Вселенские Соборы

Собор I II III IV V VI VII
Год 325 381 431 451 553 680 787
Место Никея Кон­стан­ти­но­поль Ефес Хал­ки­дон Кон­стан­ти­но­поль Кон­стан­ти­но­поль Никея
Импе­ра­тор св. Кон­стан­тин Вел. Фео­до­сий Вел. Фео­до­сий Младший Мар­ки­ан св. Юсти­ни­ан Кон­стан­тин Погонат Кон­стан­тин и Ирина
Пат­ри­арх св. Мит­ро­фа­ний свт. Гри­го­рий; Нектарий св. Кирилл Алек­сан­дрий­ский св. Ана­то­лий св. Евти­хий св. Геор­гий св. Тара­сий
Пред­се­да­тель Евста­фий Антиох. Меле­тий Ант; пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля
Папа Силь­вестр Дамас Целе­стин св. Лев Вели­кий Виги­лий Ага­фон Адри­ан
Чле­нов собора 318 150 200 630 165 170 367
Пра­во­слав­ные участники Алек­сандр Ал-др., Осия Кор­дуб­ский, Евста­фий Антиох., Иаков Низи­бий­ский, свт. Спи­ри­дон, свт. Николай Меле­тий Антиох., пре­ем­ник Вас. Вел. по Кес. кафед­ре Элла­дий, Гри­го­рий Нис, Кирилл Иеру­са­лим­ский, Гри­го­рий Богослов Мем­нон Ефес­ский, епи­ско­пы Алек­сан­дрии, Иеру­са­ли­ма, Пале­сти­ны, Иллирика Ана­то­лий КП, Мак­сим Антох., Юве­на­лий Иерус, Фал­ла­сий Кап­пад, лега­ты епп. Пас­ха­зий и Луцен­ций, Фео­до­рит Кирский Апо­ли­на­рий Алек­сан­дрий­ский, Домн Антиохийский Мака­рий Антиох., пре­св. Петр и Фео­дор, пред­ста­ви­те­ли Алек­сан­дрий­ско­го и Иеру­са­лим­ско­го патриархатов св. Тара­сий Константинопольский
Про­тив кого Ария Маке­до­ния, Аполинария Несто­рия Евти­хия и Диоскора “Трех глав” Моно­фе­ли­тов Ико­но­бор­цев
Кор­ни ереси Непри­ми­ри­мость иудео-гно­сти­че­ско­го созна­ния с тай­ной Боговоплощения Ари­ан­ство Сочи­не­ния Фео­до­ра Моп­су­эт­ско­го и Дио­до­ра Тарсийского Неко­то­рые места у свт. Кирил­ла, свт. Афа­на­сия Александрийских Неко­то­рые места у Фео­до­ри­та Кир­ско­го, посла­ние Ивы Эдес­ско­го к марию Пер­су, тво­ре­ния Фео­до­ра Мопсуэстского Стрем­ле­ние имп. Ирак­лия посред­ством моно­фе­лит­ства достичь унии с монофизитами Ико­но­бор­че­ские и пав­ли­ки­ан­ские взгля­ды имп. Льва Исав­ря­ни­на (717–741)
Ересь Омо­усиос Сына с Отцом, “Сын Божий – про­из­ве­де­ние и тварь; было вре­мя, когда Сына не было; Сын изме­ня­ем по существу” Апо­ли­на­рий: “Место чело­ве­че­ско­го духа во Хри­сте заме­нил Боже­ствен­ный Логос”
Маке­до­ний: “Св. Дух – творение”
“Дева Мария – Хри­сто­ро­ди­ца”. Вопрос соеди­не­ния естеств во Христе Сли­я­ние во Хри­сте Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской при­род с погло­ще­ни­ем послед­ней пер­вою; Евтих: “После Вопло­ще­ния покло­ня­юсь одно­му есте­ству Бога вочеловечившегося” Про­не­сто­ри­ан­ские взгля­ды; осуж­де­ние III Вс. собо­ра, хулы на свт. Кирил­ла Александрийского Во Хри­сте одна воля и одно дей­ствие Божеское Ико­но­по­чи­та­ние – идо­ло­слу­же­ние. Неопи­су­е­мость Христа.
Сто­рон­ни­ки ересиарха Евсе­вий Нико­ми­дий­ский, Фео­на Мар­ма­рик­ский, Секунд Птолемаидский пре­св. Лам­пон, Иоанн Антио­хий­ский, пред­ста­ви­тель импе­ра­то­ра Кандидиан министр Хри­са­фий при дво­ре без­воль­но­го имп. Феодосия Факунд Гер­ми­ан­ский (Афри­ка) – “В защи­ту трех глав”; запад­ные и афри­кан­ские епи­ско­пы и пресвитеры имп. Ирак­лий, Кир Алек­сан­дрий­ский, пат­ри­ар­хи Кпля: Сер­гий, Пирр, Павел, Петр; папа Гоно­рий; Мака­рий Антио­хий­ский, монах Полихроний Кон­стан­тин Копроним
Обли­чи­те­ли ересиарха Алек­сандр Алек­сан­дрий­ский, Осия Кордубский Меле­тий Антио­хий­ский, Гри­го­рий Нисский Про­кл Кон­стан­ти­но­поль­ский, Евсе­вий Дори­лей­ский; свт. Кирилл Александрийский Евсе­вий Дори­лей­ский – 448 г. – еп. собор; Фла­виан Кон­стан­ти­ноп., св. Лев Вели­кий имп. св. Юсти­ни­ан, отцы собора св. Софро­ний Иеру­са­лим­ский, св. Мак­сим Испо­вед­ник, св. папа Мартин прп. Иоанн Дамас­кин, папы Гри­го­рий II, Гри­го­рий III
