-
Дата создания: 1880-е гг.
-
Техника: фреска
-
Материал: темпера
-
В Библии: Ин. 11:38-44
Сюжет
Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом на четвертый день после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…» (Ин. 11:38-44).
Описание
Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.
Перед зрителем предстает сцена воскрешения Лазаря. Место действия разворачивающейся перед зрителем сцены – пещера. В подобных пещерах, по обычаю, хоронили умерших, предварительно умастив тело усопшего благовониями и туго обернув его погребальными пеленами. Мрачные стены представленной на картине пещеры создают контраст с ярко освещенной солнцем, ведущей вниз лестницей. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей произошедшего чуда, а в самом низу – в центре картины возвышается величественная фигура Христа-Спасителя, встречающего ожившего Лазаря. Неподвижность фигуры Иисуса Христа подчеркивается бурным движением двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Хорошо передано удивление и смятение старика, стоящего в глубине пещеры, но наиболее интересно решение фигуры самого Лазаря, выходящего из могилы. Зритель не видит его лица и догадывается о его движении только по складкам савана, окутывающего его с ног до головы.
История
Особое значение в творчестве братьев Сведомских – Павла и Александра занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. М. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. Темы, которые были предложены П. Сведомскому, – исторические, из земной жизни Христа. Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н.А. Прахов. Само приглашение на выполнение указанного заказа – свидетельство большого мастерства живописца.
Рекомендуемая литература
- Иисус Христос Азбука веры
- Чудо Азбука веры
- Толкования на Евангелие от Иоанна 11:38
- Тест: События Страстной Седмицы
- Лазарева суббота
- Праведный Ла́зарь Четверодневный, Кити́йский, друг Божий, епископ
- Воскрешение Лазаря и Воскресение Христово еп. Кассиан (Безобразов)
- Слово о четверодневном Лазаре свт. Иоанн Златоуст
- Воскрешение Лазаря митр. Иларион (Алфеев)
- Воскрешение Лазаря с его последствиями свт. Иннокентий Херсонский
- Лазарь — друг Христов
Комментировать