Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде

Сюжет

Сюжет картины взят из Евангелия, где повествуется о праздновании дня рождения царя Ирода, в процессе которого Саломия, дочь Иродиады, бывшей жены брата Ирода, Филиппа (которую он незаконно взял себе, за что был обличаем со стороны Иоанна Крестителя) исполнила танец. Ирод был очарован этим танцем настолько, что «с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит» (Мф.14:7). Она же, по наущению своей матери, потребовала поднести ей голову заточенного в темницу Иоанна Крестителя. Ирод «опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца.., повелел принести голову его» (Мк.6:26-27), что и было исполнено.

Описание

Суриков изображает тот момент, когда Саломея приносит голову на блюде, а Иродиада, довольная, смотрит на нее.

Перед зрителем на картине предстает терраса царского дворца, убранная красным, украшенная светильниками, опахалом и прочими декоративными предметами. Красный цвет присутствует и в одеянии обеих персон, образы которых поданы довольно контрастно. Злорадствующая Иродиада, испытывающая восторг от удавшейся коварной мести и легкомысленная Саломея, не до конца осознавшая всю тяжесть совершенного преступления. Взгляды обеих женщин прикованы к голове Иоанна Крестителя, которая является композиционным и смысловым центром изображения. Она написана с большой экспрессией, и производит сильное впечатление. Лицо Иоанна покрыто мертвенной бледностью, что подчеркнуто спутанными прядями медно-красных волос. В целом коричневато-красная цветовая гамма произведения соответствует сюжету – мученической смерти пророка.

В изображении обстановки Суриков стремится к конкретности и подлинности. Действие происходит в комнате дворца, выходящего на террасу. В академическом эскизе художник только намечает детали обстановки: в глубине комнаты видны светильники, зеркала, ларцы с драгоценностями, пространство устлано тканями и коврами. В законченном произведении многочисленные атрибуты, украшения и ткани прописаны более подробно. Включение восточных мотивов и орнаментики говорит о желании молодого живописца создать подлинную атмосферу происходящего.

История

Полотно было создано в 1872 году в виде эскиза во время обучения художника в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств (1869-1875). За академическую работу «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» 25-летний художник получает приличную премию в размере 25-ти рублей.

Критика

Крупный художник-современник Константин Маковский позже скажет о выразительной манере, присутствующей уже в этой картине и очень ярко проявившейся в творчестве Сурикова впоследствии, следующее: «…доминирует повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое… и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением».

Рекомендуемая литература

Комментировать