известно и «эти­че­ское дока­за­тель­ство» бытия сверх­чув­ствен­ного мира, кото­рое исхо­дит из объ­ек­тив­ного суще­ство­ва­ния морали и эти­че­ских зако­нов, регу­ли­ру­ю­щих пове­де­ние чело­ве­че­ских существ.

Иссле­до­ва­ния многих фило­со­фов ука­зы­вают на то, что собы­тия и воз­дей­ствия окру­жа­ю­щей среды только до опре­де­лен­ной сте­пени могут пред­опре­де­лять пове­де­ние людей и при­нуж­дать их к тем или иным поступ­кам: как бы ни было сильно дав­ле­ние извне, у чело­века всегда есть воз­мож­ность разо­рвать при­чинно-след­ствен­ную связь, кото­рой под­чи­ня­ется нера­зум­ная при­рода и посту­пить как сво­бод­ное суще­ство, то есть как суще­ство иного, нездеш­него мира!

Для иллю­стра­ции этого можно при­ве­сти про­стой пример: почему одни люди подают мило­стыню, а другие нет? Каза­лось бы, послед­ние посту­пают вполне логично и разумно – зачем же рас­ста­ваться со своими сред­ствами, день­гами, заве­домо зная, что вы не полу­чите ника­кой ком­пен­са­ции?!

Так что же при­нуж­дает первых все-таки пода­вать мило­стыню, иногда даже в зна­чи­тель­ных раз­ме­рах? В физи­че­ском мире, в при­роде нет ничего, что могло бы объ­яс­нить подоб­ное «нело­гич­ное» пове­де­ние – это объ­яс­не­ние лежит вне этого, в сверх­чув­ствен­ном мире, где нахо­дятся вели­кие нрав­ствен­ные идеи любви, добра и мило­сер­дия.

К этому же типу дока­за­тельств бытия Бога отно­сится и зна­ме­ни­тое рас­суж­де­ние Имма­ну­ила Канта, ясно пока­зав­шего, что чело­век в своих поступ­ках и дей­ствиях руко­вод­ству­ется цен­но­стями, кото­рые не при­над­ле­жат мате­ри­аль­ному миру.

15. Боль­шое рас­про­стра­не­ние полу­чило также дока­за­тель­ство бытия Бога под назва­нием «эсте­ти­че­ский аргу­мент», кото­рое гласит: в при­роде суще­ствует уди­ви­тель­ная сверхъ­есте­ствен­ная кра­сота звезд­ного неба, зака­тов и рас­све­тов, Север­ного сияния, гар­мо­нич­ных картин при­роды, совер­шен­ного устрой­ства пре­крас­ных тел живых существ и т.д., кото­рая будто спе­ци­ально пред­на­зна­чена для эсте­ти­че­ского насла­жде­ния разум­ного суще­ства – чело­века – потому что помимо него в самой при­роде созер­цать ее просто некому.

Уже упо­ми­нав­шийся Роберт Бойль испы­ты­вал такое бла­го­го­ве­ние перед кра­со­той при­роды, что часто гово­рил: «Когда я изучаю книгу при­роды… то часто при­нуж­ден вос­клик­нуть вместе с псал­мо­пев­цем: О, сколь мно­го­об­разны Твои тво­ре­ния, Гос­поди, в муд­ро­сти Твоей Ты создал их всех!»

16. Дока­за­тель­ство бытия Бога «от реаль­ного к абсо­лют­ному совер­шен­ству», его выдви­нул Фома Аквин­ский: в при­роде суще­ствует ясно наблю­да­е­мая гра­да­ция совер­шен­ства внутри раз­лич­ных видов бытия, кото­рая может быть понята только при нали­чии абсо­лютно совер­шен­ного Суще­ства, то есть Бога.

Это дока­за­тель­ство сна­чала может пока­заться довольно слож­ным, но про­стой пример помо­жет понять его суть: если у вас есть линейка, пред­по­ло­жим, длиной в 30 сан­ти­мет­ров, а у вашего кол­леги – в 50 см, если суще­ствуют свер­ну­тые в рулон­чики метры и другие сред­ства изме­ре­ния, то все это есть только потому, что реально суще­ствуют раз­мер­ность про­стран­ства (его про­тя­жен­ность в разных направ­ле­ниях) и идея длины.

Точно так же можно было бы при­ве­сти ана­ло­гич­ные при­меры с мерами веса, вре­мени и т.п. Но в при­роде наблю­да­ются и более слож­ные виды гра­да­ций, среди кото­рых уни­каль­ное место при­над­ле­жит «вос­хо­дя­щей лест­нице» совер­шен­ства как в нежи­вой и живой при­роде, так и в чело­ве­че­ском обще­стве, а также среди самих людей: есть, к при­меру говоря, кривые и урод­ли­вые деревца, есть обыч­ные, ничем не при­ме­ча­тель­ные, есть «просто» кра­си­вые, но встре­ча­ются и необычно пре­крас­ные, совер­шен­ные экзем­пляры. И так не только среди раз­лич­ных видов дере­вьев, но и среди раз­лич­ных пород рыб, зверей, внутри чело­ве­че­ских рас и т.д. – повсюду можно найти более и менее совер­шен­ные особи. Но эти разные сте­пени совер­шен­ства в нежи­вой при­роде (напри­мер, среди камней!), между отдель­ными видами пред­ме­тов, живых существ и т.п., не могли бы суще­ство­вать, если бы для них не было реально суще­ству­ю­щей меры абсо­лют­ного совер­шен­ства, кото­рую, правда, мы не нахо­дим в мате­ри­аль­ном мире, но кото­рая не может не суще­ство­вать, и это совер­шен­ство – Бог!

В этом и заклю­ча­ется суть дан­ного дока­за­тель­ства.

Таким обра­зом, мы видим, что откуда бы и как бы мы ни начали рас­смат­ри­вать окру­жа­ю­щий чело­века мир, все дороги неиз­бежно ведут к Тому, Кто его создал и укра­сил, Кто его посто­янно под­дер­жи­вает и направ­ляет, и без Кого он бы не мог про­су­ще­ство­вать и мгно­ве­ния – к Богу.

журнал «Фома»

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки