Воскрешение Лазаря

Воскрешение Лазаря
  • Дата создания: 1880-е гг.
  • Техника: фреска
  • Материал: темпера
  • В Библии: Ин. 11:38-44

Сюжет

Согласно Евангелию от Иоанна, житель Вифании Лазарь был воскрешен Иисусом Христом на четвертый день после смерти: «… То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший… Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет…» (Ин. 11:38-44).

Описание

Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве.

Перед зрителем предстает сцена воскрешения Лазаря. Место действия разворачивающейся перед зрителем сцены – пещера. В подобных пещерах, по обычаю, хоронили умерших, предварительно умастив тело усопшего благовониями и туго обернув его погребальными пеленами. Мрачные стены представленной на картине пещеры создают контраст с ярко освещенной солнцем, ведущей вниз лестницей. На лестнице стоят несколько удивленных свидетелей произошедшего чуда, а в самом низу – в центре картины возвышается величественная фигура Христа-Спасителя, встречающего ожившего Лазаря. Неподвижность фигуры Иисуса Христа подчеркивается бурным движением двух женских фигур. Одна из них пала ниц, другая, потрясенная и обрадованная, заламывает руки. Хорошо передано удивление и смятение старика, стоящего в глубине пещеры, но наиболее интересно решение фигуры самого Лазаря, выходящего из могилы. Зритель не видит его лица и догадывается о его движении только по складкам савана, окутывающего его с ног до головы.

История

Особое значение в творчестве братьев Сведомских – Павла и Александра занимают росписи в соборе св. Владимира в Киеве. В течение десяти лет, с 1886 по 1896 год, художники в Риме готовили эскизы, в Киеве работали вместе с М.В. Нестеровым, В.М. Васнецовым, М.А. Врубелем, В.А. Котарбинским. М. Нестеров вспоминал, что Киев в те годы «стал как бы центром художественной жизни России», работа эта вызывала живейший интерес у просвещенных людей. Темы, которые были предложены П. Сведомскому, – исторические, из земной жизни Христа. Росписи в соборе Святого Владимира в Киеве имеют особое значение в творчестве Павла Сведомского. На эту работу его вместе с братом пригласил искусствовед Н.А. Прахов. Само приглашение на выполнение указанного заказа – свидетельство большого мастерства живописца.

Рекомендуемая литература

Комментировать

1 Комментарий

  • aloks1@yandex.ru, 03.09.2024
    Важный момент работы заключается в том, что самого Лазаря художник показывает со спины, спрятанного с головы до ног в погребальные пелены — не решается показать то, что трудно представить: как выглядел человек после того, как чудо изменило естество, привычный ход событий, и плоть, которая стала уже разлагаться — стала снова живым человеком.
    Кстати, в отличии традиционной иконографии, которую мы часто видим на иконах и в росписях, здесь нет такой реалистической детали, как жесты свидетелей произошедшего, которые прикрывают свои носы по вполне понятным причинам, которые указываются в Евангелии. Художнику важна не эта реалистическая деталь, а эмоциональная реакция окружающих на чудо, которое совершил Спаситель.
    Сверху, оттуда, откуда все пришли — свет, здесь, во гробе — темнота, в работе акцентирован этот момент, что Христос именно спустился, сошел к Лазарю, чтобы воскресить его, как потом он спустится во ад, чтобы победить его, победить смерть.
    Ответить »