Поста­нов­ле­ния собора 1‑я часть Сим­во­ла Веры (1–7 чле­ны), празд­нов. Пас­хи, про­тив цели­ба­та, упразд. раск. Мелета 8–12 чл. Сим­во­ла Веры; о пре­иму­ще­стве Кон­стан­ти­но­поль­ско­го епископа “Боже­ское и чело­ве­че­ское есте­ства во Хри­сте соеди­не­ны нераз­дель­но и нес­ли­ян­но”. Низ­ло­же­ние Несто­рия. Запрет состав­ле­ния ново­го Симв. В одном лице Хри­ста два есте­ства – Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское – соеди­ни­лись нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, неразлучно Ана­фе­мат­ство­ва­ние Фео­до­ра Моп­су­эст­ско­го и Ори­ге­на, “Посла­ния” Ивы и неко­то­рых дру­гих мест из тво­ре­ний Фео­до­ри­та Кирского “Во Хри­сте два хоте­ния, две воли соеди­не­ны нераз­дель­но, неиз­мен­но, нераз­луч­но, нес­лит­но; Его чело­ве­че­ская воля под­чи­ня­ет­ся Божественной” “Честь, воз­да­ва­е­мая иконе, отно­сит­ся к ее пер­во­об­ра­зу, и покло­ня­ю­щий­ся иконе покло­ня­ет­ся ипо­ста­си изоб­ра­жен­но­го на ней”
Пра­ви­ла 20 7 8 30 22
Собы­тия после собора Гоне­ния имп. Кон­стан­ция (336–61) на свт. Афа­на­сия Алекс­др. и папу Ливе­рия. Юли­ан Отступ­ник (361–63). 358 г. – собор в Анки­ре – утвер­жде­ние Васи­ли­ем Анкир­ским и др. подо­босу­щия. Воз­ник­но­ве­ние апо­ли­на­ри­ан­ства (с 352 г.) 395 – раз­де­ле­ние Импе­рии на Запад­ную (имп. Гоно­рий) и Восточ­ную (имп. Арка­дий) части “Отступ­ни­че­ский собор” под нача­лом Иоан­на Антио­хий­ско­го; низ­ло­же­ние свт. Кирил­ла и Мем­но­на Ефес­ско­го. Прп. Дал­мат выхо­дит из затво­ра под­дер­жать пра­во­слав­ных в Кпле. Коз­ни вель­мо­жи Ири­нея; заклю­че­ние Кирил­ла, Мем­но­на и Несто­рия. Еп. сове­ща­ние в Халкидоне Имп. Васи­лиск (476–7) изда­ет энцик­ли­он с ана­фе­мой Собо­ра; имп. Зенон (477–91) изда­ет дву­смыс­лен­ный “Эно­ти­кон”; имп. Ана­ста­сий (491–518) вво­дит в Три­свя­тое “Рас­п­ный­ся за ны”. Оппо­зи­ция моно­фи­зи­тов в пале­стине, Егип­те, Антио­хии (монах Петр Гнафевс) 615 г. – оса­да Кон­стан­ти­но­по­ля персами 691 г. – при имп. Юсти­ни­ане II Труль­ский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Пред­се­да­тель – патр. Кпля Павел, все­го 213 отцов. Состав­ле­но 102 правила. 813–43 – вто­рой пери­од ико­но­бор­че­ства. 802 – низ­ло­же­ние Ири­ны. Ико­но­бор­цы имп. Лев Армя­нин (813–820), имп. Фео­фил (+842), патр. Иоанн Грамматик
Допол­не­ния 321 г. – собор в Алек­сан­дрии, отлу­чив­ший Ария. Пом. Собо­ры: 314 – Анкир., 315 – Неоке­сар., 340 – Ган­гр­ский., 341 – Антиох., 364 – Лаоди­кий­ский, 347 – Сардикийский Вопрос о Антио­хий­ской кафед­ре. Остав­ле­ние свт. Гри­го­ри­ем Бого­сло­вом Конст. кафед­ры. Помест­ные Собо­ры: 418 – Кар­фа­ген­ский, 394 – Константинопольский Несто­рий осуж­ден на помест­ном собо­ре в Риме 430 г. 12 ана­фе­ма­тиз­мов свт. Кирил­ла. 482 – Энотикон 449 г. – “раз­бой­ни­чий собор” в Ефе­се, пред­сед. – Дио­скор Алек­сан­дрий­ский; низ­ло­же­ние Фла­ви­а­на и Евсе­вия, ана­фе­мат­ство­ва­ние Ивы Эдес­ско­го; убий­ство Про­те­рия Алек­сандр., »Тимо­фей Эллур 544 г. – указ имп. с ана­фе­мой трех авто­ров. Спор о “трех гла­вах”. Про­тест Афри­кан­ских и Запад­ных епп. Согла­сие папы. Про­тест рим. диак. Русти­ка и Сева­сти­а­на. Собо­ры в Илли­ри­ке и Афри­ке про­тив ука­за и папы. 551 г. – новый указ Имп. Ирак­лий 638 г. – “Экфе­сис”, имп. Кон­станс II – “Типос”; 645 г.- пре-ние прп. Мак­си­ма с патр. Кпля Пир­ром; 648 г. – Лате­ран­ский собор – осу­дил моно­фе­лит­ство; 653 г. – арест папы Мар­ти­на, ссыл­ка его в Хер­со­нес, а прп. Мак­си­ма – во Фра­кию, затем – в Колхиду 754 г. – ико­но­бор­че­ский собор. Изгна­ние имп. Львом Исав­ря­ни­нов патр. Гер­ма­на и постав­ле­ние патр. ико­ноб. Ана­ста­сия. 727 г. – папа Гри­го­рий II созы­ва­ет собор в Риме про­тив иконоборцев

