-
Дата создания: 1890-е гг.
-
Техника: масло
-
Материал: картон
Сюжет
Митрополит Московский и всея Руси Филипп II (1507-1569), из рода бояр Колычевых. В 1537 г. он покинул Москву и некоторое время укрывался от мира близ Онежского озера, добывая себе пропитание пастушеским трудом. Некоторое время спустя будущий митрополит ушел в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг и новое имя: Филипп. Во второй половине 1540-х гг. он был посвящен в чин игумена этой обители. Годы его игуменства были отмечены расцветом монастыря и масштабным строительством.
В 1566 г. св. Филипп был возведен на кафедру митрополита Московского. В бытность митрополитом, он неоднократно выступал против злоупотреблений, совершаемых царем. Однажды, в Неделю Крестопоклонную, когда царь вместе с опричниками вошел в Успенский собор, свт. Филипп отказался его благословить и стал порицать творимые опричниками беззакония. Все это, конечно же, не нравилось грозному и своенравному царю. В результате митрополит был осужден заочным судом. 8 ноября 1568 г. он был схвачен во время службы в Успенском соборе. Тут же с него было сорвано архиерейское облачение, и он был взят под стражу. Какое-то время святителя томили в подвалах московских монастырей, после чего он был помещен в Тверской Отроч монастырь. Здесь 23 декабря 1569 г. он был задушен, приняв мученическую смерть.
.
Описание
Святитель представлен в архиерейском облачении из темно-зеленого бархата с золотыми вставками, в митре c меховой опушкой и парчовом омофоре. В правой руке, поднятой вверх, он держит деревянный крест, а в левой – Евангелие в драгоценном окладе. Лик митрополита Филиппа строг. На заднем плане представлен типичный среднерусский пейзаж с остроконечными верхушками зеленых елей, желтеющей листвой берез и кленов, возвышающихся над пологим берегом реки. Замерла в каком-то тревожном ожидании река. В зеркальной глади ее отражается осеннее небо, затянутое сизыми облаками.
В облике митрополита художник передает тревожное ожидание, готовность к жертвенному подвигу, предчувствие грядущих трагических событий. Эскиз написан широкими мазками, в сдержанной цветовой гамме, где преобладают коричневый, зеленый, серые цвета. Мастер стремился ориентироваться на иконописные образцы, но сам набросок написан в свободной манере, в которой чувствуются черты нового направления в искусстве – стиля модерн с повышенной эмоциональной выразительностью, стремлением синтезировать черты древнерусского искусства с принципами академической живописи.
История
Котарбинский, Вильгельм Александрович, живописец, родился в 1851 г. в Петроковской губернии. В возрасте двадцати лет уехал в Рим, окончив академию Святого Луки. В Италии писал картины на античные сюжеты. Из Италии был приглашен в Киев для работы во Владимирском соборе, где исполнил ряд религиозных композиций один и в сотрудничестве с П. Сведомским.
Рекомендуемая литература
- Митрополит Азбука веры
- Святитель Филипп II (Колычев), митрополит Московский и всея Руси
- Тест: Разделения митрополий
- Житие митрополита Филиппа под. ред. Д.С. Лихачева
- Жизнь святого Φилиппа, митрополита Московского и всея России архиеп. Леонид (Краснопевков)
- Царь
Комментировать