Третий Вселенский Эфесский Собор

Третий Вселенский Эфесский Собор
  • Дата создания: 1876
  • Техника: масло
  • Материал: холст на картоне
  • Размер: 33,6×32,2

Сюжет

Перед нами эскиз, изображающий события Третьего Вселенского Собора, на котором была отвергнута ересь несторианства.

Описание

Многие знают Сурикова как мастера масштабных исторических полотен, но, тем не менее, художник в своем творчестве обращался и к религиозным сюжетам. Такой работой стала картина «Третий Вселенский Эфесский Собор», которая была написана в 1876 году.

На стене храма Христа Спасителя вверху Суриков изобразил сцену, отображающую один из эпизодов деятельности Третьего (Эфесского) Вселенского Собора, созванного императором Феодосием II в 431 году против цареградского патриарха Нестория, учившего, что Пресвятая Мария родила не Бога (в прямом значении слова), но человека и что, следовательно, Её нельзя называть Богородицей, но следует называть Христородицей, человекородицей. Из учения этого ересиарха следовало, что Христос не является вочеловечившимся Сыном Божьим, но является человеком, соединенным с Богом духовно-благодатной связью. Художник показал один из самых драматических моментов деятельности Собора – выступление Кирилла Александрийского, открыто обличившего несториан и их предводителя Нестория.

В своем первоначальном эскизе Суриков нарушил требования Комиссии и изобразил несколько еретиков, изгоняемых им из храма. Патриарх Кирилл Александрийский на этом эскизе изображен в тяжелой золотой митре, его жест резок и категоричен. Он возвышается над кафедрой и смутными фигурами еретиков как судия. После переделок с головы патриарха исчезает митра, изображение приобретает стройность, еретики не изгоняемы, а заняты совещательным разговором. Как видно, Комиссия по строительству храма подходила к делам церковного прошлого более консервативно, скорректировав работу студента художественной Академии.

Выразительная манера изображения настолько живая, что зритель погружается в события давно ушедших веков, чувствуя себя непосредственным участником. Очень выразительно изображен Кирилл Александрийский, резким жестом останавливающий противников истинной веры. Удивительно, как Василий Суриков смог в нескольких деталях запечатлеть ключевые моменты и интересные подробности Третьего Вселенского Собора. На картине мы видим членов Собора, вслушивающихся в слова пламенной речи епископа; искаженные от злобы лица еретиков, переговаривающихся друг с другом, но так и не способных выдвинуть логически связанные аргументы в свою защиту. Раскрытая на престоле книга – свидетельство правоты веры, брошенная грамота с писаниями Нестория осмысливается как символ опровержения лжи.

История

Изображение является третьей частью из четырех больших фресок, призванных показать историю христианской церкви с I по IX века нашей эры. Данный заказ художник получил в 1876 году, роспись была должна появиться в Храме Христа Спасителя в Москве.

Критика

Современница Сурикова С.Ф. Рогинская вспоминала:

«Художник взялся за исполнение картин, изображающих четыре Вселенских собора христианской церкви для строящегося в Москве храма Христа Спасителя. Вряд ли следует расценивать работу над этими обширными композициями как случайное явление в творческой биографии Сурикова. Тема Соборов, с их острыми дискуссиями, которые кончались часто трагически для инакомыслящих, еретиков, отвечала складу дарования Сурикова.

Правда, его стремление дать в этих композициях образы драматические, исполненные кипением внутренней душевной борьбы, все время наталкивались на противодействие сверху. Специальная комиссия настаивала на том, чтобы действующим лицам художник придал более благообразный вид. Приходилось «причесывать» их и в прямом и в переносном смысле этого слова (прилаживать бороды, смирять буйную копну волос одного из спорщиков и т. д.). И все же «Соборы» дали Сурикову опыт композиционного построения многофигурных полотен, который был столь необходим для последующих картин».

Рекомендуемая литература

Комментировать