Автор таб­ли­цы свя­щен­ник Нико­лай Святченко
 

Вселенские Соборы, годы их проведения
и основное вероучительное значение

I 325 Сфор­му­ли­ро­вал Никей­ский Сим­вол веры, дав опре­де­ле­ние Боже­ствен­но­сти Сына Божьего
II 381 Дал опре­де­ле­ние боже­ствен­но­сти Свя­то­го Духа
III 431 Дал опре­де­ле­ние Иису­са Хри­ста как вопло­щен­но­го Сло­ва Божье­го, и Марии как Божьей Мате­ри. Седь­мым пра­ви­лом запре­тил изме­нять Никео-Царе­град­ский Сим­вол веры
IV 451 Дал опре­де­ле­ние Иису­са Хри­ста как Истин­но­го Бога и Истин­но­го чело­ве­ка в одном Лице
V 553 Еще раз под­твер­дил уче­ние о Свя­той Тро­и­це и об Иису­се Христе
VI 680 При­нял дог­мат “О двух волях и дей­стви­ях в Гос­по­де нашем Иису­се Христе”
VII 787 Про­воз­гла­сил ико­ну как истин­ное выра­же­ние хри­сти­ан­ской веры, при­няв дог­мат “О иконопочитании”

 

Даты памяти Вселенских Соборов

Наиме­но­ва­ние Все­лен­ско­го Собора Дата памя­ти переходящая
(нов. ст.)
Дата непо­движ­ная
(нов. ст.)
Память I В.С. (325) В седь­мую неде­лю по Пасхе.
Память II В.С. (381) 4 июня
Вос­по­ми­на­ние III В.С. (431) 22 сен­тяб­ря
Память свв. отцов IV В.С. (451) 29 июля
Память V В.С. (553) 7 авгу­ста
Вос­по­ми­на­ние VI В.С. (680–681) 5 фев­ра­ля
Память свв. отцов VII В.С. (787) Если 24 октяб­ря слу­чит­ся в буд­ний день, то память совер­ша­ет­ся в бли­жай­шее воскресенье. 24 октяб­ря
Память свв. отцов шести В.С. Вос­кре­се­нье, бли­жай­шее к 29 июля.
Память свв. отцов семи В.С. 31 мая

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

2 комментария

  • Laic, 12.05.2022

    Думаю, что при­сут­ствие свт. Нико­лая на 1‑м Все­лен­ском доста­точ­но спор­но и ошибочно.

    Ответить »
  • Оль­га, 23.03.2021

    Спа­си­бо боль­шое за доступ­ную инфор­ма­цию. Хра­ни вас Господь

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки