Пасхальный обряд. Христосование

Пасхальный обряд. Христосование
  • Дата создания: 1916
  • Техника: темпера
  • Материал: бумага на картоне
  • Размер: 50×42 см.

Описание

Полотна Кустодиева привлекают внимание своим оригинальным и самобытным стилем. Они уникально передают русскую культуру и традиции и являются настоящим сокровищем в мире искусства.

Перед зрителем на картине показано поздравление со Светлым Праздником Воскресения Христова, называемое в народе «христосованием».

Действие происходит в купеческом доме, в столовой, где все приготовлено для праздничного пиршества: на белоснежной открахмаленной скатерти высятся куличи с бумажными розами, на блюде горкой выложены крашеные яйца, рядом выстроились в ряд разнообразные наливки и домашние вина, здесь же на белой тарелке приготовлена банка черной икры, чуть поодаль высится пирамидой творожная пасха посреди всевозможных снедей.

В левом углу показана супружеская пара: купец с купчихой, христосующиеся друг с другом. Оба в честь праздника облачились в лучшие наряды: купец в бархатный двубортный сюртук, его супруга в яркое атласное платье и роскошную шаль с орнаментом из роз. Обняв жену, купец держит в качестве подарка яичко-крашенку, лицо его сияет от радости в честь Светлого Праздника.

На заднем плане художник изобразил сине-голубые обои с рисунком в виде рога изобилия, символизирующего достаток.

Художнику удалось передать радостное настроение главного Православного праздника в простой бесхитростной обстановке – обычном купеческом доме с патриархальными порядками, неизменным бытом, медленно протекающим временем. Кажется, что так будет всегда — и труды, и праздники, и тихая размеренная жизнь. Но, увы, пути истории непредсказуемы и в этой милой сцене все же чувствуется щемящий холодок тревоги.

На дворе 1916 год. Где-то там далеко идет Первая мировая война, и чувствуется в этом красочном изобилии и мерном движении времени едва заметное и еле уловимое ощущение конца эпохи, предчувствие грядущих перемен.

История

Картина была написана в 1916 году, в разгар Первой мировой войны.

Внимательный наблюдатель и талантливый художник, Кустодиев создал в своих работах настоящую энциклопедию купеческой жизни. Часто исследователи его творчества называют мастера «бытописателем русской провинции».

Критика

А. Бенуа писал о Борисе Кустодиеве: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Комментировать