Распечатать

Вселенские Соборы

Собор I II III IV V VI VII
Год 325 381 431 451 553 680 787
Место Никея Констан­ти­но­поль Ефес Халки­дон Констан­ти­но­поль Констан­ти­но­поль Никея
Импера­тор св. Констан­тин Вел. Феодо­сий Вел. Феодо­сий Младший Марки­ан св. Юстини­ан Констан­тин Погонат Констан­тин и Ирина
Патри­арх св. Митро­фа­ний свт. Григо­рий; Некта­рий св. Кирилл Алексан­дрий­ский св. Анато­лий св. Евтихий св. Георгий св. Тарасий
Предсе­да­тель Евста­фий Антиох. Мелетий Ант; пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля пат­ри­арх КПля
Папа Сильвестр Дамас Целестин св. Лев Великий Вигилий Агафон Адриан
Членов собо­ра 318 150 200 630 165 170 367
Право­слав­ные участ­ни­ки Александр Ал-др., Осия Кордуб­ский, Евста­фий Антиох., Иаков Низибий­ский, свт. Спири­дон, свт. Николай Мелетий Антиох., пре­ем­ник Вас. Вел. по Кес. кафед­ре Элладий, Григо­рий Нис, Кирилл Иеруса­лим­ский, Григо­рий Богослов Мемнон Ефесский, епи­ско­пы Алексан­дрии, Иеруса­ли­ма, Палести­ны, Иллири­ка Анато­лий КП, Максим Антох., Ювена­лий Иерус, Фалла­сий Каппад, лега­ты епп. Пасха­зий и Луцен­ций, Феодо­рит Кирский Аполи­на­рий Алексан­дрий­ский, Домн Антио­хий­ский Макарий Антиох., пре­св. Петр и Феодор, пред­ста­ви­те­ли Алексан­дрий­ско­го и Иеруса­лим­ско­го пат­ри­ар­ха­тов св. Тарасий Констан­ти­но­поль­ский
Против кого Ария Македо­ния, Аполи­на­рия Несто­рия Евтихия и Диоско­ра "Трех глав" Монофе­ли­тов Иконо­бор­цев
Корни ере­си Непри­ми­ри­мость иудео-гно­сти­че­ско­го созна­ния с тай­ной Богово­пло­ще­ния Ариан­ство Сочине­ния Феодо­ра Мопсу­эт­ско­го и Диодо­ра Тарсий­ско­го Некото­рые места у свт. Кирил­ла, свт. Афана­сия Алексан­дрий­ских Некото­рые места у Феодо­ри­та Кирско­го, посла­ние Ивы Эдесско­го к марию Персу, тво­ре­ния Феодо­ра Мопсу­эст­ско­го Стрем­ле­ние имп. Ираклия посред­ством моно­фе­лит­ства достичь унии с моно­фи­зи­та­ми Иконо­бор­че­ские и пав­ли­ки­ан­ские взгля­ды имп. Льва Исавря­ни­на (717-741)
Ересь Омоусиос Сына с Отцом, "Сын Божий – про­из­ве­де­ние и тварь; было вре­мя, когда Сына не было; Сын изме­ня­ем по суще­ству" Аполи­на­рий: "Место чело­ве­че­ско­го духа во Христе заме­нил Божествен­ный Логос"
Македо­ний: "Св. Дух – тво­ре­ние"
"Дева Мария – Христо­ро­ди­ца". Вопрос соеди­не­ния естеств во Христе Слияние во Христе Божествен­ной и чело­ве­че­ской при­род с погло­ще­ни­ем послед­ней пер­вою; Евтих: "После Вопло­ще­ния покло­ня­юсь одно­му есте­ству Бога воче­ло­ве­чив­ше­го­ся" Проне­сто­ри­ан­ские взгля­ды; осуж­де­ние III Вс. собо­ра, хулы на свт. Кирил­ла Алексан­дрий­ско­го Во Христе одна воля и одно дей­ствие Божеское Иконо­по­чи­та­ние – идо­ло­слу­же­ние. Неопи­су­е­мость Христа.
Сторон­ни­ки ере­си­ар­ха Евсевий Никоми­дий­ский, Феона Марма­рик­ский, Секунд Птоле­ма­ид­ский   пре­св. Лампон, Иоанн Антио­хий­ский, пред­ста­ви­тель импе­ра­то­ра Канди­ди­ан министр Хриса­фий при дво­ре без­воль­но­го имп. Феодо­сия Факунд Герми­ан­ский (Африка) – "В защи­ту трех глав"; запад­ные и афри­кан­ские епи­ско­пы и пре­сви­те­ры имп. Ираклий, Кир Алексан­дрий­ский, пат­ри­ар­хи Кпля: Сергий, Пирр, Павел, Петр; папа Гонорий; Макарий Антио­хий­ский, монах Полихро­ний Констан­тин Копро­ним
Обличи­те­ли ере­си­ар­ха Александр Алексан­дрий­ский, Осия Кордуб­ский Мелетий Антио­хий­ский, Григо­рий Нисский Прокл Констан­ти­но­поль­ский, Евсевий Дорилей­ский; свт. Кирилл Алексан­дрий­ский Евсевий Дорилей­ский – 448г. – еп. собор; Флавиан Констан­ти­ноп., св. Лев Великий имп. св. Юстини­ан, отцы собо­ра св. Софро­ний Иеруса­лим­ский, св. Максим Исповед­ник, св. папа Мартин прп. Иоанн Дамас­кин, папы Григо­рий II, Григо­рий III
