Чудо

См. раздел ЧТО ТАКОЕ ЧУДО

***

Чу́до – сверхъ­есте­ствен­ное собы­тие, дей­ствие, явле­ние, нару­ша­ю­щее «законы при­роды» и не под­да­ю­ще­еся раци­о­наль­ному объ­яс­не­нию. Истин­ные совер­ша­ются боже­ствен­ной бла­го­да­тью (при её содей­ствии). Ложные чудеса явля­ются след­ствием обмана, дей­ствий падших духов.

***

Воз­можны ли чудеса в наше время?

Чудеса воз­можны всегда, в любое время, в любом месте. Более того, в Еван­ге­лии гово­рится о том, что в конце времен  «вос­ста­нут лжехри­сты и лже­про­роки и дадут вели­кие зна­ме­ния и чудеса, чтобы пре­льстить, если воз­можно, и избран­ных» (Мф.24:24).

Как отно­ситься к чуде­сам?

К чуде­сам сле­дует отно­ситься осто­рожно, даже в самых, на первый взгляд, убе­ди­тель­ных слу­чаях. Дове­рие к про­ри­ца­те­лям, магам, цели­те­лям и прочим кудес­ни­кам осуж­да­лось еще в Ветхом Завете (Втор.18:10–14). Святые подвиж­ники Церкви сове­то­вали оста­ваться к чуде­сам ней­траль­ным, рав­но­душ­ным (по край­ней мере какое-то время, пока не рас­по­зна­ешь источ­ник про­ис­хож­де­ния этого чуда, напри­мер, при помощи духовно зрелых подвиж­ни­ков), не хулить и не при­ни­мать те или иные чудес­ные явле­ния, чтобы за чудо Божие не при­нять бесов­ское дей­ствие, кото­рое может при­не­сти чело­веку боль­шой вред.

Разве бесов­ские силы могут являть чудеса?

Иногда «сам сатана при­ни­мает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Как ангел, пусть даже и падший, он обла­дает опре­де­лен­ным могу­ще­ством и спо­со­бен тво­рить такие дела (при попу­ще­нии или бла­го­во­ле­нии Божьем), кото­рые могут быть оце­нены чело­ве­ком как чудо. Поэтому бывают и чудеса, совер­ша­е­мые силой диа­вола с целью обо­льще­ния чело­века для даль­ней­шей его, чело­века, поги­бели (2Фес.2:9). Свя­щен­ное Писа­ние при­во­дит многие при­меры того, как бесов­ские силы творят чудеса (напри­мер, Исх.7:10–12), еще больше в Библии гово­рится о чуде­сах, кото­рые диавол совер­шит во время при­ше­ствия анти­хри­ста (напри­мер, Откр.13:11–14).

Как отли­чить истин­ное чудо от лож­ного?

Отли­чить чудо Божие от бесов­ского нава­жде­ния можно «по плодам» (Мф.7:20). Истин­ное чудо  не только, а нередко и не столько «потря­сает», «пора­жает» своим эффек­том или гран­ди­оз­ным раз­ма­хом (а зача­стую и вовсе не потря­сает и не пора­жает), сколько вызы­вает бла­го­го­вей­ный трепет перед Созда­те­лем, пока­я­ние, тихую радость, дает душе мир и покой. Чудо Божие про­из­во­дит благой резуль­тат. Нередко встреча с чудом (напри­мер, с чудес­ным исце­ле­нием от «неиз­ле­чи­мой» болезни) побуж­дает чело­века кар­ди­нально изме­нить свою жизнь, воцер­ко­виться. А о пре­ле­сти, обо­льща­ю­щем «чуде» Отцы Церкви гово­рят, что они вызы­вают воз­буж­де­ние, бес­по­кой­ство, тре­вогу, неустой­чи­вое состо­я­ние духа. Чело­век пре­льщен­ный ищет новых чудес для каких-то своих целей (Мф.12:39), ста­но­вится гордым, пре­воз­но­сится над осталь­ными.

Стоит ли спе­ци­ально искать чудес, про­сить Бога явить чудо?

Стрем­ле­ние к чуде­сам и зна­ме­ниям пори­цал Иисус Хри­стос (Мф.12:38–39). Самая верная, трез­вая пози­ция – это не про­сить Бога о чуде и не искать чуда ради зре­лища (хотя Свя­щен­ное Писа­ние знает при­меры част­ных просьб  о совер­ше­нии чудес, кото­рые были удо­вле­тво­рены Богом (Суд.6:36–40)) Стрем­ле­ние к чуду может быть при­зна­ком нездо­ро­вья души, неве­рия в Бога и Его добрую волю по отно­ше­нию к нам. Этим может охотно вос­поль­зо­ваться лука­вый, чтобы пре­льстить неопыт­ную душу и полу­чить доступ к сердцу ищу­щего чудес чело­века.

Кто больше всего под­вер­жен опас­но­сти пре­льще­ния ложным чудом?

