Амвросий Медиоланский

Амвросий Медиоланский
  • Дата создания: 1456
  • Техника: фреска
  • Материал: темпера
  • Размер: ?

Сюжет

Образ свт. Амвросия Медиоланского входит в цикл с изображением известных пророков, учителей церкви. Иконографическая программа храма посвящена истории обретения животворящего Креста Господня, составленную по сочинению Иакова Ворагинского «Золотая Легенда». Большинство композиций были исполнены известным художником Возрождения Пьетро делла Франческо. Самые известные из них:«Смерть Адама»,«Поклонение Древу Царицы Савской», «Перенесение священного древа»,«Сон Константина» и др. Цикл заканчивается изображением Благовещения.

Описание

Перед нами фрагмент фрески – голова свт. Амвросия Медиоланского, известного богослова, посвятившего большинство своих трудов борьбе с ересью арианства. Художник написал ростовую фигуру свт. Амвросия, являющуюся частью росписей базилики Сан-Франческо в Ареццо.

Свт. Амвросий изображен седовласым старцем, облаченным в красный плащ с капюшоном и белый льняной хитон. Правая рука его приподнята в благословляющем жесте, а в левой он держит книгу – вероятно это томик его собственных сочинений. Фигура вписана в стрельчатую арку с готическими сводами, изображающую внутреннее пространство церкви. Взор святителя обращен к зрителю, художник изображает лицо светящимся от радости; особенно выразительны глаза Святителя, живые с излучинками морщин у уголков, выдающих возраст, исполненные любви и вдохновения. Густая седая борода и брови подчеркивают почтенный возраст Амвросия, но его стройная фигура и этот открытый ясный взор демонстрирует юношескую неутомимость, целеустремленность, живость и глубину ума. Строгость сочеталась у святителя с необыкновенной добротой. Наделенный даром чудотворения, многих он исцелил от болезней. Однажды во Флоренции, пребывая в доме Децента, он воскресил умершего мальчика. Фреска исполнена мастерски, во многом художник повторяет манеру Пьетро делла Франческа, исполнившего большинство росписей в церкви: мастера отличает изысканная колористическая гамма, сочетание бледнорозовых, красных и серых тонов. Обобщая объём фигуры, вписывая ее в пространство храма, художник добивается впечатления просветленной радости в облике святителя. Образ исполнен глубокого внутреннего благородства, живого ума, достоинства. Характерной чертой является осязаемость, пластичность форм с одной стороны, а с другой – легкость и воздушность, выражающая одухотворенность образа.

История

О жизни художника сохранились весьма скудные сведения, неизвестно ни место его рождения, ни дата. Фамилия указывает предположительно место рождения художника, но точных даных нет. Также известно, что художник совместно с Пьетро делла Франческа и другими мастерами расписывал церковь Сан-Франческо в Ареццо. Основной фресковый цикл базилики начал создаваться по заказу богатой купеческой фамилии Баччи из Ареццо.

Рекомендуемая литература

Комментировать