-
Дата создания: 1884
-
Техника: масло
-
Материал: холст
-
Размер: 48 × 69 см.
Сюжет
Сюжет имеет перекличку с изображением агап — собраний первых христиан за трапезой, вечерей любви.
Описание
На полотне мы видим богомольцев, прибывших в Троице-Сергиеву лавру. Вероятно, многие из них прибыли на богомолье издалека. После длительной утренней службы они собрались во дворе – вот они, малые мира сего, к которым благоволит Господь. Какая радость на этих милых, добрых лицах от пара горячей похлебки, поднимающегося в сыром промозглом воздухе, от согревающей теплоты только что принесенных блюд, от общения с людьми, прибывшими из разных уголков России!
Котомки, вещевые мешки, поношенные шинели из грубой шерсти, латанные цветные накидки – все это представляет причудливый узор, сливающийся в невообразимую и дивную палитру. Но бедность – не порок, о чем свидетельствуют радостные лица и проходящий между рядами говорок. И льются отовсюду, словно песня, рассказы, разговоры о дороге, о святынях, встретившихся по пути, о чудесах, произошедших в трудном и опасном странствии. Во всем этом пестром многолюдье – романтика дороги и радость от нежданной встречи с близкими людьми, идущими из разных городов и сел на богомолье.
Художник делает акцент на людях, собравшихся на улице у стен монастыря на трапезу, объединенных вместе молитвенным настроем и светлой радостью от дружеской беседы. Здесь явная аллюзия на вечери любви — агапы ранних христиан, где все единодушно пребывали вместе.
Часто встречающиеся в произведениях художника теплый колорит и внимание к деталям позволяют зрителю не только полюбоваться красотой написанной сцены, но и рассмотреть все детали быта простых людей — крестьян, служивых, обедневших горожан, ремесленников и мещан.
Наблюдательно и тонко показаны герои полотна: в лицах и фигурах обедающих богомольцев нет напряжения, следа печали и уныния, напротив – светлая и тихая радость, открытость миру, доброта. Образы паломников не лишены портретной индивидуальности, но при этом объединены общей им верой, любовью ко Господу, молитвенным настроем.
Мужчины изображены тружениками, хозяевами, женщины — заботливыми супругами и матерями, смиренными и скромными. Создается ощущение спокойного течения жизни, тяжелой, трудной, но насыщенной глубоким смыслом – самоотверженному служению Богу.
История
В 1880-х годах художник Константин Егорович Маковский, автор исторических картин, создал шедевр под названием «Трапеза богомольцев в Троице-Сергиевой Лавре». На этом полотне изображены богомольцы, приехавшие в Лавру на 500-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. В этот день, как утверждают исторические документы, в Лавре вкусили трапезу 10000 человек.
Константин Егорович Маковский известен как автор многих произведений на историческую тематику. Обращение же художника к сюжетам крестьянской жизни сыграло значительную роль в становлении передвижнической жанровой картины в русском искусстве второй половины ХIХ века. Необыкновенный всплеск интереса к подобного рода сюжетам произошел в творчестве художника в годы зарождения широкого общественного движения, названного «хождением в народ». Этот яркий и плодотворный период в развитии жанровой картины связан со временем возникновения Товарищества передвижных художественных выставок, учредителем которого и стал в 1870 году Константин Маковский. В это время он особенно много путешествовал по России, собирая материал о крестьянской жизни.
Картина была создана в период расцвета жанровой живописи в России. При этом написана она в самобытной, свойственной именно Маковскому импрессионистической манере.
Комментировать