Самую легкую добычу диа­вола состав­ляют люди, чье сердце обра­щено к вре­мен­ному и зем­ному. От рели­гии они ищут только того, что имеет цен­ность в их прак­ти­че­ских нуждах (про­зор­ли­вость, пред­ска­за­ния, исце­ле­ния и т. д.), и бесов­ские чудеса во многом направ­лены на то, чтобы удо­вле­тво­рить этот спрос.

Суще­ствуют ли чудеса за пре­де­лами Церкви?

За пре­де­лами Церкви могут суще­ство­вать: а) ложные сооб­ще­ния о чуде­сах; б) под­лин­ные про­яв­ле­ния мило­сти Божьей к людям, кото­рые имеют о Нем оши­боч­ные пред­став­ле­ния; в) обман со сто­роны падших духов.

***

Чудо не обя­за­тельно совер­ша­ется Богом сверхъ­есте­ствен­ным, без уча­стия чело­века, обра­зом

Многие чудеса Гос­подь совер­шает через людей, кото­рые могут и не дога­ды­ваться, что их дей­ствия впле­тены в мас­штаб­ный Божий про­мысл. В каче­стве при­мера можно при­ве­сти такую исто­рию. Одна­жды в Швеции про­изо­шел такой случай (о нем было рас­ска­зано в реа­лити-шоу по теле­ви­де­нию). Один чело­век рас­ска­зы­вал, из-за чего его мучает совесть: «Когда я был малень­ким, мы с другом решили запу­стить хомяка на пара­шюте с бал­кона высот­ного дома. Мы сма­сте­рили кор­зину, пара­шют, поса­дили в кор­зину хомяка и отпу­стили. Но слу­чи­лось непред­ви­ден­ное. Порыв ветра под­хва­тил наш пара­шют и унес куда-то далеко. Я до сих пор не могу забыть об этом. Как я мог так посту­пить..?»

Вдруг в студии раз­дался теле­фон­ный звонок. Зво­нив­шая спро­сила: «Это про­изо­шло в таком-то году?» Муж­чина отве­тил утвер­ди­тельно. «Летом, когда был празд­ник города Сток­гольма?» «Да, да, да», – зато­ро­пился муж­чина. «Я знаю, что стало с вашим хомя­ком». «Что с ним стало?» – не мог пове­рить удив­лен­ный гость студии.

«Моя дочь долго про­сила у меня хомяка, — про­дол­жала жен­щина. – Я ей одна­жды отве­тила: даже не проси. У нас хомяк появится, только если сам Бог даст тебе его». Девочка по-детски под­няла руки к небу и ска­зала: «Папа-Бог, дай мне хомяка!» И мы пошли в город на празд­ник. Вдруг моя дочь гово­рит: «Мамочка, мне кажется, Бог отве­тил на молитву! Смотри!». И прямо с неба на пара­шюте ей в руки опу­стился хомя­чок в кор­зинке.

***

Чудеса про­ти­во­ре­чат не при­роде, а извест­ной нам при­роде.
Авре­лий Авгу­стин

Не надо ждать или искать чудес. Есть только одно чудо, кото­рое всегда с нами. Это Боже­ствен­ная Литур­гия.
Оптин­ский старец Нек­та­рий

Чудо само по себе не явля­ется кри­те­рием истины. И еги­пет­ские маги тво­рили чудеса. И анти­христ будет вели­кие чудеса тво­рить. Но вос­кре­сить может только Бог. Всякое чудо­тво­ре­ние Христа имело духов­ную подо­плеку, нико­гда оно не ста­вило целью пора­зить окру­жа­ю­щих. Богу угодны не пора­жен­ные чудом, а спо­соб­ные сами тво­рить чудеса, глав­ное из кото­рых – жерт­вен­ная любовь, пре­об­ра­же­ние зла в добро. Любовь – это норма, кото­рая в совре­мен­ном мире стала чудом. Ника­кое чудо не может пере­ло­мит сво­бод­ной воли людей. Иуда 3 года нахо­дился рядом со Хри­стом, т. е. в иде­аль­ных для веру­ю­щего усло­виях, и все равно закон­чил пре­да­тель­ством и само­убий­ством. Из десяти про­ка­жен­ных только один вра­зу­мился. В нашем пони­ма­нии чудо – это то, что пре­вос­хо­дит законы при­роды. Но мы живем в падшем мире. И ученые ста­ра­тельно изу­чают падший мир.
Бла­жен­ный Авгу­стин удив­лялся, что мы счи­таем чудом при­умно­же­ние Хри­стом хлебов, но не счи­таем чудом само про­из­рас­та­ние хлеба. Для веру­ю­щего нет ничего уди­ви­тель­ного в при­сут­ствии в мире Творца. Чудо как необъ­яс­ни­мое нару­ше­ние зако­нов при­роды, скорее, из лек­си­кона ате­и­стов. Бог – дели­кат­ней­ший педа­гог, Он не наси­лует чудом волю чело­века.
Из книги «О том, чего “не может быть”. Раз­го­вор о чуде в нашей жизни»

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки