-
Дата создания: 1886-1896 гг.
-
Техника: акварель, гуашь, графитовый карандаш
-
Материал: бумага
-
Размер: 18.3×28.1 см.
Сюжет
На картине мастера представлен известный эпизод из Евангелия, о котором повествуют два евангелиста – Марк и Лука. По их свидетельству, Христос обратил особое внимание на то, как люди относятся к делам милосердия, делая приношение в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Примером подлинной жертвы, принесенной от чистого сердца стала лепта вдовы, отдавшей Богу самое последнее, что у нее было – маленькую монету, которая имела самую ничтожную стоимость. Эта жертва стала подлинным свидетельством любви к Богу, в отличие от богатых подношений фарисеев, сделанных напоказ, ради собственной славы. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Пришедши же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу; ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк.12:41-44). По толкованию святых отцов, решающий перевес жертве бедной женщины дало то расположение внутреннее, которое она имела, внося свои лепты в сокровищницу. Полное доверие Богу, предание своей жизни и жизни своих детей в Его волю – эти внутренние добродетели похвалил Христос: «…увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк.21:2-4).
Описание
На картине художник изобразил известный евангельский сюжет, акцентировав внимание на реакции иудеев, собравшихся во дворе синагоги. Увидев ничтожную сумму, принесенную бедной вдовой, они с презрением смотрят на несчастную женщину, покидающую храм: их взоры чужды какого-либо сочувствия.
Исполняя данное в Законе правило, они приносили десятую часть своих доходов исправно, но не их подаяние удостоилось похвалы Иисуса Христа, а приношение бедной вдовы, отдавшей в храмовую сокровищницу свои последние средства.
Смиренно опустив голову, женщина с ребенком на руках старается пройти незаметно, чувствуя на себе осуждающие взгляды сидящих на скамьях иудеев. Бедная одежда выдает ее тяжелое материальное положение. Лицо вдовы серьезно, она погружена в тяжелое размышление о том, как ей жить дальше: на ее плечах весь быт и забота о ребенке. Ей некому помочь – она осталась одна в опустевшем после смерти мужа доме, приняв на себя тяжелые труды и заботы о пропитании, о содержании семьи.
Подходящие к сокровищнице зажиточные горожане не обращают на женщину внимания: довольные собой, своим положением, они кладут монеты, считая, что Бог принял их жертву.
Среди этого собрания выделяется фигура Иисуса Христа, облаченного в белые одежды, символизирующие Его святость и безгрешность. Спаситель указывает сидящим завсегдатаям на бедную вдову, которая не привлекает их внимания. Она уже принесла свое подаяние и смиренно, склонив голову, отошла в сторону, отдав Богу последнее.
Действие происходит во внутреннем дворике, отделанном камнем. Пространство синагоги залито лучами полуденного солнца. Сокровищницу выделяют две мраморные колонны, с позолоченными капителями. Каменные ступени и сиденья символизируют окаменевшие в гордыне и самодовольстве сердца. На картине только два живых персонажа – Христос и женщина, фигуры остальных людей, их движения и позы кажутся наигранными и неестественными – на них печать бездушия, духовной черствости.
Призывая учеников беречься «закваски Фарисеевой», Христос находил всякий удобный случай, чтобы показать это различие между внешним бездушным фарисейским исполнением Закона и искренним служением Богу.
Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, — это классический образ человека, возлюбившего Бога всем сердцем. В нем превозносится самое главное — качество подлинной веры и любви, а не количество принесенных жертв.
История
Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи. Его работы, изображающие дам в модных нарядах, имели колоссальный успех у коллекционеров и приносили живописцу внушительный доход. Однако, после внезапной смерти возлюбленной, художник переживает сильнейшую переоценку ценностей, приходит к вере и решает посвятить весь свой талант творческому исследованию Священного Писания. С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889 гг.) Палестину. Обетованная земля становится последней любовью его жизни. Вдохновленный этим путешествием художник создает цикл картин «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа». В него вошли 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля в Париже. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 году.
Серия была выполнена в стиле ориентализма. Работы мастера отличаются чрезвычайно скрупулезным вниманием к деталям, к характерным особенностям быта и архитектуры, к природе Палестины и к типажам местных жителей. Главным художественно-выразительным средством в этих акварелях становится не столько цвет, сколько линия, мастерски владея которой, Тиссо создает экспрессивные, живые, чувственные образы.
Критика
Известный критик, современник художника Джон Хьюс отзывается о творчестве Дж. Тиссо следующим образом: «Это искусство усовершенствованного реализма, применимо к религиозному искусству. Дж. Тиссо чувствовал, что Христианство должно быть изображено в искусстве с предельной правдивостью… Дж. Тиссо для христианского искусства, это то же, что и Ренан для христианской теологии». Hughes J. H. Tissot’s Contribution to Religious Art // Brush and Pencil. Vol. 10, № 6. P. 357.
Комментировать