Воины Апокалипсиса

Воины Апокалипсиса

Сюжет

В основе сюжета картины лежит описание видения св. Иоанном Богословом четырех таинственных всадников. Описание содержания этого видения представлено в Откровении св. Иоанна Богослова (в Апокалипсисе): «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить. И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай. И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными» (Откр.6:1-8).

Описание

Виктор Васнецов написал данное произведение в 1887 году.

На картине мы видим таинственных всадников, на фоне кроваво-красного заката. Символика четырех всадников дает указание зрителю на события, касающиеся судеб мира, имеющие произойти перед кончиной времен.

На переднем плане предстает всадник на белом коне. Художник показал падающие каменные колонны, вокруг которых в неестественных позах лежат поверженные страшным бедствием люди: и цари, и воины, готовящие лук к выстрелу, и обычные простолюдины. На лицах их выражение муки и страдания.

Как следует из анализа изображения, все четыре всадника появляются внезапно, внушая ужас и смятение.

Всадник на белом коне держит лук, на голове его венец – символ власти и могущества. Лицо его, искаженное злобой, внушает страх.

Далее шествует всадник на рыжем коне. Васнецов изобразил его обнаженным с набедренной повязкой на чреслах, с мощным мускулистым телом, в руках он держит меч, с занесенный над головами несчастных людей мечом. Волосы всадника сливаются по цвету с рыжей мастью коня. В образе этого всадника видится указание на войны.

Следующий всадник на вороном коне символизирует голод. Высохшее тело, одетое в грязно-серый холщовый хитон, отталкивающе уродливо, в нем нет жизни. В правой руке весы, которые, как считается, – говорят о точности, об отсутствии лишнего и потому весьма удобно напоминают о голоде.

Четвертый всадник на бледном коне символизирует смерть; атрибутом ее является коса, зажатая в костлявой в руке. На мертвенно-бледном лице его мы не видим признаков жизни.

Таким образом, видение четырех всадников представляет собой назидание человечеству, в нем содержится последний призыв оставить греховную жизнь и обратиться к Богу. Дальнейшие главы Апокалипсиса будут развивать глубже эту тему, говоря о том, что претерпев земные бедствия, христиане, пострадав физически, одержат духовную победу, оказавшись в Раю, тогда как мнимая победа грешников в мире сем обратится в прах.

Художник, экспериментируя в поисках выразительности картины, мастерски выстраивает не только сюжетную линию, но и композицию, концентрируя внимание на всадниках, не рассеиваясь на лишние подробности и детали; техника мазка точно передаёт движения и мимику не только воинов, но и коней; цветовая и световая подборка делает образы более реалистичными.

История

Картина была подарена Виктором Васнецовым Федору Шаляпину, о чем говорит дарственная авторская надпись в правом нижнем углу холста «Ф.И. Шаляпину В. Васнецов 1887 г.».

Через много десятков лет после написания полотна, в 1983 году, дочь Фёдора Ивановича передала полотно Васнецова Музею музыки. Это событие было приурочено к открытию Мемориальной усадьбы Ф.И. Шаляпина. Сегодня же картину можно увидеть в Государственном музее истории религии в Санкт-Петербурге.

Рекомендуемая литература

Комментировать