-
Дата создания: XVII в.
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 57×70 см
Сюжет
Скупой библейский рассказ о жизни первых людей послужил основой для многих поздних добавлений и переработок. Одной из таких вариаций стал сюжет «Оплакивание Авеля Адамом и Евой». В Библии ничего не говорится о горе прародителей, но уже в средневековых мистериях появляются рыдающие над Авелем Адам и Ева. Тогда же этот сюжет появляется и в изобразительном искусстве, а особенную популярность он получил в эпоху барокко. Во многом это связано с возрождением жанра средневековых мистерий, прямыми наследниками которых были «Смерть Авеля» Гесснера и «Потерянный рай» Д. Мильтона.
Описание
На представленном полотне показана сцена оплакивания Прародителями Адамом и Евой убиенного из зависти старшим братом Каином Авеля. Свершилось первое преступление – убийство. Распростертое тело Авеля лежит на земле, рядом с ним рыдающая Ева и Адам. Ева крестообразно распростерши руки, с распущенными медно-рыжими волосами, полуобнаженная с соскальзывающим покрывалом бросается к своему сыну, пытаясь как бы защитить его – но увы, все ее усилия напрасны, ее сын мертв и спасти его уже невозможно. Изумленный и растерянный Адам не знает, что ему делать. На его лице застыл немой вопрос: как такое могло случиться, ведь ничто не предвещало беды. Рядом с ними их третий сын – Сиф: он совсем еще юн, но, потрясенный горем, сложив руки, он оплакивает гибель старшего брата. Окружающая природа как бы вторит случившемуся горю: небеса затянуты серыми тучами, на землю опустился тяжелый мрак. Животные смиренно склонили выи, а вдали еще клубится дым от жертвенника и видна убегающая фигура Каина – убийцы своего брата.
Безмолвствуют седые горы, замерли в тяжелом ожидании поля – нет оправдания совершенному убийству. Не такова ли плата за совершенный грех в Раю?
В этом произведении смешиваются два стиля: маньеризм и барокко: зритель втягивается в пространство изображения, будто подхваченный вихрем, что делает его соучастником происходящего. Открытая динамика композиции отличается от замкнутой плоскости картин, характерных для живописи Ренессанса. Эмоциональное напряжение означает рождение нового, барочного восприятия и становится началом барочной драмы.
Рекомендуемая литература
- Авель Азбука веры
- Адам Азбука веры
- Ева Азбука веры
- Толкования на Бытие 4:2
- Тест: Книга Бытия
- Праведный А́вель, сын Ада́ма
- Каин Библейская энциклопедия
- Каин и Авель прот. Олег Стеняев
- Каин и Авель схиархим. Пантелеймон (Агриков)
- Беседа 19 на книгу Бытия свт. Иоанн Златоуст
- История Каина и Авеля в Великом покаянном каноне еп. Виссарион (Нечаев)
- Каин и каиниты свящ. А. Петровский
Комментировать