Поста­нов­ле­ния собо­ра 1-я часть Симво­ла Веры (1-7 чле­ны), празд­нов. Пасхи, про­тив цели­ба­та, упразд. раск. Мелета 8-12 чл. Симво­ла Веры; о пре­иму­ще­стве Констан­ти­но­поль­ско­го епи­ско­па "Божеское и чело­ве­че­ское есте­ства во Христе соеди­не­ны нераз­дель­но и нес­ли­ян­но". Низло­же­ние Несто­рия. Запрет состав­ле­ния ново­го Симв. В одном лице Христа два есте­ства – Божествен­ное и чело­ве­че­ское – соеди­ни­лись нес­лит­но, неиз­мен­но, нераз­дель­но, нераз­луч­но Анафе­мат­ство­ва­ние Феодо­ра Мопсу­эст­ско­го и Ориге­на, "Посла­ния" Ивы и неко­то­рых дру­гих мест из тво­ре­ний Феодо­ри­та Кирско­го "Во Христе два хоте­ния, две воли соеди­не­ны нераз­дель­но, неиз­мен­но, нераз­луч­но, нес­лит­но; Его чело­ве­че­ская воля под­чи­ня­ет­ся Божествен­ной" "Честь, воз­да­ва­е­мая иконе, отно­сит­ся к ее пер­во­об­ра­зу, и покло­ня­ю­щий­ся иконе покло­ня­ет­ся ипо­ста­си изо­бра­жен­но­го на ней"
Прави­ла 20 7 8 30     22
События после собо­ра Гонения имп. Констан­ция (336-61) на свт. Афана­сия Алексдр. и папу Ливерия. Юлиан Отступ­ник (361-63). 358г. – собор в Анкире – утвер­жде­ние Васили­ем Анкир­ским и др. подо­босу­щия. Возник­но­ве­ние апо­ли­на­ри­ан­ства (с 352г.) 395 – раз­де­ле­ние Империи на Запад­ную (имп. Гонорий) и Восточ­ную (имп. Аркадий) части "Отступ­ни­че­ский собор" под нача­лом Иоанна Антио­хий­ско­го; низ­ло­же­ние свт. Кирил­ла и Мемно­на Ефесско­го. Прп. Далмат выхо­дит из затво­ра под­дер­жать пра­во­слав­ных в Кпле. Козни вель­мо­жи Иринея; заклю­че­ние Кирил­ла, Мемно­на и Несто­рия. Еп. сове­ща­ние в Халки­доне Имп. Василиск (476-7) изда­ет энцик­ли­он с ана­фе­мой Собора; имп. Зенон (477-91) изда­ет дву­смыс­лен­ный "Эноти­кон"; имп. Анаста­сий (491-518) вво­дит в Трисвя­тое "Распный­ся за ны". Оппози­ция моно­фи­зи­тов в пале­стине, Египте, Антио­хии (монах Петр Гнафевс) 615г. – оса­да Констан­ти­но­по­ля пер­са­ми 691г. – при имп. Юстини­ане II Труль­ский (Пято-Шестой) Собор в Кпле. Предсе­да­тель – патр. Кпля Павел, все­го 213 отцов. Состав­ле­но 102 пра­ви­ла. 813-43 – вто­рой пери­од ико­но­бор­че­ства. 802 – низ­ло­же­ние Ирины. Иконо­бор­цы имп. Лев Армянин (813-820), имп. Феофил (+842), патр. Иоанн Грамма­тик
Допол­не­ния 321г. – собор в Алексан­дрии, отлу­чив­ший Ария. Пом. Соборы: 314 – Анкир., 315 – Неоке­сар., 340 – Гангр­ский., 341 – Антиох., 364 – Лаоди­кий­ский, 347 – Сарди­кий­ский Вопрос о Антио­хий­ской кафед­ре. Остав­ле­ние свт. Григо­ри­ем Богосло­вом Конст. кафед­ры. Помест­ные Соборы: 418 – Карфа­ген­ский, 394 – Констан­ти­но­поль­ский Несто­рий осуж­ден на помест­ном собо­ре в Риме 430г. 12 ана­фе­ма­тиз­мов свт. Кирил­ла. 482 – Эноти­кон 449г. – "раз­бой­ни­чий собор" в Ефесе, пред­сед. – Диоскор Алексан­дрий­ский; низ­ло­же­ние Флави­а­на и Евсевия, ана­фе­мат­ство­ва­ние Ивы Эдесско­го; убий­ство Проте­рия Александр., >>Тимофей Эллур 544г. – указ имп. с ана­фе­мой трех авто­ров. Спор о "трех гла­вах". Протест Африкан­ских и Запад­ных епп. Согла­сие папы. Протест рим. диак. Русти­ка и Севасти­а­на. Соборы в Иллири­ке и Африке про­тив ука­за и папы. 551г. – новый указ Имп. Ираклий 638г. – "Экфесис", имп. Констанс II – "Типос"; 645г.- пре-ние прп. Макси­ма с патр. Кпля Пирром; 648г. – Латеран­ский собор – осу­дил моно­фе­лит­ство; 653г. – арест папы Марти­на, ссыл­ка его в Херсо­нес, а прп. Макси­ма – во Фракию, затем – в Колхи­ду 754г. – ико­но­бор­че­ский собор. Изгна­ние имп. Львом Исавря­ни­нов патр. Герма­на и постав­ле­ние патр. ико­ноб. Анаста­сия. 727г. – папа Гонорий созы­ва­ет собо­ра в Риме про­тив иконоборцев

