-
Дата создания: 1889
-
Техника: масло
-
Материал: холст
Сюжет
Перед нами казалось бы простой сюжет: наставление пожилого монаха юноше по горячности сбежавшего из родительского дома, чтобы осуществить свою мечту: стать иноком. В его основу была положена реальная история, которая потрясла художника.
В селе Татево, где находилась народная школа профессора Рачинского – покровителя Богданова-Бельского – начинающий художник повстречал юношу, который привлек его внимание грустным, погруженным в тяжкие думы взглядом.
Этот подросток четырнадцати лет, под впечатлением от рассказов о знаменитых православных подвижниках, однажды покинул родное село и ушел в лес прямо в лютый мороз. Там он соорудил себе хижину и в течение двух недель питался хлебом, желая стать отшельником. Не испросив предварительно ни совета, ни благословения у опытного духовника, он не рассчитал сил, но, к счастью, был найден и спасен от верной смерти односельчанами.
Описание
Перед нами художник изобразил двух персонажей: пожилого опытного монаха-странника и совсем юного мечтателя, который смотрит куда-то вдаль, погрузившись в сладостные грезы. Идет беседа. Глаза мальчика, его душа воспалены от разговора. Перед его мысленным взором открываются невидимые горизонты, унося его в воображаемые миры с сильными и благородными людьми, совершающими благородные подвиги. Монашество представляется ему рыцарской средневековой балладой, душа его горит от нетерпения и, как это свойственно порывам юности, он стремится тотчас же ее исполнить. В его взоре прочитывается мысль «здесь и сейчас». Худенький, мечтательный, с открытым взглядом, устремленный в будущее он вызывает одновременно и симпатию и страх за его будущность – ничто так не болезненно для молодого человека, как крушение его идеалов.
Повидавший жизнь странник совсем по-иному смотрит на мир – он многое пережил, претерпел, жизнь его многому научила.
Но и тот, и другой персонаж как бы дополняют друг друга, составляя цельный образ христианина, для которого необходима легкость и открытость, как правило, свойственная юности, и вместе с тем — мудрость и рассудительность.
Действие происходит в избе, обстановка ее весьма бедна, можно сказать, прозаична и приземлена: полати в два этажа, висящая на перекладине одежда; всей этой грубоватой простоте противостоят два человека. Будущий инок и инок, уже прошедший большой жизненный путь.
Загадка данной картины в зеркальности образов, в их перекличке друг с другом. Неслучайно мастер писал: «В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне… Перед концом работы у меня сделался даже обморок».
История
Тема духовных поисков была близка художнику, и впоследствии еще не раз проявится в его творчестве в виде сюжетов, подсмотренных в православных храмах. Данная картина была дипломной работой художника, за которую Богданов-Бельский по окончании художественного училища получил награду – большую серебряную медаль и звание «классного художника». За 300 рублей картину купил Солдатенков. В 1890 году она участвовала в выставке Товарищества передвижников. После выставки картина была переуступлена императрице Марии Федоровне.
Критика
Картина была положительно оценена художественной комиссией и получила восторженный отзыв известного критика В. Стасова: «Талантливый художник прямо со школьной скамьи».
Рекомендуемая литература
- Кратко о монашестве
- Статьи и книги о монашестве
- Монастырь Азбука веры
- Инок Азбука веры
- Постриг монашеский Азбука веры
- Тест: Монашество
- Девушке, выбирающей между браком и монашеством свт. Николай Сербский
- Монашество
Комментировать