Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде

Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде

Сюжет

Сюжет картины взят из Евангелия, где повествуется о Саломее, угодившей своим танцем царю Ироду и его приближенным. За понравившийся танец Ирод пообещал преподнести всё, что пожелает красивая танцовщица, даже если речь пойдёт о половине его царства. Но, по наущению своей матери, состоявшей в незаконной связи с Иродом, Саломея потребовала поднести ей голову заточенного в темницу Иоанна Крестителя. Дав обещание перед своими приближенными, царь вынужден был исполнить его.

Суриков изображает тот момент, когда Саломея приносит голову на блюде, а Иродиада смотрит на нее, довольная удавшейся местью.

Описание

Художник изображает эпизод, когда отсеченная голова пророка принесена на блюде, и крайне удовлетворенная Иродиада не без сатанинского удовольствия, о чем красноречиво свидетельствует выражение ее лица, созерцает эту картину.

Перед зрителем на картине предстает терраса царского дворца, убранная красным, украшенная светильниками, опахалом и прочими декоративными предметами. Красный цвет присутствует и в одеянии обеих персон, образы которых поданы довольно контрастно. Злорадствующая Иродиада, испытывающая восторг от удавшейся коварной мести и легкомысленная Саломея, не до конца осознавшая всю тяжесть совершенного преступления. Взгляды обеих женщин прикованы к голове Иоанна Крестителя, которая является композиционным и смысловым центром изображения. Она написана с большой экспрессией, и производит сильное впечатление. Лицо Иоанна с суровыми чертами покрыто мертвенной бледностью, что подчеркнуто спутанными прядями медно-красных волос. В целом коричневато-красная цветовая гамма произведения соответствует сюжету – мученической смерти пророка.

В изображении обстановки Суриков стремится к конкретности и подлинности. Действие происходит в комнате дворца, выходящего на террасу. В академическом эскизе художник только намечает детали обстановки: в глубине комнаты видны светильники, зеркала, ларцы с драгоценностями, пространство устлано тканями и коврами. В законченном произведении многочисленные атрибуты, украшения и ткани прописаны более подробно. Включение восточных мотивов и орнаментики говорит о желании молодого живописца создать подлинную атмосферу происходящего.

История

Полотно было создано в 1872 году в виде эскиза во время обучения художника в Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств (1869-1875). За академическую работу «Саломея приносит голову Иоанна Крестителя своей матери Иродиаде» 25-летний художник получает приличную премию в размере 25-ти рублей.

Критика

Крупный художник-современник Константин Маковский позже скажет о выразительной манере, присутствующей уже в этой картине и очень ярко проявившейся в творчестве Сурикова впоследствии, следующее: «…доминирует повелительная убежденность галлюцината. Он действительно видит прошлое, варварское, кровавое… и рассказывает свои видения так выпукло-ярко, словно не знает различия между сном и явью. Эти видения-картины фантастическим реализмом деталей и цельностью обобщающего настроения вызывают чувство, похожее на испуг. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника, и бред его кажется вещим. Правда исторической панорамы становится откровением».

Рекомендуемая литература

Комментировать