Переход евреев через Красное море

Переход евреев через Красное море
  • Дата создания: 1891
  • Техника: Масло
  • Материал: Холст
  • Размер: 96×160
  • В Библии: Исх. 14:26-30

Сюжет

Полотно Айвазовского «Переход евреев через Красное море» относится к позднему этапу творчества художника. На картине представлен библейский сюжет, связанный с темой исхода Израильского народа из Египта. Еврейский народ долго жил в Египте. На протяжении значительной части этого периода он пребывал в состоянии рабства. Когда же он, следуя воле Божьей, под руководством Моисея, вышел из Египта и двинулся в сторону Обетованной земли, фараон, не желая его отпускать, ринулся за ним со своим войском в погоню. Казалось бы, он вот-вот настигнет «беглецов», но случиться этому не позволил Господь. По его воле воды лежавшего на пути еврейского народа Красного моря расступились, и народ перешел на другой берег по обнажившемуся морскому дну: «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились во́ды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: во́ды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх. 14:21-22).  Когда войско фараона последовало за еврейским народом, воды сомкнулись: «И сказал Господь Моисею: простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян, на колесницы их и на всадников их. И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась в свое место; а Египтяне бежали навстречу [воде]. Так потопил Господь Египтян среди моря. И вода возвратилась и покрыла колесницы и всадников всего войска фараонова, вошедших за ними в море; не осталось ни одного из них» (Исх. 14:26-28). Так израильтяне были избавлены от преследователей: «И избавил Господь в день тот Израильтян из рук Египтян, и увидели [сыны] Израилевы Египтян мертвыми на берегу моря».

Описание

Данная сцена изображена на полотне детально и достоверно. Зрительно само полотно можно также разделить на шесть зон: центр картины – море, затем идут левая и правая части переднего плана и два фрагмента неба над ними. Шестая часть – это задний план моря. На переднем плане, слева – египетские солдаты, одетые и вооружённые, тонут в водах Красного моря, сомкнувшихся после прохода евреев. Над морской пучиной возвышается могучая фигура Моисея. Его правая рука поднята вверх над волнами – в этом жесте великая вера и упование на божественное слово. В центре наверху изображена буря. Пробивающиеся лучи солнца справа, служат символами грядущего освобождения евреев из египетского рабства.

Но помимо исторических персонажей здесь изображено мастерски и виртуозно бушующее море, местами бирюзово-голубое с переходом в темно-синее, местами темно-серое, гармонирующее с цветом неба, затянутого сизо-черными тучами. Проблески лунного света выделяют толпу людей: мы видим, как узкой полосой движется народ израильский, а на первом плане, под ударами разгневанной морской пучины погибает войско преследователей вместе с колесницей фараона.

Для изображения бушующего моря, художником использовалась толстая кисть, примерно два сантиметра толщиной. Для прорисовки второй части воды, мягкая. В результате мастеру удалось показать плавный переход течения, оттенками передавая блики молнии. Все остальное рисовалось им после. Работа лакировалась поверх целых три раза.

История

Картина «Переход евреев через Красное море» была создана всего за год до смерти художника. Вся работа выполнена маслом, художник нередко использовал разогретый шпатель, который позволял снять издержки застывшего слоя. Требовалось показать плавный переход течения, оттенками передавая блики молнии. В итоге, художнику удалось изобразить обращенное вспять море, живое, светящееся изнутри, как будто зажженное огненным столпом Всевышнего.

Рекомендуемая литература

Комментировать