Исцеление в Вифезде

Исцеление в Вифезде
  • Дата создания: 1883
  • Техника: Масло
  • Материал: Медь (?)
  • Размер: 104×84
  • В Библии: Ин. 5:1-16

Сюжет

На представленной картине изображена сцена исцеления расслабленного, о которой говорится в Евангелии от Иоанна. В Иерусалиме у Овечьих ворот находилась купальня, называвшаяся по-еврейски «Вифезда», что в переводе означает «дом милосердия». Купальня была знаменита тем, что «ангел Господень по временам сходил» в нее «и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4).

Здесь же в крытых галереях находилось множество больных людей, ожидающих возмущения воды. Среди них был один человек – расслабленный, страдавший от недуга тридцать восемь лет. Сам он не мог нормально передвигаться, и не было никого, кто помог бы ему спуститься к источнику, но, вместе с тем он терпеливо ожидал возможности исцелиться, уповая на Бога. Однажды Иисус Христос, проходя с учениками мимо целительного источника, увидел этого несчастного. Расслабленный и поведал Христу о своей беде и тотчас же был исцелен.

Описание

Перед взором зрителя предстает изображение купальни Вифезда, в центре показан бассейн с водой, а вокруг него собрались страждущие, ожидающие движения воды. В одном из арочных пролетов мы видим небольшую палатку, в которой находился расслабленный, ожидая чуда. Этот импровизированный навес соорудили сердобольные люди для того, чтобы укрыть его от палящего солнца. Они по-своему проявили долю милосердия, но не догадались поднести больного к купальне – каждый думал о себе, о своих родных и близких, поскольку исцелялся только тот, кто первый войдет в воду. Их милосердие было неполным, и вот Господь, увидев этого больного, показывает не просто чудо исцеления, а преподносит ученикам урок подлинного милосердия.

Художник изображает Спасителя не в центре полотна, а с края: величественная фигура Иисуса Христа в длинном белоснежном одеянии находится у колонны, возле которой сооружена палатка для больного. Он приподнимает потемневшую от времени грубую ткань, под которой лежит расслабленный. Мы не видим его лица – оно скрыто под пологом палатки, но его искалеченные ноги, измученное болезнью тело свидетельствуют о страшном мучительном недуге. Рядом находятся другие больные, но все они не обращают на него внимания, так как лежит он давно, и они уже привыкли к его присутствию. Кто-то подносит ему питье и пищу, кто-то укрывает от солнца, но увы, никто не спешит опустить его первого в воду, так как в этот момент думают о себе и своих близких. Видя веру больного, Спаситель благословляет его словами: «Встань, возьми постель твою и ходи!» (Ин. 5:8). И он тотчас же встает. Находящиеся рядом с Учителем ученики с изумлением наблюдают эту сцену.

История

Представленная картина является частью самого масштабного труда художника. В 1865 году он начал работу над циклом картин, которые впоследствии украсили молитвенный зал королевского дворца Фредериксборг. На завершение всей работы у него ушло четырнадцать лет. Полотна были написаны по основным моментам из жизни Христа и охватывали весь Его земной путь от рождения и до крестной смерти.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • Оксана Головко, 08.06.2025
    Христос изображен в сияющих одеяниях, причем мы понимаем, что это – солнечный свет, отражающийся от белых тканей, но одновременно художник демонстрирует божественную природу Спасителя. Эти светлые одежды сильно контрастируют с теми тканями, которыми окружен расслабленный (полог, покрывало). Прекрасный Христос и человек в его болезнях, слабостях, беззащитный и слабый, не могущий ступить ни шагу.
    И вот Бог приходит к человеку в его немощах, чтобы поднять, исцелить. Причем Он Сам поднимает полог, то есть Сам приближается к человеку. В Евангелии таких подробностей нет, зато там есть вопрос Христа к расслабленному: «хочешь ли быть здоров?» (Ин.5:6)
    В ответ человек говорит утвердительно и признается только в своем бессилии. И как раз именно этот момент показал художник.
    Ответить »
    • kozhelga, 08.06.2025
      Исцеление в купальне Вифезда — прообраз всеобщего воскресения. Каждый из нас подобен тяжко болящему, страдающему от неизлечимого недуга. Художник мастерски выстраивает композицию, сцена находит глубокий отклик в сердце, из глубин которого вырывается вопль к Спасителю: Боже,помоги мне грешному, ибо объят я многими болезнями и мучают меня многие страсти! В Тебе, Господи, единственная надежда и упование!
      Ответить »