Изгнание Измаила и его матери

Изгнание Измаила и его матери
  • Дата создания: 1852-1860 г.
  • Техника: гравюра
  • Материал: дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Быт. 21:14

Сюжет

Несмотря на обетование Бога произвести от Авраама многочисленный народ, его супруга Сарра долгое время не могла родить ребенка. Видя великую скорбь мужа, Сарра, следуя обычаям своего времени, дала ему в наложницы свою рабыню египтянку по имени Агарь и та родила сына Измаила. Спустя некоторое время исполнилось обещанное Богом обетование и Сарра, будучи в глубоких летах, зачала и родила наследника, названного Исааком.
«И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается над ее сыном, Исааком и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его Измаила. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу великий народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее» (Быт. 21:9-14).
Измаил вырос и стал жить в пустыне, занимаясь охотой. Агарь сосватала ему в жены девушку своей крови, египтянку, которая родила Измаилу двенадцать сыновей, ставших родоначальниками двенадцати аравийских племен.

Описание

На гравюре показан момент, когда Авраам отправляет свою служанку Агарь вместе с сыном Измаилом из дома.

Действие происходит в полдень в маленьком уютном дворике на пороге дома, увитого виноградными листьями. Вьющаяся лоза, символизирует жизнестойкость и плодовитость. Тихо и уютно в этом маленьком доме. Этой идиллии противостоит сцена на первом плане, где показана опечаленная Агарь сыном, приготовившиеся к дальнему пути.

Авраам протягивает Агари кувшин с водой и мешок с провизией, в ответ служанка отворачивается от Авраама, тая обиду. Рядом с ней ее сын Измаил, который держит в руках самодельный лук без стрел, символизирующий воинственность ребенка, который своими насмешками задирал сына Сарры. Взгляд его печален и одновременно насторожен. Он взирает на отца, не понимая, почему тот прогоняет их из дома.
Патриарха мастер показал пожилым седобородым мужем с растерянным  выражением лица. Жесты рук также подтверждают его беспомощность перед возникшим конфликтом между двумя женами и их детьми.
На пороге дома за полуоткрытой дверью мы видим Сарру с младенцем Исааком.

Ребенок обвил шею матери ручонками, испуганно глядя на происходящую во дворе сцену. Робко и испуганно он наблюдает за сценой расставания, которое неизбежно.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, посвятив себя религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852 — 1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать