В скиту

В скиту

Описание

Главные героини сюжета – это две сестры, взявшиеся за руки, которые идут по дворику скита. Сам двор расположился над рекой Волгой, вокруг него – деревянная оградка. В реке течет голубая чистая вода, окутанная легкой прозрачной дымкой воздуха. На дворе теплый май, трава уже сочная и светло-зеленая. Она, будто мягкий ковер, расстелилась по двору скита.

Одна из сестер одета в темные траурные одежды, на голове ее черный платок. Сестра печальна, погружена в раздумья, и как будто не видит наступившую вокруг живую весну. Другая же, наоборот, изображена в веселом праздничном светлом сарафане, на голове у нее яркий цветной платок, а в руке она держит букет из живых цветов. Она протягивает руку и как бы приветствует кого-то, с другой стороны. Ее переполняет любовь к жизни, веселье и радует наступившая кругом весна.

Казалось бы, художник противопоставляет печаль и радость: их признаки отражены в одеждах двух сестер, в их мимике, в деталях пейзажа. У зрителя может сложиться впечатление, что таким образом автор картины принципиально противопоставляет расположенность душ изображенных на картине героинь: одна (печальная) устремлена к Небу, другая (радующаяся) к земле. Но на самом деле ни печаль не является безусловным признаком устремленности человека к Богу, ни радость – безусловным признаком устремленности его к мирской суете. Господь не запрещает человеку радоваться, в том числе и о земных вещах, ни призывает к непрестанной заунывной печали. Пагубно – увлекаться греховными удовольствиями, страстно прилепляться к земным вещам (во вред спасению).

История

Перед нами одна из картин «философского цикла» мастера, на которого повлияло учение русских религиозных мыслителей – В.С. Соловьева, о. Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова. Картины, написанные в период с 1915 по 1918 год отличает философичность, символизм, особая эмоциональная выразительность.

Рекомендуемая литература

Комментировать