Автор таблицы священник Николай Святченко

 

Вселенские Соборы, годы их проведения и основное вероучительное значение

I 325 Сформулировал Никейский Символ веры, дав определение Божественности Сына Божьего
II 381 Дал определение божественности Святого Духа
III 431 Дал определение Иисуса Христа как воплощенного Слова Божьего, и Марии как Божьей Матери. Седьмым правилом запретил изменять Никейский Символ веры
IV 451 Дал определение Иисуса Христа как Истинного Бога и Истинного человека в одном Лице
V 553 Еще раз подтвердил учение о Святой Троице и об Иисусе Христе
VI 680 Принял догмат "О двух волях и действиях в Господе нашем Иисусе Христе"
VII 787 Провозгласил икону как истинное выражение христианской веры, приняв догмат "О иконопочитании"

 

Даты памяти Вселенских Соборов

На­име­но­ва­ние Вселенского Собора

Да­та па­мя­ти пе­ре­хо­дя­щая
(нов. ст.)

Да­та непо­движ­ная
(нов. ст.)

Па­мять I В.С. (325)

В седь­мую неде­лю по Па­схе.

 

Па­мять II В.С. (381)

 

4 июня

Вос­по­ми­на­ние III В.С. (431)

 

22 сен­тяб­ря

Па­мять свв. отцов IV В.С. (451)

 

29 июля

Па­мять V В.С. (553)

 

7 ав­гу­ста

Вос­по­ми­на­ние VI В.С. (680–681)

 

5 фев­ра­ля

Па­мять свв. отцов VII В.С. (787)

Ес­ли 24 ок­тяб­ря слу­чит­ся в будний день, то память со­вер­ша­ет­ся в бли­жай­шее вос­кре­се­нье.

24 ок­тяб­ря

Па­мять свв. отцов ше­сти В.С.

Воскресенье, бли­жай­шее к 29 июля.

 

Па­мять свв. отцов се­ми В.С.

 

31 мая

Рейтинг@Mail.ru