Давид с головой Голиафа

Давид с головой Голиафа
  • Дата создания: 1625 г.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 120 × 90 см.
  • В Библии: 1Цар.17:50-51.

Сюжет

Давид — второй царь Израиля, который был избран Богом за чистоту души и крепость веры, вместо самовольного Саула. Впервые вера Давида проявилась при битве израильтян с филистимлянами, считающимися непобедимыми врагами. Их предводитель великан Голиаф вызывал на поединок желающих и каждый раз одерживал победу. При этом филистимлянин насмехался над противником и поносил Бога Израилева. Никто не осмеливался выступить против столь грозного соперника, лишь юный Давид бросил вызов непобедимому врагу, уповая на волю Божию. Взяв разрешения у царя выступить против обидчика он победил его ударом камня, выпущенного из пращи. Враг был повержен, божественная правда восторжествовала (1Цар.17:50-51).

Победа над Голиафом стала первым подвигом Давида и принесла ему всенародную славу и любовь.

Описание

Перед зрителем представлена одна из самых известных картин художника, который получил прозвище «Альпийский Караваджо» за особую экспрессивность и выразительность образов. Следуя канонам барочной живописи, мастер изображает сцену триумфа Давида на темном фоне. Лицо Давида, его фигура освещены ярким светом, тогда как фигура побежденного Голиафа находится в тени. Свет и мрак – символы божественной силы, мощи, пламенной веры в противовес лжи, нечестию, дьявольской гордыни, которая привела прежде непобедимого Голиафа к позорному поражению.

Юное, несколько женственное лицо Давида с тонкими аристократическими чертами лица прекрасно, в нем спокойствие, свидетельствующее о глубокой вере и уповании на Бога, а также твердая уверенность в победе. Оно создает некоторый контраст с сильным, хорошо натренированным телом, развитой мускулатурой рук, прижимающих к земле пытающегося оказать сопротивление Голиафа.

Ударом кулака с намотанной на руку пращой юноша добивает врага. В правой руке Давид держит острый меч, приготовившись отсечь голову сопернику и представить ее в качестве трофея.

Поражают размеры меча – художник нарочито искажает размер оружия, чтобы усилить эмоциональный эффект, продемонстрировав мощь и силу пришедшего на поле боя пастушка Давида, о чем свидетельствует его одежда и дорожная сумка.

Поверженный Голиаф мертв, его лицо обезображено уродливой гримасой, глаза закрыты, на лбу виднеется рана от мощного удара камня, выпущенного из пращи. Давид прижимает голову врага к земле, выиграв неравный поединок.

Победой Давида над Голиафом началось наступление израильских и иудейских войск, которые изгнали со своей земли филистимлян.

Комментировать