Праведный Симеон Богоприимец

Праведный Симеон Богоприимец

Сюжет

Сюжет картины воспроизводит один из знаковых эпизодов Евангелия от Луки – о Сретении, встрече праведного Симеона со Спасителем мира Богомладенцем Иисусом (Лк. 2:22-35). Как повествует апостол, Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Рембрандт отображает данный момент, сосредотачиваясь на изображении прославляющего Господа Симеона Богоприимца, который принял на руки вочеловечившегося Сына Божия (Лк. 2:27-32).

Описание

На представленной картине слева мы видим одухотворенного седовласого и седобородого старца Симеона. Его лицо выражает непоколебимую убежденность в том, что принятый им на руки Младенец – обетованный Мессия. Вместе с тем оно выражает нежность по отношению к Младенцу. Художник мастерски передает выразительность благоговейно закрытых старческих глаз, узловатых старческих рук, бережно держащих спеленатого Иисуса.

Рядом с праведным Симеоном, в тени, – женщина. Она улыбается, глядя на Спасителя. У искусствоведов нет единого мнения, кто это: святая Анна или же Матерь Божия Мария.

Контраст озаренной внутренним сиянием седобородой головы выпрямляющегося Симеона на первом плане слева, и погруженного в тень темного покрывала лица женщины на втором плане справа подчеркивает и оттенок трагических предчувствий, звучащий в картине. Старец Симеон видел собственными глазами, держал в своих руках Светоч мира, Надежду человечества. Теперь он может свободно отойти ко Господу.

Картина выполнена в тёмно-коричневых тонах, характерных для позднего творчества мастера. Хрупкая фигура старца, бережно держащего на руках Младенца Христа, выполнена более светлыми мазками, она выделяется на тёмном фоне, как бы проступает из тени. Художник рисует сцену очень сдержанно – нет ярких цветовых пятен или резких контрастов.

История

«Симеон во Храме» – не единственная картина художника на этот библейский сюжет. Существует также работа 1631 года – однако перед нами последний шедевр великого мастера. Картина осталась незаконченной – завершить работу помешала смерть художника в 1669 году

Рекомендуемая литература

Комментировать

 

1 Комментарий

  • aloks, 04.07.2024
    Биография Рембрандта — путь от яркой успешной благополучной, даже блистательной жизни, профессиональной востребованности к нищете, потере всех дорогих людей, полному непониманию зрителей. Им казалось, художник сошел с ума и создаёт непонятную мазню… А еще биография Рембрандта — творческий путь в глубину, постижение Бога, Его места в мире с помощью художественного мастерства… Именно эта глубина оказалась непонятой современниками. Последние его работы – это уже совсем другой уровень мастерства, нечто, больше, чем просто формальный профессионализм, который у художника всегда – высочайший.
    Темнота фона и свет, выхватывающий из темноты лица его героев, усиливаются в последних работах, которые все больше и больше не отпускают от себя, втягиваю, как картина «Сретение».
    Старый, уставший Симеон, бережно держит в руках Младенца, словно боясь поверить — сбылось! Младенец — трепетный, беззащитный — ведь именно таким Он пришел ради нашего спасения, умалился до этой беззащитности…
    Это, действительно, Встреча — Ветхого и Нового Завета. Непостижимая, но при этом зримая встреча с Богом.
    Ответить »