Агнец открывает книгу

Агнец открывает книгу
  • Дата создания: 1860
  • Техника: Гравюра
  • Материал: Дерево
  • Размер: ?
  • В Библии: Откр. 6:1-8

Сюжет

Перед зрителем эпизод из «Апокалипсиса» Иоанна Богослова, где Апостолу предстает видение, знаменующееся снятием семи печатей. Здесь же говориться о четырех всадниках Апокалипсиса:
«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр. 6:1-8).

Описание

Символичный язык книги Откровения представляет особую трудность в ее художественном изображении.

На гравюре взору зрителя предстает картина Страшного Суда: по сторонам художник изобразил четырех всадников Апокалипсиса, где четыре конца страницы символизируют четыре конца земли: Север, Юг, Запад и Восток. Таким образом, кары небесной не избежит ни один народ, ни одно племя, населяющее землю.

В центре композиции показано погрязшее в грехах человечество, которое поражается грозными всадниками. Людей преследуют голод, болезни, войны и, наконец сама смерть. Причина кары – тяжкие грехи, которыми оказываются одержимы люди, живущие в последние времена: мы видим переплетение борющихся тел, кругом царит хаос, род человеческий объят враждой и злобой, в очерствевших сердцах людей нет ни капли раскаяния за содеянные грехи. Борьба всех против всех достигает наивысшего накала: никто не спасется от карающего меча.

Сам же Господь изображен на заднем плане – Он восседает на престоле в окружении праведников, славящих Господа и воспевающих Его благость. За троном Господа шесть зажженных светильников, вокруг Господа сидящего  в неприступном сиянии стоят двадцать четыре старца с гуслями и чашами фимиама. Перед престолом показан агнец с семью очами и с семью рогами. Его передние ноги раскрывают книгу с семью печатями.
По краям картины художник изобразил четырех всадников — с луком, мечом, мерой весов и косой: их фигуры динамичны, они как бы врываются в пространство картины, поражая людской род голодом, вонзая в их тела стрелы, поражая мечом, выкашивая косой.

Объявшая грешников тьма поглощает их в свое адское чрево – все они погибнут в адском пламени, получив по заслугам за свои тягчайшие прегрешения и отсутствие искреннего покаяния.

История

В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, посвятил себя всецело религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания  иллюстрированной Библии, которое вышло в свет в Лейпциге в 1852-1860 годах и  принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.

Рекомендуемая литература

Комментировать