-
Дата создания: 1886-1896 гг.
-
Техника: акварель, тушь
-
Материал: бумага
-
Размер: 251м × 0.194 см.
Сюжет
Сюжет картины Джеймса Тиссо основан на библейской притче «Слепой ведёт слепого», в которой Иисус обращается к иерусалимским книжникам и фарисеям: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму» (Мф. 15:14). Под слепыми подразумеваются здесь фарисеи и книжники, которые отвергнув Христа – Истинного Спасителя, увлекали народ в пропасть неверия, лжи, гордости и тщеславия. Слова Спасителя также обращены ко всем еретикам, которые искажают свет божественной Истины и влекут в пропасть. Слепота телесная здесь символизирует слепоту духовную, а яма – ад, который приготовлен всем грешникам, отступившим от учения Иисуса Христа.
Описание
Тиссо Джеймс, работая над картиной делает перекличку с одноименной картиной Питера Брейгеля – и там, и здесь показана вереница шествующих слепцов, ведомых таким же слепым вожаком. Вся процессия попадает в яму. Однако Тиссо переносит действие непосредственно в Палестину, на что указывает пейзаж: каменистая почва, низкорослые изогнутые деревья, опаляемые беспощадными лучами солнца.
Очень выразительны позы и жесты слепцов: держась друг за друга, они бредут наугад, следуя за своим вожаком, который ведет всю процессию наугад, притворяясь зрячим. Споткнувшись на дороге, он теряет равновесие и падает, увлекая за собой своих путников, уверенных в том, что вожак зрячий. Тиссо в данной картине показывает аллегорический образ духовной слепоты: лица слепцов демонстрируют различные пороки: ропот, гнев, недовольство, зависть, обиду. Косность ума и окаменение их сердец символизирует высохшая, каменистая земля, иссохшие деревья, не дающие плодов.
Диагональная композиция зрительно усиливает впечатление движения девяти последовательно падающих фигур. Слепец, возомнивший себя зрячим, беспомощно протягивает руки вперед, как бы ища опоры. Не находя ее, он теряет равновесие и падает, увлекая за собой своих последователей – таких же слепцов, не ведающих света Божественной Истины и пребывающих во мраке безверия.
История
Свою творческую карьеру Джеймс Тиссо начал с салонной живописи. Его работы, изображающие дам в модных нарядах, имели колоссальный успех у коллекционеров и приносили живописцу внушительный доход. Однако, после внезапной смерти возлюбленной, художник переживает сильнейшую переоценку ценностей, приходит к вере и решает посвятить весь свой талант творческому исследованию Священного Писания. С этой целью он не раз посещает (в 1886-87 и в 1889 гг.) Палестину. Обетованная земля становится последней любовью его жизни. Он создает более 450 работ на библейские сюжеты. Из них 365 акварелей, которые были выставлены в 1896 в Салоне Марсова Поля и вызвали огромный отклик у публики.
Цикл по Ветхому Завету Тиссо закончить не успел — завершены были лишь его работы к Пятикнижию, Историческим книгам и книгам Иова. Репродукции с них были изданы в Париже и в Лондоне в 1904 году.
Комментировать