Скрыть
Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

Прочие

Никифор (Бажанов), архим. (†1895)

Иеремия пророк 

Иеремия пророк (Иер.1:1, Мф.2:17,16:14 и др.) – второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа.

Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии, ц. иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большей частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе, так как в XI гл. его книги (ст. 21) говорится о мужах Анафофа как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм, несомненно, был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия.

Впрочем, и помимо сего он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (II, III, IV, V, VI). С раннего утра (Иер.25:3) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет (Иер.17:15).

Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1,2); ему казалось, что все сторожат за ним, не споткнется ли он, он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? (Иер.20:7).

Смерть благочестивого царя Иосии, несомненно, была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песне плачевной, говорит свящ. писатель кн. Паралипоменон (2Пар.35:25).

О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, пророк Иеремия отзывается с особенной нежностью и участием. Не плачьте об умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (т. е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей (Иер.22:10,11).

С особенной живостью пророк Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607–597 до Р.Х.). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26: 6).

С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим и окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему, и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (гл. XXVI).

В другое время, когда по повелению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (Иер.36:1-9), Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сжигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (Иер.36:26).

После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (Иер.36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то, быть может, при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Доме Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалиме, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки ц. вавилонского, который отведет их в Вавилон и поразит мечом (Иер.20).

Пророчество исполнилось с поразительной точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждой на скорое окончание его бедствий.

Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания, иначе переименованный Седекиею (597–586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастью своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменой царю вавилонскому и присоединился к союзу царей моавитского, идумейского и др. Для нагляднейшего вразумления его пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекией в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на вые Иеремии (Иер.28:10) и предсказавший падение халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3), был обличен Иеремией во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим, и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: нет ли слова от Господа? ответил: ты будешь предан в руки царя Вавилонского (Иер.37:17), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный эфиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех.

С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремией, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по-прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен, и царь со всем семейством останется в безопасности.

К несчастью, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы халдеи не выдали его иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19). Печальные последствия сказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в сирийский город Риалу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении.

По взятии и разрушении Иерусалима и переселении иудеев в Вавилон, в 586 г. до Р. Х., Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал пророку Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем, он недолго оставался здесь.

По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из Свящ. Писания более ничего не известно.

Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в г. Тафнисе был побит от иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают египтяне. По словам александрийской летописи, над могилой его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицей Еленой.

В апокрифической II Мак. книге мы видим пророка Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, пророк Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (2Мак.2:1-8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (2Мак.1:19-36), и что Иеремия, во время переселения иудеев, приказал и переселяемым взять с собой от огня храма (2Мак.2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славой, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (2Мак.15:13-16).

Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию или одного из пророков (Мф.16:14). Память пророка Иеремии празднуется Прав. Церковью 1 мая.

Библейская энциклопедия 1891г

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

«Было также в писании…», τή γραφή — не в писании по преимуществу (каноническом, священном), а в вышеупомянутом — απογραφαίς. — «Повелел скинии и ковчегу следовать за ним…» Более ясно это «последование» скинии и ковчега представляет Syncellus: 'Ιερεμίας προσέταξε τοίς ιερεύσιν άραι τήν θείαν κιβωτόν καί τήν σκηνήν καί ακολουθήσα αύτω (р. 409 ed. Bonn.), т. е. «Иеремия повелел священникам поднять божественный кивот и скинию и следовать за ним». Некоторый намек на такого именно рода следование скинии в данном месте можно находить в упоминании «сопутствовавших» Иеремии (6 ст.), которые и могли быть носильщиками священных частей скинии. — «Наследие Божие», — κληρονομία, т. е. святая земля, данная Богом Своему народу в обладание, удел. Гора, с которой Моисею было показано это «наследие Божие», — есть Нево (Втор XXXIV:1).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible