Поклонение пастухов

Поклонение пастухов

Сюжет

Перед зрителем предстает сцена, связанная с историей Рождества Господа Иисуса Христа. Как следует из евангельского повествования, это радостное событие сопровождалось явлением ангелов пастухам, стерегущим стада близ Вифлеема. При этом один из ангелов сообщил им о рождении Мессии: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2:15-19).

Описание

На картине Эстебана Мурильо представлена сцена Рождества Христова. Центром композиции является Богомладенец Христос, Который в белых пеленах лежит на сене в яслях. Мягкий свет, который идет от лица Богомладенца освещает лица склонившихся над яслями Иосифа и Марии в окружении пастухов. Матерь Божия заботливо отворачивает пелены, показывая явившегося в мир Младенца. Это смысловой центр полотна. Пастухи восхищаются Младенцем, их взгляды полны благоговения.

Действие происходит в хлеву, в бедной обстановке. Здесь мы видим вола и осла. Богоматерь с нежным выражением лица держит конец ткани, собираясь укрыть Сына. Иосиф Обручник, указывая рукой на Младенца, о чем-то говорит Богородице. Темный фон, насыщенные густые тона, красноватые в тенях, контрасты света и тени, подчеркнуто земные, реальные персонажи сближают манеру художника с творчеством Караваджо.

Художнику удалось передать настроение христианского праздника, которое описывается словами: «И на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14).

История

Картина «Поклонение пастухов» написана Эстебаном Мурильо в 1668 году и принадлежит позднему периоду творчества мастера.

Критика

По отзывам современников Мурильо был человеком спокойным, мягким и приветливым. Ни раннее сиротство, ни потеря первенца и смерть жены, не ожесточили его, но, напротив, укрепили веру и умножили добрые дела. Известно, что потеряв любимую супругу, художник стал больше внимания уделять благотворительности. Его внимание и любовь к простым людям, их жизни и проблемам отразилась в портретах детей и обездоленных. Когда популярность Мурильо как религиозного живописца со временем утихла, то неоспоримую художественную ценность сохранили созданные им детские портреты, в которых жизненная правда плотно сплелась с оптимизмом.

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

2 комментария

  • Вадим, 27.10.2024
    И божий лик изобразится в них!
    Аминь.
    Ответить »
  • alksen, 22.07.2025
    Теплое, нежное, как и многие другие работы художника, произведение. Мурильо показывает всю значимость произошедшего События, но делает это через образ уютного камерного пространства, вместившего в себя чудо Богоявления.
    Рука пастуха на переднем плане касается ягненка и это усиливает ощущение трогательности, которое производит картина. Вместе с тем ягненок напоминает о жертвенном агнце, о грядущей жертве Спасителя, Который сейчас лежит беззащитный в яслях, на соломе, сияющей золотом, на сияющей белой ткани, но мы знаем, что спустя время, похожие ткани будут вокруг Него — погребальные пелены…
    И предчувствие этого — и в сосредоточенном образе Матери Богомладенца.
    Ответить »